География "цветных" революций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Данная работа отображает понятие о «цветных» революциях,раскрывает их географию,влияние США и Российской Федерации на них с точки зрения геополитики.
Цель: Рассмотреть географию «цветных» революций с точки зрения геополитики.
Актуальность: Данная тема очень обсуждаема и изучаема в наше время,в политических и геополитических кругах,так как сейчас на Ближнем Востоке происходят называемые «цветные»революции, не так давно они проходили в Киргизии, Украине, Грузии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………4
Глава 1. Понятие «Цветная» революция,её характеристика………6
1.1.Понятие «Цветная»революция…………………………...6
1.2.Характерные черты «цветной» революции……………...7
Глава 2.Хронология «цветных» революций………………………...9
2.1. 1987г. — первая Жасминовая революция в Тунисе…….9
2.2. 1989г. — Бархатная революция в Чехословакии и аналогичные ей
"бархатные революции" в других странах Восточной Европы……9
2.3. 2003г. — Революция роз в Грузии………………………13
2.4. 2004г. — Оранжевая революция на Украине…………..15
2.5. 2005г. — Тюльпановая революция (или Лимонная, Дынная) в
Киргизии………………………………………………………………21
2.6. 2005г. — Революция кедров в Ливане…………………...24
2.7. 2006г. — Попытка Васильковой революции в Белоруссии.26
2.8. 2008г. — Попытка цветной революции в Армении……….27
2.9. 2009г. — Цветная революция в Молдавии, приведшая компартию к
потере большинства в парламенте………………………………………29
2.10. 2010г. — Вторая Дынная революция - вторая Киргизская революция (Народная Революция в Киргизии 2010 года)……………..30
Глава 3.Влияние США и Российской Федерации на «цветные»революции с точки зрения геополтики…………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………...40
Список литературы………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 274.31 Кб (Скачать файл)

                                                          31

примитивные средства в виде палок и камней. Попытки спецназа вернуть контроль над ситуацией  не имели успеха. Протестующие также попытались захватить здание областного УВД. Оппозиция объявила об избрании «альтернативного губернатора» Шералы Абдылдаева, а его заместителем — представительницы оппозиционной партии «Ата-Мекен» («Отечество») Койсун Курманалиеву. 7 апреля волнения охватили Нарын и Бишкек, причём в столице оппозиционерам удалось захватить телецентр и выйти в эфир. В связи с беспорядками возбуждено уголовное дело, лидеры оппозиции задержаны. Несмотря на это, беспорядки продолжились. В Бишкеке в столкновениях у здания правительства по приказу Президента Курманбека Бакиева и его брата Жаныша Бакиева были убиты 84 мирных человека и ранены более 1500 митингующих. Президент Киргизии Курманбек Бакиев подписал указ о введении в стране режима чрезвычайного положения и введении в Бишкеке комендантского часа. В ночь на 7 апреля посланный в Талас министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев был захвачен оппозиционерами и избит. Появлялись слухи о его линчевании толпой или смерти от полученных ранений по дороге в больницу. Оппозиция эти слухи опровергает. Позже было получено подтверждение о том, что М.Конгантиев находится на территории Киргизии и готов предстать перед судом. В ночь на 8 апреля по столице прокатилась волна мародёрств. В Бишкеке разграблены крупные торговые центры, принадлежащие турецким бизнесменам — Vefa, а также китайским бизнесменам — Гоин. Кроме того, разграблены торговые центры — Караван, Дордой Плаза, сеть супермаркетов «Народный», «7 Дней» и ряд других магазинов, расположенных как в центре города, так и на его окраинах. По свидетельству очевидцев, арендаторы в виде вооружённых кордонов защищают крупнейший магазин столицы ЦУМ, крупнейший в Центральной Азии рынок «Дордой». Есть сообщение, что сожжён дом, где проживал Максим Бакиев. В микрорайоне № 10 идёт разгром АЗС «БНК». Это сеть заправочных станций, принадлежащих Максиму Бакиеву.

                                                          32

19 апреля появилась информация  о протестах милиционеров, которые  добились отставки временного  министра. Одновременно в Киргизии начался передел собственности и вспыхнули межнациональные столкновения в сёлах вблизи Бишкека (нападения на дома русских и турок-месхетинцев). В ходе беспорядков пострадали как минимум 15 человек, один из них скончался в больнице от огнестрельных ранений. В результате массовых протестов ряд должностных лиц, назначенных новым правительством, вынуждены были подать в отставку, в частности мэр Таласа и министр врутренних дел. 21 апреля Курманбек Бакиев, перебравшийся в Минск, отрёкся от своей отставки, объявив новую власть преступной. 27 июня 2010 года в Киргизии прошёл референдум по новой конституции страны. Её одобрили 90,57 % проголосовавших. Киргизия стала парламентской республикой, в ней ликвидирован Конституционный суд, а глава временного правительства Роза Отунбаева стала президентом переходного периода до 31 декабря 2011 года. При этом она не будет иметь право занимать должность президента после окончания этого срока. На 10 октября 2010 года были назначены выборы в парламент. Референдум состоялся несмотря на то, что многие в стране призывали его отложить в связи с происшедшим на юге Киргизии межнациональным конфликтом.2 июля 2010 года Центризбирком прекратил полномочия депутатов прежнего парламента республики. 8 апреля по приказу Президента России Дмитрия Медведева в Киргизию были направлены две роты российских десантников для защиты авиабазы Кант и семей российских военнослужащих. По сообщению пресс-секретаря президента России Дмитрия Медведева ситуация в Киргизии свидетельствует о крайнем возмущении действующей властью со стороны народа. С критикой свергнутой власти выступил и премьер-министр России Владимир Путин. Чуть позднее Путин в разговоре с Розой Отунбаевой, возглавившей «правительство народного доверия Киргизии», объявил, что Россия готова

                                                          33

оказать материальную помощь Киргизии ввиду «особого характера отношений» между странами. Наблюдатели полагают, что поддержка Россией Временного правительства обусловлена недовольством российского руководства поведением Курманбека Бакиева, который оставил в Киргизии военную базу США, несмотря на обещание избавиться от неё в обмен на российский кредит в размере 1.7 миллиардов долларов США. Впервые после развала СССР Россия недвусмысленно поддержала пришедшую к власти оппозицию, тем самым изменив своё прежнее негативное отношение к любым революционным проявлениям на постсоветском пространстве.12 апреля 2010 года заместитель главы Временного правительства Алмазбек Атамбаев провёл пресс-конференцию по итогам своей поездки в Москву. Он сказал, что Россия выделит Кыргызстану безвозмездный грант в размере более 150 миллионов долларов США и обеспечит бесперебойную поставку горюче-смазочных материалов.Однако пресс-секретарь премьер-министра России Владимира Путина Дмитрий Песков 13 апреля сообщил, что Путин не встречался с Атамбаевым и никакой помощи ему не обещал. Разговор о помощи шёл, по словам Пескова, в телефонном разговоре Путина и Отунбаевой, но и там речь шла только о гуманитарной помощи, поскольку Путин, по словам Пескова, не поддерживает ни одну из сторон конфликта. Песков сказал: «Можно сказать, что он (Атамбаев) выдаёт желаемое за действительное». Тем не менее, 14 апреля вице-премьер — министр финансов России Алексей Кудрин на совещании у премьер-министра России Владимира Путина сообщил, что Россия предоставляет Киргизии грант 20 миллионов долларов и льготный кредит 30 миллионов долларов по линии Россельхозбанка. В.Путин заявил на совещании правительства, что всё происходящее в Киргизии — «это внутреннее дело самой Киргизии», но ситуация в республике сейчас критическая, и при необходимости Россия увеличит объём помощи. Путин рассказал российскому правительству, сославшись на заявления руководства временного правительства

                                                          34

Кыргызстана, что там «казна пустая», и что «прежнее руководство  страны всё разворовало». «Это, конечно, не нам судить, — заметил В.Путин. — Но с учётом того, что у нас  всегда были особые отношения с киргизским народом, в безусловно трудную для Кыргызстана минуту мы наших друзей в Кыргызстане поддержали». Путин поручил правительству и дальше поддерживать связь с временным правительством Кыргызстана, чтобы «оперативно принимать решения вместе с коллегами по поводу их потребностей». В мае 2010 года в Киргизии стали распространяться слухи о возможном введении «внешнего управления» или протектората, которое могут установить Россия и Казахстан. Поводом для таких слухов стало назначение президентами России и Казахстана специальных представителей по ситуации в Киргизии. По мнению представителя киргизского аналитического центра «Полис Азия» Эльмиры Ногойбаевой, в средствах массовой информации Казахстана и России идёт целенаправленная дискредитация имиджа Кыргызстана с целью «спроецировать в Кыргызстане модель авторитарного режима», подобную тем, которые существуют в самих этих странах. 9 апреля представитель Еврокомиссии Майя Косьянчич заявила, что речь о признании ЕС новых властей Киргизии пока не идёт и Евросоюз, в первую очередь, намерен «следить за развитием ситуации». Ранее верховный представитель Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон поручила спецпредставителю ЕС по Центральной Азии Пьеру Морелю прибыть в субботу, 10 апреля, в Бишкек с целью «оценки ситуации после последних беспорядков, и определения путей, по которым ЕС в сотрудничестве с международными партнёрами сможет облегчить достижение мирного, достигнутого на переговорах, урегулирования кризиса». 12 апреля посольство США в Кыргызстане распространило сообщение, в котором говорится, что утром 12 апреля посол США Татиана Гфэллэр встретилась с главой временного правительства Розой Отунбаевой, чтобы выразить свои соболезнования ей и всем

                                                          35

гражданам Кыргызстана, потерявшим близких или пострадавшим во время  событий последних дней. В сообщении  было сказано: «Посол Гфэллэр и г-жа Отунбаева обсудили также вопросы, касающиеся предстоящего визита помощника Государственного секретаря США Роберта Блейка в Кыргызстан. Посол Гфэллэр ещё раз подтвердила готовность правительства США продолжать предоставлять Кыргызстану гуманитарную помощь и оказывать поддержку демократическому развитию страны». Было также заявлено, что «посольство США не имеет планов по предоставлению убежища г-ну Бакиеву или оказанию ему помощи в отъезде из Кыргызстана. Все сообщения с противоположным содержанием абсолютно не соответствуют действительности». 20 апреля 2010 года президент Белоруссии Лукашенко заявил, что не считает конституционным произошедший переворот и предоставляет убежище семье президента Бакиева, в составе его самого, его жены и двоих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          36

Глава 3.Влияние  США и Российской Федерации на «цветные» революции с точки зрения геополитики

    На протяжении последних нескольких лет между Москвой и Вашингтоном обострились противоречия, связанные с так называемыми «цветными революциями» на постсоветском пространстве. Если Соединенные Штаты оказали решительную поддержку «смене режимов» в бывших союзных республиках, то в России увидели в этих событиях еще одно свидетельство враждебности США и Запада. По моему мнениию, «цветные революции» неспособны привести к формированию устойчивых демократических режимов в новых независимых государствах, ибо их новый правящий класс, национальная буржуазия, заинтересован не столько в установлении либеральной демократии и обеспечении прав человека, сколько в правовом порядке и защите национального суверенитета. Необходимость обеспечения самостоятельности и национальной независимости сближает такие евроазиатские страны, как Китай, Россия, центральноазиатские государства. О том, что революционные события на постсоветском пространстве стали реальной угрозой для Москвы, сказано и написано немало. Кто-то со злорадством, а кто-то – с тревогой говорит о том, что у Запада, наконец, появилось сильнодействующее средство подрыва российского влияния в «ближнем зарубежье» – средство, которому российской стороне фактически нечего противопоставить. «В данный момент, после успешной операции на Украине, геополитические стратеги в США считают возможным нанести непоправимый ущерб государственности РФ… – с тревогой пишут в своей книге «На пороге «оранжевой» революции» группа авторов патриотической ориентации С. Кара-Мурза, А. Александров, М. Мурашкин, С. Телегин. – Главный вывод для РФ из «оранжевых революций» в Сербии, Грузии и на Украине состоит в следующем: преодолеть операцию Запада по смене типа государственности России, по превращению ее в полностью контролируемого вассала с внешней легитимацией его власти и «новым народом», нынешняя власть («режим Путина») не в состоянии» (21). (c. 15) С другой стороны, придерживающийся либерально-прозападных взглядов Д. Фурман с удовлетворением констатирует: «Волна цветных революций остановилась, пройдя по наиболее развитым обществам и сметя наиболее слабые режимы управляемой демократии, но вопрос о падении остальных режимов этого типа – лишь вопрос времени. Мы обречены на неудачи, поскольку пытаемся сдерживать

                                                          37                                                       

неумолимые и необратимые  процессы. И мы не можем не пытаться их сдерживать, ибо это стремление вытекает из нашей природы» (13).

     В какой мере оправданны эти опасения? С одной стороны, у России на Западе действительно много «доброжелателей», и можно привести целый монблан цитат из их трудов, в которых говорится о желательности не только международной изоляции, но и полной ликвидации России. Как отметил сотрудник американского консервативного исследовательского центра «Херитидж фаундейшн» А. Коэн: «…Кое-кто в США все еще смотрит на Россию как на прирожденную империю зла, несмотря на неоднократные заявления ее лидеров о том, что Россия не заинтересована в воссоздании Советского Союза и не имеет для того ни силы, ни финансов, ни причин. В некоторых кругах можно услышать заявления в том роде, что "мы так любим Россию, что желали бы видеть несколько Россий". Они мечтают о распаде России на несколько регионов…» (25). С другой стороны, можно привести необъятное море заявлений иного рода, которые должны свидетельствовать об отсутствии у американских официальных кругов последовательной политики расчленения и ослабления нашей страны – как в силу нежелательности, так и по причине нереалистичности такой политики. Ни в одном официальном американском документе по внешней политике никогда не говорилось ни о «санитарном кордоне» вокруг России, ни о дезинтеграции Российской Федерации как о целях американской политики на российском направлении. Так, в президентской директиве «Стратегия национальной безопасности для нового столетия», утвержденной Б. Клинтоном в мае 1997 г. (СНБ–1997), говорилось буквально следующее: «Жизненно важные интересы Соединенных Штатов заключаются в эволюции России, Украины и других новых независимых государств в направлении создания стабильных, современных демократий, мирных и процветающих, интегрированных в мировое сообщество» [26]. В принятой девять лет спустя, в марте 2006 г., новой американской «Стратегии национальной безопасности» (СНБ–2006), в свою очередь, подчеркивалось: «Соединенные Штаты стремятся к сотрудничеству с Россией по стратегическим проблемам, представляющим общий интерес, и в урегулировании проблем, по которым мы расходимся. По причинам, связанным с ее географическим положением и мощью, Россия имеет огромное влияние не только в Европе и соседствующих с ней областях, но и во многих регионах, где сосредоточены наши жизненно важные интересы: Большой Ближний Восток, Южная и Центральная Азия и Восточная Азия» (27). (c. 16)

                                                  38

Тем не менее проблема «цветных революций» в российско-американских отношениях сохраняется. За последние  несколько лет произошла смена правящих режимов в некоторых новых независимых государствах, причем на режимы еще более антироссийские и откровенно проамериканские. Есть все основания полагать, что произошло это не без активного американского участия, о чем подробнее будет сказано ниже.

(Рис. 5) Государства в которых  на «цветные» революции значительно  повлияли США и Российская  Федерация 

В Соединенных Штатах в  настоящее время господствует та точка зрения, что истинное стратегическое партнерство возникает лишь на основе общего видения и единой системы  ценностей, тогда как у Вашингтона и Москвы такой системы нет, –  более того, различие в базовых  ценностях за последние годы увеличилось. Владимира Путина в США больше не считают демократом в западном понимании этого слова (20). Вашингтон уверен, что по мере роста «авторитаризма» в России между двумя странами неизбежно возникнут трения. Действия Кремля начнут рано или поздно вступать в конфликт с интересами Америки и ее союзников – в том числе и в так называемом «ближнем зарубежье». Москва обеспокоена американским проникновением в те регионы, которые рассматриваются российской элитой как традиционные зоны жизненно важных интересов России; Вашингтон, в свою очередь, видит в наметившейся в последние годы тенденции к расширению российского присутствия в «ближнем зарубежье» свидетельство того, что «империя наносит ответный удар». Экономический подъем в России и в большинстве бывших союзных республик повысил их взаимную

                                                           39

заинтересованность в  развитии делового партнерства. Российский бизнес начал энергичную экспансию  на постсоветском пространстве –  и далеко не всегда это обстоятельство радует США. Следует отметить в этой связи, что американский истеблишмент все больше воспринимает конфликт с Россией из-за влияния на постсоветском пространстве как «игру с нулевой суммой», где идущая с Запада «демократия» противостоит «русскому неоимпериализму». Так, в своей статье в газете «Вашингтон пост» крайне правый республиканец, сенатор Дж. Маккейн подчеркнул: «Если наши отношения с Украиной ухудшатся, возникнет опасность, что она еще больше втянется в орбиту России. Я убежден, что будь у украинцев возможность выбора, большинство из них предпочтет связать будущее страны с Западом. Но многие из них считают, что именно этого выбора у них и нет: если Запад, как представляется, закрывает перед ними двери – НАТО и Евросоюз не слишком обнадеживают Украину относительно возможности вступления в эти организации в обозримом будущем – то Россия всегда готова раскрыть им объятия. Неудивительно, если украинские лидеры все больше будут связывать свои устремления с устремлениями своего соседа – России. А как мудро заметил Збигнев Бжезинский, подчинив себе Украину, Россия автоматически превратится в империю» (19). Уже теперь назойливые попытки США и их союзников вмешиваться во внутренние дела стран региона вызывают решительное неприятие – и не только в Кремле. Провал «цветных революций» в Азербайджане и Казахстане в 2005 г. и в Белоруссии в 2006 г. стал свидетельством тому, что инспирированная Западом «революционная волна» пошла на убыль. И, наконец, самое главное. Во всех предшествующих революциях «демократической волны» 1989–2005 гг. присутствовал очень важный националистический компонент: все эти события можно рассматривать как национально-освободительное движение против «русского ига», которое мешает-де странам Центральной и Восточной Европы присоединиться к передовым европейским демократиям. Но если в Чехии в 1989 г. или в Латвии в 1991 г. русофобия действительно сыграла колоссальную мобилизующую роль, то по мере продвижения революционной волны на Восток антироссийский фактор начал пробуксовывать. Как показали (23) события последнего времени, вражда к «московитам» не способна объединить народ ни на Украине, ни в Азербайджане, ни в Казахстане (не говоря уже о Белоруссии). И уж совсем невозможно представить «цветную» революцию под антироссийскими лозунгами – в России.

Информация о работе География "цветных" революций