Германия и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

В нашем быстро изменяющемся мире, чтобы быть первым, нужно уметь меняться. Быть в почетном списке лидеров стремится каждое государство, но далеко не всем это удается в силу ряда экономических, геополитических и, конечно, исторических причин, которые до сих пор не дают некоторым странам выйти на передовые позиции.
Германия же не только быстро восстановилась после весьма разрушительных войн, но вновь смогла стать одной из ведущих держав по экономическим меркам, что говорит о необычайной мощи и продуманной деятельности представителей аппарата управления страны.

Файлы: 1 файл

Stranovedenie.docx

— 80.91 Кб (Скачать файл)

В настоящее время по конкурентоспособности Германии уступает CIIIA, Швейцарии, Японии и ряду восточно-азиатских стран. Лидирует Германия на тех рынках, где главными являются неценовые факторы конкуренции: высокие эксплуатационные качества изделий, надежность, строгое выполнение сроков поставки, надежный технический сервис. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте разнообразных по номенклатуре промышленных товаров: продуктов синтетической химии, оптико-механических изделий, станков, автомобилей, изделий бытовой химии, медицинского оборудования. При этом конкурентоспособность определяется, прежде всего, продукцией мелких и средних предприятий.

Таким образом, внешняя торговля Германии стала одной из наиболее динамичных отраслей хозяйства, развитие которой опережает другие отрасли экономики и рост валового внутреннего продукта в целом. При этом наиболее быстрыми темпами растет экспорт, стимулируя развитие экспортно-ориентированных отраслей. Как показывает статистический анализ, рост валового внутреннего продукта Германии практически привязан к изменениям его экспортной составляющей.

Эта особенность экономического развития Германии объясняется огромным экономическим потенциалом и высоким уровнем развития производительных сил Германии в условиях насыщенности внутреннего рынка. Следует отметить, что в последние годы негативные проявления наличия высокой доли экспорта в ВВП Германии стали более очевидны: с углублением мирохозяйственных связей растет и влияние внешнего фактора на экономику страны.

Товарная структура внешней торговли Германии характеризуется преобладанием готовой продукции, которая составляет 90% объема товарооборота страны. Из них 56% приходится на машины и оборудование, 22% на сырье и полуфабрикаты, 14% – промышленные товары широкого потребления.

Германия выступает вторым по величине импортером мира. За последние годы импортная квота существенно возросла для многих отраслей. В обрабатывающей промышленности она увеличилась до 22%, в авиакосмической – до 80%. Увеличение импортной квоты объясняется интенсификацией внутриотраслевой специализации, которая приводит к росту торгового обмена среди одних и тех же товарных групп. Многие из экспортных отраслей одновременно являются и крупными импортерами.

Благодаря усилению процессов международного разделения труда в германском импорте постоянно росла доля машин, оборудования и транспортных средств, причем динамика ввоза этих товаров примерно в 2,5 раза превышала динамику всего импорта Германии. На сегодняшний день страна покрывает более половины своей потребности в различного рода оборудовании за счет импорта из других стран.

Итак, в последние годы под влиянием комплекса внутренних и внешних факторов экономического и политического характера в структуре внешней торговли Германии произошли глубокие изменения: в экспорте увеличилась доля пищевкусовых, потребительских, химических товаров при заметном падении доли топлива, сырья и полуфабрикатов; вместе с тем в импорте резко упал удельный вес продовольственных товаров, полуфабрикатов, топлива и сырья при соответствующем росте доли закупок химических продуктов, машинотехнических изделий и потребительских товаров. Эти тенденции свидетельствуют о влиянии международной производственной специализации и международного кооперирования на специфику экономического развития Германии.

На примере Германии четко прослеживается взаимосвязь между товарным и географическим распределением внешней торговли: ведущими партнерами Германии являются западные капиталистические страны, структуры экономик которых имеют общие черты со структурой хозяйства Германии.

Германия принимает активное участие в работе различных органов и специализированных учреждений ООН, занимающихся вопросами международной торговли. На переговорах в рамках ВТО Германии выступает за дальнейшую либерализацию внешней торговли: снижение ставок таможенных тарифов и ослабление нетарифных барьеров.

 

Глава 3. Особенности бизнес-среды Германии

3. ТНК Германии

В соответствии с распространенной классификацией ТНК, возникшие на рубеже ХХ в. и XXI в., относятся к пятому поколению корпораций. Им свойственны черты, которые не были присущи их предшественникам:

- финансовая и экономическая  мощь, порой превосходящая потенциал  национальных государств; самостоятельность, появившаяся благодаря углублению  экономической либерализации и  трансформации законодательства. Так, оборот автомобильного концерна  ”Даймлер АГ” в 2007 г. превысил ВВП таких развитых стран, как Финляндия и Норвегия, и вдвое превзошел ВВП Новой Зеландии;

- множественные как внутристрановые, так и трансграничные слияния и присоединения, приведшие к существенному укрупнению ТНК;

- увеличение доли корпораций, действующих в сфере услуг, в  результате роста капиталовложений  в эту сферу хозяйства, развития  инноваций и транснационализации  НИОКР, а также глобализации финансового  и страхового сектора. [25]

Германские транснациональные корпорации пятого поколения занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, уступая лишь немногим глобальным конкурентам. По данным ЮНКТАД (2003 г.), в перечне крупнейших ТНК, чьи материнские компании размещаются в Германии, фигурируют 35 концернов; 14 из них относятся к сфере материального производства (автомобильная промышленность, химическая отрасль, производство электронного оборудования). Среди 13 ТНК сферы услуг преобладают торговые корпорации, за ними следуют телекоммуникационные и транспортные концерны. Помимо этого, в рейтинг ЮНКТАД включены восемь финансовых и две страховые ТНК. В 2005 г. Конференция ООН по торговле и развитию включила в перечень 100 ведущих нефинансовых корпораций мира, ранжированных по объемам зарубежных активов, 13 германских концернов. В число 50 ведущих финансовых корпораций входят страховой концерн ”Альянц” и банки - ”Дойче Банк АГ” и ”Коммерцбанк АГ”.

Эти данные подтверждаются и неофициальными оценками: в списке крупнейших корпораций мира (Fortune Global 500), ежегодно публикуемом журналом ”Форчун”, Германия занимает четвертое место после США, Японии и Франции. В перечень 2007 г. вошли 37 немецких компаний. Аналогичный рейтинг The Global 2000, подготовленный деловым периодическим изданием ”Форбс”, включает в число ведущих корпораций 57 ТНК, базирующихся в Германии.[25]

Необходимо отметить, что для немецких концернов национальная принадлежность - не просто данность или формальная характеристика корпорации, но и своего рода торговая марка. ”Немецкое качество” - это популярный бренд, который успешно продается (хотя, говоря ”сделано в Германии”, производители несколько лукавят: сегодня большая часть продукции ведущих ТНК производится за пределами ФРГ многочисленными филиалами, размещенными в различных регионах мира).

Принимая во внимание вклад ТНК в национальное хозяйство ФРГ, важно отметить тенденцию, выявленную в минувшем году немецкими экспертами: впервые 30 крупнейших германских концернов, объединенных индексом котировки акций DAX, оказались преимущественно в руках иностранных инвесторов. Таким образом, помимо транснационализации - переноса за рубеж производственных и управленческих подразделений, подчиняющихся головной компании, определяющей национальность ТНК, сегодня также можно говорить об активной мультинационализации немецких корпораций - фактическом объединении капиталов разных наций. Десять лет назад эти предприятия принадлежали зарубежным акционерам на одну десятую, пять лет назад - уже на треть.[5]

Международный бизнес приобрел ключевое значение не только для крупнейших немецких концернов, но и для более мелких компаний, принадлежащих к индексам MDax (Mid-Cap-DAX – индекс акций 50 средних компаний), SDax (Small-Cap-DAX – индекс акций 50 малых компаний) и TecDax (индекс ценных бумаг 30 высокотехнологичных предприятий). Так, максимальная доля занятости за рубежом среди этих компаний достигла 89,2%, процент сбыта - 96,6%, а уровень зарубежных инвестиций превысил 94% от суммарных капиталовложений компаний.[24]

3.1. Культурные особенности, влияющие на деловые отношения в Германии

Традиции ведения бизнеса в Германии принято разделять на север/юг и восток/запад, не включая индивидуальных различий. Постараемся выделить наиболее важные тенденции в деловом поведении, с которыми можно столкнуться в различных городах этой страны.

Большинство немецких бизнесменов отлично ведут переговоры на английском языке. В штате крупных компаний всегда работают компетентные специалисты-переводчики. Несмотря на это, принято, что языком бизнеса является язык заказчика, поэтому команда профессионалов по экспорту должна иметь своего специалиста, владеющего на высоком уровне немецким языком.

Переговоры немцы начинают проводить сразу после первого знакомства. Для того, чтобы перейти к рассмотрению деловых вопросов, им не нужно налаживать близкие личные отношения. В процессе дискуссий это происходит само собой. Все вопросы, касающиеся бизнеса, обсуждаются постепенно.

Пунктуальность является особо отличительной чертой немцев. На встречи нужно появляться на несколько минут раньше, иначе может сложиться мнение о ненадежности делового партнера. Если представитель компании опаздывает на полчаса, значит, вполне, возможны и задержки поставок на несколько недель! В случае непредвиденных обстоятельств, лучше перенести встречу на другое время. В Германии принято, что переговоры, заседания и другие деловые мероприятия никогда не прерываются телефонными звонками или случайными посетителями.

Большая часть немцев имеют высокие ученые звания. Поэтому, в бизнес-протоколе Германии, четко заложены принципы формального поведения. Это значит, что в зависимости от ранга, профессионального уровня или высшей академической квалификации человека, к нему нужно проявлять особое уважение.

Например, к доктору Хельмут Вернеру нужно обращаться «доктор Вернер» или «герр доктор». Если это женщина, то «фрау доктор». К лицам с меньшими статусами принято обращаться так: «герр», «фрау», «фройлен», включая фамилию после каждого этого слова. К женщинам, начиная с 20 лет, в Германии обращаются с приставкой «фрау», независимо от ее семейного положения.

Немцы всегда при встрече и прощании обмениваются крепкими рукопожатиями и прямым зрительным контактом. При этом они могут не улыбаться, так как считают, что улыбки нужно дарить только близким и родным людям, а в остальных случаях – это глупо и манерно. Считается грубым и даже противозаконным тот факт, когда немец, глядя на человека, постукивает себя по лбу.

Во время делового общения, немцы ведут себя сдержанно, на их лицах редко выражаются какие-либо эмоции, они мало жестикулируют и внимательно выслушивают, друг друга, не перебивая.

В Германии принято высказывать свои мысли прямо, чем немцы очень гордятся. Они всегда говорят то, что думают, хотя порой могут высказываться резко. Бизнесменам из культур высокого контекста необходимо усвоить, что такая форма общения не направлена на то, чтобы их обидеть или оскорбить.

К подготовке деловых презентаций нужно подходить очень тщательно и внимательно, так как немцев интересует не столько наглядность фактов, сколько их насыщенность и яркость. Желательно правильно подобрать документацию.

Также нужно быть осторожным с юмором, потому что немцы очень серьезно относятся к таким мероприятиям и могут не понять партнера.

Тактика «от высокой цены – к низкой» на немецких бизнесменов не действует. Они отрицательно относятся к оживленной торговле. Поэтому, назначать, слишком высокую цену не нужно, немцы лучше реагируют на реалистичную стоимость.

Деловые люди этой страны славятся своей твердостью и четкими намеченными позициями в бизнесе. Исходя из этого, бессмысленно их в чем-то уговаривать или применять тактику давления.

Для того, чтобы принять решения, немецким партнерам всегда нужно немного больше времени, чем американцам, но меньше, чем представителям Азии. Им непременно нужно проконсультироваться со своими коллегами по всем интересующим их вопросам. Только тогда они могут сделать необходимые выводы.

Профессиональная и личная жизнь немцев четко разграничена. Несмотря на то, что они оказывают хороший прием для иностранных гостей, они все же уделяют мало внимания бизнес-развлечениям. Во время завтрака деловые вопросы не обсуждаются.

Если гостя пригласили на ланч или обед, то ему нужно быть готовым к тому, что только после еды, можно будет поговорить о деловых взаимоотношениях, а не во время приема пищи. Когда немцы выражают дружелюбный жест и приглашают к себе домой, то приезжать раньше не нужно, но и опаздывать более чем на 10-15 минут, нельзя.

Немцы не привыкли слушать комплименты и чувствуют себя в такой ситуации неловко. Точно также и иностранным бизнесменам вряд ли понравится лесть, за исключением того, когда немцы оценивают попытки иностранцев разговаривать на немецком языке.

В Германии люди очень серьезно относятся к бизнесу, поэтому, от своих деловых партнеров они всегда ожидают того же. 

3.2. Характеристика культуры Германии по Тромпенаарсу

Фонс Тромпенаарс - владелец консалтингового бюро в Нидерландах, адаптировал ценностную модель Парсонса-Шилса об основных культурных дилеммах, присоединил к ним измерение локуса контроля и временной перспективы, сформировав таким образом собственную модель кросс-культурного измерения ценностей. С использованием этой модели и специально разработанного под нее опросника (тоже с большим количеством заимствований) в 1990-х провел опрос более чем в 50 странах.

Информация о работе Германия и ее характеристика