Содержание
Введение
3
1 Понятие городской
агломерации
4
1.1 Иерархия городских
систем
7
1.2 Пространственная
структура городских агломераций
9
1.3 Пути формирования
агломерации
11
2 Критерии выделения
и особенности агломераций России
14
Заключение
17
Список использованных
источников
18
Приложение
19
Введение
Город - одно
из величайших и самых сложных
творений человека. Облик городов
– каменная летопись человечества
– хранит память о важнейших
событиях мировой истории. Города
– главная арена политических,
экономических, социальных процессов,
совершающихся в современном
мире, место сосредоточения наибольших
ценностей, созданных трудом человека.
Городские агломерации
– развивающаяся форма расселения
и территориальной организации
хозяйства. Они сосредоточивают
в себе огромный научно-технический,
производственный и социально-культурный
потенциал, являются основными базами
ускорения научно-технического прогресса
и оказывают большое влияние
на окружающие их обширные территории.
Целью курсовой
работы является рассмотрение
крупнейших российских городских
агломераций, путей их формирования
и развития.
Задачи данной
работы состоят:
· выявление
особенностей структуры и формирования
городских агломераций;
· рассмотрение
иерархии городских систем;
· рассмотреть особенности
российских агломераций.
Тема городской
агломерации особенно актуализировалась
в последнее время; происходят активные
дискуссии относительно необходимости
и возможностей формирования агломераций
вокруг крупных российских городов
как средстве решения экономических
проблем регионов.
1
Понятие городской
агломерации
В исторической эволюции
форм расселения на смену традиционным
типам населенных мест - городским
и сельским поселениям, развивающимся
относительно автономно, - все более
приходят новые «групповые» формы
высококонцентрированного расселения,
образующиеся при сближенном размещении
поселений и формировании между
ними интенсивных связей. Таковы городские
агломерации – быстро развивающиеся
во всём мире скопления населенных
мест, состоящие нередко из десятка,
а иногда из сотен населенных пунктов,
включая и сельские поселения, тесно
связанные друг с другом. Единой
терминологией для обозначения
этих скоплений населения не существует.
Наряду с термином «городская агломерация»
употребляют термины «локальные
системы расселения», «районы больших
городов», «групповые системы расселения»,
«созвездие городов».
Наиболее распространенный
термин «городская агломерация»
не вполне удачен [4]. В технологии
промышленного производства агломерация
означает «образование крупных
кусков (окускование) из мелкой
руды и пылеватых материалов
путем спекания». В экономической
литературе термином «агломерация»
характеризуется территориальное
совмещение, концентрация в одном
месте промышленных предприятий.
Термин «агломерация»
применительно к расселению был
введен французским географом
М. Руже [3], согласно которому агломерация
возникает тогда, когда концентрация
городских видов деятельности
выходит за пределы административных
границ и распространяется на
соседние населенные пункты.
В отечественной
литературе понятие городской
агломерации использовалось, и достаточно
широко, уже в 10-х 20-х годах
ХХ века, хотя и под разными
именами: это и «хозяйственный
округ города» А.А. Крубера,
и «аггломерация» М.Г. Диканского,
и «экономический город» В.П.
Семенова-Тян-Шанского.
Существует и
множество определений слову
«агломерация».
По Н.В. Петрову
городскими агломерациями называются
компактные скопления территориально
сосредоточенных городов и других
населенных мест, которые в процессе
своего роста сближаются (иногда
срастаются) и между которыми
усиливаются многообразные хозяйственные,
трудовые и культурно-бытовые
взаимосвязи [3].
Е.Н. Перцик
дает другое определение: городская
агломерация – система территориально
сближенных и экономически взаимосвязанных
населенных мест, объединенных устойчивыми
трудовыми, культурно-бытовыми и
производственными связями, общей
социальной и технической инфраструктурой,
- качественно новая форма расселения,
она возникает как приемник
города в его компактной (автономной,
точечной) форме, особый продукт
современной урбанизации. А крупные
городские агломерации – это
важнейшие ареалы, в которых концентрируются
прогрессивные отрасли промышленности,
административно-хозяйственные, научные
и проективно-конструкторские организации,
уникальные учреждения культуры
и искусства, наиболее квалифицированные
кадры [5].
Подводя итоги, можно
выделить общее определение данного
термина. Городская агломерация, конурбация
(от лат. agglomero — присоединяю) — компактное
скопление населённых пунктов, главным
образом городских, местами срастающихся,
объединённых в сложную многокомпонентную
динамическую систему с интенсивными
производственными, транспортными
и культурными связями [1].
Границы городской
агломерации подвижны во времени
благодаря изменению важнейшего
параметра агломерации – дальность
ежедневных передвижений от места
жительства к местам приложения
труда: в рамках пространственной
самоорганизации этих передвижений
их дальность растёт пропорционально
увеличению скорости средств
транспорта, а затраты времени
увеличиваются незначительно.
Для развития
городских агломераций характерны:
наращивание гигантских городских
скоплений, включающих безостановочно
растущие и расползающиеся ядра,
вовлекающие в свою орбиту
все новые территории, концентрация
в них больших масс населения;
быстрое развитие пригородов
и постепенное (хотя и не
везде явно прослеживаемое) перераспределение
населения между городами-центрами
и пригородными зонами; привлечение
сельского населения к несельскохозяйственному
труду, в особенности в городской
местности; маятниковые миграции
и систематические передвижения
людей в пределах агломераций
на работу, к местам учебы, культурно-бытового
обслуживания и отдыха, приобретающие
беспрецедентный масштаб.
Е.Н. Перцик
предлагает различные критерии
городских агломераций: плотность
городского населения и непрерывность
застройки; наличие большого города-центра
(как правило, с населением
не менее 100 тыс. человек); интенсивность
и дальность трудовых и
культурно-бытовых поездок; удельный
вес несельскохозяйственных рабочих;
доля работающих вне места
жительства; количество городских
поселений-спутников и интенсивность
их связей с городом-центром;
число телефонных разговоров
с центром; производственные связи;
связи по социально-бытовой и
технической инфраструктуре (единые
инженерные системы водоснабжения,
энергоснабжения, канализации, транспорта
и пр.) [5]. В ряде случаев принимают
в качестве критерия комбинацию
признаков, в других – ориентируется
на один из них (например, выделяют
границы агломерации по 1,5- или
2-часовым изохронам трудовых
передвижений от города-центра).
1.1 Иерархия
городских систем
Города растут и
развиваются. В некоторых случаях
из ранее небольших городов образуются
мегагорода, население которых часто
выше 8 млн. человек.
Эволюция форм расселения
под воздействием процессов развития
и концентрации производства приводит
к сближению и срастанию агломераций,
формированию мегалополисов – урбанизированных
зон надагломерационного уровня,
включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная
зона à
урбанизированный район à мегалополис).
Итак, выделяют пять
основных иерархически соподчиненных
форм урбанизированного расселения
(по Ю.Л. Пивоварову) [6]:
- Компактный город
(в его традиционной форме) – основной
элемент расселения на начальных этапах
урбанизации страны или района. Согласно
«Словарю общегеографических терминов»,
под городом понимают: «совокупность обителей,
инкорпоративных (т.е. зарегистрированных
в качестве учетной единицы) и управляемых
мэром или ольдерменом». Под городом в
Дании понимают населенный пункт, насчитывающий
свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России
от 5 до 12 тыс. жителей.
- Агломерация –
(от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю)
элементарная форма развитого группового
расселения. Она представляет скопление
вокруг центра (большого города) близко
расположенных городских и сельских поселений,
объединенных интенсивными и устойчивыми
связями. Агломерация рассматривается
нами для районов с большим потенциалом
развития в качестве этапной формы в переходе
от автономного города к более сложным
формам расселения.
- Урбанизированный
(метрополитенский) район – основной структурный
элемент расселения в перспективе. Под
ним подразумевается сравнительно обширный
ареал, ядро которого составляют обычно
несколько агломераций с их окружением,
объединенные общими функциональными
и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная
форма расселения основана на комплексной
планировке обширных территорий, на специализации
и четком выделении функциональных зон.
Включает в себя собственно агломерацию
и территории обширного столичного региона.
- Урбанизированная
зона – наиболее крупное звено (объединяющее
несколько элементов) в перспективной
пространственной структуре расселения
страны. Это территория с высокой плотностью
городских поселений и большим удельным
весом городского населения. Урбанизированная
зона выделяется интенсивностью развития
городских поселений (а не их количеством).
- Мегалополис (от
греч. megalu – большой, polis – город) –
наиболее крупная форма расселения. Это
обширные урбанизированные зоны полосовидной
конфигурации, которые образуются в результате
фактического сращивания многих соседних
агломераций разного ранга. Обычно такие
урбанизированные полосы протягиваются
вдоль важнейших транспортных магистралей
и полимагистралей, или своего рода экономических
осей.
1.2 Пространственная
структура городских
агломераций
В городских агломерациях
при существенных особенностях их планировочной
структуры и административного
деления могут быть выделены принципиально
различающиеся зоны, что позволяет
рассматривать эти зоны как типичные
и функционально закономерные образования
[5].
- Историческое
ядро города – очень небольшая по размерам
территория, в которой сосредоточены наиболее
выдающиеся в архитектурно-историческом
отношении сооружения, административный
культурный и деловой центры агломерации.
Таковы исторический центр Москвы в пределах
Садового кольца; центральное ядро Лондона,
включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд;
южная часть графства Нью-Йорк, занимающего
территорию о-ва Манхаттан. Для исторических
центров европейских столиц характерны
очень плотная застройка, складывавшаяся
в течение многих веков; унаследованная
от исторического прошлого радиально-кольцевая
или близкая к ней планировка; постепенное
вытеснение жилой застройки зданиями
правительственного или делового значения;
широкое развитие торговых учреждений,
отелей, музеев и т.д. Дневное население
резко превышает ночное.
- Центральная зона
города включает помимо исторического
ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную
территорию, сформировавшуюся в европейских
столицах в основном до середины XIX в. и
позднее охваченную кольцом железных
дорог, вокзалов, промышленных территорий.
В следующие десятилетия эта зона существенно
трансформировалась, но в значительной
мере еще сохраняет старую планировку,
здесь много ценных сооружений. По мере
роста и территориального расширения
административных, деловых, культурных,
научных, торговых функций столиц эта
зона все более перестраивается, подвергается
перепланировке, приобретает функции
центра. К центральным районам столиц
могут быть отнесены: центральная планировочная
Зона Москвы, департамент Париж в черте
старых крепостных стен, центральная зона
Петербурга до Обводного канала, включая
Васильевский остров, Петроградскую сторону.
Для центральных зон в целом характерно
значительное превышение численности
дневного населения над ночным, постепенное
снижение численности постоянного населения.
- Внешняя зона
города в Москве и Петербурге административно
включена в город, в Париже выделена в
так называемый «первый городской пояс»,
в Лондоне к периферийной зоне города
может быть отнесен внешний пояс «старых
пригородов». В настоящее время основная
часть населения столичных городов сосредоточена
в периферийных зонах и по мере того, как
вся территория этих зон заполняется сплошной
застройкой, их население растет, но затем
обнаруживает объективную тенденцию к
снижению и экспансии за пределы городской
черты.
- Большой город
(или ядро агломерации, урбанизированная
зона агломерации, город с первым внутренним
поясом пригородной зоны). Примером может
быть Петербург с поселениями, подчиненными
городу, Парижская «агломерация в широких
границах», «Большой Лондон» с первым
внутренним метрополитенским поясом,
Большой Нью-Йорк – урбанизированный
ареал Нью-Йорк.
- Пригородная зона
образует вместе с городом более широкое
образование, которое можно рассматривать
как агломерацию. Таковы Московская и
Петербургская агломерации, Лондонский
метрополитенский район. Важно различать
территории агломераций, охватывающие
столичные города и их пригородные зоны,
«ядра агломераций», включающие столичные
города и внутренние кольца пригородных
зон. Условно эти « ядра» агломераций можно
было бы назвать «Большой город» (Большая
Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк).
Для всех агломераций в целом характерны:
последовательное смещение населения
от внутренних колец агломерации к внешним;
сильное развитие маятниковых миграций,
постепенно затухающих по мере удаления
к периферии агломерации и особенно интенсивных
в ее ядре, развитие городов-спутников
во внешних кольцах.
- Внешняя зона
столичного региона. Под столичным регионом
следует понимать зону, на которую распространяется
непосредственное и интенсивное влияние
столицы и необходимы связанные с ней
целенаправленные градостроительные
мероприятия; однако здесь перестает действовать
важнейший градостроительный параметр,
конструирующий агломерацию, - ежедневные
маятниковые трудовые передвижения. Внешняя
зона становится ареной крупных мероприятий
по развитию систем городов – «контрмагнитов»,
способствующих разгрузке агломерации,
по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных
баз и т.п. К столичным регионам могут быть
отнесены: к Московскому региону – Москва
и Московская область; Лондонскому – юго-восток
Англии; Нью-Йорскому региону – район
ассоциации районной планировки Нью-Йорка.