Городские агломерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 08:21, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших российских городских агломераций, путей их формирования и развития.
Задачи данной работы состоят:
· выявление особенностей структуры и формирования городских агломераций;
· рассмотрение иерархии городских систем;
· рассмотреть особенности российских агломераций.

Содержание работы

Введение 3

1 Понятие городской агломерации 4

1.1 Иерархия городских систем 7

1.2 Пространственная структура городских агломераций 9

1.3 Пути формирования агломерации 11

2 Критерии выделения и особенности агломераций России 14

Заключение 17

Список использованных источников 18

Приложение 19

Файлы: 1 файл

га.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)
 

1.3 Пути  формирования агломерации

•Формирование агломерации  «от города». По достижению определенного  «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный  профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся  крупный город ощущает все  большую потребность в новых  ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они  оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию [3]. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести  развития объективно перемещается в  окружающий город район. Возникают  поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и  партнеров. С одной стороны, все  то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким  образом, агломерация формируется  двумя встречными потоками.

В одних случаях  объекты, составляющие градообразующую  базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские  лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и  т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в  ответ на потребности города и  страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

•Развитие агломерации  «от района». Характерно для ресурсных  зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений  обычно возникает группа поселков сходной  специализации. С течением времени  один из них, расположенный удобнее  других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для  развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции  центра агломерации. У его спутников  под влиянием основной «профессии»  преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в  основном на расположенном здесь  же, в поселке предприятии. Поэтому  трудовые связи с городом-центром  в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся  «от города» [3]. По мере дальнейшего  роста и усиления многофункциональности  города-центра различия между агломерациями  описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница  в характере использованной территории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Критерии выделения  и особенности  агломераций России

В отличие от ряда зарубежных стран, в Российской Федерации  официальный статистический учёт агломераций (Росстатом) не ведётся, а все экспертные оценки состава и численности  агломераций, в том числе Института  географии Академии Наук, ЦНИИП градостроительства, НИИ территориального развития и  транспортной инфраструктуры, Географического  факультета МГУ, регоинальных и городских  местных властей и другими  источниками, являются авторскими и  несколько разнятся.

Согласно российским методикам, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих её городов-ядер составляет более 100 тыс. чел., а в пределах 1,5-часовой транспортной доступности от него расположено  ещё как минимум два города или посёлка городского типа, тяготеющих к центру.[1] Количественными характеристиками агломераций являются численность  населения и территория, качественной — коэффициент развития. С учётом данных параметров агломерации классифицируют от сильного до слабого уровня развитости (связанности), а также выделяют формирующиеся  агломерации (прото-агломерации).

В России, как и  в остальном мире, преобладают  моноцентрические агломерации с  одним городом-ядром, который подчиняет  своему влиянию все населённые пункты его пригородной зоны. Центр в  этом случае намного превосходит  по размеру и экономическому развитию своего окружения. Значительно меньшее  число среди российских агломераций  насчитывают полицентрические агломерации (конурбации). В обоих случаях  пригороды служат дополнением и  резервом развития.

В отличие от ряда стран остальной Европы, где уже  сформировались несколько надагломерационных образований мегалополисов, в России пока можно выделить один формирующийся  мегалополис, включающий поселения  Московской области и непосредственно  окружающих её областей, а также  поселения по оси Москва-Владимир-Нижний Новогород.

Как и мировые, российские городские агломерации характеризуются  высокой степенью индустриализации, концентрацией транспортной и прочей инфраструктуры, научных и учебных  заведений, а также плотностью населения, значительно превышающей менее  заселённую округу агломерации.

В советское время  российские агломерации формировались  благодаря как использованию  преимуществ своего географического  положения, так и ускоренным темпам преимущественного экономического и социального развития ряда городов-ядер и вновь создаваемых городов-спутников  и практике формирования территориально-производственных узлов. В постсоветское время  российские агломерации досформировались и укрепились в связи с резким уменьшением мест приложения труда  в пригородной зоне, активной застройкой субурбанизированных территорий индивидуальной коттеджной жилой застройкой обеспеченных социальных слоев, резко возросшими темпами автомобилизации и прочей большей транспортной мобильностью населения.

В связи с официальным  и негласным ранжированием государственных  преференций, желанием повышения инвестиционной привлекательности для частного бизнеса и престижем, власти некоторых  городов планируют либо добиться официального статуса агломерации (например, одним из первых такую  заявку сделал Иркутск, затем последовали  Томск и другие), либо сформировать укрупнённое единое городское муниципальное  образование за счет большей части  поселений фактической агломерации (например, близки к этому Чебоксары, хотя первый референдум по объединению  с Новочебоксарском пока не увенчался  согласием второго). Федеральное  российское правительство (Минрегионразвития  и Минэкономразвития) планирует  поддержать агломерационные процессы в рамках реализации программ создания так называемых «опорных городов» и  городов-спутников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

 Городские агломерации  начали появляться с давних  времен. Они образуются и растут  и по сей день.

 Практически всем  агломерациям свойственна структура,  включающая в себя несколько  элементов: историческое ядро, центральную  зону, внешнюю зону города, Большой  город, пригородную зону и внешнюю  зону Столичного региона. 

 Городские агломерации  имеют как свои достоинства,  так и недостатки. Среди последних  наиболее выделяются загруженность  дорог многочисленным транспортом,  и как следствие этого, ухудшение  экологического состояния атмосферы.  Одним из главных достоинств  агломераций является их многофункциональность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

        1 Википедия: Городская агломерация.  РД: [http://ru.wikipedia.org/wiki/Городская_агломерация]

2 Гладкий Ю.Н., Доброскок  В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая  география России: Учебник.- М.: Гардарики, 2000.- 752сю: ил.

                3  Лаппо Г.М. География городов.  – М.: ВЛАДОС, 1997. – 478 с.

4 Перцик Е.Н. Города  мира: География мировой урбанизации.  – М.: Международные отношения, 1999. – 382 с.

5Перцик Е.Н. Районная  планировка (территориальное планирование): учеб. Пособие для студентов вузов  / Е. Н. Перцик. – М.: Гардарики, 2006.- 398с.: ил.

6Пивоваров Ю.Л.  Основы геоурбанистики: Урбанизация  и городские системы: Учеб. Пособие  для студ. высш. учеб. заведений. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 232с.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география  мира. – М.: Просвещение, 2000. – 350 с. 
 
 
 
 

Приложение 1

Крупнейшие агломерации  России

       
Место Агломерация Население, урбанизированное/субурбанизированное-тяготеющее, тыс. чел (2010)
1 Московская 16023(14700)/17316
2 Санкт-Петербургская 5681(5400)/6230
3 Ростовская 2160; 2700
4 Самарско-Тольяттинская 2300; 2555 в Самарско-Тольяттинско-Сызранской  конурбации
5 Екатеринбургская 2054/2054
6 Нижегородская 1928/2097
7 Новосибирская 1736/(1928)1997; 1645/2070; 1887/2050
8-10 Казанская 1352/1560
8-10 Челябинская 1322/1535
8-10 Волгоградская 1416/1517
11 Омская 1182/1261
12-15 Краснодарская 1046/1344
12-15 Уфимская 1087/1235
12-15 Новокузнецкая (Кузбасская) 1096/1206
16-19 Красноярская 1061/1155
16-19 Пермская 1044/1144
16-19 Саратовская 1070/1117
16-19 Воронежская 976/1175
20-21 Иркутская (Иркутско-Черемховская) 1041/1081
20-21 Набережночелнинская (Нижне-Камская) 1100
22-23 Владивостокская 1010; 1125/1199
22-23 Тульско-Новомосковская 1030


Информация о работе Городские агломерации