Государственное развитие средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение истории государственного развития средневековой Японии, для того чтобы проследить путь становления японского права в период феодализма.
Задачи.
1.Изучить период формирования Японской государственности
2.Проследить путь централизации страны
3.Выявить предпосылки появления Японского права
4.Изучить источники права, дать характеристику основным отраслям права.
5.Обобщить полученные знания в исследовательской работе.

Файлы: 1 файл

игпзс кОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

Введение.


« Говорят, есть прекрасная страна,

Окруженная со всех сторон голубыми горами

Почему бы не пойти туда?

–обратился  Иваро к брату Ицусэ

Восприняв его  молчание как согласие

Иваро решительно добавил: - Пойдем туда!»

 

 

Актуальность выбранной темы.

Среди множества проблем современного права одной из важнейших является регулирование межнациональных отношений в ситуациях обусловленных многообразием культурных ценностей, мировоззрений, религиозных взглядов, что не редко является причиной развития конфликтов. В связи с этим особый интерес представляет пример становления японского права, которое явилось результатом компромисса. В основе этого компромисса лежало признание возможности сотрудничества между классами, что в дальнейшем предотвратит столкновения между классами. Не исключено что истоками данного компромисса является «Закон из 17 статей» принятый в VII веке принцем Сётоку-тайси.

Но право неразрывно связано  с государством. Представления о  праве, подобны представлениям о  государстве. Право принадлежит к классу столь же сложных понятий что   и государство, общество и человек.

История государства Япония начинается с  захвата земли и основания на ней государства Ямато.  В VII веке на смену Ямату приходит  - Ниппон-Япония - страна восходящего солнца. Япония вступает в новую стадию своего развития. В этом веке опубликовался «Закон из 17 статей» где были прописаны основы управления государством. Издание этого закона является предпосылкой к развитию права в Древней Японии. Долгое время власть императора ограничивала родовая знать. В первой половине VII в.  император наконец сосредоточил всю власть в своих руках. 

Именно  в эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другое время, . Однако в последующем японская цивилизация сформировала собственную и своеобразную традицию государственного и правового строя, в котором выразились и своеобразие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию Японии. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных. Именно поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересных традиций и вещей. Именно поэтому путь развития Японии так непохож на развитие других стран в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привело к совершенно своеобразному развитию и течению событий во всех сферах жизни японцев.

Таким образом  данная проблема требует особого  внимания и тщательного изучения. Концепции заложенные в японском праве могут стать решением проблем  современного права. Японское право  также очень интересно в изучении.

 

Цель.

Целью моего исследования является изучение истории государственного развития средневековой Японии, для того чтобы проследить путь становления японского права в период феодализма.

Задачи.

   1.Изучить период формирования Японской государственности

   2.Проследить путь централизации страны

   3.Выявить предпосылки появления Японского права

   4.Изучить источники права, дать характеристику основным отраслям права.

    5.Обобщить полученные знания в исследовательской работе.

Степень разработанности проблемы.

О развитии государства и права Японии пишут многие авторы учебников для юридических факультетов:

1.Ливанцев К.Е « История средневекового государства и права»

2.Милехина Е.В « История государства и права зарубежных стран»

3.Жидков « Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.


1. Развитие  феодального государства Японии.

1.1Формирование японской государственности.

История японской государственности  берет свое начало с переселения людей племён тэнсо и идзумо с острова Кюсю на остров Хонсю. Продвигаясь на восток они поселились на равнинных землях которые позднее составили владения созданного ими государства Ямато. Поселившись на новом месте Иваро построил святилище для хранения трёх волшебных предметов ( как гласит легенда обладатель этих предметов мог называть себя наследником богов и считать свою власть божественной) металлического зеркала, меча и яшмового ожерелья. Иваро правил с 660-585 г. до н.э. Иваро положил начало переходу власти по наследству, установил обычай наделять землёй членов царского рода.

Важное преобразование в стране связано с деятельностью царя Судзина (97-30 гг. до н.э.) Он установил два налога один с мужчин другой с женщин. Мужчины обязаны посылать царю добычу с охоты,  а женщины –ткань. Со временем владения Ямато увеличивались. Завоевательные войны велись в царствование Кейко (71-130 гг. н.э.). При государе Сейму (131 – 190 гг.) впервые появляется должность оми – ближайшего помощника царя по управлению Ямато, а в области назначаются губернаторы и уездные начальники. Преемник Сейму Тюай не отличался воинственным и реформаторским духом. Одзин ( 270- 310 гг) мечтал о морских походах и обязал жителей приморской области строить для него корабли. У Одзина появился целый флот. После Одзина шла борьба за власть 3 года. Трон достался среднему сыну Одзина – Нинтоку(313 – 399 гг). То что увидел новый царь вокруг себя поразило его: войны, междоусобицы, бедность и нищета. Юряку (457-479 гг) особенно заботился о развитии шелководства. За годы правления царей Нинтоку и Юряку хозяйство страны окрепло и народ стал жить лучше. Цари получили такую большую власть, что самые могущественные главы родов не могли мешать им править. Однвко постепенно в царском семействе начались разлады.

В VI веке значение царской семьи падает, беспредел и распри царят в Ямато. Но после решающих сражений домов Мононобэ и Сога. В решающем сражении  родоначальник Мононобэ –Мория был убит и на престол взошел 16 – летний царевич Сётоку –тайси.

В 604 году Сётоку-тайси опубликовал  « Закон из 17 статей» - в котором  были прописаны основы управления государством. В середине VII века для страны Ямато заканчивается период древности и она вступает в новую пору своего развития. Название страны меняется  с Ямато на Японию – Страну восходящего солнца. Энциклопедия всемирная история М.Д Аксенова  изд. Аванта+; Древняя Япония стр.95.

  В начале VII в. члены династии царей Ямато предприняли попытку опереться на Суйскую империю, образовавшуюся в 589 г. в Китае. Именно тогда правители Японии стали называть себя императорами. В этой ситуации усилилось политическое влияние Китая в области образования, права, политических учений, религии — буддизма, перешедшего из Китая в Корею, а оттуда в Японию.

 

Характерное для буддизма единство культа и абсолютное значение верховного божества (Будды) способствовали преодолению в области идеологии  представлений, связанных с остатками  прежней родоплеменной разобщенности. К 626 г. в Японии насчитывалось 66 буддийских храмов и 1385 буддийских священнослужителей. Принц Шотоку, опираясь на учение Конфуция и буддизм, видя опасность для императорской власти со стороны могущественных феодальных кланов, сформулировал ряд важных для государства и общества принципов: "1. Согласие и гармония — бесценны; подчинение указанным принципам является основной обязанностью человека... Высшие классы должны находиться в единении друг с другом и в задушевных отношениях с низшими; все спорные вопросы должны разрешаться третейским судом... 3. Императорские эдикты должны быть уважаемы... 4. Мудрое управление национальными делами коренится в соблюдении этикета... 5. Наказание зла и вознаграждение добра является лучшим законом человечества... Лесть и бесстыдство скорее всего могут ниспровергнуть государство... Они являются главнейшими элементами всех национальных смут; 9. Для того, чтобы быть справедливым надо иметь веру... недостаток доверия между государем и подданными неизбежно ведет к падению; 10. Гнев должно обуздывать, чувства мести отбрасывать прочь... 14. Находящиеся у власти никогда не должны таить ни ненависти, ни зависти друг другу... без мудрых людей ни одна страна не может быть управляема мирно; 15. Самой неотступной обязанностью человека... является умение приносить свои частные интересы в жертву общему благу. Эгоизм мешает сотрудничеству, а без сотрудничества не может быть достигнуто ни одно из великих деяний"...

Императоры Японии усилили  борьбу с аристократическими кланами, и в 645 г. произошел переворот, получивший название "переворота Тайка"; в результате которого принц Наканоэ уничтожил могущественный род Сога, конкурировавший с царской властью. Переворот был поддержан родом Накатоми, родом наследственных жрецов исконной японской религии — синто (соединяющий культ сил природы с культом предков). Основную же силу переворота составляли табэ, а также томобэ и какибэ (ремесленники-переселенцы из Китая и Кореи), стремившиеся облегчить свое положение. В 646 г. было объявлено освобождение всех табэ, томобэ и какибэ от их полурабского состояния с уравнением их в правах с феодально-зависимыми крестьянами, что привело к дальнейшему утверждению феодального способа производства. В том же 646 г. были объявлены отмененными все частные владения, и земля перешла в собственность государства. Население превратилось в держателей государственных наделов. Крестьяне получили подушные наделы и должны были платить зерновой налог и налог с продукции домашнего ремесла, а также нести трудовую повинность. Крестьяне сохраняли право на свое имущество, орудия производства, на некоторую личную свободу, но они не могли покидать свои наделы.

 

Что касается феодалов, то их владение землей обуславливалось службой  и носило бенефициальный характер.

 

Одновременно был создан общинный аппарат государственного управления в составе центральных  органов (Верховного государственного совета и подчиненных ему 8 ведомств) и местных властей (наместников  провинций и уездных начальников). Была введена всеобщая воинская повинность. В 701 г. весь этот строй был закреплен в своде законов, получившем название кодекса Тайхоре.

Заканчивая характеристику этого периода, необходимо сказать, что императорский дом пользовался  доходами не только со своих владений, но и со всей страны. Эти доходы в  виде жалованья делили между собой  и другие представители господствующего  класса, составлявшие центральный и  провинциальный аппарат управления и получившие привилегии высшего  сословия. В своей подавляющей  части крупные феодалы были потомками  родовых старейшин, превратившимися  в аристократию и получившими  высшие ранги.  К.Е Ливанцев. «История средневекового государства и права».

 

1.2 Феодальная система Японии.Сёгунат.

 

Централизованная власть, сложившаяся в VII-VIII вв., была условной. Собственно централизация ограничивалась единой системой сбора налогов, ведением земельного учета и контролем  за наместниками провинций, которые  ставились не из родовой знати, а  из подвластных императору. Вся эта  организация держалась на государственно-надельной  системе землепользования. Как только эта система стала распадаться, влияние центра существенно ослабло.

С VIII в. наследственные наделы воинов и чиновников средних и  высших рангов стали превращаться в  вотчины (сеэн). Государственный контроль над вотчинами ослабевал (хотя налогового иммунитета в Японии не было). Поскольку  переоформление надела в вотчину-сеэн требовало участия губернаторской власти, губернаторы стали как  бы условными центрами таких коммендационных  отношений. Губернаторские управы делались основными органами управления и  суда. Провинциальная власть стала  назначать уездную. При губернаторах стали формироваться свои армии - из отрядов на провинциальном, уездном, общинном уровнях. Основные вопросы  государственной деятельности (распределение  земель, налоги, воинская служба) также  перешли на провинциальный уровень. Этим была сформирована важная предпосылка  формирования феодального по внутренней структуре государства.

Новой социальной опорой формирующейся  власти феодальных магнатов стало сословие воинов - самураев. За счет богатеющего  крестьянства, путем наделения землей младшего чиновничества, сыновей аристократии низших рангов с Х в. сложилось  довольно многочисленное сословие феодально  обязанных воинов, несущих службу за рисовый «паек» и поместье. Самураи  объединялись в отряды и в более  крупные группы, нередко по родственному признаку. Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с. 280

К концу XII в. произошло утверждение  нового своеобразного двоевластия. После длительного соперничества  нескольких знатных феодальных домов (и семейных кланов), среди которых  выделялись дома Тайра и Минамото, победу одержали Минамото (1185). Глава  рода был пожалован императором  в ранг «великого полководца, покоряющего  варваров» (сейи-тайсегун), сёгуна. Реально  в руки полевой ставки полководца-сегуна бакуфу перешли основные рычаги управления государством. Прежняя раннефеодальная  центральная администрация практически  распалась, сохранились только ведомства  и советы, связанные с придворными  делами и священно-религиозными правами  императора. Такая новая государственно-политическая организация получила название сёгуната. Опорой режима сегуната стала военно-служилая феодальная иерархия, прежде всего  сословие самураев, превратившихся в  прямых (гокенины) или опосредованных вассалов сегуна. Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с. 281.

 

Управление в рамках сегуната стало осуществляться через новую  систему местных представителей: сюго, которым поручались полицейские  и военно-вассальные дела (с 1190), и  дзито, земельных представителей по контролю за налогами, в том числе  и в вотчинах-сеэнах (с 1185 г.). Со временем сюго стали как бы военно-полицейскими губернаторами в провинциях, обладая  в том числе и судебными  правами. Сегун считался «главой  сюго и дзито», тем самым сосредоточивая у себя военную и полицейско-судебную власть. Центральное управление страной  осуществляло бакуфу, в которой выделилось несколько ведомств: Административное (мандокоро). Судебное (монтюдзе), Военное (самурайдокоро). Ведомства были одновременно и судебными инстанциями по искам  вассалов (гокенинов). Для надзора  за знатью был создан специальный  совет из 10 высших вассалов сегуна.

На протяжении XV в. страну раздирали постоянные междуусобные войны, крестьянские восстания. Государственная  власть и управление ограничивались пределами феодальной группировки, в той или другой период собиравшейся вокруг сегунов. Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с. 281.

 

1.3.Центрацизация страны.

В последней  четверти XVI в. крупнейшие феодалы Центральной  Японии повели борьбу за политическое объединение страны. В этой борьбе они опирались на возросшее недовольство феодальными раздорами крестьян и горожан, а также на менявшееся сословие самураев. Война против режима прежнего сегуната приобрела характер политической реконструкции страны под руководством лидера оппозиционных  групп феодалов и самурайства  Тоэтоми Хидееси (1536-1598). Военные  успехи оппозиции были дополнены  рядом централизаторских реформ. В ходе земельной реформы была осуществлена податная перепись на новых  принципах, в число подпадающих  под налогообложение было включено большинство крестьянского населения, само обложение упорядочено и  унифицировано. Сословной реформой в стране устанавливалось новое  сословное подразделение на три  сословия: самураев, крестьян и горожан, для каждого закреплялись свои предписанные занятия и связанные с этим обязанности и привилегии. Крестьянству запрещалось владеть холодным оружием. В целях создания единого финансово-экономического пространства страны ликвидировались  внутренние таможни, вводились единые меры и весы, начата денежная реформа.

Информация о работе Государственное развитие средневековой Японии