Государственное развитие средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение истории государственного развития средневековой Японии, для того чтобы проследить путь становления японского права в период феодализма.
Задачи.
1.Изучить период формирования Японской государственности
2.Проследить путь централизации страны
3.Выявить предпосылки появления Японского права
4.Изучить источники права, дать характеристику основным отраслям права.
5.Обобщить полученные знания в исследовательской работе.

Файлы: 1 файл

игпзс кОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована  прежняя сословная структура  общества. Она получила название си-но-ко-се. Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее - крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также  не представляло единой категории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской  семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные  дома (букэ), среди которых выделялись владетельные князья - дайме, и рядовое  дворянство. Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории  дайме: родственников сегуна, его  прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные  органы, заполнялись вакансии наместников  в провинции. Для удержания дайме  в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли  сегуну своих родственников в  обеспечение верности. Вместе с тем  князья остались единственными, кроме  государства, земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи - ронины, практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.

К середине XVII в. сложилась новая центральная  администрация, сохранившаяся без  существенных изменений в течение  всей эпохи Токугава.

Особое место  в государственном аппарате токугавской  Японии занимали органы сыска, специальные  полицейские инспектора мэцкэ ("прикрепленный  глаз"), осуществлявшие негласный  полицейский надзор за всем населением страны, от чиновников до крестьян. Во главе этого аппарата стояли так  называемые омэцкэ (большие, славные  мэцкэ), закон о правах и обязанностях которых был принят в 1632 году. Пять главных полицейских инспекторов  вели наблюдение за всеми князьями и высшими чиновниками.

Передвижение  в стране было регламентировано строгой  системой пропусков. В городах помимо назначавшихся градоначальников, которым  принадлежала широкая административная, полицейская и судебная власть, существовали советы крупных торговцев, но система  городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии. История государства и права зарубежных стран Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

Часть 1/под ред.Крашенниковой Н.А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.-с.250

Основной орган  составляло правительство (родзю) из нескольких высших министров (обычно пяти). В их ведении находились практически  все государственные дела, включая  надзор за императорским двором, финансы, отношения с князьями (кроме военных). Назначали их из высших феодалов, приверженцев сегуна, и правили они по месяцу, сменяя друг друга. Следующий круг правительственной  бюрократии составляли начальники ведомств ставки-бакуфу, градоначальники и  другие. Члены родзю, родственники сегуна, члены регентского совета образовывали также нерегулярный совещательный  орган - гоебэя (названный так по залу, где проходили заседания).

Каждое княжество  представляло собой самостоятельную  административную единицу, в которой  было свое малое правительство (киро). Как правило, в княжествах было до 4-х основных ведомств, занятых финансами, религией, судом и полицией. Надзор за деятельностью князей-дайме осуществляли полицейские инспекторы (мэцке) сегуна во главе со старшими полицейскими.

В городах  ставились специальные правители  из самураев. Кроме того, образовывались городские советы из торговцев и  богатых ремесленников (участие  в таком совете давало право на ношение меча).

Сегунат не облагал  княжества налогами. Но существовала практика принесения правителю «даров»  пропорционально богатству провинций, количеству городов и, соответственно, уровню вассальных отношений.

Военно-полицейское  управление сегуната составляло главную, но не единственную сторону японской государственности. Сохранялась система  традиционной монархии с собственной  системой управления и собственными полномочиями.

Император был  номинальным главой страны. Его полномочия ограничивались собственным двором и религиозными делами. Согласно особому  «Завещанию Иеясу» все реальные государственные  полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследственной в  собственном роде. Император был  обязан предоставлять сегуну своего сына в заложники. При императоре находился особый представитель  сегуна - сесидай (с 1600 г.), считавшийся  одновременно наместником столицы  Киото. Без его участия не приводились  в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его двора. В 1615 г. были установлены специальные  правила для императорского двора, согласно которым обязанности императора направлялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение церемоний  и соблюдение традиций. Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с. 283

2. Право Средневековой  Японии.

До начала VII в. в Японии господствовало обычное право, не зафиксированное никакими памятниками. Его предписания были не только юридическими, но и религиозными, этическими правилами. Многое в японском праве той эпохи было перенесено из более древних правовых систем Китая и Кореи. Собственно юридические нормы появились в обычном праве с выделением среди религиозных и моральных запретов особых представлений о наказании. Наказание было как бы закономерным следствием «греховности» людей и настигающего их Божьего суда. Первые понятия о преступном также были еще взаимосвязаны с религией и существовали в виде представлений о «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких). За их совершение обычно полагались кара и очищение – как правило, коллективные.

Формирование письменного права  в Японии началось не путем записи обычного права (как это было у  большинства восточных и средневековых  народов), а путем создания особого  законодательства о системе и  деятельности органов государственного управления – своего рода государственно-административных кодексов. Закономерно, что при создании такой своеобразной сферы права широко использовался опыт более древней административной традиции Китая. В этом заключается одна из важнейших особенностей формирования древнего японского права.

Первые законы были составлены в  Японии в начале VII в. Это были Законы 17 Статей (604–622), в которых содержались в большей степени моралистические пожелания в духе конфуцианства, чем строго юридические предписания. В конце VII в. под влиянием административных преобразований, начатых с переворотом Тайка, для одной из провинций Оме был составлен свод административных правил – Оми-ре (661-672). Свод был записан по образцу китайского «Уголовного и административного кодекса» империи Тан середины VII в. В нем регламентировались обязанности администраторов, устанавливалась вводимая в японском государстве система рангов и в общей форме фиксировались взаимоотношения жителей с новой, государственной властью. Позднее Оми-ре был пересмотрен и превратился в «Уголовный и административный кодекс государева двора» – Киемигахара-ре (681-683). Состоял он из 22 глав и, по-видимому, включал, кроме административных правил, и нормы ответственности чиновников. Оба свода VII в. не сохранились, и о содержании их ничего не известно.

Первым известным по содержанию памятником древнего японского права стал кодекс «Тайхо-рицурё» (702). Он как бы юридически оформил государственные реформы Тайка. Для его составления в 700 г. была образована комиссия из императорских приближенных: «Государь повелел царевичу Восакабэ, Фудзивара Фубито, Авата Мабито и другим отобрать уголовные и гражданские законы». После его опубликования работа была продолжена. Составленный кодекс подвергался изменениям. В итоге была составлена новая редакция свода под названием «Еро рицурё» («Уголовный и административный кодекс годов Еро» – 718 г.). Однако в действие новые законы ввели с большим запозданием – только в 757 г. Переработанная редакция в большей степени отражала заимствования из китайского права. Тогда как основная – Тайхо-рицурё – содержала правила японского происхождения и отражала основные черты древнего японского права.

 

Уголовные законы из свода почти  не сохранились. Административные законы дошли полностью. Они разделены на 30 книг, каждая посвящалась особой законодательной теме: рангам и штатам чиновников (кн. 1-5), положению священнослужителей (кн. 6-7), положению крестьян, наделам и налогам (кн.8-10), продвижению чиновников (кн. 11-15), особому положению дворца, его служб и вооруженным силам (кн. 16-24), особым обстоятельствам службы (кн. 25-27), уголовному судопроизводству (кн. 28-29). Последняя, 30-я книга включала разные положения, в том числе о единых мерах, весах и даже обязательствах. Законы Тайхо обладали высокой степенью обобщения, в них не было типичных для древнего законодательства казусных норм. Однако, вероятно, это было вызвано тем, что в законах почти не было правил для собственно бытовой юстиции. В большинстве они устанавливали взаимные обязанности и права чиновников и власти, населения и чиновников. Тем самым создавался своеобразный правовой строй, составляющий особенность древнейшего периода японского государства (называемый также рицурё).

2.1 Источники права.

Важнейшим источником раннесредневекового права является кодекс "Тайхо Еро ре" — основной источник, характеризующий право Японии VIII — X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии; Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода как бы кодексов: гражданский, семейный, земельный и др.

Для раннесредневекового  права Японии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе.

Право в это  время еще не выделилось из религиозных  и этических норм, если не считать  отдельных понятий о наказаниях, которые были связаны с представлением о грехе, каре, о "божьем суде". В древнейших японских источниках они  выступают в виде "семи небесных грехов" (более тяжких) и "восьми небесный грехов" (менее тяжких), за которые полагались или кара, или очищение. Становление писаного права происходило в Японии под  сильным влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права. Японские государственные и правовые институты  не потеряли, однако, своей специфики.

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное развитие средневековой Японии