Характеристика форм внеклассной работы по географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В 50–60-х годах активизируется краеведческая работа по географии. Большое место уделяется организации географических площадок, где проводятся многие мероприятия кружков. В это время появляются такие формы внеклассной работы, как общества географов, клубы географов. Особое развитие в этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества).
Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.
С конца 60-х годов в программе по географии нашли отражение мировоззренческие аспекты географии. Это отразилось и на внеклассной работе: наряду с занимательностью, раскрытием фактического материала важное место было уделено раскрытию теоретических вопросов. В этот период совершенствуются формы внеклассной работы по географии, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии
6
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение
6
1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии
8
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии
15
2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися
15
2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии
19
2.2.1. Географические кружки
19
2.2.2. Географические факультативы
22
2.2.3. Школьные музеи
24
2.2.4. Географические клубы
26
2.2.5. Географические олимпиады
30
2.2.6. Географические вечера
31
2.2.7. Проведение конференций по географии
32
2.2.8. Устный журнал
34
2.2.9. Географические викторины и игры
35
2.2.10. Неделя географии в школе
39
2.2.11. Школьные географические издания
43
Заключение
46
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА внеклассная работа1.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Профессиональная  направленность учащихся является важнейшей  частью внеклассной работы по географии. Профессиональная ориентация учащихся – это, прежде всего, сочетание склонностей, способностей личности с интересами общества.

Знакомство  с профессиями осуществляется в  ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы.

Важное место  в профессиональной ориентации учащихся отводится факультативам и географическим кружкам. Их работа в целях профориентации должна сопровождаться заданиями общественно полезного характера, иметь исследовательскую направленность.

Эффективной формой профориентации во внеклассной работе по географии следует признать проведение конференций, посвященных различным профессиям; организацию тематического лектория.

В кабинете географии  с целью профориентации оформляют  специальные уголки или витрины, в которых помещают материалы о профессиях, связанных с географией, а также с профессиями, где необходимы географические знания и умения.

Из особенностей содержания современной географии  вытекает такое требование к внеклассной  работе, как экологическая направленность. Она связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы; формированием элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей человека и природы рассматривается во внеклассной работе по географии на глобальном, региональном и местном (локальном) уровнях.

Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее содержания и форм. Внеклассная работа по предмету должна отражать все новое: и производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики.

В успехе внеклассной  работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Во внеклассной работе необходимо использовать активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.

Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Опираясь на исследования известного психолога Б.Г. Ананьева, следует отметить, что игру «многие специалисты в области детской психологии превратили в возрастную форму деятельности, специфическую лишь для ребенка с первого года жизни до начала систематического учения... Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существуют разнообразные ее проявления». [5]Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки у учащихся.

Следующее требование к организации внеклассной работы по географии – сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно-полезной направленностью внеклассной работы по географии и является производным от них.

Необходимо, чтобы  основой вовлечения учащихся во внеклассную  работу по географии был не эпизодический интерес, а познавательные устремления школьников. Поэтому организовывать и проводить внеклассные мероприятия следует таким образом, чтобы они удовлетворяли любознательность, учитывали интерес учащихся, требовали проявления их волевых качеств. Это подводит учащихся к добровольному участию во внеклассной работе по географии.

Одним из требований к организации внеклассной работы по географии является системность. Системность обеспечивается планированием внеклассной работы по географии, преемственностью форм содержания и методов ее организации, традициями школы.

Проведение  внеклассной работы по географии  должно учитывать требование непрерывного развития внеклассной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших школьников перерастает в факультативные занятия или работу клубов в старших классах.

Развитие внеклассной  работы по географии требует от учителя  постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к более сложным. В основе системности и развития внеклассной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов школьников.

Соблюдение  всех указанных выше требований к  организации и проведению внеклассной работы способствует созданию системы внеклассной работы, которая характеризуется следующими уровнями:

I уровень: использование  внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. На данном этапе внеклассная работа ведется бессистемно, эпизодически.

II уровень: более  широкий и углубленный отбор  материала по сравнению с программой. На этом уровне главное – развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. Для учащихся характерен устойчивый интерес к проблемам. Внеклассные мероприятия проводятся систематически, число участников довольно стабильно.

III уровень: самостоятельная  деятельность учащихся при решении  различных проблем. Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности. На этом уровне учащиеся могут проводить эксперименты, работать в содружестве с сотрудниками НИИ, геологических отрядов. Интерес учащихся перерастает в социально-значимую мотивацию. [6]

Следует отметить, что ни один из названных уровней  в чистом виде не встречается, выделение  их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, привлечению большего их числа к внеклассной работе, не упустить момент, когда от эпизодических форм следует переходить к систематическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика форм внеклассной  работы по географии 

2.1. Формы  и методы организации внеклассной  работы с учащимися

Школьная география относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.

Формы внеклассной  работы могут быть различны в зависимости  от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии. Существует следующая классификация форм внеклассной работы по географии (рис. 1) [7].

Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, т. е. на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу.

Между систематической  и эпизодической внеклассной  работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, лекторские группы и т. д. Эту форму работы можно разделить на фронтальную, проводимую с большим составом участников, групповую (кружковую), в которой принимает участие небольшое количество школьников, и индивидуальную работу с отдельными учащимися.

Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это – вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.

Систематическая и эпизодическая формы внеклассной  работы по географии включают в себя массовую, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную формы работы. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи.

Массовые формы  внеклассной работы – неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественниками.

Групповые формы  внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30–35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.

Индивидуальная  внеклассная работа по географии  отличается от групповой. Во-первых, это работа исполнительского характера: подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготовление пособия. Для такого рода работы незначителен элемент творческой деятельности. Во-вторых, индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.

Методы организации  деятельности школьников во внеклассной  работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала – географическими знаниями (рис. 2) [8].

Методы организации  внеклассной работы по географии:

Работа на природе:

- экскурсии, 

- походы,

- наблюдения,

- экспедиции

Работа с  географической литературой:

- подготовка  рефератов, 

- подготовка  докладов,

- выпуск газет  и стендов и др.

Игровая деятельность:

- вечера,

- олимпиады, 

- деловые игры,

- викторины, 

- КВНы и др.

Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.

Все перечисленные  методы широко применяются при организации  разных форм внеклассной работы.

  • Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии:
  • повышение качества географических знаний и умений школьников;
  • интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
  • рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
  • повышение качества знаний по другим предметам;
  • приобретение умений работы с различными источниками информации;
  • повышение общего уровня культуры школьников [9].

Все названные  показатели эффективности внеклассной  работы по географии характеризуют качественный уровень подготовки школьников. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении, в ходе анкетирования, при изучении самостоятельных (творческих) работ школьников.

Однако существуют и другие показатели эффективности  работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.

Для массовых форм показателем эффективности служит охват учащихся, вовлеченных в работу, порядок, дисциплина при проведении мероприятия. Показателем эффективности групповых форм внеклассной работы служит стабильный состав в кружках, коллективная работа на занятиях. Показателем эффективности индивидуальных форм являются положительные изменения в поведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся.

 

2.2. Характеристика  форм внеклассной работы по  географии

2.2.1. Географические кружки 

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Активность  учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т. д.

Информация о работе Характеристика форм внеклассной работы по географии