Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:47, реферат
Описание работы
Географическое положение: Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океанами и на большей части Индо-Гангской низменности. На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Бирмой (Мьянма), на западе – с Пакистаном. На востоке омывается Бенгальским заливом, на юге - Полкским проливом, отделяющим ее от острова Шри-Ланка , и Индийским океаном, на западе Аравийским морем. Столица - Нью-Дели.
Содержание работы
1.Географическое положение 2. Социально-экономические и политические перемены в Индии Особенности политики модернизации Реформы 1990-х годов 3. Внешняя политика Индии во второй половине XX века Индия – Бутан Индийско-северокорейские отношения Советско-индийские сотрудничества во второй половине XX века 4.Индийская культура. Путь в пять тысячелетий.
Важной частью деятельности индийского
государства стали аграрные реформы, которые
привели к демократизации системы земельных
отношений благодаря значительному расширению
слоя легитимных субъектов владельческого
права на землю – как собственников земли,
так и арендаторов с устойчивым, прочно
защищенным законом арендным держанием.
По всей Индии была создана однородная
система прав собственности на землю,
при которой земельные собственники различались
между собой лишь размерами участков,
которыми они владели на правах полной
(или частично ограниченной в некоторых
штатах) собственности.
Индии удалось создать свою национальную
промышленность, подготовить квалифицированные
кадры ученых, специалистов, инженеров,
рабочих. В городе и деревне возник достаточно
мощный средний класс, который стал оказывать
растущее влияние на политический и экономический
курс страны. Расширялись торгово-экономические,
научно-технические связи Индии со многими
странами и регионами мира.
Темпы развития Индии заметно ускорились
за десятилетие с 1980 г. по 1990 г., когда ежегодный
рост ВВП составлял около 5,5%. К началу
1990-х годов Индия, несмотря на все трудности
и проблемы, смогла заметно продвинуться
вперед. Это прежде всего было видно по
основным показателям человеческого развития.
За этот период ожидаемая продолжительность
жизни выросла почти вдвое – с 32,1 года
в 1951 г. до 60,8 лет в 1992 г., грамотность повысилась
с 18,3 до 52,2%.
По оценке Всемирного банка, используемая
Индией модель экономического развития
в период, предшествовавший либерализации
начала 1990-х годов, была достаточно успешной.
Это нашло свое выражение не только в ликвидации
угрозы голода и снижении уровня бедности,
но и в создании диверсифицированной индустриальной
базы, относительно крупного и развитого
финансового сектора. В отчете Всемирного
банка «Тенденции в развитии экономик»
говорилось, что дореформенной Индии удавалось
сохранять инфляцию на низком уровне,
избегать (за исключением редких случаев)
несбалансированности платежного баланса.
Индия никогда не допускала невыплат по
иностранным долгам. Несмотря на высокую
степень государственного регулирования,
частный сектор стал важной частью во
всех отраслях экономики. «Все эти успехи
были достигнуты в условиях очень сложного
общества, разделенного по этническому,
лингвистическому и религиозному признакам.
К тому же все эти меры осуществлялись
демократически избранными правительствами».
И вместе с тем оставались нерешенными
многие важные проблемы, такие как практически
неконтролируемый рост населения, ухудшение
экологической обстановки. Несмотря на
определенное улучшение ситуации в 1980-е
годы, прежний темп экономического развития
не мог обеспечить заметного подъема благосостояния
населения, прирост которого ежегодно
составлял около 2,3%. Как и раньше, главными
проблемами оставались бедность и массовая
неграмотность, что способствовало воспроизводству
трудностей и кризисных ситуаций. Все
это подталкивало к поискам новых путей
развития, которые обеспечили бы более
быстрый экономический рост при одновременном
решении социальных проблем.
3. Внешняя политика Индии
во второй половине XX века
Двадцатое столетие было отмечено желанием
Индии обрести своё достойное место на
арене международной политики. Интеллектуальная
элита, в лице Тагора, Ганди и Неру, сознательно уходила от прямолинейных
трактовок в теоретизации глобального
статуса той или иной державы. Это объяснялось
тем, что Индия на тот момент действительно
была слаба и не являлась сколь-нибудь
внушительной силой по стандартным в этом
отношении меркам реалполитики. В этих
условиях, элита была вынуждена стремиться
обращаться к самой широкой аудитории
в своих рассуждениях на тему будущего
для Индии и приобретения ею международной
самостоятельности, и, как следствие, определённых
полномочий. После независимости в 1947
году, Джх. Неру с помощью разработанной
им доктрины «личного интеллектуального
интереса» добился для своей страны, в
условиях холодной войны и биполярного
противостояния, собственного «международного
голоса», который был основан не на профессионализме
властных институтов Индии или реальных
возможностях государства, а скорее, на
крайне удачливом комбинировании легитимности
власти и международном лавировании вне
категорий реалполитики.
Индийские амбиции в достижении уровня
Глобального Лидера получили новое развитие
в последние годы, когда внутренние преобразование
меняют и модернизируют страну более,
чем за все сорок лет с момента реформ
Неру. С уверенностью можно сказать, что Индия — пример преодоления «тихой»
социальной революции, когда демократия, а теперь ещё и экономический
рост, создаёт новую политическую элиту,
с новыми устремлениями найти место Индии
на карте основных игроков Мира.
Хотя, по сравнению с предыдущими годами,
как это не покажется на первый взгляд
странным, варианты и поле для такого манёвра
у Индии сильно ограничены. Сегодня, желание
обретения одной лишь только эфемерной
«гипермощи», даже при условии обретения
её в конце концов, не достаточно: в крайне
взаимозависимом мире, который мы наблюдаем
сейчас, стандартные оценки военной и
экономической мощи того или иного государства
уже не работают. Они не смогут в достаточном
объёме удовлетворить и Индию. Если Индия
желает достигнуть реального глобального
влияния, более солидного международного
веса, то необходимо не просто наращивать
свою военную мощь и упорядочивать свою
внутреннюю экономику, добиваясь ускоренного
роста ВВП, — необходимо базировать свой
дальнейший успех, на взаимозависимости
с «передовыми экономиками». Такую тактику,
избрала для себя КНР.
Конец холодной войны подразумевал под собой триумф
Запада, но, фактически, обозначил лишь
новый уровень «геополитического беспокойства».
Европа, пытаясь быть самодостаточной
в своём «новом обличии», предпринимает
всё новые и новые усилия к выстраиванию
иных нежели прежде отношений со своим
самым близким партнёром и союзником —
США. Вторым вызовом этой «геополитической
неустойчивости» явился крах выстраивания
панарабского национального государства,
который был заменён, очагами исламского
экстремизма, ожоги которых чувствуют
на себе Европа, США, Азия и Африка. И, наконец, третьим, и, возможно,
наиболее существенным фактором в рассматриваемом
выше вопросе является возвышении Азии,
и прежде всего АТР, до роли «большой кузницы
мира» с Китаем в авангарде и Индией, готовой
обрести себя в новой для неё роли одного
из гегемонов современности.
Индийский субконтинент никогда не уходил из сферы
интересов российской дипломатии. Исторический
курс Москвы на евро-американское сосуществование
совсем не противоречит интересам РФ в
Южной Азии.
Тем более что две страны связывают многолетние
политико-экономические и культурные
связи. Начиная с 60-х годов, Советский Союз по праву мог считать себя творцом
«новой Индии»: советские специалисты
работали над созданием индустриальной
мощи этого южноазиатского государства
и, уже в наше время, над поддержанием и
развитием статуса мощной региональной
державы, который страна получила при
активном участии опять-таки советской
дипломатии.
Впрочем, до середины 1950-х годов правление
Джавахарлала Неру оценивалось в СССР
крайне негативно. В отражающей официальную
точку зрения публичной лекции, прочитанной
в 1950 году, утверждалось:
«Индия, в которой правящей партией является
Национальный конгресс, якобы исповедующий
учение Ганди о ненасилии, сейчас является
страной, где буржуазно-помещичья диктатура
проявляется в наиболее неприкрытой террористический
форме. И это не случайно: террористический
режим индийского правительства является
ярким свидетельством слабости его социальных
позиций.»
Индия – Бутан
Двусторонние отношения между Бутаном и Индией традиционно были близки. С
момента обретения независимости в 1947 году, Индия унаследовала от Британской империи сюзеренитет над Бутаном. Хотя с того времени
многое изменилось, Индия по-прежнему
оказывает влияние на внешнюю политику,
оборону и торговлю Бутана.
Индия была и остаётся основным партнёром
Бутана, в экономике, политике, культурном
обмене. На Индию приходится подавляющая
доля внешнеторговых операций. Жители
Индии могут почти без ограничений посещать
Бутан, что значительно сложнее для жителей
других стран. Бутанцы часто посещают
Индию — для учёбы, лечения, паломничества,
бизнеса. Многие бутанцы закончили индийские
университеты. Индия поддерживает Бутан
в военном отношении.
Вместе с тем Бутан относится к Индии
с некоторой осторожностью, опасаясь за
свой суверенитет и культурную идентичность.1
8 августа 1949 года Бутан и Индия подписали Договор
о дружбе, призывающий к миру между двумя
странами и невмешательству в их внутренние
дела. Тем не менее, Бутан согласился отдать
«руководство» своей внешней политикой
Индии, а обе страны договорились о тесном
сотрудничестве в области внешней политики
и обороны. Также были подписаны соглашения
о свободной торговле и экстрадиции.
Оккупация Тибета коммунистическим Китаем
ещё больше сблизила страны. В 1958 году
тогдашний премьер-министр Индии Джавахарлал Неру посетил Бутан и подтвердил
поддержку Индией независимости Бутана,
а затем заявил в индийском парламенте,
что любая агрессия против Бутана будет
рассматриваться как агрессия против
Индии. Индия оказывала экономическую
и военную помощь Бутану, который приступил
к осуществлению программы модернизации
для укрепления своей безопасности. Хотя
Индия неоднократно подтверждала свою
военную поддержку Бутана, последний выразил
озабоченность по поводу способности
Индии защитить Бутан от Китая, ведя одновременно
войну с Пакистаном.
Индийская армия представлена в Бутане
военной базой в Хаа и несколькими представительствами.
С 1962 года в Бутане действует индийская
военная организация IMTRAT (Indian Military Training
Team), базирующаяся в Хаа.
Несмотря на хорошие отношения, Индия
и Бутан до периода 1973—1984 годов не завершили
демаркацию границы. Проведённые переговоры
помогли в целом разрешить разногласия,
за исключением некоторых небольших участков,
в том числе в зоне между Сарбхангом и Гелепху и на восточной границе с индийским
штатом Аруначал-Прадеш
Несмотря на близкие и дружественные
отношения, правительство Бутана заявило
о необходимости пересмотра части договора
в сторону укрепления суверенитета Бутана.
Бутан начал постепенно налаживать независимые
отношения в международных делах, присоединился
к ООН в 1971 году, признал независимость Бангладеша и подписал в 1972 году новое торговое соглашение,
которое предусматривало освобождение
бутанских товаров от экспортных пошлин
при их экспорте в третьи страны. С 2003 по
2004 годбутанская армия проводила операции против
индийских повстанцев из Ассама (см. Операция Бутана против ассамского сопротивления), которые имели свои базы на территории
Бутана и использовали их для организации
нападений на индийские земли.
Индийско-северокорейские отношения
Индийско-северокорейские отношения —
это двусторонние отношения между Индией и КНДР. Индия имеет посольство в Пхеньяне, а КНДР в Нью-Дели. Индия заявила, что хочет воссоединения Кореи.
Индия назвала КНДР агрессором в Корейской войне, поддерживая резолюции Совета Безопасности ООН № 82 и № 83. Однако, Индия не поддержала
резолюцию № 84, по которой оказывалась
военная помощь Южной Корее. Индия, как страна-участница Движения неприсоединения, медлила с исполнением своего военного
обязательства против КНДР. Вместо этого, Индия оказала
моральную поддержку действиям ООН и решила отправить своих врачей
в Корею как жест доброй воли. 60-ое индийское
полевое медицинское подразделение —
часть индийской бортовой дивизии, было
выбрано для отправки в Корею. Это подразделение
состояло из 346 человек, включая 14 врачей.
Индия была председателем девятисторонней
комиссии ООН, которая наблюдала за процессом разделения Кореи в 1947 году. После Корейской войны, Индия снова играла важную
роль в качестве председателя Независимой
комиссии по репатриации народов на Корейском полуострове. Индия установила консульские
отношения с КНДР в 1962, а в 1973 году дипломатические. Отношения
Индии с КНДР были ухудшены, после того
как последняя оказала помощь Пакистану в его ядерно-ракетной программе.
В 1999 году Индия задержала северокорейский
корабль у берегов Кандлы. На корабле были обнаружены
чертежи компонентов ядерно-ракетного
комплекса. Отношения Индии с Южной Кореей носят более глубокий характер,
особенно в экономическом и технологическом
планах. Заинтересованность Индии в южнокорейских инвестициях и технологиях ухудшила отношения
с КНДР. Индия последовательно высказывала
свои возражения против ракетно-ядерной программы КНДР.
Советско-индийские сотрудничества во
второй половине XX века.
Феномен устойчивых экономических и
внешнеполитических отношений между СССР
и Республикой Индия за период с 1970 по
1985 гг. можно считать образцом мирного
сосуществования двух государств, в тот
непростой период. Этот процесс, на протяжении
без малого 15 лет, на фоне всемирного ядерного
противостояния в тот период в мире, постоянных
военных и политических конфликтов тот
период, как в азиатском регионе, так и
в мире, несомненное достижение двух государств.
Индию, как стратегически важного партнера
Советский союз начал рассматривать еще,
задолго до второй мировой войны. Стоит,
отметь, что еще 1921 г. В. И. Ленин заявил,
об Индии следующие: «Исход борьбы зависит,
в конечном счете, от того, что Россия,
Индия, Китай составляют гигантское большинство
населения и втягиваются с необычайной
быстротой в последние годы в борьбу за
свое освобождение, так что в этом смысле
не может быть ни тени сомнения в том, каково
будет окончательное решение мировой
борьбы. В этом смысле окончательная победа
социализма вполне и безусловно обеспечена».
И. В. Сталин так же положительно относился
к возможному сотрудничеству Индии и отмечал,
что «освобождение Индии усилит позиции
революции во всем мире».
Большой простор для сотрудничества
между Советским союзом и Республикой
Индией открылся в результате завоевания
Индией в августе 1947 г. независимости.
Примечательно, что дипломатические отношения
были установлены еще до этого, в апреле
1947 г.
Руководствоваться при осуществлении
внешней политики Индия должна, по выражению
Д. Неру, четким осознанием своих национальных
интересов, не отступая при этом от своих
идеалов неприсоединения. Эта позиция
была сформулирована индийским руководителем
во время его выступления в Колумбийском
университете в 1949 г.
Национальные интересы, как считал Дж.
Неру, могут быть гарантированы в том случае,
если создадутся оптимальные внешние
условия для самостоятельного национального
развития: будут гарантированы суверенитет,
территориальная целостность и безопасность
страны, а также возможность развития
отношений со всеми странами. Сохраняя
идеалы, которым должен следовать Конгресс,
Индия, как считал Неру, должна все-таки стремиться
к укреплению всеобщего мира, самостоятельно
определять свою позицию по вопросам международной
жизни.
Выбор советской стороны Индии как одного
из стратегически важных партнеров в Азии
к началу 1950-х годов неслучаен и вполне
обоснован. Стоявшая у истоков Движения
неприсоединения Индия проводила независимый
внешнеполитический курс к началу, 1950-х
и в основу которого, были положены принципы
неучастия в военных блоках и отказа от
существования на своей территории иностранных
военных баз.