Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:47, реферат
Описание работы
Географическое положение: Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океанами и на большей части Индо-Гангской низменности. На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Бирмой (Мьянма), на западе – с Пакистаном. На востоке омывается Бенгальским заливом, на юге - Полкским проливом, отделяющим ее от острова Шри-Ланка , и Индийским океаном, на западе Аравийским морем. Столица - Нью-Дели.
Содержание работы
1.Географическое положение 2. Социально-экономические и политические перемены в Индии Особенности политики модернизации Реформы 1990-х годов 3. Внешняя политика Индии во второй половине XX века Индия – Бутан Индийско-северокорейские отношения Советско-индийские сотрудничества во второй половине XX века 4.Индийская культура. Путь в пять тысячелетий.
Основной конкурент Индии в южно-азиатском
регионе Пакистан с начала 1950-х годов начинает
сотрудничать все больше с США. Ключевым
моментом стало то, что в мае 1954 г. Пакистан
заключил соглашение в Карачи о военном
сотрудничестве с США. Подписанное соглашение
предусматривало оказание США военной
помощи Пакистану. Уже в сентябре 1954 г.
вошел в военный блок СЕАТО, а в феврале
1955 г. уже в Багдадский пакт (позднее название
этот пакт будет называться СЕНТО). Все
эти шаги, как сказал Дж. Неру « приблизили
опасность войны непосредственно к границам
Индии».
Безусловно, внешнеполитический курс,
которого придерживались в 1950-х годах США
отталкивал Индию, которая стала опираться
прежде всего на Советский союз, неизменно поддерживающий
в тот момент движение неприсоединения. Американская
политика по отношению к странам – членам
Движения неприсоединения была отрицательной.
Сама она подвергалась в США критике, так
как это могло усилить влияние СССР в Азии.
Ключевым моментом в налаживании советско-индийских
отношений к концу 1950-х годов стал индийско-китайский
конфликт. По всей видимости, китайско-индийские
вооруженные столкновения, начавшиеся
в 1959 г., застали врасплох советское руководство.
Оно было не готово к прямой конфронтации
Китая, который при всех разногласиях
с Советским союзом еще оставалось его
союзником, и одного из лидеров национально-освободительного
движения.
Советское руководство не заняло какой-либо
твердой позиции по индийско-китайскому
конфликту и в Заявлении ТАСС от 9 сентября
1959 г. призвало лишь к мирному урегулированию
возникших разногласий между обеими странами.
Китайское правительство, рассчитывавшее
получить поддержку СССР против Индии,
так как считала СССР своим близким партнером,
однако те разногласия, которые накопились
между Советским союзом и Китаем не позволили
это сделать. По достаточно лояльной политике
в отношении Индии тогдашний ее руководитель
Дж. Неру отметил, что это решение «справедливо».
Китай после конфликта с Индией добился
взаимопонимания и сотрудничества с Пакистаном.
Так же он поддержал пакистанскую позицию
в кашмирской проблеме, а соглашение 1963г.
о передачи Пакистаном Китаю части кашмирской
территории и установлении пакистано-китайской
границы нанесло ущерб внешнеполитическим
позициям Индии.
Индийско-китайское противостояние стало
предвестником ухудшения отношения СССР
с Китаем. Уже в 1960 г. были отозваны из КНР
все советские специалисты, происходило
постоянное падение удельного веса советско-китайского
товарообмена во внешней торговле Китая
- до 7% в 1966 г. Все это позволяло Индии надеяться
в тот момент на усиление внешнеполитического
сотрудничества с СССР.
Стоит выделить тот факт, что после индийско-китайского
конфликта СССР не стал отказываться от
сотрудничества с другими странами азиатского
региона. По-прежнему, Советский союз,
пусть и незначительно, посылал оружие
в Пакистан. США так же, своего рода в ответ
советской стороне, увеличили экономическую
помощь Индии в тот момент.
Дружественные отношения с Индией на
фоне советско-китайского противостояния,
а так же укрепление взаимопонимания с
Пакистаном на тот момент, позволили Советскому
союзу стать своего рода посредником в
урегулировании противостояния между
странами. В свою очередь Индия и Пакистан
согласились принять советское предложение
об оказании посреднических услуг в урегулировании
конфликта.
Готовность Индии принять советское
посредничество была обоснована на убеждении,
подтвержденном годами советской поддержкой
ее интересов в ООН и за ее пределами. Руководители
Индии были уверены, что Советский союз
будет на ее стороне в решении проблемы.
С советской токи зрения, посредничество
было необходимо еще и для того, чтобы
окончательно не оттолкнуть от себя Пакистан.
Председатель Совета Министров СССР
А. Н. Косыгин в январе 1966 г. принял участие
в проведении переговоров в Ташкенте между
Индией и Пакистаном, завершившихся подписанием
совместной Декларации и прекращением
военного конфликта в регионе.
Сближение позиций Пакистана и СССР после
ташкентской конференции вызывало опасение
у правящих кругов Индии. В связи с этими
событиями весной 1966г. И. Ганди посетила
США, где на встречи в Вашингтоне просила
у американского правительства о широкомасштабной
помощи стране. На обратном пути в Индию
она нанесла короткий визит в Москву.
Докладывая о результатах своего визита
в Советский союз в индийском парламенте
25 июля 1966г. Индира Ганди отметила, что
ее по прежнему волнует проблема мирного
сосуществования СССР, Пакистана и Индии.
Так же она подытожила, что встреча с генсеком
Советского союза Л.И. Брежневым прошла
в конструктивном диалоге, но при этом
ей было отмечено позднее в индийской
прессе то, что: «Предстоят тяжелая работа
и жертвы, но мы не должны быть пленниками
какой-либо догмы».
Следует признать, что Индия возмещала
помощь со стороны СССР дипломатическими
шагами в поддержку советской внешней
политики того периода. Достаточно отметить
тот факт, что на официальном уровне Индия
уклонилась от открытого осуждения событий
в Чехословакии в 1968 г.
Из вышесказанного можно сделать
вывод, что становление и развитие советско-индийских
отношений до 1970-х определялись совпадением
не только геополитических и стратегических
интересов двух стран в условиях усиления
в пятидесятых годах "холодной войны"
и распространения ее на азиатский регион,
но и желанием со стороны Индии в развитии
экономического сотрудничества. Стремясь
противостоять такому негативному с точки
зрения его национальных интересов развитию
событий, для СССР было приоритетной задачей заинтересовать
Индию в более тесном сотрудничестве,
так как ее внешнеполитический курс базировался
на концепции неприсоединения к военным
блокам, что позволяло сгладить усиление
США в этом регионе
4.Индийская культура. Путь
в пять тысячелетий.
Индийскую культуру можно сравнить с
могучей рекой, которая берет начало высоко
в Гималаях и продолжает свое течение
среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень
и городов. В нее вливаются многочисленные
притоки, меняются ее берега, но сама река
остается неизменной. Индийской культуре
в равной мере присущи единство и многообразие,
приверженность традиции и восприимчивость
к новому. За многовековую историю Индии
пришлось немало пережить, ко многому
приспособиться, ассимилировать элементы
различных культур, но при этом она сумела
сохранить свое древнее наследие.
Необычайно разнообразны природа и климат
страны; здесь живут многочисленные народности
со своими верованиями, языками и культурой.
Однако во всем присутствует неповторимый
индийский колорит.
Источник этого единства неуловим. Его
можно почувствовать, но невозможно понять.
В своей знаменитой книге "Открытие
Индии" Джавахарлал Неру дал блестящий
анализ единства и целостности индийской
культуры, коренящихся в ее поразительном
многообразии.
Даже памятники хараппской цивилизации
(3000-1800 до н. э.) уже несут в себе те характерные
черты, которые позже стали ассоциироваться
с Индией и ее культурой. Подтверждением
тому служат археологические находки
в Хараппе и Мохенджо-Даро. Статуя мужчины,
погруженного в размышление, свидетельствует
о том, что уже в те времена была известна
практика йоги. Гладкая поверхность торса
и отсутствие мускульного напряжения
наводят на мысль о древнеиндийской концепции
внутренней энергии. Божество, изображенное
на одной из глиняных печатей, имеет большое
сходство с позднейшими изображениями
Шивы. Браслеты, подобные тем, что украшают
руки бронзовой танцовщицы, можно и сейчас
купить в любой лавке. Новейшие исследования
показали, что влияние хараппской культуры
распространилось даже на отдаленные
районы Северной и Западной Индии, а народности,
жившие в бассейне Инда, поддерживали
тесные контакты с дравидийской цивилизацией,
существовавшей задолго до прихода в Индию
ариев. Приблизительно между 2000 и 1600 г.
до н. э. часть племен, принадлежавших к
многочисленной группе ариев, или индоариев,
переселились в Индию. Они говорили на
санскрите и поклонялись богам, олицетворявшим
стихийные силы природы: Индре-громовержцу,
владыке атмосферы, богу жертвенного огня
Агни и всеведущему Варуне, карающему
богу-судии и божеству водной стихии. Гимны,
посвященные этим и другим богам, составили
четыре сборника - Веды. Древнейшим из
них является Ригведа (1500-1200 до н. э.), для
которой характерен поиск Высшей реальности,
лежащей в основе всего многообразия жизни.
Эта мысль развивается в диалогах упанишад
(900-600 до н. э.). Ведическую поэзию отличают
одухотворенность, превосходный стиль
и движение от внешней формулы к внутреннему
переживанию.
Вне ведической (индуистской) традиции
в 6 в. до н. э. возникли две другие религии.
Личность Будды с его проповедью любви,
сострадания и гармонии оказала огромное
воздействие на развитие индийской философии
и культуры, хотя в качестве религии буддизм
пустил более глубокие корни за пределами
Индии. Основателем джайнизма был Махавира,
в учении которого развиваются идеи освобождения
и отказа от любого насилия. Джайны тоже
внесли большой вклад в развитие индийского
искусства и философии.
В 326 г. до н. э. Александр Македонский
форсировал Инд, и хотя вскоре он повернул
свои войска назад, греческое вторжение
стало важным фактором сближения Индии
с греко-римским миром. Шесть лет спустя
царь Чандрагупта, основатель династии
Маурьев, сделал попытку объединить разрозненные
индийские княжества в централизованную
империю со столицей в Паталипутре (ныне
Патна, штат Бихар). Его внук Ашока (273-237
до н. э.), проникшись отвращением к войне,
стал ревностным буддистом. По его указанию
на гладкой поверхности каменных колонн
высекались буддийские изречения, призывавшие
к состраданию и милосердию. Капители,
завершающие колонны, представляют собой
прекрасные образцы скульптуры.
Правители династии Шунги (185-149 до н. э.)
были ортодоксальными индуистами, но при
Канишке (династия Кушан), который правил
на северо-западе Индии (78-101), произошло
заметное возрождение буддизма. При Кушанах
в буддийской скульптуре получил развитие
гандхарский стиль, отмеченный заметным
влиянием античности. Другим центром буддийского
искусства стала Матаура, расположенная
к югу от Дели.
Во времена Гуптской империи (319- 540), которую
называют "золотым веком" древнеиндийской
культуры, политический и культурный центр
снова переместился в Паталипутру. Некоторые
цари гуптской династии, например Чандрагупта
и Скандагупта, были поэтами и музыкантами.
В царствование Чандрагупты жил величайший
поэт и драматург, писавший на санскрите,
- Калидаса. Шедеврами ваяния и живописи
этой эпохи считаются скульптурные изображения
Будды в Сарнатхе и фрески в пещерах Аджанты
(Западная Индия). Закат империи Гуптов
сопровождался политической раздробленностью.
Харша, правитель княжества Ка-наудж,
попытался приостановить этот процесс,
но после его смерти в 648 г. возникли независимые
княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе
и многих других районах Северной и Южной
Индии. В культурном отношении это был
необычайно плодотворный период. Династии
Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли
великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме
и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в
Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо
(Центральная Индия). Характерным элементом
их архитектурного стиля является скульптура.
В литературе; санскрит постепенно вытеснялся
местными диалектами - бенгали, маратхи,
хинди и панджаби. На юге Индии развивалась
литературная традиция на тамили, телугу
и каннада. Большое распространение получили
такие религиозно-философские течения,
как веданта, в частности учения Шанкары
(VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим
в социальной и религиозной жизни существовали
и консервативные тенденции.
Система каст, первоначально связанная
лишь с ролью человека в процессе производства,
со временем стала жесткой и самодовлеющей.
Поворотным моментом в истории культуры
Индии явилось установление в конце XII
в. мусульманского владычества. Кардинальные
различия между исламом и индуизмом неизбежно
привели к конфликту между ними. Однако
вскоре началось их примирение, чему способствовала
близость веданты мистицизму суфиев. Многие
мусульманские феодалы как в Дели, так
и в провинциальных княжествах покровительствовали
индийским литераторам и музыкантам и
даже принимали участие в индуистских
празднествах. Интеграционные процессы
усилились после основания в 1526 г. империи
Великих Моголов. В царствование Акбара
(1556- 1605), политика которого отличалась
мудростью и терпимостью, были заложены
основы общенациональной культуры. Взаимное
влияние индуистской и мусульманской
традиций не мешало сохранению их индивидуальных
черт.
Первые мусульманские сооружения в Индии
отличались строгостью и простотой линий.
Однако вскоре зодчие стали перенимать
декоративные элементы индуистских храмов,
в частности мотив лотоса. В то же время
многие средневековые индуистские храмы
заимствовали черты мусульманской архитектурной
традиции - купол, арку, перегородки из
резного камня и мрамора. Своего расцвета
индийская архитектура достигла в период
правления Шах-Джахана (1627-1658), при котором
были возведены такие шедевры Агры, как
"Жемчужная мечеть" и Тадж-Махал,
"мечта, воплощенная в мраморе".
В живописи также видно смешение двух
традиций. Вдохновленные творчеством
Бехзада и других выдающихся персидских
живописцев придворные художники Великих
Моголов создали новую школу миниатюр.
Представители раджпурской школы, заимствовав
превосходную технику и изысканность
персидской миниатюры, в своих самобытных
произведениях выражали индийские религиозно-эстетические
взгляды.
Одним из величайших гениев средневековой
Индии был Амир Хусров Дехлеви - поэт, музыкант,
лингвист. Он изобрел несколько музыкальных
инструментов, ставших классическими
в индийской музыкальной культуре, а его
эксперименты в области поэзии привели
к возникновению урду, одного из основных
языков Индии. Для национальных литератур
шестнадцатое и семнадцатое столетия
были периодом расцвета культовой поэзии.
Нанак, основатель сикхизма, Тулсидас,
чей вариант эпоса "Рамаяна" на хинди
по сей день читается и декламируется
миллионами индийцев, Кабир, поднявшийся
в своем творчестве над религиозными разногласиями,
- эти и многие другие поэты проповедовали
всемирную религию терпимости и любви.
Стремительный закат империи Великих
Моголов приходится на первую четверть
XVIII в. С этого периода начинается вторжение
в Индию европейцев: португальцев, голландцев,
французов и, наконец, англичан. К концу
XVIII в. Великобритания прочно утвердила
здесь свое господство. Внедрение английской
модели образования и деятельность христиан-миссионеров
оказали огромное воздействие на культурную
жизнь и религиозное самосознание индийцев.
Новая столица, Калькутта, а вслед за ней
Бомбей и Мадрас стали центрами западной
цивилизации. Часть образованных индийцев,
чрезмерно увлекшись европейской культурой,
игнорировала свое национальное наследие.
Тогда за духовное и культурное возрождение
Индии стали ратовать представители реформаторского
движения, основателем которого был Рам
Мохан Рой. Руководители этого движения,
известного как Брахма Самадж, утверждали
абсолютную истинность священных книг
индуизма и ислама, не отвергая в то же
время прогрессивной западной философской
мысли. Еще одним источником духовного
возрождения страны стало учение Рамакришны
(1836-1886), проповедовавшего, что все вероучения
- это лишь различные пути, ведущие к одной
цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда
(1863-1902) вошел в историю как посланец индийской
интеллектуальной культуры в Европе и
Америке.