История г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 07:41, реферат

Описание работы

Кто знакомился с Сибирью, мог обратить внимание на необычность географических названий: Бирюса, Кемчуг, Минжуль, Кан, Бартат, Такмак, Камарчага и пр. Родились они еще задолго до похода дружины Ермака.
До XVII века на территории Красноярского края жили кочевые племена аринов, тунгусов, татар, киргизов, джунгаров. В процессе освоения Сибири русскими казаками какие-то народности ушли в южные степи, какие-то ассимилировались с русскими.

Файлы: 1 файл

Красноярск.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Слобода Весны28. Здесь одна из улиц носит имя Сурена Спандаровича Спандаряна29.

Многие имена, которыми названы улицы нашего города, принадлежат революционерам-большевикам, отдавшим свою жизнь в борьбе за установление власти Советов в Красноярске и Енисейской губернии.

Вот улица Вейнбаума30. Раньше она называлась Гимназической, так как здесь находилась мужская гимназия31 (угол улиц Ленина и Вейнбаума). Эта улица начинается от коммунального моста, соединяющего левый и правый берега Енисея, пересекает центр города с юга на север и оканчивается у берега Качи.

Параллельно улице Вейнбаума идет улица Перенсона32.  Начинается она от берега Енисея, на ней расположены городская библиотека33, напротив – гарнизонный Дом офицеров ( одно из красивых старых зданий). Кончается улица Перенсона у реки Качи. Раньше эта улица называлась Почтамтским переулком.

А вот улица Дубровинского34, вытянувшаяся вдоль Енисея. Раньше называлась Береговой. Начинается она от улицы Просвещения35, в районе старого базара и заканчивается у городского парка. Улица Дубровинского – набережная Енисея. Здесь расположены речной вокзал и речной порт, краеведческий  музей.

Параллельно улице Дубровинского тянется улица Бограда36. Начинается она от улицы Парижской коммуны, а выходит к Привокзальной площади у железнодорожного вокзала.

Еще одна улица. Раньше она называлась Больше-Качинская, а сейчас – Марковского37. Начинается у пересечения с улицей 9-го Января. Еще несколько шагов – и мы попадаем на улицу Лебедевой38 (бывшая,  Мало-Качинская). Она начинается неподалеку от улицы Сурикова (в качинской низине), а оканчивается у здания ПВРЗ на улице Профсоюзов. На улице Ады Лебедевой в доме № 23 находился музей Красноярской организации РСДРП.

Теперь перейдем за Качу и поднимемся в Покровку39. Здесь есть улица Гайдара40. В феврале 1922 года Аркадий Петрович Гайдар получил назначение в Енисейскую губернию на должность командира истребительного батальона ЧОН (части особого назначения) Ачинского боевого района. В это время в тех местах свирепствовали банды атамана Соловьева. Они грабили мирное население, убивали красноармейцев и сельских активистов, уничтожали телеграфные столбы.  Всю весну и лето А.П. Гайдар вел упорную борьбу с бандитами, к осени они был разбиты.

Октябрьский район. Улица «всесоюзного старосты» М.И. Калинина, который в 1920 году посетил наш город, когда возглавлял один из агитпоездов.

В этом же районе есть две улицы, которые носят имена руководителей партизанской армии, которая помогала регулярным частям Красной Армии громить белогвардейцев. Одна из них – Щетинкина41 (бывшая Дачная в слободе Попов луг). Улица Кравченко42, соратника П.Е. Щетинкина, появилась в годы Советской власти в слободе им. III Интернационала43. Улица Маерчака44 – одна из основных магистралей города. Она как бы продолжает улицу Робеспьера. На Маерчака находится КГУ45. Улица выходит на проспект Свободный, который ведет в Северо-Западный район города46.

Наследственная память города хранит и другие имена. Их родили огненные годы Великой Отечественной войны, когда тысячи красноярцев плечом к плечу со всеми народами страны защищали родину от  фашистских полчищ. Многие красноярцы покрыли себя неувядаемой славой в боях за честь и независимость своей Родины. О героях напоминают улицы.

Улица Корнеева в слободе III Интернационала47. Названа в честь Афанасия Кузьмича Корнеева, гвардии младшего лейтенанта, командира стрелкового взвода. За форсирование Вислы Корнееву, уроженцу Красноярского края, Указом от 24 марта 1945 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Бывшая Нагорная улица в той же Николаевке носит имя Алексея Василевича Сосновского (1923-1944), гвардии лейтенанта, уроженца нашего города. За мужество и героизм в боях с фашистами посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Улица Юрия Алексеевича Гагарина, первого космонавта - в Покровке. Осенью 1963 года он  побывл в нашем городе, встретился с рабочими предприятий города, со строителями Красноярской ГЭС.

Другая улица напоминает горожанам о подвиге, совершенном юной жительницей города. Училась в одной из школ города обыкновенная девчушка Лида Прушинская. Летом 1957 года в одном из домов на улице Солидарности возник пожар. В горящем доме находился мальчуган- дошкольник. Лида Прушинская бросилась в горящий дом, схватила на руки малыша и вынесла его из огня. Но сама получила страшные ожоги. Ни пересадка кожи, ни переливание кожи не смогли помочь ей… Она умерла. Теперь улица носит имя  отважной девочки.

И еще одна улица, хранящая память о герое мирного времени. В 1960 году рабочий Сибирского завода тяжелого машиностроения Николай Корнетов вступил в народную дружину. Молодой дружинник не давал спуска нарушителям общественного порядка. От предательского удара ножом Николай Корнетов погиб. Его именем названа одна из улиц в Кировском районе города.

Пройдет много лет, но жители и гости города Красноярска всегда будут обращать внимание на таблички с названиями улиц, которые носят имена лучших сынов и дочерей Родины. Каждый город хранит их в своей наследственной памяти.

Развитие Красноярска

Красноярск – город заводов

С Караульной сопки, где стоит часовня, за Енисеем виден частокол высоких труб. Это промышленные предприятия. Хотя город по дореволюционным понятиям считался индустриальным центром Сибири, но кроме ремонта паровозов и речных судов, обжига извести, да выделки кож, он ничего не производил. Сейчас48 красноярцы дают народному хозяйству алюминий и детские игрушки, пиломатериалы и обувь, электрические монтажные краны и шелковые ткани, зерноуборочные комбайны и медикаменты, телевизоры и изоляторы для гигантских электроподстанций…По сравнению с 1913 годом общее производство (1969 год!) промышленной продукции возросло более чем в 300 раз.

В разное время появились на берегах Енисея фабрики и заводы. Одни родились еще в дореволюционное время, другие – в трудные годы первых пятилеток, а третьи – либо в годы Отечественной войны (1941-1945), либо уже в последнее время. У каждого предприятия есть своя, присущая только ему одному производственная биография, похожая иногда на легенду.

В Красноярске сейчас49  свыше 200 промышленных предприятий.

Начнем рассказ с ордена Трудового Красного знамени паровозовагоноремонтного завода50, хранителя многих памятных знамен, овеянных революционной славой.

Завод начал свою жизнь 6 декабря 1895 года. В тот холодный зимний день подошел к Енисею первый паровоз, который возвестил рождение на азиатском материке великого Транссибирского железнодорожного пути. Вместе с ним родилось и это первое в Енисейской губернии крупное предприятие, называвшееся тогда Главными железнодорожными мастерскими. Тогда, конечно, трудно было предугадать, что бывший захолустный городишко станет могучим очагом революционного движения. А ведь ровно через десять лет , тоже 6 декабря 1905 года при активной помощи железнодорожников в Красноярске был образован один из первых в России Совет рабочих и солдатских депутатов.

Железнодорожные мастерские строились почти 20 лет. Первый паровоз для профилактического осмотра они приняли в тот же знаменательный для Красноярска день – 6 декабря. Однако почти такие же железнодорожные мастерские  существовали тогда и на правом берегу Енисея, где должны были  ремонтироваться паровозы восточного плеча Транссибирской магистрали. Но 10 марта 1898 года деревянные здания правобережных мастерских  сгорели, завод окончательно перешел на левый берег. В 1904 году здесь вошел в строй  паровозосборочный цех и некоторые подсобные помещения. Перед первой русской революцией на предприятии было занять 1700 рабочих. Они могли тогда выпускать из ремонта 7-10 паровозов и 10-15 вагонов в месяц.

Николаевская слобода выросла на окраине города сразу же после пуска мастерских. Многие жилые дома были построены общими силами железнодорожников.

Три революции, две тяжелых кровопролитных войны и две страшных разрухи пережил паровозовагоноремонтный завод. Рабочие никогда не оставались в стороне от нужд и горестей русского народа.

Самым тяжелым для завода выдался 1920 год . В городе не хватало угля, стояли станки, а стране требовались паровозы и вагоны. В феврале состоялся  первый субботник. В тот день на Енисее было выдолблено из льда и доставлено на завод огромное количество бревен. Потом такие субботники проводились регулярно. К 1925 году завода было уже не узнать, и к началу первой пятилетки он выпускал из ремонта до 100 паровозов в год.

Много сохранилось в архивах ПВРЗ документов и об участии рабочих в перестройке сибирской деревни. Лучшие коммунисты выезжали в села для организации колхозов. Только в 1930 году с завода уехало в села председателями колхозов около 20 человек.

Яркую страницу вписали красноярские паровозоремонтники в историю Великой Отечественной войны. Уже 23 июня 1941 года, на следующий день после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, на фронт ушло около 700 рабочих. Но станки не остановились. На место ушедших в цехи пришли  16- и 17-летние юноши и девушки. Из школы ФЗО, которая была создана при предприятии еще в 1923 году. На заводе стало появляться все больше и больше женщин. Наряду с восстановлением привезенных с Запада  разбитых паровозов и обгорелых вагонов, они день и ночь принимали оборудование эвакуированных Полтавского, Воронежского и Изюменского паровозоремонтных заводов.  В 1942 году на Красноярском ПВРЗ работало 20 цехов – в два раза больше, чем перед войной. В свободное от смен время коллектив завода собрал и отправил на фронт несколько санитарных поездов.

Недалеко от паровозоремонтного завода, на другом конце улицы Профсоюзов, находится Красноярский завод самоходных комбайнов.

Вскоре после нападения гитлеровской Германии на запасные пути станции Красноярск прибыл первый эшелон со станками Запорожского и Люберецкого машиностроительных заводов. А уже 17 ноября 1941 года исполком  краевого Совета депутатов трудящихся сообщал в Наркомат общего машиностроения, что «из Запорожья в Красноярск прибыло 87 вагонов с оборудованием завода «Коммунар». Оборудование разгружено и вывозится в цехи бывшего спиртоводочного завода. Идет монтаж станков ремонтно-инструментального цеха».

Под руководством кадровых машиностроителей сибиряки быстро освоили до того незнакомое им производство. Станки устанавливались прямо на холодной земле под открытым небом или под деревянными навесами; многие из рабочих не уходили с завода целыми сутками, лишь бы скорее пустить в строй новый завод.

Практически не осталось первоначинателей, которые помнят, как увозили из цехов первые корпуса и стабилизаторы для мин. Не раз  потом приходили письма фронтовиков с благодарностью. В глубоком тылу не только заботились о помощи фронту, но и думали о хлебе насущном. Рабочие Запорожья и Люберецка вместе с сибиряками создавали на  привокзальной площади завод комбайнов. Первого мая 1944 года коллектив предприятия вышел на праздничную демонстрацию с первой партией прицепных хлебоуборочных машин.  В 1955 году предприятие перешло на выпуск самоходных машин.

Далеко за пределами России известен и Сибирский завод тяжелого машиностроения или сокращенно «Сибтяжмаш». Он уже выпустил для народного хозяйства страны тысячи различных машин. Особенно славится завод своими мостовыми и козловыми кранами. Эти стальные гиганты участвовали в монтаже оборудования на Цимлянской , Волгоградской и Красноярской ГЭС, на Новокраматорском металлургическом комбинате, знакомы эти краны и в Польше и в Индии, в Болгарии, Корее. Завод изготавливает51 и цементные мельницы. Как и монтажные краны, их также можно увидеть на многих предприятиях цементной промышленности России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Биография «Сибтяжмаша» ничем не отличается от биографий других предприятий, родившихся в годы Великой Отечественной войны. Уже осенью 1941 года из Бежицы на станцию Злобино  (правобережная часть Красноярска) прибыли первые эшелоны с оборудованием завода «Красный профинтерн».  Эвакуация станков проводилась под ожесточенными бомбардировками гитлеровцев. Но все оборудование цехов, рельсы, силовые подземные кабели вовремя были демонтированы и отправлены в Красноярск. С этого оборудования и начал свою жизнь на правобережном пустыре сибирский гигант. В архивах сохранилось множество документов и фотографий, рассказывающих о строительстве цехов. Несмотря на трудности, люди строили завод и выпускали для победы над врагом грозное оружие.

Потом Родина потребовала от завода паровозы. На железнодорожных магистралях появились тяжелые локомотивы серии «СО» (Серго Орджоникидзе). Но это продолжалось недолго. Когда кончилась война и в стране стали восстанавливать народное хозяйство, перед сибиряками поставили новую задачу – обеспечить предприятия страны сложными тяжелыми машинами. С тех пор «Сибтяжмаш», кроме монтажных кранов, оборудования для металлургической промышленности и огромных цементных печей, выпускает много других изделий52.

Вокруг завода53, на бывших злобинских пустырях, вырос огромный рабочий поселок, Дворец культуры, большой спортивный комплекс.

А теперь об алюминиевом заводе. Его рождение связано уже с эпохой широкого строительства в Сибири в середине пятидесятых годов. Построен завод тоже на пустыре, в северо-восточной части Красноярска, на левом берегу Енисея.

Началось это 6 декабря 1954 года. В тот день пришли на коркинскую строительную площадку первые автомашины. Молодые рабочие сгрузили с них лес и приступили к рытью котлованов, чтобы поставить на пустыре первый дом для строителей завода. В конце 1956 года новому поселку дали имя Индустриальный. Сооружение самого завода началось с возведения склада глинозема. Возвестили об этом взрывники. Они подняли в воздух тысячи тонн земли. Вторым запоминающимся событием оказался приезд демобилизованных воинов – пограничников, пожелавших после службы в армии  строить новое предприятие. По этому поводу в Индустриальном состоялся грандиозный митинг. И вот теперь, когда завод выдает крылатый металл, можно сказать, что всю тяжесть строительства и монтажа оборудования вынесли на своих плечах бывшие воины. Многие из них стали металлургами, навсегда осели на берегах Енисея.

Первые слитки алюминия завод дал 30 апреля 1964 года. А первого мая их уже везли на автомашине впереди колонны праздничной демонстрации.

Стоит познакомиться и с большой химией. Уже к 1957 году в правобережной части Красноярска было заложено сразу пять таких предприятий. Это была самая большая строительная площадка России, на ней трудилось в то время до 50 тысяч рабочих. Сейчас54 эти предприятия дают стране свыше 20 видов изделий и продуктов. Основой предприятий стал целлюлозно-бумажный комбинат, перерабатывающий местную древесину. Первую55 целлюлозу он выдал 22 апреля 1960 года. Несколько раньше дал свою первую продукцию – кордную нить, идущую на производство шин, - второй гигант химии – завод искусственного волокна. Произошло это 29 апреля 1959 года. Сначала завод пользовался сырьем, завезенным из других индустриальных центров, а потом освоил полуфабрикаты красноярского производства.  Теперь56  завод искусственного волокна обеспечивает «пряжей» не только шинный завод, но и весь ткацкий шелковый комбинат.

Информация о работе История г. Красноярска