Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 07:41, реферат
Кто знакомился с Сибирью, мог обратить внимание на необычность географических названий: Бирюса, Кемчуг, Минжуль, Кан, Бартат, Такмак, Камарчага и пр. Родились они еще задолго до похода дружины Ермака.
До XVII века на территории Красноярского края жили кочевые племена аринов, тунгусов, татар, киргизов, джунгаров. В процессе освоения Сибири русскими казаками какие-то народности ушли в южные степи, какие-то ассимилировались с русскими.
Почти рядом с заводом искусственного волокна разместился третий завод из этого звена «большой химии» - завод синтетического каучука. Он вошел в строй тоже в 1964 году. Отправляется каучук на соседний шинный завод, который вошел в строй 9 февраля 1960 года. Изделия шинного завода можно увидеть всюду, где работают автомобили57 и хлебоуборочные комбайны.
Завод медицинских препаратов расположен на правобережье, на железнодорожной станции Енисей. Свой первый пенициллин завод отправил в аптеки страны в марте 1959 года. Выпускаются и другие лекарства. При заводе есть свой научно-исследовательский центр с виварием и необходимыми лабораториями.
В военные и послевоенные годы были возведены фабрика фотобумаг, телевизорный завод, фабрика пианино «Енисей», Коркинский домостроительный комбинат, заводы стройматериалов и другие предприятия, на которых трудятся десятки тысяч рабочих и служащих58.
Первое деление Красноярска произошло в 193759 году. Было образовано два района – Центральный и Октябрьский, которые объединили жилые массивы и рабочие поселки как в старом городе, так и на правом берегу Енисея. Во время Отечественной войны, когда в Красноярск эвакуировались крупные промышленные предприятия, в правобережной части города было организовано два района – Ленинский и Кировский. К 1969 году – пять районов60 и город занимает около 16 тысяч гектаров, простираясь с востока на запад почти на 20 километров по левому и на 30 километров по правому берегу Енисея.
К числу старейших и наиболее интересных относится Центральный район, который объединял четыре рабочих поселка и несколько крупных жилых массива61. Главные магистрали города – проспект Мира, улицы Ленина и Маркса, где сосредоточено много зданий, построенных еще в XVIII и XIX веках. Планировочную основу этой части города составляет мелкая прямоугольная сеть кварталов, членящих его на отрезки протяженностью не более 300 метров.
В центре города (левобережье) находятся административные здания, театр им. А.С. Пушкина62, высшие учебные заведения и научно - исследовательские институты. В районе63 46 фабрик и заводов, на которых занять 25 тысяч рабочих. Особенно много здесь предприятий легкой промышленности и бытового обслуживания.
В 1969 году из Центрального района выделился новый, Советский район, в состав которого вошли жилые массивы северо-восточной части Красноярска. Центром Советского района стал поселок Зеленая Роща. В 30-х годах, да и во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов здесь располагались военные лагеря. После победы над гитлеровской Германией солдаты ушли, оставили после себя небольшую рощицу из старых тополей, да несколько кустов черемухи. В 1960 году сюда снова пришли люди, чтобы построить здесь небольшой поселок для металлургов. Строители не тронули ни одного деревца, посаженного на берегу Енисея, руками солдат к узкой полосе тополей он посадили много яблонь и берез, а оселок назвали Зеленой рощей.
Как и в других районах города, здесь появились высшие и средние учебные заведения, проектные организации, школы и больницы. Теперь этот район окраиной уже не назовешь.
Октябрьский район находится в юго-западной части Красноярска. Его жилые массивы располагались64 по обе стороны Транссибирской магистрали.
С запада район прикрыт лесом. Особенно много здесь коллективных садов, которые занимают сотни гектаров. В 1969 году центром района являлся Свободный проспект, хотя административные организации района располагались в старой части города65.
Около телевизорного завода руками горожан создан паковый массив. Особенно хорошо в Студенческом городке. Он, как и многие другие жилые массивы, заложен в 1956 году на пустыре. Здесь нет промышленных предприятий, воздух всегда чист, насыщен запахом леса, так как расположен среди березовой рощи. Студенческий городок разросся. Прямо в березовой роще и примыкающем к ней сосновом бору возведены большие корпуса Института физики и многочисленные кварталы жилых домов для научных работников. Это – Академгородок.
Прямо от Свободного проспекта в сторону станции Бугач уходят кварталы жилых домов Комсомольского городка. Название не случайное. Здесь размещены десятки молодежных общежитий завода телевизоров и других промышленных предприятий, а также школы, магазины, детские сады. Еще один жилой массив – Бугач. По размерам он не уступает ни Студенческому, ни Комсомольскому городкам66.
Гордостью Октябрьского района являются Дома отдыха и загородные дачи. Все они размещены на берегу Енисея в семи километрах от городской черты. Особенно много здесь летних пионерских лагерей.
На правобережье в 1969 году было два района – Кировский и Ленинский67.
Проспект имени газеты «Красноярский рабочий» имеет длину 9 километров68. и берет начало от Предмостной площади. Часть этой магистрали и прилегающие к ней территории принадлежат Кировскому району. Это в основном - промышленный район города. Но здесь есть и учебные заведения (институт Цветных металлов, речное училище). Трудящие Кировского района делают электрические монтажные краны, варят сталь, производят цемент, ткут шелковое полотно, строят речные суда, выпускают медицинские препараты69. В районе – половина промышленных предприятий города. Как и в любом районе города, здесь много магазинов, кинотеатров и других культурно-бытовых учреждений.
Ленинский район по производству промышленных изделий – это один их крупнейших в городе. Ведущее место здесь занимают химические предприятия, своеобразным стержнем которых является целлюлозно-бумажный комбинат.
Единый химический комплекс, созданный в 1950-1960 гг., размещен в восточной части Красноярска. Как и у остальных заводов, у предприятий химии есть свои рабочие поселки. Но культурным центром района стал Каменный квартал (Седьмой участок), где первые каменные здания появились еще в 1935 году. Здесь сооружены здания Дворца культуры имени Первого мая, больница, школы, поликлиники, магазины, стадион, парк, благоустроенная озелененная набережная с гранитными спусками к воде и смотровой террасой. Она открывает величественную панораму островов и левобережья. Отсюда виден почти весь Красноярск. На проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» на первом этаже жилого здания разместились художественная галерея и художественное училище имени Василия Ивановича Сурикова, нашего земляка, известного художника.
По железной дороге, Енисеем, автобусами и воздушным путем в Красноярск ежедневно приезжают десятки тысяч человек и столько же пассажиров выезжает в различные города страны и за пределы ее.
Главную роль в потоке грузов и пассажиров играет, конечно, железнодорожная станция Красноярск. За всю историю существования дороги, может быть, было 15-20 случаев, когда из-за сильных снежных заносов Красноярск не выпускал и не принимал поезда. Но эти остановки не нарушали общего ритма, дорога продолжала жить на всем протяжении азиатского материка.
Красноярский участок этой огромнейшей железнодорожной артерии был сдан в эксплуатацию осенью 1896 года. Шестого декабря того года из Москвы пришел первый пассажирский поезд из трех вагонов. В первом и втором приехали путейцы и чиновники, а в третьем размещалась церковь. На берегу Енисея состоялся молебен, на котором присутствовала много местной знати.
Когда-то станция Красноярск была незаметной и маленькой. Еще в тридцатых годах через нее проходило всего пять пар пассажирских поездов. Красноярск сегодня – это крупнейший железнодорожный узел. От его перронов во все концы страны ежедневно отходят курьерские и скорые пассажирские поезда70. Несколько из них формируется здесь. С 1964 года курсируют электрички.
Речной вокзал. Первые деревянные суденышки появились у Красного Яра летом 1628 года. Много труда и мужества потребовалось землепроходцам, чтобы преодолеть по Енисею трехсоткилометровый путь. Начался этот путь в Енисейске, в небольшом остроге, построенном русскими казаками за десять лет до основания Красноярска. Тогда вскоре после Николина дня, отчалили от берега 13 дощаников и 3 больших ертаульных струга, построенных в Енисейске за одну зиму. Вел эту речную флотилию воевода Андрей Дубенский.
Более двух месяцев продолжался путь. Как сообщает летописей, от Енисейска до Большого (Казачинского) порога караван шел три недели. 14 дней понадобилось, чтобы разгрузить все суда и перенести их содержимое выше порога и снова погрузить на суда. «А от порога до Красного Яра, - говорится в летописи, - шли еще три недели, бережно и осторожно. На ночлегах и на обеденных стоянках по лесным местам засеки крепкие засекали, а на чистых местах, где лесу нету, на всяком обеде и ночлеге ставили городки дощатые…».
Высадившись, землепроходцы сразу же приступили к строительным работам. Им помогали князцы местных племен Татуш и Абатай. 15 августа 1628 года строительство Красноярского острога было завершено, а вскоре были построены и дома для казаков.
Трудно и медленно осваивался Енисей и в дальнейшем. Лишь с появлением в России паровых судов облегчился труд землепроходцев. В 1963 году сибиряки отметили столетний юбилей парового судоходства, пионером которого опять же оказался Енисейск. 8 июня 1863 года жители Енисейска впервые совершили путешествие на пароходе « Енисей», построенном в Перми. А красноярцам пароход удалось увидеть только в 1882 году. Тогда через Казачинский порог пришел в Красноярск пароход «Москва». Смотреть на это чудо техники собрался чуть ли не весь город.
Паровое судоходство на Енисее развивалось медленно. В 1914 году работало всего 29 самоходных судов и около 50 барж. Теперь же воды Енисея, Ангары, Нижней и Подкаменной Тунгусок, Абакана бороздят сотни мощных и скоростных теплоходов. Теплоходы и быстроходные суда на подводных крыльях перевозят ежегодно сотни тысяч пассажиров71.
Красноярский речной вокзал появился на берегу Енисея в 1952 году. Отсюда отходят теплоходы в Туруханск, Игарку, Дудинку и Диксон, Дивногорск.
В сентябре 1955 года от речного вокзала направился вверх по течению катер с Государственной комиссией для окончательного определения створа будущей гидроэлектростанции. У крохотной таежной деревушки Шумихи катер остановился. Специалистам – энергетикам понравились здесь высокие скалистые берега и сравнительно неширокий Енисей.
И вот о Шумихе на Енисее заговорила вся страна. В Красноярск стали приезжать опытные инженеры и рабочие. Почти в полном составе приехали сюда после завершения работ строители Мингечаурской ГЭС. В непроходимой тайге и в горах люди строили дороги, мосты, сооружали жилье. Появились рабочие и в местечке Скит, где раскинулся сейчас Дивногорск72. Между скалами бывшего Шумихинского створа возвышается более чем на 100 метров уникальная плотина. За плотиной раскинулось Красноярское море. Оказались под водою десятки старых сел и деревень.
Авиация.
Посильный вклад в дело развития авиации внесли и наши земляки. Первый летательный аппарат появился над городом в 1907 году. На воздушном шаре известный русский воздухоплаватель Орлов поднялся над Енисеем, чтобы рассказать сибирякам, какими кажутся с высоты птичьего полета город и его окрестности. А самолет появился в Красноярске только при Советской власти, в июне 1925 года. Небольшой самолетик английского производства назвали «Красноярец». Вскоре он уже летал в сибирском небе.
В то время Советское правительство только начинало развивать авиацию. Уже 23 февраля 1928 года жители Красноярска передали новосибирскому летчику Чайкину самолет «Красноярский рабочий», построенный на средства рабочих города.
Много времени прошло с тех пор, как в городе открылись ворота в пятый океан. Сибиряки с гордостью вспоминают полеты над Енисеем таких выдающихся летчиков, как Б.Г.Чухновский73, В.С. Молоков, Я.С. Липп74 и многих других75.
Постоянную прописку самолеты получили в Красноярске только в 1934 году, когда здесь была создана центральная база для воздушных кораблей по обслуживанию зимовщиков Арктики.
Красноярск имеет связь со многими городами и селами нашей страны76. Кроме перевозок пассажиров, различных промышленных товаров и почты, самолеты и вертолеты помогают устанавливать в горах и тундре опоры высоковольтных передач, тушат пожары, помогают земледельцам выращивать богатые урожаи и даже охотятся за волками. Есть в Красноярске и санитарная авиация.
Красноярский аэродром находился долгое время на северной окраине города77, где в 1954 году был построен большой и удобный вокзал. Рядом с аэровокзалом вырос большой поселок работников Гражданского воздушного флота.
Автовокзал. В 1965 году на улице К. Маркса (между улицами Перенсона и Вейнбаума, недалеко от коммунального моста) построили здание автовокзала. В те годы отсюда уходили в дальние и короткие рейсы десятки автобусов, за сутки они перевозили около двух тысяч пассажиров78.
Одна из самых дальних трасс от автовокзала идет к Енисейску – 350 километров. Этот путь рейсовый автобус совершает за семь-восемь часов.
Город Енисейск , как и знаменитый Енисейский тракт, имеет богатую и любопытную историю. В свое время Енисейск был как бы трамплином для освоения благодатных мест сибирского края. Уже в середине XVII века город пользовался немалой популярностью. Особенно он прославился в период добычи и выплавки железа, из которого енисейские умельцы выковывали изделия для «пашенных» людей. Но после образования Енисейской губернии, центром которой стал Красноярск, Енисейск захирел. Новую силу и экономическую мощь он показал только через 70 лет, в период «золотой лихорадки». Уже в 1837 году здесь работало около 10 тысяч рабочих. За 10 лет хищнической эксплуатации в Енисейской тайге было добыто и отправлено по Енисейскому тракту 25746 пудов золота.
Золотодобывающая промышленность оказала большое влияние на рост Енисейска. По признанию историков, в конце XVIII и середине XIX веков он был одним из лучших городов не только Сибири, но и европейской части России. Енисейск имел прекрасный гостиный двор, в котором насчитывалось 114 лавок, в нем проживало более 6 тысяч человек, в основном купцов, ремесленников и представителей духовенства. По настоянию горожан в 1790 году в Енисейске отрылось первое в губернии народное училище, а потом появились мужская и женская гимназии. Особенно усердствовали купцы и золотопромышленники в строительстве церквей. Перед Октябрьской революцией на 15 тысяч жителей Енисейска было одиннадцать церквей.