СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Социально-экономическое
развитие региона – это центральная функция
органов власти региона, которая становится
особенно актуальной во время кризиса
и постоянных структурных изменений.
Актуальность данной
темы обусловлена тем, что в настоящее
время значение экономической географии
и региональной экономики возросло: практически
любая проблема, возникающая в процессе
экономических реформ, тесно связана с
воздействием тех или иных региональных
факторов и условий.
В настоящее время
основная хозяйственная деятельность
осуществляется в регионах. Им дано право
самостоятельно решать экономические
проблемы, устанавливать межрегиональные
связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион России имеет присущие ему
природные ресурсы, особенности их размещения,
национальные и исторические черты, свои
структуру хозяйства, уровень экономического
развития, специализацию. Каждый регион
занимает определенное место в хозяйственном
комплексе страны, составляя в то же время
единое экономическое целое с другими
регионами.
Тульский край известен
своей давней и славной историей арсенала
и щита России. Именно здесь, на Куликовом
поле, в 1380 году было началось возрождение
и становление нашего государства. В 1796
году была учреждена Тульская губерния,
ставшая к этому времени развитым промышленным
регионом, со своей знаковой продукцией
– оружие, железные изделия, гармони, пряники,
самовары.
В советскую эпоху
Тульская область стала одним из центров
индустриализации во многом благодаря
уже сложившемуся промышленному потенциалу.
Получили развитие как традиционные –
машиностроение, металлургия, – так и
новые направления – химия, энергетика,
горное и проходческое дело, приборостроение,
автоматизированные системы управления.
По своему географическому
положению, хозяйственному потенциалу
и развитой транспортной инфраструктуре
Тульская область является весьма благоприятной
для транспортных связей с городами Москвой,
Санкт-Петербургом, южными курортами и
здравницами других регионов.
Цель данной контрольно-курсовой
работы: изучение экономико-географического
положения, социально-экономического,
отраслевого и демографического развития
Тульской области.
Цель работы достигается путем
реализации следующих задач:
- охарактеризовать особенности
размещения и развития отраслей и комплексов
хозяйства на примере машиностроения
в Тульской области;
- рассмотреть экономико-географическое
положение Тульской области и проанализировать
социально-экономическое развитие региона;
- раскрыть особенности
воспроизводства и демографическую
обстановку Тульской области
в настоящее время.
Объект исследования в данной
работе Тульская область, предмет исследования
– экономико-географическое положение
и социально-экономическое развитие региона.
Теоретико-методологическую
базу исследования составили четыре группы
источников. К первой отнесены авторские
издания по исследуемой проблематике.
Ко второй отнесены учебная литература
(учебники и учебные пособия, справочная
и энциклопедическая литература, комментарии
к законодательству). К третьей отнесены
научные статьи, статистические данные.
И к четвертой группе отнесены нормативно-правовые
акты.
1. История развития,
размещение и современное состояние отраслей
машиностроительного комплекса Тульской
области
Тульская область занимает
выгодное географическое положение в
центре Европейской части России и граничит
на севере и северо-востоке с Московской
областью. По территории Тульской области
проходят основные транспортные магистрали,
соединяющие Юг и Север России.
В структуре экономики области
основное место по вкладу в ВРП занимает
промышленность; при этом наибольший вес
в структуре промышленного производства
c долей, стабильно превышающей 30-35%, имеют
металлургия, машиностроение и химия.
Вклад сельского хозяйства составляет
6-7%, строительства – 5-7%, транспорта и связи
– 8%, торговли и общественного питания
– 14-15%. Промышленный сектор региона отличается
следующими характеристиками:
машиностроение сохраняет лидирующие позиции среди производителей в России и странах СНГ по производству продукции для нефтегазового комплекса; машин и оборудования для железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, машин и оборудования для перерабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности, шлифовального и режущего инструмента;
металлургическая промышленность
включает производство черных металлов,
электроферросплавов, цветных металлов
– уникальной составляющей промышленного
комплекса области, и занимает ведущее
место в Центральном федеральном округе;
оборонно-промышленный комплекс
– ведущий сектор промышленности Тульской области, традиционно аккумулируя наиболее передовые идеи, разработки и технологии, задает высокие стандарты в производстве, управлении и завоевании перспективных рынков, ориентируется на экспорт;
продукты химической промышленности
обладают высокими конкурентными свойствами
(метанол, азотные удобрения, аммиак, синтетический
каучук и др.) и экспортируются во многие
страны мира;
горнодобывающий комплекс,
являющийся одним из наиболее развитых
в ЦФО, представлен предприятиями по добыче
сырья для строительной, химической, металлургической,
индустрии. В Тульской области имеются
подлежащие промышленной разработке аномалии
благородных металлов, полиметаллов, кадмия,
меди, серебра, цинка, свинца, бария и лития,
запасы минеральных вод, бурого угля, который
перспективен как горно-химическое сырье;
легкая промышленность – важнейший
региональный производитель товаров народного
потребления, объединяет предприятия
текстильного, швейного, кожгалантерейного
и обувного производства. [8]
Машиностроение традиционно
является одной из базовых отраслей промышленности
Тульской области. Ее доля в общем объеме
отгрузке продукции по обрабатывающей
промышленности в 2011 г. составила 9%. (рисунок
1) [9]
Рис.1. Диаграмма «Доли отраслей
в общем объеме отгрузки продукции по
обрабатывающей промышленности Тульской
области в 2011 г.»
На протяжении ряда лет машиностроение
Тульской области демонстрировало уверенный
рост, прерванный международным финансовым
кризисом 2008 года. На рисунках 2,3 представлены
индексы машиностроительного производства
и темпы роста машиностроительного производства
Тульской области в 2005-2011 г.г.:
Рис. 2. Диаграмма «Индексы машиностроительного
производства Тульской области, %»
Рис.3. Диаграмма «Темпы роста
машиностроительного производства Тульской
области, %»
Объемы производства промышленной
продукции в машиностроении Тульской
области росли по всем основным направлениям
производства в период в 2005 по 2011 г.г., за
исключением периода международного финансово-экономического
кризиса. [9]
Рис.4. Диаграмма « Производство
машиностроительной продукции в Тульской
области в стоимостном выражении, млн.
руб., 2006-2011 гг.»
В ассортиментном плане продукция
машиностроительной отрасли достаточно
разнообразна и включает три основных
направления: производство транспортных
средств и оборудования, производство
машин и оборудования и производство электрооборудования,
электронного и оптического оборудования.
На рисунке 5 представлена сегментация
производства машиностроительной продукции
в Тульской области по основным направлениям:
Рис.5. Диаграмма «Сегментация
производства машиностроительной продукции
в Тульской области по основным направлениям
в 2011 г., %»
Вместе с тем, степень загрузки
производственных мощностей машиностроительной
отрасли Тульской области далека от оптимальной.
(рисунок 6)
Рис. 6. Диаграмма «Уровень использования
среднегодовых мощностей организаций
по выпуску отдельных видов машиностроительной
продукции в Тульской области, %»
Высок
уровень износа основных производственных
фондов. 70% оборудования имеет средний
возраст 20 и более лет.
Тем не менее, уровень инвестиций
в основной капитал в машиностроительной
отрасли остается одним из самых низких
по обрабатывающей промышленности. Доля
инвестиций в основной капитал в 2011 году
по направлениям производство электрооборудования,
электронного и оптического оборудования
и производство транспортных средств
и оборудования составили 0,3 и 0,4 % от общего
объема инвестиций в основной капитал
в Тульской области в 2011 году. [9]
Машиностроительный комплекс
представлен предприятиями:
- оборонного;
- гражданского машиностроения.
Оборонно-промышленный комплекс представлен
25-ю предприятиями, на которых трудятся
более 30 тысяч человек. Разработка
и производство продукции военного назначения
осуществляются по различным направлениям.
Особенность Тульской области состоит
в наличии на территории региона как организаций - разработчиков,
так и предприятий - изготовителей вооружения
и военной техники, вследствие чего эти
предприятия и организации могут выступать
единым технологическим комплексом в
рамках интегрированной структуры. В настоящее
время 14 оборонных предприятий региона
включены в состав Государственной корпорации
«Ростехнологии». В рамках Госкорпорации
производится формирование холдинговых
компаний по различным тематическим направлениям
производства вооружения и военной техники.
По оценкам предприятий, объем
отгруженной продукции за 2012 год возрастет
на 5-8% по сравнению с 2011 г. Доля государственного
оборонного заказа в 2012 г. составит порядка
90% по отношению к объему государственного
оборонного заказа прошлого года.
Оборонное машиностроение располагается
на следующих основных предприятиях г.
Тулы: ОАО «КБП», ОАО «Сплав», ОАО «АК «Туламашзавод»,
ОАО НПО «Стрела», ОАО «ЦКБА», ГУП «Машзавод
Штамп им.Ванникова», ОАО «Тульский патронный
завод», ОАО «Завод Тула», ОАО «Щегловский
вал», ОАО «Тулаточмащ», ОАО «Тульский
оружейный завод», ОАО «Кимовский радиоэлектромеханический
завод».
Перечень основных предприятий
гражданского машиностроения Тульской
области: ЗАО «Тяжпромарматура», ОАО «Киреевский
завод легких металлоконструкций», ЗАО
«Тулаэлектропривод», ОАО «Трансмаш»,
ОАО «ПМЗ «Плава», ЗАО «ИЭК «Металл - Пласт»,
ОАО «Комбайнмашстрой», ОАО «Газстройдеталь»,
ЗАО «Тулажелдормаш», ЗАО «Узловский машиностроительный
завод», ООО «Щекинский завод РТО», ООО
«ПКФ «Автоматика», ОАО «Щекинский завод
«КВОиТ», ОАО «НАРЗ», ЗАО «Спецприбор»,
ЗАО «Химприбор», ОАО «Болоховский завод
сантехнических заготовок», ОАО «Венфа»,
ООО «Промет УЗМК», ЗАО «Русская горно-насосная
компания», ЗАО «Стальинвест», ОАО «ТЗВА»,
ООО ПКФ «Автотехника», ОАО «НПП Альфа
Прибор», ООО НПП «Вулкан ТМ», ОАО «Тульское
научно-исследовательское геологическое
предприятие».
В экономически
развитых странах на долю машиностроительных
производств приходится от 30 до 50% общего
объема выпуска промышленной продукции
(в Германии – 53,6%, Японии – 51,5%, Англии
– 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%). Это обеспечивает
техническое перевооружение всей промышленности
каждые 8-10 лет. При этом доля продукции
машиностроения в ВВП стран Евросоюза
составляет 36-45%, в США – 10% (в России машиностроение
обеспечивает 18% ВВП).
Структура машиностроительного
производства в развитых странах
(США, Германия, Япония, Англия) представлена
практически полным набором отраслей
с преобладанием доли электротехники.
Машиностроительная продукция, благодаря
высокому качеству и конкурентоспособности,
обладает высоким экспортным
потенциалом и большим удельным
весом в общем объеме экспорта
(Япония – 64%, США, Германия – 48%, Канада
– 42%, Швеция – 44%). Согласно исследованию
консалтинговой компании McKinsey производительность
труда в машиностроении России – около
10 % от уровня в США.
В России в
общем объёме выпуска машиностроительной
продукции на тяжёлое машиностроение
приходится 10,3 %, на наукоёмкое 12,3 %, остальное
распределено между отраслями среднего
и общего машиностроения.
По данным, приведённым в Концепции
формирования Государственной комплексной
программы развития машиностроения России
Союза машиностроителей России, лидером
в отрасли по выпуску продукции в России
является автомобилестроение – на него
приходится 27,4 % от совокупного выпуска.
Доля химического и нефтехимического
машиностроения – 6 %, машиностроения для
легкой и пищевой промышленности – 2,4 %,
строительно-дорожного машиностроения –
2,1 %, станкоинструментальной промышленности –
1,9 %, тракторного и сельскохозяйственного
машиностроения – 1,8 %, свыше 35 % выпуска
приходится на оборонные и другие подотрасли.
Структура
машиностроительной отрасли по ОКВЭД
следующая: производство транспортных
средств и оборудования – 47 %; производство
электрооборудования, электронного и
оптического
оборудования – 28 %; производство машин
и оборудования – 26 %.
Машиностроительная отрасль России
с конца 90-х годов 20-го века
демонстрировала положительную
динамику развития, прерванную мировым
финансовым кризисом. Экспорт продукции
машиностроительной отрасли демонстрировал
в целом положительную динамику в период
с 1994 по 2011 г.г., но, тем не менее, он составляет
не более 5 % от общего российского экспорта.
[9]
По производству
машин и оборудования в 2011 г. объем отгруженных
товаров собственного производства по
чистому виду деятельности составил 12050,4 млн.
руб., темп роста к аналогичному периоду
прошлого года - 123,0 %, индекс промышленного
производства по полному кругу организаций
- 143,1 %. В 2011 году сальдированная прибыль в производстве
машин и оборудования составила 775,8 млн.
рублей. Доля убыточных организаций
в 2011 году в производстве машин и оборудования
составила 40 %. Среднесписочная численность
работников в производстве машин и оборудования
в 2011 году по крупным и средним организациям
составила 10437 человек (104,7% к 2010 году).
Среднемесячная заработная плата в 2011
году по крупным и средним организациям
составила 21021,7 рублей (117,8% к 2010 году). Средняя
производительность труда составила 1154,6
тыс. руб./чел.