История развития, размещение и современное состояние отраслей машиностроительного комплекса Тульской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольно-курсовой работы: изучение экономико-географического положения, социально-экономического, отраслевого и демографического развития Тульской области.
Цель работы достигается путем реализации следующих задач:
- охарактеризовать особенности размещения и развития отраслей и комплексов хозяйства на примере машиностроения в Тульской области;
- рассмотреть экономико-географическое положение Тульской области и проанализировать социально-экономическое развитие региона;

Файлы: 1 файл

ГЕОГРАФИЯ.docx

— 1.56 Мб (Скачать файл)

По производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования годовой объем отгруженных товаров собственного производства по чистому виду деятельности составляет в настоящее время 12379,9 млн. руб.,         темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 123,7 %, индекс промышленного производства по полному кругу организаций – 107,3 % (2011 год). Годовая сальдированная прибыль в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составляет  85,1 млн. рублей (2011 год). Доля убыточных организаций в январе – ноябре 2011 года в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составляет  12,5 %. Среднесписочная численность работников в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования  в  2011 году по крупным и средним организациям составила  9403 человек (87,4 % к соответствующему периоду 2010 года). Среднемесячная заработная плата в  2011 году по крупным и средним организациям составила 19303,0 (112,0 % к 2010 году). Средняя производительность труда составила 1316,6 тыс. руб./чел.

По производству транспортных средств и оборудования в 2011 г. объем отгруженных товаров собственного производства по чистому виду деятельности составил 2378,9 млн. руб., темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 149,8 %, индекс промышленного производства по полному кругу организаций – 121,0 %. Среднесписочная численность работников в производстве транспортных средств и оборудования за 2011 год по крупным и средним организациям составила 1734 человека (102,1 % к 2010 году). Среднемесячная заработная плата за январь - ноябрь 2011 года по крупным и средним организациям составила 20624,6 (132,5 % к соответствующему периоду 2010 года). Средняя производительность труда составила 1371,9 тыс. руб./чел. [9]

Анализ машиностроительного производства Тульской области и мирового и российского рынков позволяет выделить следующие основные проблемы отрасли:

- наличие избыточных производственных  мощностей, как правило, устаревших, и, соответственно, крайне высокие  издержки на их содержание;

-   морально устаревшая  инфраструктура производственных  мощностей;

- критический моральный  и физический износ оборудования  и технологий;

- дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная  привлекательность предприятий) для  реализации программ стратегических  преобразований;

- неэффективная производственная  кооперация промышленных предприятий;

- дефицит квалифицированных  кадров;

- недостаточно высокий  уровень инновационной активности.

Перспективы развития и размещения на территории Российской Федерации:

на макроуровне:

  • увеличение вклада машиностроительного комплекса в прирост ВРП за счет опережающего роста производства и продаж продукции по отношению к динамике роста экономики области; 

  • повышение эффективности использования сырьевой базы  за счет более экономичной переработки ресурсов; 

  • улучшение структуры внешнеторгового оборота, ослабление зависимости экономики страны и Тульской области от импорта наукоемкой машиностроительной продукции, расширение высокотехнологичного экспорта; 

  • увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тульской области; 

  • увеличение экспортной выручки; 

  • снижение зависимости национальной экономики  и экономики Тульской области от поставок машиностроительной продукции из зарубежных стран;

на микроуровне:

  • обеспечение потребности рынка машиностроительной продукции по объемам, ассортименту и качеству; 

  • формирование в машиностроительном комплексе эффективных рыночно-ориентированных, обладающих потенциалом саморазвития бизнес-структур нового поколения;

  • повышение инновационной активности и уровня обновления основных фондов предприятий машиностроительной промышленности и смежных отраслей; 

  • доступ предприятий отрасли на финансовые рынки, расширение      использования рынка ценных бумаг для привлечения финансовых ресурсов; 

  • повышение производительности труда; 

  • сохранение рабочих мест, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие отрасли и за рубеж; 

  • повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры. [9]

 

 

2.  Экономико-географическая  характеристика Тульской области.  Влияние  экономико-географического  положения на размещение ведущих  отраслей производства

 

Тульская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Образована  – 26 сентября 1937 года.

Расположена в центре европейской части России на Среднерусской возвышенности (рисунок 7). Граничит: на севере и северо-востоке – с Московской, на востоке – с Рязанской, на юго-востоке и юге – с Липецкой, на юге и юго-западе – с Орловской, на западе и северо-западе – с Калужской областями. [17]

Рис.7. Тульская область на карте России

 

Площадь Тульской области – 25 679 км² (0,15 процента территории России). Наибольшая протяженность территории области с севера на юг – 200 километров, с запада на восток – 190 километров.  
 Административный (областной) центр – город Тула (основан в 1146 году).  Административно-территориальное деление Тульской области – система территориальных единиц, образованных с учётом исторических и иных местных традиций территории области, являющееся основой для осуществления функций государственного управления (рисунок 8) [1].

 

Рис.8.  Карта Тульской области

 

Согласно областному закону административно-территориальное устройство области составляют: 2 города областного подчинения (Тула и Донской), 23 района, города районного подчинения, посёлки городского типа, районы в городе, сельские населённые пункты, сельские округа (сельские администрации, сельские территории, волости).

При этом на территории области сформировано 165 муниципальных образований, в том числе: 7 городских округов, 19 муниципальных района, 35 городских поселений, 112 сельских поселений. В области 19 городов, в том числе крупные города - Тула, Новомосковск, Алексин, Щекино, Узловая и Ефремов, 25 рабочих поселков, 3433 сельских населенных пункта. 
[10]

Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 1 513 570 чел. (2014 год). Плотность населения – 58,94 чел./км2. Городское население – 1 219 910 человек (78,98 %) Уровень городского и сельского населения представлен на рисунке 9. [18]

Рис.9. Численность населения Тульской области по данным Госкомстата 
 

В национальном составе населения области преобладают русские. Население области сокращается с 1970-х годов. Основной причиной является депрессивное состояние промышленности и экономики области в целом, связанная с этим напряженная ситуация на рынке труда и выезд молодёжи за пределы региона, алкоголизм, очень низкая рождаемость, большое количество абортов. Среднегодовая убыль населения более 1 % в год. Отрицательный баланс рождаемости наблюдался ещё в начале 70-х годов. [11]

По характеру поверхности представляет собой пологоволнистую равнину, пересечённую долинами рек, балками и оврагами. Встречаются карстовые формы рельефа — провальные воронки, котловины, подземные пустоты, пещеры (близ Венёва) с длинными ходами, красивыми высокими гротами, покрытыми кальцитовыми натёками. Верхняя точка поверхности – 293 метра находится в деревне Раево Тёпло-Огаревского района (также самая высокая отметка Среднерусской возвышенности), самая низкая естественная отметка – 108 метров – находится на берегу реки Ока на границе с Московской областью.

          В пределах  области сосредоточено около  половины месторождений Подмосковного угольного бассейна, оцениваемых в 1,5 млрд тонн (месторождения у поселений Агеевское, Смородинское, Донской, Щёкино и Венёв).

         Обнаружено  более 20 месторождений стронциевых руд с общими прогнозными ресурсами ок. 200 млн т.

          На юго-западе  крупные месторождения торфа. Значительны залежи различных строительных материалов, особенно известняков, разработки которых ведутся с XIV–XV веков, а также глин, песков и гипса. Имеются промышленные запасы железной руды, известны несколько источников минеральных вод.

       Климат умеренно континентальный, характеризуется умеренно холодной зимой и теплым летом. Среднегодовая температура +5 °C (стандартное отклонение 11 °C), средняя температура января −10 °C, июля +20 °C. Продолжительность периода с положительными температурами составляет 220—225 дней. Годовое количество осадков изменяется от 575 мм на северо-западе до 470 мм на юго-востоке. В безморозный период выпадает 70 % осадков (максимум в июле). В регионе действуют четыре метеорологические станции (Тула, Ефремов, Волово, Новомосковск) Росгидромета.

       Большинство рек (80 %) относится к бассейну Оки – самой крупной и единственной судоходной реки области, небольшая часть (20 %) – к бассейну Дона. Ока протекает по западной и северо-западной окраинам области; основные притоки – Упа, Осётр, Зуша. В восточной части области находятся истоки и участок верхнего течения реки Дон; его основные притоки – Непрядва и Красивая Меча. Основные водохранилища: Пронское, Шатское, Черепетское, Щёкинское и Любовское.

        Почвы на западе дерново-подзолистые супесчаные, в северной и центрально-западной части серые лесные, в центре и на востоке –деградированные и выщелоченные чернозёмы, на крайнем юге небольшой участок мощных и тучных чернозёмов. На юго-востоке – наиболее плодородные чернозёмные почвы.

        Леса занимают  около 3,37 тыс. км² или 13 % территории, 2,91 тыс. км² лесов составляют государственный лесной фонд, выполняя санитарно-оздоровительные функции. Наиболее залесен северо-запад области. Леса в основном лиственные (дуб, береза, осина и др.). По границе с лесостепью проходит полоса широколиственных лесов (дубравы с липой, клёном, ясенем, ильмом и др.), известная под названием «тульских засек». В XVI–XVII веках они служили защитой южных границ Российского государства и находились под особой охраной. Для эксплуатации пригодно 8 млн м³ древесины. Расчётная лесосека используется на 70-80 %. [14]

Экологическая обстановка на территории Тульской области в последние годы стабилизировалась, но остается сложной, уровень загрязнения окружающей среды – высоким. Утверждена целевая программа по улучшению экологической обстановки в Тульской области.

По степени суммарной техногенной нагрузки область уступает в Центральном федеральном округе только Московской области. Общее состояние природной среды и принятие мер по ее оздоровлению требует постоянного внимания со стороны органов государственной власти Тульской области.

Задачами Программы являются:

- развитие минерально-сырьевой базы области;

- предотвращение загрязнения водоносных горизонтов и обеспечение населения питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям;

- совершенствование системы контроля за состоянием атмосферного воздуха;

- увеличение числа памятников природы регионального значения, поставленных на государственный кадастровый учет;

- увеличение площади земель особо охраняемых природных территорий;

- повышение уровня экологического просвещения и образования населения. [2]

Область располагает развитой транспортной сетью, по которой осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Территорию области пересекают важные стратегические автомобильные дороги федерального значения: М-2 «Крым», М-4 «Дон», Р-132 «Калуга – Тула – Михайлов – Рязань», Р-92 «Калуга – Перемышль – Белев – Орел». Крупные железнодорожные магистрали связывают Тулу с другими областями России и странами ближнего и дальнего зарубежья.

Исторически сложившаяся в области специализация – производство машиностроительной, химической и металлургической продукции, которая составляет более 64 процентов всей промышленной продукции области. Характерной чертой промышленного комплекса области является высокая степень диверсификации и весомая концентрация предприятий оборонно-промышленного комплекса. По уровню социально-экономического развития область входит в группу регионов страны со средним уровнем развития. [13]

ВРП Тульской области составил в 2009 году 213,6 млрд рублей или 7,1 млрд $. В структуре ВРП региона на 2006 год (143,3 млрд руб.) выделяются:

обрабатывающие производства – 32,7 %, производство и распределение электроэнергии, газа, воды – 4,5 %, оптовая и розничная торговля, ремонт – 18,3 %, в сельском хозяйстве производится 7,6 % (8,8 % – 2005) в транспорте и связи – 7,9 % ВРП.

Структура промышленного производства Тульской области:

химическая отрасль – 23 %, машиностроение – 22 %, пищевая промышленность – 21 %, черная металлургия – 15 %, электроэнергетика – 10 %.  [17]

Информация о работе История развития, размещение и современное состояние отраслей машиностроительного комплекса Тульской области