Экологические проблемы и охрана природы Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе выделены следующие структурные части: введение, основная часть, заключение. Основная часть состоит из 4 глав. В первой главе рассматривается физико-географическая характеристика материка. Во второй главе рассматриваются следующая тема: экологические проблемы и пути их решения, где также можно выделить следующие подразделы: загрязнение окружающей среды и меры по её охране. В третьей главе рассматриваются особо охраняемые природные территории Европы. В четвертой – были рассмотрены национальные парки и заповедники 3 европейских стран, а именно – Италии, Испании и Франции. И отдельно был рассмотрен национальный парк Беловежская пуща.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.75 Мб (Скачать файл)

 

Рисунок 2 – Эмиссия диоксида серы в Европе [6]

 

Загрязнение атмосферы диоксидом  серы (S02) и оксидами азота (N0) в количественном отношении было и остается значительно меньшим: выбросы S02 составляют примерно 20 млн., а N0 – 15 млн. т в год. Однако распространение выбросов диоксида серы (ТЭС, другими промышленными предприятиями, объектами коммунально-бытового хозяйства) и оксидов азота (главным образом автотранспортом) также велико. Об этом с большой наглядностью свидетельствует рисунок 2. Его анализ показывает, что основными виновниками выбросов S02 в регионе являются Германия, Великобритания, Польша, Чехия, Испания, Италия. А по удельным показателям его эмиссии (из расчета на 1 км2) в западной части Европы особенно выделяются Германия, Великобритания и Италия, а в центрально-восточной ее части – Польша, Чехия, Венгрия, Румыния и Болгария. Что же касается эмиссии оксидов азота, то в западной части региона они наиболее велики в Германии, Великобритании, Италии, во Франции, а в центрально-восточной части – в Польше и Чехии.

Отрицательные последствия  эмиссии соединений серы и азота  выражаются в первую очередь в  возникновении таких негативных явлений, как смог и кислотные  осадки.

Зимний смог, который называют также черным смогом, известен в Европе давно. Он часто случался в Лондоне, Бирмингеме, Дублине, Белфасте, Берлине, Штутгарте, Лейпциге, Риме, Милане, Праге, Лодзи, Любляне, Софии [6].

Особую известность получил  лондонский смог. K нему уже стали  привыкать как к чему-то неизбежному. Но в декабре 1952 г. зимний смог принял здесь прямо-таки катастрофические масштабы. В течение нескольких дней от сильнейшего сернистого «смога-убийцы»  в столице Великобритании погибли 4000 человек и были зарегистрированы десятки тысяч случаев заболеваний  легких и верхних дыхательных  путей. Это произошло из-за сочетания  температурной инверсии и застойности  воздуха с большой концентрацией  диоксида серы и аэрозольных частиц, поступавших в воздушную среду  города через тысячи и тысячи каминных труб.

Фотохимический смог, который  называют также белым смогом, вызывается высокой концентрацией озона  и возникает обычно в летнее время. Он также характерен для многих европейских  городов, в особенности приморских (Барселона, Афины).

Еще больший вред наносят  кислотные осадки, выпадающие в виде дождя и снега и вызывающие подкисление водоемов, почвенного покрова, угнетение лесной растительности, разрушение зданий и сооружений. Первыми их жертвами стали озера и реки Скандинавии. Особенно пострадали от таких осадков озера южной части Швеции (где впервые в 1962 г. было обнаружено подкисление вод, вызванное ими) и Норвегии, которые со временем подверглись сильному закислению – вплоть до полной «стерилизации» жизни. Так, в Норвегии из 5000 обследованных озер полное исчезновение рыбы было отмечено в 1750. Были поражены также водоемы южной части Финляндии, Дании, Шотландии.

Уже в 70-80-х гг. XX в. было обнаружено отрицательное воздействие кислотных осадков на европейские леса, особенно хвойные. К началу 1990-х гг. на территории Европы поврежденные кислотными осадками леса занимали 50 млн. га, или 1/3 всей ее лесной площади. Еще больше эта доля была в Великобритании и Чехии (50-60 %), в Польше, Словакии и Нидерландах (35-50 %). А по общей площади пораженных лесов выделяются Швеция, Франция, Испания, Италия, Польша, страны на территории бывшей СФРЮ, Норвегия. Пострадали также многие памятники истории и архитектуры – словом, то, что часто именуют собирательным понятием «старые камни Европы».

Важно отметить, что от кислотных  осадков часто терпят урон не только «страны-производители» – такие, как  Германия, Великобритания, Бельгия. Благодаря  трансграничному переносу они попадают и в другие – как соседние, так и более отдаленные – государства. Например, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Швейцария, Австрия получают из-за границы  от 70 до 95 % всех кислотных осадков, ФРГ и Франция – 50-60, Чехия и Польша – 40-50 %.

Упомянем здесь же о  шумовом загрязнении, более всего  связанном именно с атмосферой. В  литературе приводились данные о  том, что в Западной Европе 80 млн. человек живут в условиях постоянного превышения допустимых норм шума и еще 170 млн. – в условиях, когда шум смолкает только в ночные часы. K числу самых шумных европейских городов относятся София, Барселона, Будапешт, Братислава, Краков: от 10 до 45 % их жителей живут в условиях, когда уровень шума превышает предельно допустимые 70 дБ.

Загрязнение гидросферы под  воздействием промышленной, сельскохозяйственной и коммунально-бытовой деятельности также достигло в Европе больших размеров. Это относится и к физическому, и к химическому загрязнению водной среды, причем как речной, так и морской [6].

Главной угрозой для водных ресурсов рек служат сточные воды, объем которых еще в начале 1990-х гг. достиг почти 250 км3 (первое место среди них занимали промышленные стоки, второе – коммунально-бытовые и третье – сельскохозяйственные). Как уже было отмечено, подкисление в результате выпадения кислотных осадков также отрицательно сказывается на качестве речных (и озерных) вод. Если иметь в виду отдельные страны, то особенно низким качеством отличаются речные воды Бельгии, Нидерландов, Чехии и Португалии, за которыми следуют Германия и Великобритания (без Шотландии). Что же касается отдельных рек, то наиболее загрязненными оказываются такие международные реки, как Рейн, Дунай, Эльба, Одер. Но от них не так уж сильно отличаются и многие национальные реки, например Сена во Франции, По в Италии, Висла в Польше.

Самой загрязненной рекой  Европы, да и всего мира, по крайней  мере до последнего времени, считался Рейн. На его берегах живет не менее 25 млн. человек и находится основная часть тяжелой промышленности ФРГ, ведется интенсивное земледелие, плодоводство, виноградарство. Международный рейнский флот насчитывает более 10 тыс. грузовых судов. В результате в Рейн поступают непосредственно или с притоками коммунально-бытовые стоки от населенных пунктов с населением около 20 млн. человек, а также промышленные сточные воды, эквивалентные стокам населенных пунктов с 50 млн. жителей. Специальная комиссия ООН, обследовавшая Рейн в 1970-х гг., признала эту реку пригодной лишь для судоходства. Воду из Рейна было запрещено употреблять не только для питья, но и для поливки садов и огородов.

Обратим внимание также на то, что для международных рек  региона очень характерен трансграничный перенос загрязнений. Так, от загрязнения  Рейна в наибольшей мере страдают Нидерланды, расположенные в его  дельте; при этом загрязненные воды реки по рукавам и каналам проникают  даже в искусственное озеро Эйсселмер. Загрязнение Эльбы в верхнем течении, находящемся частично в пределах Чехии, в наибольшей мере сказывается в ФРГ. Тем более трансграничные переносы характерны для Дуная, протекающего через восемь стран.

Естественно, что загрязненность речных вод (наряду с различиями в  обеспеченности речным стоком) влияет на размеры водопотребления. Это  относится и к странам, и к  городам. Так, первое место в регионе  по душевому потреблению воды занимает столица Норвегии Осло (650 л. в день). К числу крупных водопотребителей относятся также Стокгольм, Берген, Рейкьявик в Северной Европе, некоторые другие города. А замыкают этот перечень Амстердам, Роттердам, Брюссель, Париж, Берлин, Ливерпуль (100-150 л. в день).

Загрязнение морской среды  достигло наибольшего уровня в 60-70-х гг. XX в. Это относилось и к морям Средиземноморского бассейна, и к Северному, и к Балтийскому, а также к примыкающей к Европе части акватории Атлантического океана. Их антропогенное загрязнение происходило и происходит двумя основными путями: 1) с суши, 2) в результате деятельности в морских акваториях. В первом случае имеются в виду прежде всего стоки рек, во втором – эксплуатационные сливы и аварийные выбросы с морских судов, последствия аварий на буровых платформах, подводных трубопроводах.

В качестве наиболее яркого примера сильно загрязненного моря чаще всего приводят Средиземное (рисунок 3). Свой «вклад» в его загрязнение вносят 430 млн. жителей 20 прибрежных стран, из которых 130 млн. живут непосредственно на морском побережье, в том числе в 120 крупных приморских городах и сотнях других населенных пунктов. В такой же степени это относится, как уже отмечалось, к десяткам миллионов туристов, к морским и воздушным перевозкам и т. д. Через Средиземное море ежегодно проходят около 30 % торговых судов и 20 % нефтеналивных танкеров мира. Надо учитывать и такую природную особенность межматерикового Средиземного моря, как замедленный ритм обновления его вод [6].

Рисунок 3 – Загрязнение Средиземного моря [6]

 

Первые признаки ухудшения  экологической ситуации в акватории  этого моря были отмечены еще в 1950-е  гг. А в 1970-е гг., по данным ВОЗ, в  него ежегодно сбрасывалось 12 млн. т органических веществ и, кроме того, много тяжелых металлов, радиоактивных веществ. В море попадало также много нефти и бытового мусора. В портах Барселоны, Марселя, Генуи, Неаполя, Пирея суда с трудом подходили к причалам, так как вся поверхность моря была покрыта пластмассовыми бутылками, тарелками, резиновыми шинами, другим мусором. Очень большой ущерб был нанесен пляжам. Статистика свидетельствует о том, что 52 % всех загрязнений попадает в Средиземное море с судов, 43 – с суши (в том числе 25 % городских и 17 % промышленных стоков) и 6 % – из атмосферы.

Экологическое состояние  входящего в систему Средиземноморья  Черного моря в последнее время  также вызывает большую тревогу. Водосборный бассейн этого моря расположен в пределах девяти стран. Нахождение на его берегах крупных  портово-промышленных комплексов, довольно интенсивное судоходство (ежегодно через его акваторию проходят 5000-6000 судов) уже сами по себе создают ощутимую опасность загрязнения. Но особенно много загрязняющих веществ привносят в море впадающие в него реки, в особенности Дунай: с его водами в морскую среду ежегодно попадают 10 млн. т органических веществ, много азота, фосфора, нефти и нефтепродуктов, моющих средств. В результате в Черном море увеличился объем вод, зараженных сероводородом, уменьшилась среда обитания морских животных.

К числу очень загрязненных относятся также Северное и Балтийское моря. Их загрязнение следует отнести как на счет интенсивного судоходства (в Северном море единовременно находятся примерно 5000 судов на более чем 100 маршрутах) и нефтедобычи, так и в еще большей мере – на счет речных выносов. Реки, впадающие в эти моря, ежегодно выносят в них десятки и сотни тысяч тонн хлоридов, фосфатов и нитратов (рисунок 4). В результате в прибрежных участках морей участились случаи бурного разрастания ядовитых водорослей, вызывающих так называемые красные приливы. Впервые такие «приливы» были обнаружены при помощи космических снимков еще в 1970 г. Они представляли собой полосу загрязнений, протянувшуюся вдоль южных берегов Северного и Балтийского морей, причем ширина ее колебалась от 7-10 до 100-120 км вблизи наиболее крупных источников загрязняющих стоков с суши. А летом 1988 г. в морском поясе Северной Европы подобный «прилив» привел не только к массовой гибели тюленей, но и практически к полному уничтожению живых организмов в обширных акваториях.

Рисунок 4 – Загрязнение Северного моря с суши [6]

 

Атлантическое и Североморское  побережье Европы терпит большой  ущерб и от так называемых черных приливов, которые вызываются катастрофами супертанкеров у ее берегов [6].

В марте 1967 г. у берегов  Великобритании наскочил на скалы танкер «Торри-Каньон», вмещавший 120 тыс. т нефти. Она вытекала из танкера в течение нескольких недель и медленно дрейфовала в сторону острова. Английское правительство пустило в ход военно-морские и воздушные силы, армию. Бомбардировщики сбрасывали на танкер зажигательные бомбы. Вылившуюся в море нефть поджигали напалмом, посыпали детергентами, которые погубили всю органическую жизнь на этом участке акватории. Затем ветры пригнали нефтяное пятно к берегам Франции, где оно нанесло огромный вред пляжам, устричным плантациям. Часть нефти, опустившаяся на дно, привела к гибели донной флоры и фауны. Через 11 лет трагедия у берегов Франции повторилась в удвоенном масштабе. В марте 1978 г. американский супертанкер «Амоко Кадис», следовавший из Персидского залива в Роттердам, всего в полутора милях от берега потерял управление и сел на скалы, разломившись надвое. Из его танков в море вылилось 223 тыс. т сырой нефти, которая образовала «черный прилив», обрушившийся на пляжи, устричные плантации, рыбацкие гавани на протяжении почти 300 км. Берега достигло более 60 тыс. т нефти, которую затем пришлось собирать механическим путем. К этому перечню можно добавить еще катастрофы «Олимпик Брейвери», «Кастилло де Бельвер» и других танкеров. В начале 1993 г. танкер «Браер» напоролся на скалы у Шетландских о-вов. В 2002 г. греческий танкер «Престиж», плававший под багамским флагом, во время шторма раскололся надвое и затонул поблизости от побережья Испании, вызвав еще одну экологическую катастрофу.

Европа отличается также  большими масштабами загрязнения почвенного покрова. Это объясняется в первую очередь большим количеством  промышленных, горнопромышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, постоянно  возрастающей металлизацией и химизацией окружающей среды. Только городских отходов здесь ежегодно образуется почти 150 млн. т, в том числе в Германии – более 20 млн., в Италии, Великобритании, Турции и во Франции – от 15 до 20 млн., в Испании и Польше – от 10 до 15 млн. т. В результате наиболее сильной деградации к настоящему времени подверглись почвы Юго-Восточной Англии, стран Бенилюкса, Германии, Италии, Испании и фактически всех стран Центрально-Восточной Европы.

О странах Центрально-Восточной  Европы в этой связи нужно сказать  отдельно. Загрязнение окружающей среды  в этом субрегионе Европы приняло особенно большие размеры. И объясняется это несколькими причинами.

Информация о работе Экологические проблемы и охрана природы Европы