Экологические проблемы и охрана природы Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе выделены следующие структурные части: введение, основная часть, заключение. Основная часть состоит из 4 глав. В первой главе рассматривается физико-географическая характеристика материка. Во второй главе рассматриваются следующая тема: экологические проблемы и пути их решения, где также можно выделить следующие подразделы: загрязнение окружающей среды и меры по её охране. В третьей главе рассматриваются особо охраняемые природные территории Европы. В четвертой – были рассмотрены национальные парки и заповедники 3 европейских стран, а именно – Италии, Испании и Франции. И отдельно был рассмотрен национальный парк Беловежская пуща.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.75 Мб (Скачать файл)

Прежде всего, нужно иметь в виду, что страны Центрально-Восточной Европы использовали советскую модель индустриализации с преимущественным развитием таких отраслей тяжелой промышленности, как добыча и обогащение сырья, энергетика, металлургия, тяжелое машиностроение, химическая и нефтехимическая, которые в большинстве своем относятся к категории «грязных» производств. Энергетический и сырьевой кризисы 1970-х гг. не вызвали здесь такой радикальной структурной перестройки экономики, как в Западной Европе, и лишь в некоторой степени снизили материало- и ресурсоемкость промышленности, в которой «нижние» и «средние» этажи по-прежнему преобладают. Стабильные цены на сырье и топливо, которые доставлялись главным образом из СССР, также слабее стимулировали переход к новейшим технологиям. С экологических позиций важно и то, что странам Центрально-Восточной Европы передалась от СССР своего рода «детская болезнь» гигантомании: здесь были построены такие крупные даже по мировым масштабам тепловые электростанции, как «Боксберг» в бывшей ГДР или «Белхатув» в Польше, такие комбинаты черной металлургии, как «Хута Краков» и «Катовице» в Польше, Кошицкий в Словакии, Галацкий в Румынии и другие не соответствовавшие емкости национальных рынков. В целом же в странах субрегиона сложились в значительной мере экстенсивные народнохозяйственные комплексы, которые стали оказывать большое негативное воздействие на окружающую среду [6].

К этому нужно добавить некоторые специфические особенности  ресурсного потенциала стран Центрально-Восточной  Европы и территориальной структуры  их хозяйства. К ним относятся прежде всего ориентация энергохозяйства преимущественно на уголь и в особенности на низкосортный (высокозольный и сернистый) бурый уголь и лигнит, а также сохраняющаяся высокая территориальная концентрация населения и производства в угольных и других бассейнах сосредоточения минерального топлива и сырья, где нагрузка на окружающую среду особенно велика.

Примером страны этого  субрегиона с напряженной экологической ситуацией может служить Польша, где в период социалистического развития ориентация на создание тяжелой промышленности, включая «грязные» отрасли, была выражена очень отчетливо. В 1985 г. польским сеймом было выделено 27 районов, в которых нагрузка на окружающую среду была особенно велика. Примерно 2/3 жителей страны были вынуждены потреблять питьевую воду недостаточно высокого качества, тревогу вызывало загрязнение атмосферы, а общий объем накопленных твердых отходов превышал 2 млрд. т.

В странах Центрально-Восточной  Европы время от времени случаются  экологические аварии и даже катастрофы. Пример такого рода – крупная авария, произошедшая в самом начале 2000 г. на комбинате цветной металлургии  в румынском городе Бая-Маре, расположенном  в северной части страны. Здесь  произошел аварийный выброс цианида, который попал в р. Сомеш, а из нее в Тису и затем в Дунай. В результате в Сомеше и Тисе погибла почти вся рыба. На восстановление экологического баланса этих рек потребуется, по мнению специалистов, не менее 10 лет.

Впрочем, техногенные аварии случаются, конечно, и в Западной Европе. Достаточно сказать, что только за последние 15 лет в странах Евросоюза возникло более 300 крупных аварийных ситуаций в промышленности. То же относится и к разного рода стихийным бедствиям. Так, за период с начала 1970-х до середины 1990-х гг. в Европе имели место более 160 крупных наводнений. А особенно сильное наводнение в августе 2002 г. нанесло огромный ущерб Германии, Чехии, Австрии, Хорватии, а также Великобритании, Италии, Испании; при этом особенно пострадали Дрезден, Прага, да и некоторые другие города. В январе 2003 г. от нового наводнения пострадали 11 стран. Для стран Средиземноморья проблемой остаются засухи и лесные пожары.

В условиях преобладания западного  переноса воздушных масс эколого-географическое положение России можно назвать  относительно невыгодным. Трансграничный перенос соединений серы и азота из стран Европы оказывается в несколько раз большим, чем перенос их из России в западном направлении. Только на границе с Финляндией и Норвегией в качестве главной загрязняющей воздушный бассейн стороны выступает Россия [6].

2.2 Меры по охране  окружающей среды

Ухудшение экологической  ситуации в регионе привело к  тому, что уже в 60-70-х гг. XX в. во многих странах Европы начались поиски новых концепций природопользования, путей совершенствования экологической политики. Деятельность государства выразилась прежде всего в принятии новых природоохранных законов, как общих законов об охране природы, так и относящихся к охране вод, воздуха, земельных, лесных и других ресурсов. Основополагающий принцип этих законов: «Платит тот, кто загрязняет». Были увеличены также государственные расходы на НИОКР в области охраны окружающей среды. Постепенно стали расти и расходы частного капитала – прежде всего на создание очистных сооружений [6].

Чрезвычайно активизировались и различные общественные движения. Большое значение во многих странах  приобрели партии «зеленых», ориентирующиеся в первую очередь на некоторые городские агломерации и университетские города. Эти партии завоевали достаточно прочные позиции в Европейском парламенте, в Национальном собрании Франции, в палате общин Великобритании, в бундестаге ФРГ, в шведском риксдаге, в итальянской палате депутатов и в других парламентах. В 1980-х гг. партии и движения «зеленых» стали возникать и в странах Центрально-Восточной Европы.

Постепенно в Европе стала складываться иерархия природоохранительных программ и действий, включающая несколько взаимосвязанных уровней. Первый из них можно назвать районным уровнем. Ярким примером такого рода может служить земля Северный Рейн – Вестфалия в ФРГ с населением 18 млн. человек, где реализуется очень крупная природоохранная программа, в соответствии с которой уже модернизировано более 2000 промышленных и других объектов, представляющих главным образом «грязные» производства. Все они оборудованы современными фильтрами, очистными сооружениями, контрольно-измерительной аппаратурой. Швейцария, Австрия, некоторые средиземноморские страны начинают принимать меры по активизации природоохранных акций в районах концентрации туризма и рекреации. Среди этих мер – ограничения на приток туристов, разгрузка самых перенасыщенных местностей и центров, формирование сети охраняемых территорий, регулирование потоков автотранспорта.

Второй уровень – это  уровень отдельных стран. Все  страны Западной Европы давно уже  приняли специальные природоохранные  законодательства. По степени их строгости  особо выделяются Швеция, Норвегия и Финляндия. Затем идут Дания, Нидерланды и ФРГ, далее – Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Люксембург, Ирландия. В качестве примера страны, которая уже достигла на этом пути ощутимых успехов, можно привести ФРГ.

В Германии была принята специальная программа защиты климата, предусматривающая сокращение до 2005 г. выбросов СО2 на 25 % по сравнению с 1990 г. Уже к 2000 г. эти выбросы (источниками их на 36 % служит сжигание нефти и нефтепродуктов, на 21 – бурого угля, на 20 – каменного угля и на 23 % – природного газа) были уменьшены на 15 %. Очистке подвергаются почти все сточные воды. Утилизируется 90 % сельскохозяйственных отходов, 98 % корпусов выбрасываемых автомобилей. Такие успехи были достигнуты в результате двух основных направлений природоохранной деятельности.

Во-первых, это законодательное  направление. Оно выражается в том, что конституция ФРГ защищает права граждан «на здоровую естественную основу жизни». В 1999 г. был введен в  действие закон об экологической  налоговой реформе, сущность которого заключается в учреждении нового налога на потребление электроэнергии и повышенного налога на использование  нефтепродуктов.

Во-вторых, это технологическое  направление. За последнее время  Германия создала крупнейшую в Европе «экоиндустрию», в которой занято около 1 млн. человек. Страна превратилась в ведущего мирового экспортера очистного оборудования. Это позволило ей также широко внедрить в производство экологически чистые технологии, доступные не только крупным, но и средним, и мелким фирмам. Кроме того, ФРГ располагает лучшими экспертами в области защиты окружающей среды.

Природоохранные меры в ФРГ  проводят и регулируют на трех уровнях: федеральном, земельном и местном. На федеральном уровне ими ведает Министерство окружающей среды, защиты природы и безопасности ядерных  реакторов (кстати, созданное в 1986 г. после Чернобыльской аварии в  СССР). Каждая федеральная земля  также имеет собственное ведомство  по вопросам окружающей среды, которое  в основном и отвечает за выполнение общегерманского природоохранного законодательства. Некоторые исполнительные функции (например, обработка и утилизация твердых отходов) входят в компетенцию  местных органов власти [6].

Другим примером такого рода может служить Швеция, где активная экологическая политика проводится и на государственном, и на общественном уровнях. Главные цели этой политики заключаются в следующем: здравоохранение; сохранение природного биологического разнообразия; управление природопользованием для его оптимизации; защита природных и культурных ландшафтов. В стране осуществляется программа экономии энергии, преимущественного использования энергоносителей (включая биомассу и альтернативные источники), безопасных для окружающей среды. Введены жесткие ограничения на выброс вредных веществ автотранспортом. Принято решение о поэтапном закрытии АЭС.

Еще один пример – Нидерланды, где конституция также содержит специальную статью о защите и улучшении среды жизни. В этой стране активно действует экологическая общественная организация «Дети Земли», которая осуществляет научно обоснованный План действий в сфере рационального природопользования.

Определенные успехи достигнуты также во Франции, природоохранная система которой отличается гораздо большей централизацией.

В Великобритании же, напротив, за конкретную реализацию экологического законодательства отвечают, прежде всего, местные власти.

Третье звено в иерархии занимает международный уровень. Здесь  в качестве наглядного примера можно  привести охрану морских акваторий.

Еще в 1976 г. 17 средиземноморских  стран приняли долгосрочную Конвенцию  об охране Средиземного моря от загрязнения, известную под названием «Голубой план». Начиная с 1981 г. этот план был  принят к исполнению в рамках «Программы действий в защиту Средиземноморья» ООН. Он финансируется правительствами  средиземноморских стран и Евросоюзом. «Голубой план» предусматривает  не только текущие мероприятия, но и  коллективные прогностические исследования на 40 лет.

В 1980-х гг. начались международные  мероприятия по повышению экологической  безопасности Черного моря. А в 1996 г. состоялась первая Международная  ассамблея на эту тему с участием представителей 20 стран и 10 международных  организаций. В 1974 г. 13 европейских стран  приняли Конвенцию по предупреждению загрязнения Северного моря, а  в 1992 г. 15 стран подписали аналогичный  документ по Северной Атлантике. Проведено  уже несколько международных  конференций по проблеме экологической безопасности Балтийского моря.

С середины 1980-х гг. в пляжных  зонах Западной Европы осуществляется так называемая Концепция голубого флага. Поднятие голубого флага означает, что качество воды в таких зонах  вполне пригодно для рекреации. Статистика свидетельствует о том, что уже  к середине 1990-х гг. голубые флаги  были подняты на 1200 пляжах 13 европейских  стран. Оказалось, что самыми чистыми пляжами располагает Греция, за ней (в порядке убывания) следуют Дания, Ирландия, Италия, Испания, Нидерланды, Финляндия, Швеция, Португалия, Германия, Франция, Великобритания [6].

К этому же иерархическому уровню следует, очевидно, отнести и  соглашения о международных реках  Европы. Так, еще в 1976 г. было заключено  международное соглашение о защите Рейна от химических загрязнений. В 1987 г. была принята рассчитанная до 2000 г. «Программа действий – Рейн», цель которой заключалась в том, чтобы уменьшить загрязнение  реки, снизить угрозу аварий на ней, улучшить ее гидрологические, биологические  и морфологические условия. Многолетние  усилия по предупреждению загрязнения  Рейна уже дали вполне ощутимый эффект. Качество рейнской воды значительно  улучшилось, в ней снова появились разные виды пресноводных рыб, даже лососевых. Добавим, что в 1956 г. была создана Международная организация по исследованию Дуная, которая проводит работу по его комплексному, в том числе природоохранному, изучению. В 1990 г. создана Международная комиссия по охране Эльбы.

В качестве четвертого звена  принятой нами иерархии выступает субрегиональный  уровень. Его можно рассматривать  с подразделением Европы на четыре традиционных субрегиона. Но фактический материал чаще группируется по двум более крупным частям Европы – Западной (прежде всего в составе ЕС) и Центрально-Восточной.

Начало проведению единой экологической политики Евросоюза  было положено еще в 1973 г., когда входившие  в него страны приступили к осуществлению  своей первой программы по охране окружающей среды. Затем было принято  еще несколько подобных программ. Главным законодательным органом  в этой сфере выступает Совет  Европейского союза, издающий обязательные для всех стран Союза директивы, общее число которых уже к  началу 1990-х гг. превысило 120. Среди  них – директивы по охране воздушного бассейна, установлению ПДК для выбросов серы и азота, содержанию свинца в  бензине, по охране водных ресурсов, установлению стандартов качества питьевой воды, по охране лесов, по сокращению и утилизации твердых отходов, по сохранению биоразнообразия. С середины 1980-х гг. в практику вошло проведение экологической  экспертизы. Много внимания в странах  ЕС уделяется состоянию городской  среды: разработаны 55 показателей, характеризующих  состояние воздуха, вод, почв, грунтов, превышение допустимых норм шума, количество отходов, степень озеленения, в соответствии с которыми провели инвентаризацию многих десятков городов. Создан Фонд охраны природы стран ЕС. Добавим, что к 2010 г. страны ЕС намечают довести  долю экологически чистых возобновляемых источников в своем энергобалансе  до 12 %, а в производстве электроэнергии – до 22 %.

Один из последних по времени  примеров такого рода – введение в  апреле 2002 г. запрета на полеты самолетов  с повышенным уровнем шума. Этот «шумовой запрет» особенно отрицательно сказался на авиаперевозках России, других стран СНГ и государств Центрально-Восточной  Европы, где самолеты, подпадающие  под запрет, составляют основу самолетного  парка. В результате пришлось отменить многие рейсы, большие потери понесли  авиакомпании и туристические фирмы. А в 2006 г. вошли в действие новые, еще более строгие международные  нормы по авиашумам [6].

Все эти меры дали несомненный  положительный результат. За последнее  время концентрация двуокиси серы и  пыли в воздушном пространстве Лондона, Парижа, Роттердама, многих других крупных  городов заметно снизилась. Выбросы  соединений серы по сравнению с уровнем 1980-х гг. сократились более чем  на 1/3. Уменьшилась радиоактивность  атмосферы и вод, что связано  отчасти и с тщательной экологической  экспертизой, которая теперь предшествует строительству АЭС. В большинстве  случаев улучшилось и качество потребляемых вод, их подвергают биологической и  другой очистке. Так, за последние 20 лет концентрация тяжелых металлов в Рейне, Темзе, Мозеле уменьшилась на 1/3 и более; восстановилось рейнское рыболовство. Удалось также уменьшить нефтяное загрязнение морей. Уровень загрязнения Средиземного моря если и не снизился, то по крайней мере стабилизирован.

Информация о работе Экологические проблемы и охрана природы Европы