Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:29, реферат
В состав Южного федерального округа входят республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня; Волгоградская, Ростовская. Центором Южного федерального округа является г. Ростова-на-Дону.
Площадь территории округа составляет 589,2 тыс.кв.км. Здесь проживает 22,9 млн.чел. или 38,6 чел. На 1 кв.км., что является вторым после Центрального федерального округа показателем плотности населения в стране и в 4,65 раза превышает средний показатель по России.
Введение
Общая характеристика Южного федерального округа
В состав Южного федерального округа входят республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня; Волгоградская, Ростовская. Центором Южного федерального округа является г. Ростова-на-Дону.
Площадь территории округа составляет 589,2 тыс.кв.км. Здесь проживает 22,9 млн.чел. или 38,6 чел. На 1 кв.км., что является вторым после Центрального федерального округа показателем плотности населения в стране и в 4,65 раза превышает средний показатель по России.
Южный федеральный округ граничит на юге с Азербайджаном, Грузией, Южной Осетией и Абхазией, на северо-западе — с Украиной, на северо-востоке — с Казахстаном. На севере граница проходит с Центральным и Приволжским федеральным округами Российской Федерации. На западе побережье округа омывает Черное и Азовское моря, на востоке — Каспийское море.
Хозяйственная специализация Южного федерального округа базируется на «4-х китах».
Округ — крупнейший производитель плодово-ягодных, бахчевых культур, винограда, широкой гаммы овощей, мясо- молочной и другой животноводческой продукции, а также имеет многочисленные предприятия по их переработке
Главной особенностью Южного федерального округа является:
выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое
положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского
пути из Северной и Центральной Европы
в страны Средней, Юго-Западной и Южной
Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского
пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского
региона (Китай, Корея, Япония) со странами
Средиземноморского бассейна. Уникальный
транспортно-транзитный потенциал Южного
федерального округа должен стать важнейшим
фактором развития данного макрорегиона.
I. Транспортная система
1. Общая
характеристика транспортной
Транспортная система Южного федерального округа включает все виды современного транспорта — железные дороги, морские пути сообщения и порты, внутренние судоходные пути и порты, автомобильные дороги, воздущные трассы и аэропорты, нефте- и газопроводы. В последние годы благодаря быстрому развитию транспортной системы округа и повышению ее роли в обеспечении потребностей населения и экономики округа и страны в целом, транспортная система превратилась в отрасль специализации региона и стала самой динамично развивающейся отраслью хозяйства на юге России.
Динамичное развитие Южного федерального округа предусматривает реализацию на федеральном уровне ряда крупных межрегиональных инвестиционных проектов.
Межрегиональные
инвестиционные проекты в основном
относятся к сфере
В части расширения трубопроводной инфраструктуры планируется модернизация трубопровода «Каспийский трубопроводный консорциум», строительство продуктопровода Сызрань - Волгоград - Новороссийск (проект «Юг»), расширение нефтепровода до Туапсинского нефтеперерабатывающего завода.
Особую роль в расширении межрегионального сотрудничества призван сыграть проект подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, который оказывает комплексное влияние на развитие территории Краснодарского края и прилегающих субъектов Российской Федерации.
Важное значение имеют проекты, направленные на углубление связей с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа: реконструкция и развитие автомобильных дорог, связывающих регионы Северного Кавказа с черноморским побережьем; освоение нефтегазовых месторождений Каспийского моря с переработкой части ресурсов на предприятиях Северо-Кавказского федерального округа; организация скоростного железнодорожного сообщения между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов; строительство электросетевой инфраструктуры для повышения надежности энергоснабжения. Геополитическое положение Южного федерального округа определяет его стратегическую роль в обслуживании транзитных грузопотоков в рамках развивающего международного транспортного коридора «Север-Юг», а также ответвления Транссибирской железнодорожной магистрали и международных транспортных коридоров № 3 и № 7.
Отличительной особенностью транспортной системы округа является высокий уровень развития каждого составляющего ее вида транспорта. Однако наибольшую роль в транспортном обслуживании региона играет железнодорожный транспорт. Он будет рассмотрен более подробно в отдельном разделе.
2. Морской транспорт.
Морской транспорт региона обеспечивает, прежде всего, внешнеторговые связи страны и транзитные перевозки грузов. В Южном федеральном округе расположены основные морские и речные порты европейской части России (Новороссийск, Туапсе, Оля, Таганрог, Ейск, Кавказ, Азов, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань). Морские порты Южного бассейна перевалили в 2008г. 159,2 млн. т. различных грузов, что составило 35,3% грузооборота морских порттов России. Почти 70% грузооборота морских портов Южного федерального округа — нефть и продукты ее переработки, следующие на экспорт через порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ. Подавляющая часть грузов (93,8%) следует через морские порты Азово — Черноморского бассейна. И лишь 6,2% переваливается в портах Каспийского бассейна.
При этом 54,1 млн.т российских грузов, тяготеющих к Азово — Черноморскому бассейну, следует через морские границы порты Украины. Среди них свыше 19 млн т нефти и нефтепродуктов, 12 млн т угля и кокса. 5,6 млн т руды, 4,4 млн т черных металлов и столько же удобрений. Часть этих перевозок экономически тяготеет к морским портам Украины. Другая часть следует на Украинские порты из-за отсутствия первалочных мощностей в российских портах и по ряду причин, тем самым сокращая их возможные доходы, а также доходы российских железных дорог, работающих в корреспонденциях с этими портами. Этот вопрос должен стать предметом изучения экономистов- траспортников. Изучение проблемы целесообразно было бы начать с рационализации распределения перевозок между портами Украины и России не с руды и угля, а с удобрений, нефтегрузов, черных метеллов и других высокотарифицированных грузов. Привлечение транспортных коммуникаций России к перевозке этих грузов обеспечит наибольший экономический эффект. Конечно к вопросу не следует подходить упрощенно, исходя из общих и «патриотических» соображений. Необходимо нимательно рассмотреть и оценить меры по переключению каждой струи товаропотока с учетом наличия производственных мощностей на морском и железнодорожном транспорте.
На Черноморском побережье Южного федерального округа получили развитие железнодорожные и автомобильные паромные сообщения Каваказа — Поти, Новороссийск- Самсун. В настоящее время обсуждается вопрос о создании железнодорожного паромного сообщения между болгарским портом Варна и одним из российских портов — Новороссийск или Кавказ, что позволит во взаимном торговом обмене по железной дороге обойти территории Украины, Молдавии, Румынии и тем самым обеспечить снижение затрат и времени на осуществление перевозок грузов.
В последние годы растут мощности морских портов на Каспийском побережье России — Астрахани, Махачкалы. Построен новый порт Оля, к которому создан железнодорожный подхо. Эти порты рассчитаны на обеспечение товаропотоков между Россией и прикаспийскими государствами — Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Одновременно эта инфраструктура является частью международного транспортного коридора «Север — Юг» и может обеспечивать также транзитные перевозки между прикаспийскими странами, государствами Персидского Залива и Южной Азии со странами Европы.
3. Внутренний водный транспорт.
Внутренний водный транспорт играет весьма существенную роль в обслуживании населения и экономики округа. Основные судоходные пути включают р.Волгу в границах Волгоградской и Астраханской областей, р.Дон, Волго-Донской канал, а также реки Кубань, Северский Донец. Река Волга, Волго-Донской канал и участок Дона от Цимлянского гидроузла до устья входят в состав Единой глубоководной системы европейской части России и имеют гарантированные габариты судового хода, позволяющие применять наиболее крупные экономические суда и составы. Продолжительность навигационного периода на внутренних судоходных путях составляют от 260 до 300 суток.
Объем отправления грузов составил в 2008г. 10,5 млн т, в том числе 8,9 млн т в межрегиональных и внутрирегиональных сообщениях и 1,6 млн т — в экспортном сообщении. По внутренним водным путям округ наиболее тесно связан с районами Северо-Запада, Центра, Поволжья. В больших объемах осуществляются связи и между крупными промышленными центрами внутри самого округа. Экспортные грузы следуют главным образом в страны Азово — Черноморского и Средиземноморского бассейнов (Украина, Турция, Болгария, Румыния, Греция, Египет,Албания и др.) по Волге и Каспию — в Иран, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан. Из стран этих же регионов осуществляются перевозки импортных грузов. В округ прибыло грузов из других регионов страны 1,2 млн т и из других стран в импорте 0,6 млн т, транзитом по судоходным путям округа проследовало 1,6 млн т грузов.
Основными портами на внутренних судоходных путях являются Азов, Ростов-на-Дону, Усть — Донецк, Астрахань, Волгоград. Суда смешанного плавания, применяемые для перевозок грузов в сообщениях река- море, широко используют и морские порты, особенно в период прекращения судоходства на внутренних путях. Это позволяет перевозить дополнительные объемы грузов и существенно повысить интенсивность использования флота, что в совокупности повышает доходы судовладельцев.
4. Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт округа в силу своих технико — экономических особенностей обеспечивает, прежде всего, внутрирегиональные перевозки грузов. Однако в последние годы в связи с изменением структуры автомобильного парка он принимает все большее участие в реализации межрегиональных и транзитных перевозок. Межрегиональные перевозки осуществляются между субъектами Федерации, входящими в Южный федеральный округ, и Центральным, Северо-Западным, Приволжским, Уральским Федеральными округами. В межрегиональных сообщениях перевозится, прежде всего, плодоовощная продукция, грузы в контейнерах, слудующие в сообщениях между крупными городами центра России, Поволжья и Урала и морскими портамина побережье Черного и Азовского морей. По автомобильным дорогам округа растут перевозки экспортно- импортных грузов, осуществляемые в основном с граничащими странами- Украиной, Казахстаном, Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией. Осуществляется также перевозки и на более далекие расстояния в страны Южной, Центральной Европы, в Иран, республики Центральной Азии. По автомобильным дорогам округа перевозятся также транзитные грузы, следующие главным образом между Украиной с одной стороны и Казахстаном и Азербайджаном с другой.
Протяжение автомобильных дорог Южного федерального округа составляет 57,1 тыс.км. Средняя густота дорог в расчете на 1000 кв.км составляет 96,6 км. Автомобильные дороги по территории округа размещены нервномерно. Наибольшая их плотность сосредоточена в республиках Северная Осетия — Алания (286 км/1000 кв.км), Ингушетия (240,6 км/1000 кв.км), Кабардино — Балкария (238,2 км/1000 кв.км), Адыгея (203,7км/1000 кв.км). Наименьший показатель плотности наблюдается в республике Калмыкия (38,6 км/1000 кв.км).
Главными автомобильными магистралями
округа являются М4 (трасса «Дон — Москва
— Воронеж — Ростов-на-Дону, Краснодар
— Черноморское побережье), обеспечивающая
связи Краснодарского края и Ростовской
области с регионами Черноземья и Центральной
России; М6 (Москвв — Тамбов — Волгоград
— Астрахань); М29 (Ростов — Армавир — Мин.Воды
- Нальчик — Гудермес- Дербент — выход
к границе с Азербайджаном); М23 (Ростов-на-Дону-
Таганрог — граница с Украиной) связывает
Северный Кавказ с Югом Украины; М21 (Волгоград
— Калач-на-Дону- Морозовск — Каменск-
Шахтинский с выходом на границу с Украиной);
М25 (Новороссийск — Анапа — Кавказ — Керчь
(Украина)), связывающая Северный Кавказ
с Крымом.