Южный федральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

В состав Южного федерального округа входят республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня; Волгоградская, Ростовская. Центором Южного федерального округа является г. Ростова-на-Дону.
Площадь территории округа составляет 589,2 тыс.кв.км. Здесь проживает 22,9 млн.чел. или 38,6 чел. На 1 кв.км., что является вторым после Центрального федерального округа показателем плотности населения в стране и в 4,65 раза превышает средний показатель по России.

Файлы: 1 файл

регионалистика готово.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

5. Воздушный  транспорт.

       Воздушный транспорт в Южном федеральном округе играет весьма важную роль а обеспечении перевозок пассажиров и грузов. Курортно- рекреационная специализация и наличие здеся многих крупных городов создали благоприятные предпосылки для развития воздушного сообщения не только в крупных городах, но и во многих курортных центрах округа. По числу  аэропортов, приходящихся на города с населением свыше 50 тыс.чел., округ не имеет равных себе в стране.

      Современные аэропорты, допускающие прием дальних магистральных воздушных судов, имеются в Ростов-на-Дону, Волгограде, Краснодаре, Сочи (Адлер), Миниральных Водах, Астрахани. Крупные аэропорты имеются также в Махачкале, Грозном, Анапе.

     Важную роль воздушный транспорт играет в обеспечении перевозок сезонной плодоовощной и скоропортящейся продукции, цветов и высокоценных мелкопартионных товаров.

        Перевозки пассажиров и грузов на многих направлениях воздушных линий носят ярковыраженный сезонный характер и это связано с открытием сезонов (летнего и зимнего) отдыха населения и периодом созревания плодоовощной продукции. 

6. Трубопроводный  транспорт.

      Трубопроводный транспорт в Южном федеральном округе получил большое развитие и представлен системами по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа.

        Система нефтепродуктов состоит из следующих магистралей: Самара — Тихорецкая — Новороссийск; Баку — Махачкала — Сулак — Тихорецкая; Самара — Саратов — Волгоград — Тихорецкая — Хадыженская — Туапсе.

        По этой системе нефть поступает на нефтеперерабатывающие предприятия в Туапсе, Краснодаре и Волгограде, другая часть нефти следует на экспорт через морские порты на Черное море.

       По территории округа проходит нефтепровод Каспийского трубопроводного Консорциума (КТК). Его мощность обеспечивает годовую перекачку нефти в объеме 28 млн т. По этому нефтепроводу производится транзитная поставка нефти Тенгизского (Республика Казахстан) месторождения через Черноморские порты России.

    Система нефтепродуктопроводов состоит из действующих магистрали Буденновск — Армавир — Ростов-на-Дону  и перспективного  нефтепродуктопровода Волгоград — Тихорецк — Новороссийск.

    Газопроводная система округа обеспечивает около 13% российского газопотребления.

     В структуре потребления газа доминирующее положение (более 40%)  занимает коммунально — бытовой сектор, включая потребности населения. На долю промышленности приходится около 35% суммарного потребления газа в округе.

        Система газопроводов состоит из магистралей: Туапсе — Ставрополь — Элиста — Волгоград — Петровск; Астрахань — Моздок — Ставрополь — Ростов — Острогожск — Москва. Транзитный газопровод «Голубой поток» (сухопутный участок Россия  -Турция 364 км). В ближайшей перспективе начнется строительство газопровода «Южный поток», он предназначен для обеспечения поставок российского природного газа в страны Южной Европы через Черное море с использованием лучших технических решений и технологий. Морской участок газопровода пройдет из России в Болгарию через акваторию Черного моря. Общая протяженность черноморского участка составит около 900 км, проектная производительность 31 млрд куб.м. Для реализации проекта на территории России потребуется строительство около 2400 км газопровода диаметром 1420мм. 

II. Железнодорожный транспорт.

        Железнодорожный транспорт Южного федерального округа является одним из ведущих видов транспорта  по обеспечению перевозок пассажиров и грузов и потребносте во внешнеторговых и транзитных перевозках грузов.

     Основная особенность железнодорожного транспорта округа является высокая доля в его перевозочной работе — траспортировки пассажиров, что связано с курортно- рекреационной специализацией его экономики. 

    Направления основных железнодорожных магистралей определяются концентрированными перевозками пассажиров, следующих в места массового отдыха и лечения — Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Туапсе — Сочи; Москва — Ростов-на-Дону — Армавир — Миниральные Воды, а также экспортно- импортных и транзитных грузопотоков, транспортируемых через систему морских портов на Черном и Азовском морях. Ростов-на-Дону — Тимашевская — Краснодар — Кривенковская — Туапсе; Ростов-на-Дону — Тимашевская — Крымская — Новороссийск; Ростов-на-Дону — Тимашевская — Крымская — Кавказ; Аксарийская — Волгоград — Куберле — Сальск — Тихорецкая — Краснодар — Туапсе — Новороссийск; Волгоград — Котельниково — Куберле — Сальск — Тихо — Краснодар — Энем — Крымская — Раз. 9км — Юровский — Вышестеблиевская — Тамань; Аксарийская — Волгоград — Лихая — Ростов-на-Дону- Таганрог — Успенская (граница с Украиной); Ростов-на-Дону — Армавир — Миниральные Воды — Прохладная — Гудермес — Махачкала — Самур (граница с Азербайджаном). Имеются также выход с железных дорог  округа на Республику Казахстан  - это дорога Волгоград — Аксарийская.

          Сеть железных дорог округа имеет выход на Украину (Успенская, Гуково), Республику Казахстан (Аксарийская), Республику Абхазия (Веселое), Республику Азербайджан (Самур).

      Общее протяжение сети железных дорог Южного федерального округа составляет 8582 км. Большая часть железных дорог  (73,5%) обслуживается Северо — Кавказской железной дорогой; 23,7 % - Приволжской железной дорогой; 1,2% - Юго — Восточной железной дорогой.

        Протяженность линий с числом главных путей два и более составляет 3059 км (35,6%), остальные магистрали однопутные. Электрифицированные линии составляют 4472 км (52,1%).

   Наиболее загруженными на сети железных дорог округа являются направления: Чертково — Миллерово — Лихая — Ростов-на-Дону, где грузопоток в оба направления возрастает от Лихой до Ростов-на-Дону от 42,1 млн ткм до 70,7 млн ткм/км, из них в грузовом направлении соответсвенно 27,9 млн ткм/км до 56,4 млн ткм/км.

   Относительно невысокая загрузка железнодорожных магистралей. Обеспечивающих выходы к морским портам, объясняется тем, что значительные объемы перевозок нефти подаются к нефтегаваням Новороссийска и Туапсе по магистральным нефтепроводам, о которых шла ручь выше.

       Наибольшую роль в грузообразовании и грузопоглощении играют топливно — энергетические, строительные, машиностроительные, нефтеперерабатывающие и химические промышленные комплексы.

      Предпосылкой дальнейшего роста объемов перевозок является развитие промышленности в ведущих отраслях специализации и усиление транзитного и внешнеторгового потенциала транспорта Южного федерального округа.

       В 2008г. железнодорожными станциями в границах округа было отправлено 132,1 млн т грузов, из них одну треть занимают строительные грузы (44,7 млн т ). Осуществляются в основном отправление цемента, железнодорожного щебеночного балласта и широкой номенклатуры строительных грузов для начавшегося строительства олимпийских объектов в г.Сочи. Четвертую часть отправления составляют нефтегрузы (32,3 млн т). Наибольший объем отправлений следует с Краснодарского и Туапсинского нефтеперерабатывающих заводов и Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, а также нефть с шельфа Каспийского моря в районе Астрахани.Черные металлы занимают 5,3% от общего объема отправлений. Основные объемы следуют из Ростовской области (4,7 млн т).

    Объемы отправления угля по округу составляет 9,6 млн т, отправление главным образом осуществляется из района г.Шахты Ростовской области

       Большое место (17,4%) в общем объеме отравления занимают прочие грузы (продукция машиностроения, химической, пищевой и других отраслей промышленности). 

    Прибытие грузов на железнодорожные станции Южного федерального округа в том же году составило 169,8 млн т грузов, 30% общего прибытия грузов по железной дороге (51,0 млн т) составляют нефтегрузы.  Второе мместо (22,1%) по значимости занимают строительные материалы. Объем прибытия металл на железнодорожные станции округа в 2008 году составили 20,4 млн т. Значительное место в прибытии на железнодорожные станции округа занимают прочие грузы, удобрения, хлеб, лес.

       III. Перспективы развития транспортной ситемы.

          В ближайшей перспективе транспортно-логистический комплекс Южного федерального округа призван сыграть особую роль в связи с подготовкой и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. В рамках Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта предусматривается строительство целого ряда объектов транспортной инфраструктуры.

     К числу важнейших ожидаемых результатов  реализации Стратегии в сфере  развития транспортной инфраструктуры относятся:

     приведение  качества, безопасности и экологичности  перевозок к уровню мировых стандартов;

     формирование  региональной системы транспортных узлов;

     создание  региональной сети логистических терминальных комплексов;

     эффективное взаимодействие морского, железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортных узлах на базе логистических центров и терминалов;

     транспортное  обеспечение подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.

     В 2010-2020 годах планируется осуществление  следующих мероприятий:

     на  железнодорожном транспорте - снятие ограничений провозных способностей на магистральных линиях, создание сети отраслевых логистических центров  и терминальной инфраструктуры, реализация проекта развития инфраструктуры скоростного движения и  
обеспечение роста средней скорости доставки грузов на 15 процентов (по контейнерным отправкам - в 1,6 - 1,8 раза);

     на  морском и внутреннем водном транспорте - создание инфраструктуры портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов, подготовка водных путей на участках международного транспортного коридора Север - Юг и международного транспортного коридора № 7 для интеграции в систему международных транспортных коммуникаций, увеличение пропускной способности воднотранспортного сообщения между Каспийским и Черным морями, а также восстановление региональных и международных пассажирских и круизных морских и речных перевозок;

     в автодорожном комплексе и на автомобильном  транспорте - обеспечение круглогодичного доступа всех населенныx пунктов Южного федерального округа к основным коммуникациям, завершение создания единой опорной транспортной сети без разрывов, а также обеспечение автодорожного сообщения к объектам курортно-рекреационного и туристского комплексов Северного Кавказа и Черноморского побережья;

      на воздушном транспорте - завершение реконструкции и строительства узловых аэропортов и взлетно-посадочных полос аэродромов, а также восстановление сети регионального воздушного сообщения на территории Южного федерального округа.

    В результате реализации Стратегии к 2020 году планируется достичь следующих общественно значимых результатов:

     увеличение  коммерческой скорости перевозки товаров, обеспечивающей их доставку в пределах Южного федерального округа в срок, не превышающий 3 дней;

     снижение  совокупных транспортных издержек в  себестоимости российских товаров  до уровня 10 - 12 процентов;

     повышение в грузовой структуре удельного  веса транзитных перевозок;

     увеличение  объема отправления грузов в 1,5 раза;

     рост  объема перевалки грузов в портах Южного федерального округа в 1,4 - 1,6 раза;

     увеличение  объема отправления пассажиров в 1,3 - 1,5 раза;

повышение производительности труда работников транспортной отрасли не менее чем  в 1,9 раза.

       Реализация проектов развития транзитного потенциала позволит обеспечить эффективное включение Южного федерального округа в глобальную транспортную систему России, что создаст стратегические конкурентные преимущества для развития его экономики.  

           

Информация о работе Южный федральный округ