Калининградская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря и является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.

Файлы: 1 файл

Калининградская область.docx

— 33.69 Кб (Скачать файл)

Пищевая (в т.ч. рыбная) промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 31,7%. Основу отрасли составляют предприятия мясо- и рыбопереработки, производства ликероводочных изделий. В последние годы увеличились  объемы производства охлажденной рыбы и рыбных консервов. Наиболее крупными предприятиями рыбной отрасли являются: ОАО «МариНПО», ОАО «Атлантрыбфлот», ЗАО «Калининградский рыбоконсервный комбинат».

Топливная (нефтяная) промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 10,2%. Добыча нефти ведется  на суше и шельфе Балтийского моря на глубине 1500–2000 м. Нефть – с  очень низким содержанием серы (0,2%). Добычей нефти занимается в основном предприятие ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». В 2004 г. введено в эксплуатацию морское  месторождение «Кравцовское».

Деревообрабатывающая и  целлюлозно-бумажная промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 7,4%. Наиболее крупные предприятия  отрасли: ООО «Сота», ООО «Нимакс», ООО «Футура», ООО «Даллас», ООО  «Дедал», ООО «Максик», ООО «Фалке-Мебель», ООО «ОУЭЛ-Балтика», ООО «Россиббалт», ООО «Лазурит», ООО «Майстер-Мебель», ООО «Неманский ЦБК» (ЗАО «Северо-Западная Лесопромышленная Компания»), СП ЗАО  «Цепрусс», ОАО «Советский ЦБЗ».

Электроэнергетика. Доля отрасли  в промышленном производстве составляет 5,8%. Основное предприятие - ОАО «Янтарьэнерго». В его состав входит первый в России парк ветроэнергетических установок  мощностью 5,1 МВт. На реках области  эксплуатируется ряд малых ГЭС, ведется их дальнейшее строительство. Установленная мощность электростанций ОАО «Янтарьэнерго» – 133 МВт.

Лёгкая промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 1,7%. Наиболее крупные предприятия  отрасли: ООО Балттекстиль», ЗАО  «Балтийская линия», ООО «Граммер-Калининград», ООО «М.Н. Балтика».

Состояние Сельского хозяйства.

Калининградская область  относится к числу самых освоенных  в сельскохозяйственном отношении  регионов России. Общая площадь сельхозугодий  превышает 800 тыс. га, что составляет 60% площади суши. В области мелиорированы 92%     земель, и на поддержание  осушительных систем требуются значительные затраты.

 В развитии сельского  хозяйства наблюдаются существенные  различия, вызываемые как природно-климатическими  условиями, так и общим уровнем  развития экономики, а также  сложившимися привычками и структурой  питания населения.

 Калининградская область  с 1990 года по настоящее время  имеет отрицательные тенденции  в объемах производства сельскохозяйственной продукции.

 Резкий спад  производства 1990-е годы обусловлен сочетанием  ряда негативных факторов. Во-первых, снижением спроса на продукцию  сельского хозяйства из-за падения  уровня жизни населения. Во-вторых, прекращением вывоза части продукции  в Москву и другие промышленные  регионы страны. В-третьих, конкуренцией более дешевой импортной продукции, особенно из развитых в сельскохозяйственном отношении Польши и Литвы, также испытывающих трудности сбыта продовольствия. В-четвертых, прекращением государственного субсидирования производства аграрной продукции, резким повышением цен на технику, удобрения, комбикорма, горюче-смазочные материалы по сравнению с закупочными ценами на продукцию сельского хозяйства. В-пятых, недостатками в организации деятельности 192 акционерных обществ закрытого типа и товариществ с ограниченной ответственностью, которыми стали в ходе приватизации бывшие колхозы и совхозы. В-шестых, низкой товарностью 5,6 тыс.  крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих в среднем каждое по 18 га земель при незначительном количестве (или отсутствии) техники.

 В-седьмых, слабой развитостью  рыночной инфраструктуры, не соответствующей  изменившимся условиям хозяйствования. Особенно большие трудности связаны  с отсутствием механизма средне- и долгосрочного кредитования  сельского хозяйства, не имеющего  не только надлежащих условий  расширенного воспроизводства фондов, но и зачастую оборотных средств  для текущей деятельности.

 В результате посевные  площади за 1990-2005 годы снизились  с 416 тыс. га до 288 тыс. га. Более  половины из них заняты кормовыми  культурами, свыше 40% - зерновыми  на фураж. Менее 5% приходится  на картофель, чуть более 1% - на овощи, 1% - на масличные культуры (рапс). Намного сократилось и  поголовье скота: крупного рогатого  скота – с 468 тыс. до 172 тыс.  голов (в том числе коров  – со 170 тыс. до 77 тыс.), свиней –  с 271 тыс. до 94 тыс. голов (данные  на 1 января 1991 г. и 1999 г.). Уменьшилась  урожайность сельскохозяйственных  культур и продуктивность скота.  В результате производство мяса (в живом весе) снизилось с 101 тыс. т в 1991 г. до 51 тыс. т  в 1998 г., молока – с 546 тыс.  т до 238 тыс. т, яиц – с  339 млн. штук до 232 млн. штук.

 Производство все более  принимает натуральный немеханизированный  характер. В домашних хозяйствах  производится около 92% картофеля  и овощей, 54% молока и 41% мяса. Только  в производстве зерна, кормов, птицеводстве и звероводстве  подавляющую часть продукции  дают крупные коллективные предприятия.  На них приходится 82% производства  зерна, 56% - мяса, 42% - молока и 73% яиц.  Они характеризуются и наибольшим  снижением объемов производства  продукции и поголовья скота.

 Сравнивая развитие  сельского хозяйства Калининградской  области с Северо-Западным регионом  России и другими государствами,  следует отметить, что во-первых, в растениеводстве в докризисный  период (1990( область имела урожайность  сопоставимую с Литвой, Латвией  и Эстонией (по пшенице выше, по  картофелю ниже) и значительно  выше, чем в Псковской  и  Новгородской областях (по пшенице  до пяти раз, а по картофелю  до двух раз), во-вторых, кризис  растениеводства поразил Калининградскую  область более глубоко, чем  другие регионы: урожайность зерновых  и картофеля с 1990 по 1994 годы  снизилась по области в два  раза, а в Псковской и Новгородской  областях увеличилась. В результате  область занимает по многим  показателям в растениеводстве  последние места среди Балтийских  государств. Особенно следует отметить  слабое развитие картофелеводства, а также отсутствие производства (до 1995 года) сахарной свеклы при  благоприятных природно-климатических  условиях. В-третьих, в животноводстве  область также имеет низкие  показатели развития, хотя темпы  снижения поголовья скота примерно  соответствуют прибалтийским.

 Другими словами, в  растениеводстве проблемой является  низкая распаханность сельскохозяйственных  угодий, при низких объемах внесения  удобрений и слабой обеспеченности  техникой (в дополнение к финансовым  проблемам – обеспеченность семенами  и так далее), а в животноводстве  – слабая кормовая база, резко  снижающая продуктивность в осенне-зимний  период (в дополнение в проблемам  племенного животноводства и  общеэкономическим проблемам).

 Вследствие того, что  большинство фермерских хозяйств  имеет малые площади сельхозугодий,  слабо обеспечены машинами и  механизмами, фермеры не имеют  соответствующего образования, доступа  к кредитным ресурсам, им тяжело  конкурировать на продовольственном  рынке. Доля фермерских хозяйств  в сельскохозяйственном производстве  области составляет только около  3-5%. Среди них менее четверти  работает относительно успешно,  производя товарную продукцию.  В основном это хозяйства, развивающие  специализацию, а также горизонтальную  и вертикальную интеграцию.

 Пока лишь отдельные  сельскохозяйственные предприятия  области приспособились к изменившимся  условиям и рыночным преобразованиям.  Ситуация продолжает ухудшаться. Для стабилизации положения необходимы  меры на федеральном и региональном  уровнях. Требуется федеральная  помощь системам развития племенного  животноводства, кредитования и поддержки фермерских хозяйств, подготовки специалистов, вопросам мелиорации и охраны окружающей среды. Региональные меры должны быть направлены на формирование рыночной инфраструктуры, развитие кормовой базы, переподготовку руководителей предприятий, фермерских хозяйств, специалистов, стимулирование производства конкурентоспособной продукции. При реализации этих направлений, по мнению специалистов, Калининградская область может эффективно использовать природный потенциал, полностью обеспечить местный рынок основными видами продукции и быть по отдельным видам продукции конкурентоспособной на внешнем рынке.

Состояние транспортной системы.

 Трубопроводный

По территории области  проходит газопровод Россия — Беларусь — Польша с отводами на Черняховск, Зеленоградск, Гусев, Советск и Светлый. Газ используется для обеспечения  работы ТЭЦ и потребностей коммунально-бытового хозяйства.

Автомобильный

 Важнейший вид внутрирегионального  транспорта — автомобильный.  Развита сеть автомобильных дорог  с твёрдым покрытием. Большинство  дорог не соответствуют принятому  в России стандарту по ширине, кроме того, они отличаются извилистостью.  На большинстве дорог Калининградской  области установлена максимальная  скорость в 70 км/ч (вместо 90 км/ч)  из-за растущих вдоль дороги  деревьев.

Важнейшие автомобильные  дороги:

  • А229: «Калининград—Знаменск—Черняховск—Гусев—Нестеров—литовская граница» (далее — в направлении Вильнюса и Минска).
  • А216: «Калининград—Знаменск—Талпаки (разветвление с А-229)—Большаково—Советск—литовская граница» (далее в направлении — Шяуляя и Риги).
  • «Калининград—Зеленоградск—Рыбачий—литовская граница» (далее — в направлении Клайпеды; проходит по Куршской косе при въезде на которую взимается экологический сбор).
  • «Калининград—Ладушкин—Мамоново—польская граница» (далее — в направлении Эльблонга и Гданьска).
  • «Калининград—Багратионовск—польская граница» (далее — в направлении Варшавы).

В августе 2008 года началось строительство автомагистрали Приморское кольцо, которая свяжет Калининград  со Светлогорском, Пионерским, Зеленоградском, Балтийском, Светлым и международным  аэропортом Храброво. В настоящее  время магистраль уже построена  до аэропорта и Зеленоградска, открыта  до Светлогорска, работы ведутся в  сторону Янтарного.

Кроме того, по территории Калининградской  области проходит дорога, запланированный  автобан «Кёнигсберг—Берлин» (среди  местного населения известна как  «Берлинка»). Она обходит стороной населённые пункты и упирается в  польскую границу. Пограничный переход  уже построен и введен в эксплуатацию 7 декабря 2010 г.

Пограничные переходы на территории области:

На границах области и  в портах имеются 20 пограничных переходов (автомобильные, железнодорожные, водные, пешеходные, в аэропорту)

Железнодорожный

 

 Железные дороги Калининградской области

Железнодорожный транспорт  используется прежде всего для грузоперевозок между Калининградской областью, соседними странами и остальной  территорией России. Также важна  роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Калининград имеет  железнодорожное сообщение не только с городами России (Москвой и Санкт-Петербургом), но также и с Гдыней в Польше и Берлином в Германии.

Бо́льшая часть существовавших на территории нынешней Калининградской  области до войны железных дорог  была разобрана в первые послевоенные годы; часть сохранившейся сети была закрыта после распада СССР.

К настоящему времени сохранились  и используются следующие железные дороги:

  • Калининград — Черняховск — литовская граница
  • Калининград — Мамоново — польская граница
  • Калининград — Багратионовск — польская граница
  • Калининград — Приморск — Балтийск
  • Калининград — Гурьевск — Полесск — Славск — Советск — литовская граница
  • Черняховск — Советск — литовская граница
  • Черняховск — Железнодорожный — польская граница
  • Калининград — Зеленоградск — Пионерский — Светлогорск (электрифицирована)
  • Калининград — Пионерский (электрифицирована)

Крупнейшие железнодорожные  узлы — Калининград (здесь сходятся семь железных дорог) и Черняховск (здесь  сходятся четыре железные дороги)

Эксплуатирует железные дороги Калининградской области Калининградская  железная дорога, выделившаяся после 1991 года из состава бывшей Прибалтийской  железной дороги.

Морской транспорт 

 Порт Калининград

В Калининграде, Пионерском и Балтийске крупные незамерзающие  морские порты, крупнейший из них  — в Калининграде. Балтийск связан с Санкт-Петербургом паромной переправой и с Гданьском пассажирской линией (эксплуатируется польским пароходством). В г. Светлый действует нефтетерминал  мощностью 6 млн т. нефти и нефтепродуктов.

Внутренний  водный транспорт

В Калининграде, Советске и  Черняховске[источник не указан 1276 дней] есть речные порты. Судоходные реки —  Преголя и Неман, они связаны  между собой судоходным путём, проходящим по реке Дейме и реке Матросовке. Важнейшая речная судоходная компания — «Западное речное пароходство».

Информация о работе Калининградская область