Конкурентные позиции: перехват грузов порт Мурманск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Мурманский морской торговый порт был основан в 1915 году. Сразу же после своего основания незамерзающий Мурманский порт приобрел для страны стратегическое значение и стал одним из основных российских портов, обеспечивающих внешнеторговые операции. В 30-х годах начинается широкомасштабное освоение Арктики и Мурманск становится базовым портом для отправки научных экспедиций и грузового сообщения с портами арктического побережья.
В годы Великой Отечественной войны мурманские портовики, проявляя героизм, под непрерывными бомбежками принимали и разгружали караваны судов с оружием и продовольствием из США и Англии, ремонтировали разрушенные причалы и поврежденную технику.

Содержание работы

1) Порт Мурманск……3
1.1 Характеристика основного порта…..3
1.2 Зоны тяготения…..5
1.3 Грузооборот……6
1.4 Положение в транспортных системах…..7
1.5 Условия навигации……7
1.6 Проблемы…..8
2) Порты конкуренты…….9
2.1 Порт Архангельск…….9
2.1.1 Характеристика порта…..9
2.1.2 Грузооборот…..10
2.1.3 Положение в транспортных системах…..11
2.1.4 Условия навигации….12
2.1.5 Проблемы…..12
2.2 Морской порт Санкт-Петербурга…..13
2.2.1 Характеристика порта…..13
2.2.2 Грузооборот…..14
2.2.3 Положение в транспортных системах……14
2.2.4 Условия навигации…..15
2.2.5 Проблемы……..15
2.3 Порт Нарвик……16
2.3.1 Характеристика порта……16
2.3.2 Грузооборот……..16
2.3.3 Положение в транспортных системах…..16
2.3.4 Условия навигации…..17
2.3.5 Проблемы…….17
3) Сравнительный анализ условий конкурентных позиций…..18
4) Выводы…..18
5)Список литературы…….19

Файлы: 1 файл

GEOGRAFIYa.docx

— 2.69 Мб (Скачать файл)

                                                            Содержание

 

1) Порт Мурманск……3

  1.1  Характеристика основного порта…..3

   1.2  Зоны тяготения…..5

    1.3 Грузооборот……6

    1.4 Положение в транспортных системах…..7

     1.5 Условия навигации……7

      1.6  Проблемы…..8

2) Порты конкуренты…….9

2.1 Порт Архангельск…….9

 2.1.1 Характеристика порта…..9

  2.1.2 Грузооборот…..10

   2.1.3 Положение в транспортных системах…..11

     2.1.4 Условия навигации….12

       2.1.5 Проблемы…..12

2.2 Морской порт Санкт-Петербурга…..13

  2.2.1 Характеристика порта…..13

    2.2.2 Грузооборот…..14

      2.2.3 Положение в транспортных системах……14

        2.2.4 Условия навигации…..15

          2.2.5 Проблемы……..15

2.3 Порт Нарвик……16

2.3.1 Характеристика порта……16

  2.3.2 Грузооборот……..16

    2.3.3 Положение в транспортных системах…..16

      2.3.4 Условия навигации…..17

        2.3.5 Проблемы…….17

3) Сравнительный анализ условий конкурентных позиций…..18

4) Выводы…..18   

5)Список литературы…….19

 

                                                                

                                               Введение

Мурманский морской торговый порт был основан в 1915 году. Сразу  же после своего основания незамерзающий  Мурманский порт приобрел для страны стратегическое значение и стал одним  из основных российских портов, обеспечивающих внешнеторговые операции. В 30-х годах  начинается широкомасштабное освоение Арктики и Мурманск становится базовым портом для отправки научных экспедиций и грузового сообщения с портами арктического побережья.

В годы Великой Отечественной  войны мурманские портовики, проявляя героизм, под непрерывными бомбежками принимали и разгружали караваны судов с оружием и продовольствием  из США и Англии, ремонтировали  разрушенные причалы и поврежденную технику.

После окончания войны  порт был возрожден заново. Благодаря  освоению природных богатств Кольского  полуострова через порт пошли  новые грузопотоки: железорудный и  апатитовый концентраты, продукция  Кандалакшского алюминиевого завода. К 1980 году Мурманский порт стал по грузообороту одним из пяти крупнейших портов страны.

Открытое акционерное  общество «Мурманский морской торговый порт» было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и  в настоящее время является крупнейшим предприятием города Мурманска, а по объему перерабатываемых грузов занимает четвертое место по России и является вторым по величине (после Санкт - Петербургского порта) портом северо-западной части России.

ОАО «Мурманский морской  торговый порт» располагает для  работы семнадцатью причалами общей  протяженностью около 3000 метров. Длина  и глубины у причалов позволяют  принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой до 15,5 метров, длиной более 265 метров и дедвейтом  до 150 000 тонн. С начала 1999 года порт успешно  обрабатывает суда типа "PANAMAX" грузоподъемностью  до 80 000 тонн с интенсивностью до 20 000 тонн в сутки.

Порт оснащен современной  высокопроизводительной техникой: портальные краны грузоподъемностью до 40 тонн, погрузочная машина для перевалки  апатитового концентрата производительностью  более 1000 тонн в час, автопогрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 45 тонн. Для  осуществления вспомогательных  операций имеются в распоряжении тягачи и  ролл-трейлеры до 60 тонн, бульдозеры, тракторы и другая техника.

                              

 

 

 

                                      Порт Мурманск                                     

                        Характеристика основного порта

Основные  виды деятельности:

  • погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах, в том числе выгрузка грузов из транспортных средств (судов, вагонов и автотранспорта), погрузка грузов на транспортные средства, крепление грузов;
  • обслуживание судов;
  • транспортно-экспедиторское обслуживание;
  • накопление и хранение грузов, складские операции с грузами;
  • предоставление услуг аренды, связи, энергоснабжения, водо- и теплоснабжения и т.п.

Основная  номенклатура грузов, перерабатываемых в ОАО “ММТП”:

  • цветные металлы и сплавы в пакетах (алюминий, медь, никель);
  • прокат черных металлов;
  • уголь навалом;
  • апатитовый концентрат навалом;
  • железорудный концентрат навалом;
  • марганцевая руда навалом;
  • глинозем навалом;
  • металлолом;
  • железорудные окатыши навалом;
  • продукция химической промышленности в мешках и биг-бегах;
  • строительные материалы;
  • продовольственные грузы;
  • технологическое оборудование в ящиках и без упаковки;
  • легковые автомобили и колесная техника;
  • различные грузы в контейнерах ИСО-20 и ИСО-40 (в том числе рефрижераторные), МПС и др.

Мурманский морской  торговый порт характеризуется следующими общими показателями:

· площадь территории - 104 га;

· количество причалов - 17;

· общая протяженность  причалов - 3000 метров;

· глубины у причалов - до 15 метров;

· общая длина  железнодорожных подъездных путей - 10,5 км;

· общий грузооборот (по итогам 2007 года) - 10 255 тыс. тонн.

По объему перевалки  сухих грузов Мурманский порт прочно удерживает второе место в Северо-Западном регионе после порта Санкт Петербург и четвертое место по России.

Мурманский морской  торговый порт - единственный порт на северо-западе России, имеющий возможность обрабатывать суда дедвейтом свыше 140 000 тонн.

Техническая и оперативная мощность

Максимальный достигнутый  грузооборот – 15,2 млн. тонн

Количество обрабатываемых судов в год – 500 – 600

Валовая интенсивность  обработки судов с навалочными  грузами  - 20 – 25 тыс. тонн/судо-сутки

Вагонооборот – 220 000 ед. в год

Интенсивность обработки  вагонов – более 750 ед. в сутки

Максимальный дедвейт  судов, обрабатываемых у причалов –  до 140 000 тонн

Максимальная масса  отдельных единиц генеральных грузов (перегрузка кранами в спаренном  режиме) – до 80 тонн

Максимальная масса  отдельных единиц генеральных грузов (перегрузка с использованием погрузчиков) – до 45 тонн.

Транспортировка грузов с использованием тягачей – до 60 тонн.                                            

                                                             

  

Рис.1 Схема порта Мурманск    http://www.portmurmansk.ru/                                                                                                                           

                                            Зоны тяготения                                                                                                    

                                                   Уголь

Особое место  занимает перевалка угля. Мурманский морской торговый порт является крупнейшим и практически единственным крупным  перевалочным пунктом угля в Северном морском бассейне. Через Мурманский порт сейчас экспортируется больше угля чем через порты Санкт-Петербург, Кандалакша, Выборг и Высоцк вместе взятые.

Основное  направление экспорта - это страны Западной Европы, в частности - Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и другие.

    Рис.2 Зоны тяготения угля    http://transtec.transtec-neva.ru 

                                                

                                                

 

 

 

                                               Минеральные удобрения

   Рис. 3 Зоны тяготения угля http://transtec.transtec-neva.ru

                                               Грузооборот порта

Грузооборот Мурманского морского торгового  порта в 2012 году увеличился на 8,6% по сравнению с 2011-м — до 15,69 млн. т.

Основные виды грузов, переработанных в2012 году

Уголь (экспорт) — 11,633 млн. т., 
апатитовый концентрат (экспорт) — 985,9 тыс. т., 
железорудный концентрат (экспорт) — 1,628 млн. т., 
цветные металлы (экспорт) — 326,6 тыс. т., 
цветные металлы (каботаж) — 262,3 тыс. т., 
марганцевая руда (импорт) — 176,3 тыс. т.

Из  общего объема грузооборота наибольший прирост был достигнут за счет увеличения объемов угля на 813,6 тыс. т. и железорудного концентрата на 448,2 тыс. т.

За 2012 год обработано 511 судов (на 21 судно  больше чем в 2011-м), в том числе: 173 судна с углем, 25 судов с железорудным концентратом, 58 судов с апатитовым концентратом, 255 судов с генеральными грузами, контейнерами и прочими. Обработано 223,157 тыс. вагонов (больше чем в 2011 году на 22,235 тысячи единиц или на 11,5%).

                      

                                  

                           Положение в транспортных системах

Несмотря на свое северное положение, Мурманский порт отличает близость к европейскому и американскому  рынкам. Кроме того, он может быть эффективно задействован в рамках сразу  нескольких направлений мировой  торговли: Европа - Восточная Азия, Европа - Южная Азия, Северная Америка – Азия, с использованием транспортных коридоров Северный морской путь, Транссиб, Север-Юг. Здесь стоит отметить огромное значение Мурманска с точки зрения использования существенного транзитного потенциала России, например, для транспортировки контейнеров по направлению Восточное побережье США – Китай, а также с точки зрения освоения новых транспортных коридоров, например, в Канаду через Арктику.

В перспективе порт Мурманск будет позиционироваться, как международный глубоководный   хаб-центр, который гармонично впишется в структуру мировой транспортно-логистической системы.

     Рис. 4 МТУ в перспективе http://www.foconsult.ru                                       

                                          Условия навигации

Благодаря теплому течению  Гольфстрим климатические условия  в этой части Кольского полуострова  относительно мягкие - залив не замерзает  даже в суровые зимы, что дает возможность осуществлять круглогодичную навигацию без ледовой проводки. Ширина Кольского залива и глубины  фарватера позволяют заходить и  становиться на якорную стоянку  практически любым судам - без  ограничений по длине или осадке. Порт является незамерзающим, глубоководным, защищенным от штормов, круглогодичным портом - в отличие от многих мировых  портов, потенциальных конкурентов  МТУ.

Акватория:

1) Максимальная глубина у причалов – 19 м;

2) Глубины на рейде – до 60 м.

3) Круглогодичная навигация без ледовой проводки

                                                    

                                              Проблемы

1)Резкий рост грузопотока, особенно навалочных грузов, вызвал значительное повышение нагрузки на перегрузочную технику, особенно на портальные краны.

2) Недостаточно развитая  железнодорожная инфраструктура.

3) Сложной проблемой остается  вопрос брошенных и затонувших  судов, большое количество которых  угрожает безопасному мореплаванию  на акватории порта.

4) Обустройство пункта пропуска в порту Мурманск.

                  

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                          Порты конкуренты

                                            Порт Архангельск

                                      Характеристика  порта

 

Исторически Архангельск  создавался как город - порт России на Белом море. И сегодня это  его предназначение остаётся одним  из основных.

ОАО "Архангельский морской  торговый порт" развивается сегодня  как многопрофильный торговый порт для перегрузки генеральных грузов, целлюлозы, картона, контейнеров, лесоматериалов, металла, удобрений, тяжеловесного  оборудования, насыпных и навалочных грузов. Мощности порта на сегодня  позволяют перерабатывать 4,5 млн тонн грузов в год. В своём составе ОАО "Архангельский морской торгового порт" имеет: три грузовых района, контейнерный терминал, судоходная компания "Портофлот", морской вокзал, другие вспомогательные производства.

Общая протяжённость причального  фронта ОАО "Архангельский морской  торговый порт" - 3,3 км. Возможности  причалов порта позволяют принимать  и ставить под грузовые операции суда с осадкой 9,2 м и длиной 175-200 м.

Складские помещения предназначены  для хранения широкой номенклатуры грузов. Общая полезная площадь для  складирования грузов составляет 292 000 кв. м, в том числе закрытые склады - 40 000 кв. м, открытые бетонированные площадки - 250 000 кв. м. Таможенные склады 2000 кв. м.

Единственный на Севере контейнерный терминал включает в себя открытую площадку 98000 кв.м, где могут храниться 5762 TEUs единовременно, в том числе до 200 рефрижераторных контейнеров и до 2200 с опасными грузами. Пропускная способность контейнерного терминала 75 000 TEUs в год. 
Архангельск - порт круглогодичной навигации.

Архангельский порт - ворота в Арктику. Именно отсюда был проложен Северный морской путь. Дальнейшее развитие судоходства по Северному  морскому пути, должно учитывать возможности  Архангельского порта, который может  стать базовым на этой коммуникации, так как имеет наиболее короткий выход на сеть железных дорог, используемых для перевозок по транссибирской магистрали и по транспортному коридору "Север - Юг".

Всё более пристальное  внимание обращается специалистами  морского транспорта разных стран, экспедиторскими  компаниями, грузоотправителями на возможность  транспортировки грузов по Северному  морскому пути из Европы на рынки Юго -Восточной Азии.

Архангельский порт связан постоянно действующими линиями  с портами Западной Европы. Линейные контейнеровозы Северного морского пароходства связывают Архангельск  регулярным судоходством с портами  Италии и Северной Европы. Регулярность подходов каждые 10 -14 дней.

 

Информация о работе Конкурентные позиции: перехват грузов порт Мурманск