Конкурентные позиции: перехват грузов порт Мурманск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Мурманский морской торговый порт был основан в 1915 году. Сразу же после своего основания незамерзающий Мурманский порт приобрел для страны стратегическое значение и стал одним из основных российских портов, обеспечивающих внешнеторговые операции. В 30-х годах начинается широкомасштабное освоение Арктики и Мурманск становится базовым портом для отправки научных экспедиций и грузового сообщения с портами арктического побережья.
В годы Великой Отечественной войны мурманские портовики, проявляя героизм, под непрерывными бомбежками принимали и разгружали караваны судов с оружием и продовольствием из США и Англии, ремонтировали разрушенные причалы и поврежденную технику.

Содержание работы

1) Порт Мурманск……3
1.1 Характеристика основного порта…..3
1.2 Зоны тяготения…..5
1.3 Грузооборот……6
1.4 Положение в транспортных системах…..7
1.5 Условия навигации……7
1.6 Проблемы…..8
2) Порты конкуренты…….9
2.1 Порт Архангельск…….9
2.1.1 Характеристика порта…..9
2.1.2 Грузооборот…..10
2.1.3 Положение в транспортных системах…..11
2.1.4 Условия навигации….12
2.1.5 Проблемы…..12
2.2 Морской порт Санкт-Петербурга…..13
2.2.1 Характеристика порта…..13
2.2.2 Грузооборот…..14
2.2.3 Положение в транспортных системах……14
2.2.4 Условия навигации…..15
2.2.5 Проблемы……..15
2.3 Порт Нарвик……16
2.3.1 Характеристика порта……16
2.3.2 Грузооборот……..16
2.3.3 Положение в транспортных системах…..16
2.3.4 Условия навигации…..17
2.3.5 Проблемы…….17
3) Сравнительный анализ условий конкурентных позиций…..18
4) Выводы…..18
5)Список литературы…….19

Файлы: 1 файл

GEOGRAFIYa.docx

— 2.69 Мб (Скачать файл)

 

Рис.5 Схема расположения причалов порта Архангельск http://www.belomortrans.ru                                     

                                              

                                              Грузооборот

Рис. 6 Динамика грузооборота ОАО «Архангельский морской торговый порт»  http://www.ascp.ru

 

Рис. 7 Структура грузооборота ОАО «Архангельский морской торговый порт» за 2011г http://www.ascp.ru

                       Грузопереработка за  2012 г.

Номенклатура груза

2011  отчет

2012   отчет

Отклонение

от 2011 г.

+/-

%

ОАО АМТП

1 736,2

1 615,0

-121,2

93,0

Экспорт

451,9

624,2

172,3

138,1

Импорт

493,2

121,5

-371,7

24,6

Каботаж

704,0

792,5

88,5

112,6

Не связанные

87,1

76,8

-10,3

88,2


Таблица 1                                                                         

                   Положение в транспортных системах

Именно  отсюда был проложен Северный морской  путь, который является наиболее коротким для транспортировки грузов, в  сравнении с традиционными путями из Европы на рынки Юго-Восточной  Азии. Сегодня основные грузопотоки по импорту идут из Европы в Архангельскую область, Центральную Россию и Казахстан. Наибольшее количество экспортных грузов перерабатываемых в порту направляется из Архангельской области, Урала, Коми, Сибири в Германию, Нидерланды, Северную Америку, Канаду. Возобновилась отправка грузов на Харасавэй, увеличен объем завоза грузов в пункты Белого и Баренцева морей. Архангельский морской торговый порт, как и С-Петербург, имеет предпосылки для включения его в международный транспортный коридор Север-Юг. Транзитное время перевозки на Урал, Сибирь и Дальний Восток идентично порту С-Петербург. Если взглянуть на карту не трудно заметить, что самый короткий путь из Арктики до Москвы лежит через Архангельск, поскольку продолжением морской арктической магистрали на берегу является Северная железная дорога, по которой от первого порта России до ее столицы можно добраться за 19 часов. Архангельский порт уже имеет опыт работы с транзитными грузами из Скандинавии через Транссиб до стран Дальнего Востока, Средней Азии. В связи с вышеизложенным, ключевыми факторами перспективного развития, определяющими место ОАО «АМТП» в общей транспортной схеме Северо-запада остается сохранение и постепенное наращивание традиционно сложившихся грузопотоков, развитие транзитных грузопотоков в контейнерах и закрепление позиций базового порта при перевалке грузов арктических направлений.

                                    Условия навигации 

Период навигации: кругло годичный. Для руководства проводкой судов во льдах и всеми другими видами работ ледоколов создан штаб ледокольных операций. Портовые власти обеспечивают безопасность морского судоходства и охрану окружающей среды в ледовых условиях от северной кромки льда в Белом море до портов Архангельск и Северодвинск и на акватории порта Архангельск;

1)Глубины у  причалов 10.5 метров

2)Ледовая проводка 160 дней

                                                Проблемы

1) Высокие портовые сборы.

2) Неразвитая инфраструктура.

3) Низкий грузооборот.

4) Ледовые проводки.

5) Замерзание

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

                            Морской порт Санкт-Петербург

                                           Характеристика порта

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» является универсальным оператором на территории Большого порта Санкт-Петербург, оказывающим услуги по перевалке  всех видов сухих грузов. 
В перегрузочных работах задействованы 57 портальных кранов грузоподъемностью до 40 тонн, плавучий кран «Богатырь» грузоподъемностью 300 тонн, 2 самоходных крана Liebherr грузоподъемностью более 140 тонн, автомобильный кран грузоподъемностью 55 тонн, 222 ед. различных машин внутрипортовой механизации. Общая площадь земельных участков составляет 155Га, площадь складских территорий – 458 тыс. кв. м, в том числе открытые – 412 тыс. кв. м. Склады находятся на территории постоянной зоны таможенного контроля (ПЗТК). Компания располагает 34 причалами общей протяженностью 5,8 км. К обработке принимаются суда осадкой до 11 м.  
Терминалы компании обслуживает железнодорожная станция «Новый порт» ОЖД (код станции – 03580). Железнодорожные перевозки на четвертом грузовом районе осуществляются со станции «Автово» ОЖД (03560). 
В управлении у компании находятся ро-ро терминал на территории второго грузового района Большого порта Санкт-Петербург и специализированный автомобильный терминал на третьем грузовом районе. 
Грузооборот ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в 2012 году составил 8,7 млн тонн.

 Рис. 8 Схема морского порта Санкт-Петербург http://www.seaport.spb.ru/                                      

                                   

 

                                    Грузооборот

Рис. 9 Динамика грузооборота ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» 2009-2012гг., тыс. тонн http://www.seaport.spb.ru/                                      

 

   Рис. 10 Структура грузооборота ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в 2012г. http://www.seaport.spb.ru/                                                                  

                                  Положение в транспортных системах

Благодаря географическому  положению на побережье Балтийского  моря через Петербург осуществляется около 20 % перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов. Всего в транспортно-логистическую систему России с Северо-Запада, включая порты Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии сегодня поступает около 54% всех импортных и транзитных грузопотоков. Расположен на МТК Север – Юг.

                                          

                                                

                                              Условия навигации

Порт соединен с морем  Морским каналом протяженностью 27 морских миль. Навигация продолжается круглый год, в период зимней навигации  суда должны иметь необходимый ледовый  класс для безопасного плавания в ледовых условиях. В период зимней навигации проводку судов во льдах осуществляют ледоколы, находящиеся в оперативном подчинении Морской администрации порта Санкт-Петербург. При необходимости к проводке привлекаются мощные буксиры ЗАО "Портовый флот", основная задача которых осуществление рейдово-маневровых и швартовых операций на акватории порта. Максимальная глубина у причалов 11 меторов.

                                                        
                                              Проблемы

1)Экологическая

2) Единственный крупный  порт на Балтийском море. Поэтому  петербургский порт перегружен  и не справляется с возложенными  на него задачами

3) Ограниченные возможности  территориального развития порта  в центральной части города  из-за плотной застройки и занятости  береговой линии  промышленными предприятиями

4) Исчерпание пропускной  способности автодорожных подходов  и  несоответствие железнодорожной инфраструктуры  потребностям в увеличении объемов и скорости  обработки портовых грузов

5) Ограничение системы  судоходных каналов по пропускной  способности и глубине.

6) Необходима ледовая проводка

7) Замерзание

                      

                       

 

 

 

 

 

 

                             Зарубежные порты конкуренты

                                              Нарвик

                                             Характеристика порта

Вход в порт, наиболее удобный для крупнейших судов, расположен между Фламнесом на севере и Анкенесом на юге. Вход имеет ширину 0,5 мили, глубина - 30 м. Хорошая гавань и якорное место. Глубина в гавани от 25 до 30 м. Порт доступен круглый год для судов любого размера. Рудный пирс имеет 4 причала с гарантированными глубинами от 7,9 до 11,9 м  в малую воду; мягкий грунт. В Фагернесе имеется электрический кран для выгрузки угля и кокса производи-тельностью 100 тчас. Ремонт. Имеются ремонтные мастерские и слип для малых судов. Обеспечивается ремонт судов и двигателей.

Рис. 11 Схема порта Нарвик http://www.planetware.com

                                                Грузооброт

Порт работает круглогодично (грузооборот св. 20  
млн. т). Вывоз жел. руды (из Швеции), целлюлозы, древесины (из Финляндии).  
Рыболовство, судоремонт.                                

                               Положение в транспортных системах

Нарвик не имеет железнодорожного сообщения с другими частями Норвегии, но имеет сообщение с Швецией. По железнодорожной линии соединяющей его с шведским городом Кируна ежедневно транспортируются сотни тонн железной руды для последующей отгрузки её через морской порт в Нарвике. Так же курсируют ежедневные пассажирские поезда. Эта железнодорожная ветка считается самой напряженной трассой в скандинавских странах. Порт Нарвик планировался как альтернатива транс тихоокеанскому маршруту                               

                                                       Условия навигации

1)Порт круглогодичный (не замерзающий) из за теплого течения - Гольфстрим. 2)Глубина в гавани от 25 до 30 м.

                                                   Проблемы

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ условий конкурентных позиций порта

Порт

Гарантированные глубины

Период навигации

Транспортная связь

Расстояние до порта

Экологические проблемы

Свободный от ледостава

с ледокольной проводкой

Мурманск

19

360

0

Внутренняя РФ

Ж.Д

Северный морской путь

-

Биологическая

(Редкие виды рыб)

Архангельск

10.5

200

160

Внутренняя РФ

Ж.Д

Северный морской путь

1782

Биологическая

(Редкие виды рыб)

Санкт-Петербург

11

210

150

 

Внутренняя РФ

Ж.Д, автомобильная

МТК Север –Юг; Запад-Восток

1332

Крупный город

Биологическая

Нарвик

25

360

0

Через Швецию Финляндию

Ж.Д.

1034

Биологические

(Редкие виды рыб)




 

                                                                                                                         Таблица 2

                                        Выводы 
1. Одними из основных портов-конкурентов Мурманского морского порта являются: порт Санкт-Петербург, порт Архангельск, порт Нарвик. Все эти порты имеют возможность перехватывать грузы идущие в порт Мурманск. 
2. Порт Санкт-Петербург является серьезным конкурентом Мурманску, потому что у Санкт-Петербурга более выгодное географическое положение, но при этом у него существует значительный минус: ограничения на пребывание контейнеров на территории порта, что неудобно и даже дорого для перевозчиков, так же порту необходима ледокольная проводка 
3. Порт Мурманск также имеет экономически более выгодное расположение, чем Архангельск. Значительно ниже цены на грузоперевозки. Архангельску нужна ледокольная проводка. 
4. Норвежский порт Нарвик выигрывает у Мурманска более близким взаимным расположением со многими странами Европы.

5. Мурманский порт является базовым портом для развития судоходства по трассе Северного морского пути, значение которого в последние годы возрастает.

6. В перспективе порт Мурманск будет позиционироваться, как международный глубоководный   хаб-центр, который гармонично впишется в структуру мировой транспортно-логистической системы.

                                      

                                         Список литературы

 
1.Порты мира,2001 г. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ 
2.В.Е.Мельченко География связей и транспорта, Москва, 2012 г 
3. http://www.ascp.ru официальный сайт порта Архангельск 
4.http://www.portmurmansk.ru официальный сайт порта Мурманска 
5. http://www.morinfocenter.ru единая государственная система информации об обстановке в мировом океане 
6.http://www.loglink.ru 
7.http://portsinfo.ru сайт посвященный речным и морским портам

8. http://www.transport.ru отраслевой портал

9. http://www.seaport.spb.ru официальный сайт порта Санкт-Петербурга

10. Морские порты России. Федеральный справочник. Пятое издание, - М.: Издательство "Морские вести России", 2012 г.

 

 

 


Информация о работе Конкурентные позиции: перехват грузов порт Мурманск