Конкурентные позиции: перехват грузов у конкурентов порта Астрахань

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа сделана по порту Астрахань, который расположен в устье реки Волга и является одним из российских портов на Каспийском море. В зимний период река и прилегающие морские акватории замерзают, проводка судов осуществляется с помощью ледоколов.
В данной курсовой работе я охарактеризую порт Астрахань, рассмотрю проблемные ситуации и перспективы развития, проанализирую основных конкурентов и возможность перехвата грузов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Характеристика порта Астрахань……………………………………4-6
1.1 Зоны тяготения………………………………………………………7
1.2 Грузопотоки порта…………………………………………………..8
1.3 Положение в транспортных системах……………………………..9
1.4 Условия навигации…………………………………………………10
1.5 Узкие места, проблемы…………………………………………….11
2.Выбор портов конкурентов……………………………………………12
3.Характеристика портов-конкурентов по географическим факторам конкурентоспособности и транспортировки грузов
3.1 Порт Махачкала………………………………………………….13
3.1.1 Грузопотоки порта……………………………………………...14
3.1.2 Положение в транспортных системах………………………...14
3.1.3 Условия навигации……………………………………………..15
3.2 Порт Волгоград…………………………………………………..16
3.3 Порт Актау ……………………………………………………….17
3.4 Порт Баку………………………………………………………….18
4.Сравнительный анализ условий конкурентных позиций портов…...19
5. Возможности перехвата грузов……………………………………….20
Выводы……………………………………………………………………21
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсоваяСмирнова.docx

— 682.18 Кб (Скачать файл)

 

 

Московская государственная  академия водного транспорта

Факультет Экономики  и Управления

 

Кафедра Экономики  водного транспорта

 

 

 

Курсовая работа

Конкурентные  позиции: перехват грузов у конкурентов  порта Астрахань.

 

 

 

 

Студентка группы КЭ-21:

Н.В.Смирнова

 

Руководитель:

Доцент, кандидат географических наук,

В.Е.Мельченко

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

1.Характеристика порта  Астрахань……………………………………4-6

   1.1 Зоны тяготения………………………………………………………7

   1.2 Грузопотоки порта…………………………………………………..8

   1.3 Положение в транспортных системах……………………………..9

   1.4 Условия навигации…………………………………………………10

   1.5 Узкие места, проблемы…………………………………………….11

2.Выбор портов конкурентов……………………………………………12

3.Характеристика портов-конкурентов  по географическим факторам конкурентоспособности  и транспортировки грузов

3.1 Порт  Махачкала………………………………………………….13

     3.1.1 Грузопотоки порта……………………………………………...14

     3.1.2 Положение в транспортных  системах………………………...14

     3.1.3 Условия навигации……………………………………………..15

     3.2 Порт  Волгоград…………………………………………………..16

     3.3 Порт  Актау ……………………………………………………….17

     3.4 Порт Баку………………………………………………………….18

4.Сравнительный анализ условий конкурентных позиций портов…...19

5. Возможности перехвата грузов……………………………………….20

Выводы……………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………22

 

 

 

 

 

Введение.

 

  Данная курсовая работа сделана по порту Астрахань, который расположен в устье реки Волга и является одним из российских портов на Каспийском море. В зимний период река и прилегающие морские акватории замерзают, проводка судов осуществляется с помощью ледоколов.

  В данной курсовой работе я  охарактеризую  порт Астрахань, рассмотрю проблемные ситуации и перспективы развития, проанализирую основных конкурентов и возможность перехвата грузов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика порта Астрахань.

Из истории:

  В апреле 1960 года Морской торговый порт и Астраханский речной порт были объединены и получили общее название Астраханский порт ВОРПа. 17 апреля 1962 года на основании Приказа Министра речного флота состоялось объединение Астраханского речного порта и Астраханского районного управления в Астраханский порт.

  В 1993 г. Астраханский порт преобразован в акционерное общество открытого типа.

  ОАО "Астраханский порт" в силу своего географического положения исторически является важнейшим перевалочным пунктом по маршруту знаменитого путешественника Афанасия Никитина из Твери через Персию в Индию (маршрут "Север-Юг") и дороги "Из варяг в греки" (Европейский коридор №9).

Расположение:

   ОАО «Астраханский порт» расположен в устье реки Волга и является одним из российских портов на Каспийском море. В зимний период река и прилегающие морские акватории замерзают, проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. С Каспийского моря к Астрахани ведет Волго-Каспийский канал длиной 101,5 мили (188 км), глубиной 5 м, шириной на уровне навигационной глубины 100-120 м. По каналу разрешается двухстороннее движение судов длиной до 126 м, шириной 16 м и осадкой 4,2 м.

Основной вид деятельности:

  Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - транспортная обработка грузов - транспортная обработка прочих грузов. Отрасль: морской транспорт.

 

Основными транзитными  грузами между странами Западной Европы и странами бассейна Индийского океана являются: 
 
- среди импортируемых:

  • грузы в контейнерах,
  • продукты питания;

- среди экспортируемых:

  • металл и изделия из него;
  • лес, бумага;
  • минеральные удобрения.

 

Основные виды услуг:

  • Переработка любых грузов: генеральные, контейнеры, минерально-строительные, тарно-штучные, зерновые, рыбная продукция.
  • Обработка иностранных судов.
  • Таможенное обслуживание.
  • Складское обслуживание.
  • Комплексное обслуживание.
  • Ремонт флота.
  • Перевалка грузов непосредственно на причал Порта с железной дороги и обратно.

 

Природа и климат Астрахани:

  Рельеф плоско-равнинный, с отдельными небольшими буграми относительной высотой 5-15 м. Большая часть города лежит ниже уровня мирового океана на высотах около −20 м (урез воды Волги находится на отметке −26 м, в период половодья повышается до −23 м). Растительная зона: полынная (северная) пустыня, пойменные луга и тугайные леса. Почвы: бурые пустынные, аллювиально-луговые. Богатая природа волжской дельты привлекает в астраханский регион любителей охоты и рыбалки со всей России.

  Климат умеренно-континентальный, засушливый, и относится к категории полупустынного. Годовая норма осадков — 233 мм. По количеству осадков Астрахань является самым засушливым крупным городом, находящимся в Европе. Зимой редкие осадки выпадают в виде дождя или снега, который, как правило, быстро тает. Характерны восточные ветры, определяющие сухость и запылённость воздуха летом и сравнительно невысокие температуры зимой, способствующие при этом существенному понижению температуры по показателю жесткости погоды в зимний период. Весна обычно в Астрахани начинается с сильных ветров, которые быстро иссушают и без того небогатую на влагу почву, поэтому в марте и начале апреля в воздухе ощущается повышенная запылённость. Однако с началом цветения садов, а первыми в Астрахани цветут абрикосы (которых очень много в частном секторе города), ветра начинают затихать. Не всегда, но всё-таки нередко идут хорошие дожди. Например, в апреле и мае 2011 года выпало примерно 80 мм осадков. Лето очень жаркое и сухое всегда. Осень длительная, теплая. Осадков, как правило, очень мало. Первые заморозки обычно наступают после 7 ноября. В это время, а также в декабре нередко опускаются туманы, которые порой не рассеиваются даже в середине дня. В январе обычно приходят морозы. Если ветра дуют с Казахстана, то в январе и феврале температура по ночам может опуститься до −20, а иногда и ниже. Но при господстве средиземноморских воздушных масс температура поднимается до положительных значений. Волга у города в январе, феврале обычно замерзает месяца на 1,5-2.

  • Среднегодовая температура — +10,5 °C
  • Среднегодовая влажность воздуха — 70 %.
  • Среднегодовая скорость ветра — 2,8 м/c.

 

  Астрахань отнесена к тому же часовому поясу, что и Москва, хотя местное реальное время опережает московское на 42 мин.

 

 

    1. Зоны тяготения.

 

Порт Астрахань, в рамках коридора "Север-Юг", находится в зоне тяготения Каспия. Так же как и развивающийся морской порт Оля и порт Махачкала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Грузопотоки порта.

  Морской транспорт в Астраханской области представлен морскими портами Астрахань и Оля. Суммарная перегрузочная мощность портов Астрахани и Оля – около 10 млн. тонн грузов в год. В настоящее время перевозки по коридору осуществляются, в основном, по транскаспийскому морскому варианту с использованием железнодорожно-водной схемы транспортировки с перевалкой грузов в портах Астраханской области. В структуре перевозок на внутреннем водном транспорте внешнеторговые и транзитные грузы составляют более 65%, а на морском транспорте почти 100%. 
  Морской порт Астрахань традиционно обслуживает внешнеторговые грузопотоки Российской Федерации, расположен в пределах городской черты, открыт для международного судоходства и включает в себя 16 портовых терминалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Положение в транспортных системах.

 

  Территория Астраханского  порта в силу своего географического  положения является стратегически  важным транспортным узлом, занимает  ключевую позицию на самых  коротких, экономически выгодных  евро-азиатских транспортных маршрутах.  Большое значение администрация  области придает развитию международного  транспортного коридора "Север  - Юг", проходящего через регион. По этому коридору должна обеспечиваться  доставка грузов сначала из  стран Персидского залива, Индии,  Пакистана в иранские порты  на Каспии, а затем паромами  на железнодорожные станции России, либо судами "река-море" по нашим  внутренним водным путям в  страны Восточной, Центральной  Европы и Скандинавии.

  Благодаря Волге и  Каспийскому морю Астраханский  транспортный узел представляет  собой кратчайший и удобный  путь, связывающий Европу с государствами  Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами бассейна Индийского  океана. Открытие нового транспортного  коридора Бомбей - Бендер-Аббас - Энзели - Астрахань является выгодной альтернативой существующему ныне маршруту в плане сокращения времени и стоимости транспортировки грузов. Развитие водного коридора Волга - Дон - Дунай позволит увеличить грузопоток из стран Каспийского бассейна, Среднего Востока, Персидского залива, Юго-Западной Азии в Россию, СНГ и Европу. По оценкам экспертов, он составит порядка 20 млн тонн.

  В целом  транспортную сеть области составляют 574 километра железнодорожных путей, 2855 километров автомобильных дорог, 1120 километров внутренних судоходных путей. На водных просторах в навигацию работают около 1000 судов, в том числе на Каспии - более 250.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Условия навигации.

  Морской порт открыт для навигации круглый год, осуществляет работу круглосуточно, имеет грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации

Морской Астраханский порт принимает суда длиной до 150 метров и шириной до 20 метров, с максимальной осадкой 4,5 метра. 
  Для разрешения захода в морской порт и выхода из морского порта судов и иных плавучих объектов с габаритами, превышающими установленные, капитану морского порта предъявляются выданные российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов: 
-планперехода; 
-перечень мероприятий по безопасному переходу судна, плавучего объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Узкие места, проблемы.

На Северном Каспии и Нижней Волге узкими местами коридора "Север-Юг" являются:

  • метеорологические условия (порты Оля и Астрахань замерзающие);
  • отсутствие нормальных подъездных железнодорожных путей и необходимой инфраструктуры порта Оля;
  • недостаток инвестиций для улучшения пропускных возможностей Волго-Донского канала (который имеет важнейшее значение для вывода южно— и среднеазиатских грузов в черноморский бассейн);
  • высокий уровень волюнтаристского влияния местных региональных чиновников на условия прохождения грузоперевозчиками инфраструктуры речных магистралей;
  • слабое оснащение водных путей Северного Каспия необходимыми маячной и бакенной службой, разметкой и безопасностью путей (вплоть до того, что зафиксированы случаи речного пиратства);
  • недостаток средств для ремонта и восстановления гидросооружений, берегоукреплений; — тревожная экологическая ситуация (добыча нефти на Северном Каспии и другие экологические угрозы при подъеме уровня Каспия всерьез угрожают хрупкой биологической системе дельт рек Волга и Урал);
  • отсутствие флота малых танкеров для вывоза одного из самых выгодных грузов — нефти — в Азовское море через Волго-Донской канал (в настоящее время флотом малых танкеров владеет Азербайджан, но при этом сто процентов азербайджанских малых танкеров устаревшей конструкции и с ограниченным запасом пользования);
  • и, наконец, отсутствие в регионе понятного всем участникам транспортного процесса крупного логистического центра МТК "Север-Юг".

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Выбор портов  конкурентов.

 

Конкурентами порта Астрахани  я выбрала такие порты, как  Махачкала, Волгоград ,  казахстанский порт Актау и Азербайджанский порт Баку.

 

 

 

Расположение портов на карте:

 

 

3.Характеристика  портов-конкурентов по географическим  факторам конкурентоспособности  и транспортировки грузов.

3.1 Порт Махачкала

Информация о работе Конкурентные позиции: перехват грузов у конкурентов порта Астрахань