Конкурентные позиции: перехват грузов у конкурентов порта Астрахань

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа сделана по порту Астрахань, который расположен в устье реки Волга и является одним из российских портов на Каспийском море. В зимний период река и прилегающие морские акватории замерзают, проводка судов осуществляется с помощью ледоколов.
В данной курсовой работе я охарактеризую порт Астрахань, рассмотрю проблемные ситуации и перспективы развития, проанализирую основных конкурентов и возможность перехвата грузов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Характеристика порта Астрахань……………………………………4-6
1.1 Зоны тяготения………………………………………………………7
1.2 Грузопотоки порта…………………………………………………..8
1.3 Положение в транспортных системах……………………………..9
1.4 Условия навигации…………………………………………………10
1.5 Узкие места, проблемы…………………………………………….11
2.Выбор портов конкурентов……………………………………………12
3.Характеристика портов-конкурентов по географическим факторам конкурентоспособности и транспортировки грузов
3.1 Порт Махачкала………………………………………………….13
3.1.1 Грузопотоки порта……………………………………………...14
3.1.2 Положение в транспортных системах………………………...14
3.1.3 Условия навигации……………………………………………..15
3.2 Порт Волгоград…………………………………………………..16
3.3 Порт Актау ……………………………………………………….17
3.4 Порт Баку………………………………………………………….18
4.Сравнительный анализ условий конкурентных позиций портов…...19
5. Возможности перехвата грузов……………………………………….20
Выводы……………………………………………………………………21
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсоваяСмирнова.docx

— 682.18 Кб (Скачать файл)

Порт Махачкала – каспийский порт Российской Федерации, расположенный на северо-западном побережье Каспийского моря в республике Дагестан. Режим работы порта круглосуточный, круглогодичный, в отличие от других российских портов, поэтому потенциал его огромен.Порт перерабатывает нефтепродукты, минерально-строительные (щебень, гравий), генеральные и лесные грузы.

Махачкалинский морской  торговый порт» осуществляет в установленном  следующие виды деятельности:  
- погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; 
- перевозки грузов морским транспортом; 
транспортно-экспедиционное обслуживание грузов; 
- складские операции в морских портах; 
- перегрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте; 
- перевозки внутренним водным транспортом грузов; 
- перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; 
- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте; 
 

3.1.1 Грузопотоки порта

  Через порт Махачкала проходят грузопотоки из России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, а также транзитные грузы на Иран, Турцию, Среднюю Азию и обратно.

  Порт обслуживает железнодорожная станция Махачкала Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги.

  Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, имеют резерв пропускной способности до 10 млн. тонн грузов в год. В непосредственной близости к порту расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза емкостью 540 тыс. кубических метров единовременного хранения, которая соединена с магистральным нефтетрубопроводом Баку – Новороссийск пропускной способностью – 5 млн. тонн нефти в год.

 

3.1.2 Положение в транспортных системах

  Являясь важнейшей  составляющей производственной  сферы, ведущим звеном транспортной  инфраструктуры Южного федерального  округа, дорожно-транспортный комплекс  Дагестана связывает Север и  Юг, Запад и Восток. Махачкалинский  морской торговый порт считается  единственным незамерзающим портом  на Каспии и находится в  выгодном географическом положении  в зоне международных транспортных  направлений. Кроме того, республика  располагает международным аэропортом, развитой сетью автомобильных  дорог. Следовательно, здесь проходят  важнейшие железнодорожные и  автомобильные, воздушные, морские  и трубопроводные магистрали  федерального значения.

  Занимая ключевое  геостратегическое положение, Дагестан  имеет прямой выход к морю. По суше и по морю он граничит  со странами ближнего и дальнего  зарубежья -Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном.

3.1.3 Условия навигации

  Судоходство в морском порту осуществляется в сложных гидрометеорологических условиях, характеризующихся периодическими резонансными горизонтальными колебаниями масс воды , штормовыми ветрами юго-восточных направлений со скоростью более 14 метров в секунду и с высотой волн более 2 метров.

Морской порт принимает суда длиной до 150 метров, с осадками: 

до  4,5 метров - в Сухогрузной гавани;

до  6,5 метров - в Нефтяной гавани.

  Для разрешения захода в Нефтяную гавань и Сухогрузную гавань судов с габаритами, превышающими установленные настоящим пунктом, капитану морского порта предъявляется выданный российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов перечень мероприятий по безопасному заходу судна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Порт Волгоград    

Волгоградский речной порт на сегодняшний день является одним  из крупнейших речных портов России, расположенных  на реке Волге; связан с Приволжской  железной дорогой и автомагистралью.

  Удобное географическое положение порта позволяет по водным артериям рек Волги, Дона и Камы осуществлять доставку грузов во все регионы России, а также в страны Ближнего и Дальнего зарубежья.

  Волгоградская область  имеет выгодное географическое  положение, являясь главными воротами  на юг России с выходом на  Иран, Ирак, Кавказ и Казахстан.  Через территорию области проходят  важные железнодорожные, автомобильные,  водные и воздушные трассы. Общая  протяжённость железнодорожных  путей составляет 1,6 тыс. км, внутренних  судоходных путей — 1,5 тыс.  км, автомобильных дорог — более  14 тыс. км (83 % дорог общего пользования  имеют твёрдое покрытие). Низовья  Волги и Дона, связанные Волго-Донским  судоходным каналом, создают благоприятные  условия для транспортировки  различных грузов через область  из портов государств Европы  в зоны судоходства Африки, Ближнего  и Среднего Востока.

  Волгоград является крупнейшим транспортным узлом на Юге России. Здесь сходятся водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный пути. Волгоградский речной порт осуществляет перевалку и хранение таких грузов как: металлопродукция (квадрат, круг, штрипс и т.д.), различные трубы, алюминий, глинозем, металлолом, сера техническая и т.д. Помимо этого, порт перевозит пассажиров, обслуживает суда, выполняет своим флотом грузовые перевозки, добывает речной песок.

 

 

     3.3 Порт  Актау

  Порт Актау расположен на восточном побережье Каспийского моря и является единственным морским портом Республики Казахстан, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. Создание новых периферийных промышленных центров, подъем экономики и культуры национальных окраин, а также интересы укрепления обороноспособности страны бывшего Советского Союза, требовали соответствующего транспортного обеспечения, в частности, морского сообщения.

Порт имеет следующие  характеристики по проходным осадкам:  
- Проходная осадка в судозаходном канале - 6 м.  
- Проходная осадка к нефтяным причалам - 6 м.  
- Проходная осадка к нефтяным причалам - 7 м.  
- Проходная осадка к сухогрузным причалам - 6,7 м.  
- Проходная осадка к паромной переправе - 5,3 м

  Из-за своего выгодного  географического расположения Казахстан,  как и во времена "Великого  шелкового пути", продолжает обеспечивать  транспортные коридоры с Севера  на Юг и с Запада на Восток, тем самым связывая перспективные  регионы для развития торговых  отношений. Порт Актау является  основной частью транспортных  коридоров Европа-Азия, проходящих  через Каспийское и Черное  моря, Волгу, Волго - Дон и Беломоро - Балтийский канал, а также в направлении Ирана. Задействован маршрут проекта ТРАСЕКА, проходящий через порты Актау - Баку (Азербайджан) - Поти (Грузия).

 

 

 

3.4 Порт Баку

Баку - порт Азербайджана на западном берегу Каспийского моря в глубоководной  незамерзающей Бакинской бухте. Акватория порта Баку защищена от морского волнения мысами Султан и  Шихова и островом Нарген. Глубины у причалов доступны для среднетоннажных судов. Порт обслуживает сухогрузы, наливные, пассажирские суда и ж.-д. паромы.

Основными морскими грузами проходящими через порт являются нефть, нефтепродукты, нефтяное промышленное оборудование, зерно, лес и минеральные удобрения. Порт Баку высокомеханизирован, имеет нефтехранилища, 3 судоремонтных завода и является важным транспортным узлом Закавказья. Оборот морских грузов превышает 18 млн. т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Сравнительный анализ условий  конкурентных позиций портов

 

Порт

Гарантированные глубины, м

Период  навигации

Транспортная  связь

Месяцы  навигации

Расстояние  до порта

Экологи-ческие проблемы

Свободный от ледостава

С ледоколь-ной проводкой

Астрахань

4 – 5.5

Более 240

дней

Более 100 дней

Ж/Д, авто

12

~3.5 км

 

 

 

Есть

Махачкала

8

Круглогодичный

Ж/Д, авто, 
воздуш.

12

~1.4 км

Волгоград

4

246 дней

114 дней

Ж/Д, авто, 
воздуш.

9

~2.3 км

Актау

5.5

Более 240

дней

Более 100 дней

Ж/Д, авто

12

~4 км

Баку

7

Круглогодично

Ж/Д, авто

12

~9 км


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Возможности перехвата грузов

В Каспийском регионе находятся 9 основных морских портов: 3 порта  – в России (Оля, Астрахань и  Махачкала), 3 – в Иране (Энзели, Нека и Амирабад), 1 – в Азербайджане (Баку), 1 – в Казахстане (Актау) и 1 – в Туркменистане (Туркменбаши). Именно через эти порты проходят до 98% грузоперевалок Каспия. Остальные каспийские порты не обладают развитой инфраструктурой и осуществляют незначительные объемы перевалки грузов. 
Каспийское пароходство («Каспар») Азербайджана, владеющее сухогрузным и наливным флотом, паромами и десятками танкеров, остается на сегодняшний день самым мощным судовладельцем на Каспии. Казахстан, пока не достигший необходимого уровня судов в регионе, в морских перевозках пользуется в основном услугами Азербайджана.

 

Как считают в администрации  Астраханской области, развитие портовой инфраструктуры на Каспии позволит контролировать 36% торгового потока на море (сейчас не более 16%), будет способствовать вовлеченности  России и других стран в процесс  мировой торговли, а также направит часть грузопотока из Евросоюза  в Южную Азию через территорию среднеазиатских и ближневосточных  государств.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

  В данной курсовой  работе я охарактеризовала  порт  Астрахань, рассмотрела проблемные ситуации и перспективы развития, проанализировала основных конкурентов и возможность перехвата грузов. Главными конкурентами порта являются такие порты, как Баку, Махачкала, казахстанский Актау и Волгоград.

  Астраханский транспортный узел является частью мировой транспортной системы - в силу своего географического положения регион является основным российским участком интермодального коридора «Север-Юг», который позволяет значительно сократить продолжительность перевозки грузов из Юго-Восточной Азии в Западную Европу по сравнению с традиционным морским путем через Средиземное море и Суэцкий канал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. В.Е.Мельченко, «География Связей и Транспорта», Методические указания по выполнению курсовых работ.
  2. «Альманах научных открытий»   http://tele-conf.ru
  3. «Астраханский регион – южный форпост России» http://www.astrakhan.net
  4. «Администрация морских портов Каспийского бассейна» http://www.ampastra.ru
  5. http://astragid.narod.ru
  6. «Русский архипелаг» http://www.archipelag.ru

Информация о работе Конкурентные позиции: перехват грузов у конкурентов порта Астрахань