Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:43, контрольная работа
Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг. Государственный контроль и надзор проводится:
• у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;
• в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;
1.Государственный метрологический надзор. Цели, законодательные и правовые основы. 3
2. Национальные стандарты, порядок их разработки, утверждения, применения и пересмотра. 11
3. Основные правила сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов. 16
Список используемых источников 21
Необходимость проведения испытаний
определяет государственный инспектор
(руководитель проверки). Испытания
проводятся на испытательной базе юридического
лица или индивидуального
По результатам проверки
главные государственные
В случае выявления нарушений
обязательных требований, правил обязательной
сертификации государственным инспектором
составляется протокол об административном
правонарушении на юридическое лицо,
руководителя юридического лица, иное
должностное лицо юридического лица
или индивидуального
2. Национальные стандарты, порядок их разработки, утверждения, применения и пересмотра.
По ГОСТ Р 1.2–92 разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ ТК и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке [ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены.].
Национальная система стандартизации – национальные стандарты и общероссийские классификаторы технике – экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения. Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с правилами стандартизации и рекомендациями в этой области.
При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:
1-я стадия — организация разработки стандарта;
2-я стадия — разработка
проекта стандарта (первая
3-я стадия — разработка
проекта стандарта (
4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта;
5-я стадия — издание стандарта.
Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов — по ГОСТ Р 1.5–92.
Организация разработки стандарта
заключается в подготовке и представлении
заявки на разработку стандарта в
технический комитет (ТК), которую
могут подавать ТК, научно-технические,
инженерные общества и другие общественные
объединения, государственные органы
управления Российской Федерации, предприятия
и предприниматели. На разработку стандарта
с разработчиком заключается
договор, к которому в качестве приложения
или в виде самостоятельного документа
разрабатывается техническое
Разработка проекта стандарта (первой редакции) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации, а также прогрессивными национальными стандартами других стран.
Подготовленный проект стандарта
проверяет секретариат ТК (ПК) и
рассылает его членам ТК (ПК) на отзыв,
с учетом которых затем подготавливает
первую редакцию и направляет ее заказчику
стандарта и в соответствующую
научно-исследовательскую
Разработку проекта (окончательной
редакции) и представление его
для принятия осуществляет ТК (ПК) с
учетом поступивших отзывов. Заключение
по этому проекту дают члены ТК
(ПК), органы государственного контроля
и надзора и научно-
Согласование и принятие решения по проекту стандарта проводится по процедуре, изложенной в ГОСТ Р 1.2–92. Принятие и государственная регистрация стандарта, а также введение в действие производится Госстандартом России (Госстроем России) после проверки проекта стандарта на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов [ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены.].
Издание стандарта и распространение его осуществляет Госстандарт России (Госстрой России) в установленном им порядке. Документы в области стандартизации применяют федеральные органы исполнительной власти, субъекты хозяйственной деятельности на стадиях:
Национальный стандарт применяют
на добровольной основе. Обязательность
соблюдения национальных стандартов наступает
при прямом указании на это в действующем
законодательстве, договорах, контрактах,
правомерно принятых нормативных документах
федеральных органов
Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г., сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:
Не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам. Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности, требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметров конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента.
Таким образом, при соблюдении любого стандарта, удовлетворяющего нормам Закона «О техническом регулировании», обеспечивается выполнение соответствующих требований технического регламента.
Стандарты, не обеспечивающие выполнения норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона, а потому не могут применяться на территории Российской Федерации.
Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, носят не нормативный и тем более не правовой, а исключительно информационный характер [ Демидова Н.В., Бисерова В.А., Якорева А.С. Метрология, стандартизация и сертификация —М.: Экономика,2007. – с 115] .
Обновление (изменение, пересмотр)
стандарта производится по инициативе
членов ТК, других предприятий, предпринимателей,
общественных объединений, государственных
органов управления. Изменение к
стандарту на продукцию разрабатывают
при введении в него новых, более
прогрессивных требований, которые
не влекут за собой нарушение
При пересмотре стандарта
разрабатывают новый стандарт взамен
действующего. При этом действующий
стандарт отменяют, а в новом указывают,
взамен какого стандарта он разработан.
Новому стандарту присваивают
Пересмотр стандарта на продукцию
осуществляют при установлении новых,
более прогрессивных
Отмена стандарта производится Госстандартом России (Госстроем России):
в связи с прекращением
выпуска продукции или
при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;
в других обоснованных случаях.
Информация о принятых стандартах, изменениях, пересмотре и отмене стандартов публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации
3. Основные правила сертификации
продовольственного сырья и
Принципы и порядок
проведения обязательной и добровольной
сертификации пищевой продукции
и продовольственного сырья в
соответствии с действующим
Обязательная сертификация
пищевой продукции
Добровольной сертификации в системе ГОСТ Р могут подвергаться любые пищевые продукты, продовольственное сырьё, пищевые Добавки и другие натуральные и синтетические компоненты, используемые при производстве пищевых продуктов. Добровольная сертификация проводится аккредитованными в Системе ГОСТ Р органами по сертификации по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов), но тем же правилам и процедурам, что и обязательная сертификация, но не может заменить обязательной сертификации продукции.
В рамках групп однородной продукции пищевая продукция, подлежащая обязательной сертификации, подразделяется на:
- скоропортящуюся (
- длительного хранения - продукцию со сроком годности или хранения более одного месяца.
Сроки годности или хранения
продукции учитываются при
Сочетание различных контрольных
и инспекционных действий образуют
схему сертификации, которая принимается
в каждом конкретном случае с учетом
специфики продукции и
Схемы (способы, формы - далее
схемы), применяемые при обязательной
сертификации, определяются Госстандартом
России, другими федеральными органами
исполнительной власти в пределах своей
компетентности. При этом учитываются
особенности производства, испытаний,
поставки и использования конкретной
продукции, требуемый уровень
Пищевая продукция может
быть сертифицирована по одной из
схем, изложенных в документе «Правила
проведения сертификации пищевых продуктов
и продовольственного сырья». Основным
критерием выбора схемы является
обеспечение доказательности
Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Подтверждение соответствия
пищевой продукции, подлежащей обязательной
сертификации, может также проводиться
посредством принятия изготовителем
(продавцом, исполнителем) декларации
о соответствии. [http://www.consultant.ru/