Коренные малочисленные народы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель – сформировать представление о коренных малочисленных народов в мире и в Российской Федерации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
ознакомиться с литературой по коренным малочисленным народам;
определить значения терминов «народ», «этнос», «коренные малочисленные народы»;
сформировать представление об их современном положении в мире и в Российской Федерации;
выявить существующие проблемы коренных малочисленных народов мира и РФ;
проанализировать состояние коренных малочисленных народов Урала, Сибири и Пермского края;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты и специфика коренных малочисленных народов...5
1.1. Коренные малочисленные народы: понятия и терминология……...5
1.2. География коренных малочисленных народов мира: проблемы выделения и самоопределения…………………………………………………...7
2. География коренных малочисленных народов в Российской Федерации: современное состояние и проблемы……………………………………………15
3. География коренных малочисленных народов Урала, Сибири и Пермского края………………………………………………………………………………..19
3.1. Общая география коренных малочисленных народов…………….19
3.2. Коренные малочисленные народы в Пермском крае………………19
3.3. Коренные малочисленные народы Севера в Пермском крае: манси……………………………………………………………………………...19
Заключение ………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

2 курс.docx

— 47.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

национальный исследовательский  университет»

Географический факультет

 

 

Кафедра социально-

экономической географии

 

 

 

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ  НАРОДЫ

Курсовая работа

 

 

Студентки II курса группы ГРФ-3,4-11 НБ

Климовой А.В.

«К защите»   «___» _____________ 2013

     ____________________

Научный руководитель:

 к.г.н., доцент Ширинкин П.С.

 

 

 

Пермь 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические аспекты и специфика коренных малочисленных народов...5

1.1. Коренные малочисленные  народы: понятия и терминология……...5

1.2. География коренных  малочисленных народов мира: проблемы выделения и самоопределения…………………………………………………...7

2. География коренных  малочисленных народов в Российской Федерации: современное состояние и проблемы……………………………………………15

3. География коренных  малочисленных народов Урала, Сибири и Пермского края………………………………………………………………………………..19

3.1. Общая география коренных  малочисленных народов…………….19

3.2. Коренные малочисленные народы в Пермском крае………………19

3.3. Коренные малочисленные  народы Севера в Пермском крае: манси……………………………………………………………………………...19

Заключение ………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный мир переполнен проблемами: экономический и финансовый кризис, экологические проблемы, связанные  с потеплением климата, борьбой  с отходами производства и потребления  и т.д. В ряду этих серьезных и  важных проблем особое и самостоятельное  место занимают проблемы сохранения и развития территорий проживания и  традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Их культура, язык, обычаи и традиционные виды хозяйствования составляют особую нишу современной  цивилизации, которую последняя  пытается адаптировать и интегрировать  в рамки нынешней жизни различными способами и в различных вариантах. На их поддержку, сохранение исторических корней, самобытной жизни и хозяйствования направляются усилия международных и национальных государственных организаций, различных общественных ассоциаций и обществ. Иногда это в той или иной степени удается в некоторых странах, но в большинстве случаев «усилиями» промышленных компаний и политическими приоритетами судьба коренных малочисленных народов различных стран ставится под вопрос.

В этой связи актуальность моей работы заключается в том, что  вынужденная ассимиляция малочисленных народов в общемировой процесс развития цивилизации оставляет мало шансов для сохранения многих этносов в различных уголках мира. Однако наличие множества малых этносов с их глубоким своеобразием обогащает мировое разнообразие народов Земли и может сыграть свою роль в развитии цивилизаций.      

Объект моей работы –  коренные малочисленные народы. Предметом  работы являются современное состояние  малых народов, их проблемы и перспективы  развития.

Цель – сформировать представление  о коренных малочисленных народов  в мире и в Российской Федерации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • ознакомиться с литературой по коренным малочисленным народам;
  • определить значения терминов «народ», «этнос», «коренные малочисленные народы»;
  • сформировать представление об их современном положении в мире и в Российской Федерации;
  • выявить существующие проблемы коренных малочисленных народов мира и РФ;
  • проанализировать состояние коренных малочисленных народов Урала, Сибири и Пермского края;
  • рассмотреть проблемы коренных северных народов в Пермском крае на примере народов манси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты и специфика коренных малочисленных народов

1.1. Коренные малочисленные  народы: понятия и терминология

Прежде чем приступить к разбору понятия «коренные  малочисленные народы», необходимо было разобраться в значениях  терминов «этнос» и «народ». Именно здесь возникают сложности, так  как трудность анализа этих понятий в неоднозначности терминов, поскольку значения слов этнос и народ пересекаются, а в некоторых контекстах оказываются практически тождественными.

На русском языке в  научный оборот термин «этнос» ввел Сергей Михайлович Широкогоров (1887 - 1939) - выдающийся русский этнолог, основатель русской этнологии, повлиявший на русского историка, этнолога и евразийца Льва Николаевича Гумилева (1912 - 1992). Вот как С.М. Широкогоров определяет этнос: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение и обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освященных традицией, отличаемых от обычаев других групп».

Существует также дуалистическая теория этноса, которая была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

  • в узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)».
  • в широком смысле был назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность».

Несмотря на многообразие определений понятия «этнос», различие между этносом и народом сводится к тому, что народ есть этнос, вступивший в историю, то есть народ обладает историческим сознанием, в то время как самоидентификация этноса может ограничиваться мифологическим сознанием, не содержащим в себе представление об историческом времени.

Разобравшись с терминами  «этнос» и «народ», можно перейти  к рассмотрению понятия «коренные  малочисленные народы». На вопрос о том, что такое коренное население, ответить трудно. Некоторые государства утверждают, что на их территории нет никаких коренных народов, тогда как группы людей, живущих в этих странах и имеющих свой язык и свою культуру, считают себя коренными жителями на этой земле и активно стремятся сохранить свою культуру и свое право на землю и ресурсы. Современное международное право специально не разрабатывало конкретной терминологии в этой сфере. Однако по умолчанию было принято мнение одного из специалистов ООН из Эквадора, который как специальный Докладчик Подкомиссии ООН по Предотвращению Дискриминации и Защите Меньшинств определил коренные народы: «народами, имеющими неразрывную историческую связь с землей, до вторжения колонизаторов, на территории которой они издавна проживали; считающие себя отличными от иных общественных групп, которые в настоящее время превалируют на этих территориях или на отдельных ее частях. Коренные народы, образуя на данный момент меньшую часть общества, стремятся сохранить, развивать и передать грядущим поколениям наследственные земли и свою этническую особенность, как основу будущего существования в качестве коренного населения, в соответствии с культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами» (Хосе Мартинес Кобо, 1984).

То есть основным критерием  коренного народа, наряду с культурой, религией, правовой системой, является, конечно же, территория. Территория, земля, место традиционного обитания коренного народа является основным признаком для данной категории  индивидуумов. Отказываясь от притязаний на место своего исконного существования, индивидуум теряет статус представителя  коренного народа. Также на этот счет высказывается С.Н.Харючи, который  отмечает, что сохранение традиционного  образа жизни, хозяйствования и промыслов  отнюдь не предполагает простого копирования  прошлого. Вполне естественно, что развитие техники, внедрение новых технологий и пр. неизбежно оказывают действие на методы хозяйствования и характер промыслов, а они в свою очередь  оказывают влияние на традиционный образ жизни. Но в целом традиционный образ жизни и хозяйствования следует считать неизменным, так  как он сегодня, как и в прошлом, определяет облик данных народов, сохраняет  их особое, духовное единство с природой.

Необходимо отметить, что  в международных документах употребляются  различные названия и термины  для обозначения коренных народов: «коренное население», «коренные  народы», «аборигены», «народы, ведущие  племенной и полуплеменной образ  жизни», «первоначальные», «четвертый мир», «индигенные народы», «исконные народы», «титульные нации», «автохтоны», «туземцы».

 

1.2. География коренных малочисленных народов мира: проблемы и современное состояние

Сегодня во всем мире широко признается, что коренные народы относятся  к категории наиболее обездоленных и уязвимых. Согласно последним исследованиям, в мире насчитывается около 300-500 миллионов коренных народов, являющих собой 80% всего мирового культурного и этнического разнообразия, занимающие территорию 20% всего земного шара. Они живут более чем в 70 странах и представляют более 5000 языков и культур на всех континентах.

Коренные народы, неразрывно связанные со своей средой, часто  говорят, что они являются хранителями  земли — своей земной матери, прародительницы всего живого. Для  них природа — ценный источник пищи, здоровья, духовности и чувства  единства. Другими словами, они считают  себя духовными правителями стран, в то время как правительства  и политические лидеры, как правило, не являются представителями коренного  населения. И они в первую очередь  должны в полной мере пользоваться правами человека и основными  свободами, не сталкиваясь при этом с какими-либо препятствиями или  дискриминацией.   К сожалению, в течение всей истории, начиная  с  колонизации мира и до XX века, складывалась тенденция к ограничению  возможностей их полноценного участия  в деятельности по обеспечению устойчивого  развития на собственных землях. «Новый мир» и заморские территории были открыты и завоеваны правительствами  стран-колонизаторов в период колониальных войн и захватов. Их население покорялось с помощью оружия или колониальной политики. Встречи с поселенцами  из других районов зачастую имели  для туземного населения тяжкие последствия, поскольку их земли  и природные богатства присваивались  пришельцами. Но и сегодня для  коренных народов по-прежнему актуальными  остаются проблемы, в основе которых  лежат права на владение землей и  вопросы землепользования. Во имя  прогрессивного развития горнодобывающая  и строительные отрасли, а также  индустрия туризма нередко пренебрегали правами местных общин коренного  населения. Вот лишь некоторые из многочисленных примеров:

  • бесконтрольная заготовка твердых пород древесины в тропических лесах Амазонки;
    • нефтеразведка в Эквадоре;
  • строительство объектов гидроэнергетической инфраструктуры в Индии;
    • военные полигоны и базы в Соединенных Штатах;
  • создание национальных парков в южной части Африки, что препятствует землепользованию местного населения.

Коренные народы часто  становились заложниками инициатив  по освоению земель, использованию  энерго- и природных ресурсов окружавшей их среды. Правительства стран, жителями которых они являются, часто готовы оказывать содействие экономическому развитию страны без согласия или  участия населения, населяющего  территории в зоне развития. Инициативы по развитию страны, подвергающие опасности  жизнь и территориальную целостность  коренных народов, вызывают все большие  противоречия.

В настоящее время многие коренные народы борются за то, чтобы  остаться на своей земле и сохранить  за собой право на свои природные  ресурсы.

Кроме того, для коренных народов остаются острыми вопросы, касающиеся последствий ассимиляции. На завоеванных колонизаторами землях проводились мероприятия, имевшие  своей целью постепенную ассимиляцию  местного населения  в русле основной культуры. Ассимиляция часто ассоциировалась  с отрицанием их уникальных культурных традиций и наследия. Учебные программы  для детей коренных народов, например, часто не отражали историю и вероисповедание  их традиционной семьи, а скорее их обучали чужим для них основам  доминирующей культуры. Существует огромное множество противоречивых теорий, касающихся как позитивных, так и негативных последствий ассимиляции коренных народов. Некоторые представители  более молодых поколений сейчас добиваются возрождения языка и  культуры, но доминирующим обществам  теперь приходится нести финансовые и социальные издержки своих былых  действий, издержки, которые, по их мнению, трудно возместить в полном объеме.

В то же время, злободневными  проблемами коренных народов по всему  миру остаются нижеследующие:

  • нищета. Как правило, нищета оказывает чрезвычайно серьезное воздействие на коренные народы. Как правило, они являются самыми бедными среди бедных, наиболее уязвимыми и обездоленными группами общества. В последнем докладе, опубликованном Латиноамериканским демографическим центром (СЕЛАДЕ) в Чили, обрисована мрачная картина положения коренных народов в Южной Америке. В нем отмечается, что 79 процентов коренных народов Перу являются бедными, а более половины живут в условиях крайней нищеты.

Информация о работе Коренные малочисленные народы