В Гватемале 87 процентов
коренных народов находятся за чертой
бедности, а 61 процент находится
за чертой крайней бедности. По национальным
стандартам, бедными в Гватемале
считаются люди, доход которых
составляет менее 60 долл. США в месяц.
Уровень крайней нищеты соответствует
ежемесячному доходу 30 долл. США на
душу населения. В Гватемале большинство
коренных народов не имеют доступа
к безопасной питьевой воде, санитарным
условиям и электроснабжению. Водопровод
имеется менее чем в одной
трети домов коренных народов
по сравнению с половиной домов
некоренных народов.
- отсутствие базового медицинского обслуживания. Во многих случаях общины коренных народов лишены базовых инфраструктур здравоохранения. В Эквадоре большое число детей коренных народов умирают от недоедания или респираторных и желудочно-кишечных инфекций, которые относятся к легко излечимым болезням. В Центральной Австралии 40 процентов детей аборигенов госпитализируются с острым респираторным заболеванием в первые два года своей жизни. Показатель детской смертности в общинах коренных народов Австралии примерно в три раза выше по сравнению со среднестатистическим по стране. Согласно докладу, опубликованному Австралийским институтом здравоохранения и социального обеспечения, от диабета умирает 5 процентов всех аборигенов по сравнению с 2 процентами жителей, не являющихся аборигенами. По данным Всемирной организации здравоохранения, среди коренных народов Австралии, Северной Америки и Океании наблюдается большое число лиц, страдающих от ожирения, и широкое распространение имеют неинфекционные заболевания, особенно сердечно-сосудистые заболевания и диабет. В Новой Зеландии вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, пневмонии и гриппа, хронических респираторных заболеваний и инфекции кожи среди мужчин маори в два раза выше, чем у мужского населения, не принадлежащего к этому племени. Во многих странах неконтролируемое промышленное развитие наносит серьезный ущерб здоровью коренных народов и вызывает серьезные экологические проблемы. Промышленность является причиной серьезного загрязнения водной среды, истощения рыбных ресурсов, а также недоедания и различных болезней коренных народов.
- низкий уровень образования. Большинство систем образования, доступных для детей коренных народов, не учитывают традиционные и культурные ценности коренных народов. Это приводит к чрезвычайно высокому уровню неграмотности среди общин коренных народов. Кроме того, коренные народы имеют в целом меньший доступ к основным видам образования по сравнению с населением в целом. В Боливии продолжительность обучения в школе коренных народов на три года меньше по сравнению с некоренными народами. В Австралии наблюдается значительное сокращение доли школьников-аборигенов старше 14 лет с 98 процентов в возрасте 14 лет до 31 процента в возрасте 17 лет. Почти половина аборигенов и жителей островов Торресова пролива в возрасте 15 лет и старше не имеют официального образования или недоучились до 10 уровня (что соответствует 10 классу в США). По оценкам, 43 процента мексиканских индейцев не могут ни читать, ни писать, а 58 процентов пятилетних детей не посещают школу.
- отсутствие защиты прав на интеллектуальную и культурную собственность. Коренные народы высказывают обеспокоенность тем, что знания, которые они накапливали в течение столетий, используются в коммерческих целях без их согласия. Они не получают практически ничего от огромных прибылей компаний, продающих фармацевтическую продукцию, изготовляемую из лекарственных растений, сбор которых ведут коренные народы. Без разрешения коренных народов и в нарушение их убеждений увозятся и демонстрируются в музеях культурные артефакты. Недавно возник спор по поводу демонстрации в Национальном географическом обществе в Вашингтоне, О.К., сохранившихся останков девочки-подростка инка, которая была принесена в жертву на вершине Андских гор в Перу 500 лет назад.
- безработица. Как правило, в общинах коренных народов наблюдается высокий уровень безработицы. По данным Международной организации труда, безработица среди коренных народов Канады составляет от 35 до 75 процентов, а в некоторых общинах достигает 100 процентов. Согласно национальному обследованию, проведенному среди аборигенов и жителей островов Торресова пролива, в Австралии в 1994 году уровень безработицы среди общин коренных народов был значительно выше по сравнению со среднестатистическими показателями по стране: безработными были почти 38 процентов трудоспособных аборигенов и жителей островов Торресова пролива, тогда как для трудоспособного населения в целом этот показатель составляет 9 процентов.
- права человека. На протяжении столетий основные права человека коренных народов нарушались самыми различными способами. Права коренных народов нарушались, когда их насильственно вытесняли с их земель и подвергали культурному геноциду. В различных частях мира им навязывалась политика ассимиляции. Такая практика наблюдалась в Австралии, где детей смешанной расы забирали из их родных семей и отдавали в приемные семьи или приюты, где им навязывалась западная культура. В Соединенных Штатах Америки многие коренные американцы на протяжении десятилетий жили в бедных резервациях. В Бразилии золотодобытчики устремились на богатые шахты, расположенные на землях коренных народов, и захватили территории племени яноама, что привело к большому числу жертв среди индейцев и распространению среди них болезней, которые оказались для яноама смертельными в связи с отсутствием иммунитета к ним. Во время восстания в штате Чьяпас в Мексике коренные народы неоправданно оказались жертвами нарушений прав человека со стороны военнослужащих и повстанцев.
- самоопределение. Коренные народы заявляют о своем праве на самоопределение, на свободное определение своего политического статуса и, как следствие этого, на экономическое, социальное и культурное развитие. Результатом конструктивного диалога между правительством Дании и представителями коренных народов стало принятие в 1979 году закона о самоуправлении, в соответствии с которым народности инуит в Гренландии было предоставлено важное право решения внутренних вопросов при сохранении территориальной целостности Дании. Вместе с тем многие государства игнорируют призывы к самоопределению и опасаются, что требования групп коренных народов в отношении автономии могут привести к национальной дезинтеграции. В некоторых районах мира эти призывы являются настойчивыми и привели к восстаниям. Так произошло в штате Чьяпас, Мексика, где лозунгом Национальной освободительной армии Запатиста была автономия.
Стоит признать, что угрозе
существенной деформации либо исчезновения
подвергались и до сих пор подвергаются
все автохтонные культуры — как
из-за давления со стороны культур
титульных наций, так и по причине
стихийной глобализации. Поэтому, принимая
во внимание взаимосвязь между состоянием
природной среды и устойчивым развитием
и культурным, социальным, экономическим
и физическим благополучием коренных
народов, в рамках национальных и международных
усилий по обеспечению экологически безопасного
и устойчивого развития необходимо уделять
должное внимание и содействовать повышению
роли коренных народов и местных общин,
а также признавать и укреплять эту роль.
- География коренных малочисленных народов в Российской Федерации: проблемы и современное состояние
Россия, пожалуй, единственная
страна, которая, несмотря на зигзаги
истории, смогла сохранить малочисленные
народы с их традиционным образом
жизни и традиционными формами
хозяйствования в их классическом виде. Но, с другой стороны, в силу
именно этого образа жизни и традиционных
форм хозяйствования эти народы оказались
сегодня на грани исчезновения.
В настоящее время на территории
Российской Федерации проживают 47 коренных
малочисленных народов общей
численностью 316 011 человек. Единый перечень
коренных малочисленных народов
Российской Федерации утверждён
постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 марта 2000 года.
За период между переписями
населения 2002 и 2010 годов увеличилась
численность лишь 16 из 47 малочисленных
народов. Как мы видим, в Российской
Федерации наблюдается процесс
постепенного исчезновения некоторых
малочисленных коренных народов
и их культурных и национальных особенностей.
Особенно это грозит самому малочисленному
среди коренных народов – керекам,
численность которых на 2010 год - 4 человека.
Исчезновение народов
происходит, несмотря на то, что на коренные
малочисленные народы России, как
и на всех российских граждан, полностью
распространяется действие всех правовых
норм, содержащихся в Конституции
Российской Федерации. Однако эти народы
и относящиеся к ним лица, в
большинстве своем ведущие кочевой
образ жизни, не всегда имеют возможность
полностью использовать свои конституционные
права. В большинстве субъектов
Российской Федерации, на территории которых
проживают коренные малочисленные
народы России, лица, принадлежащие
к этим народам, являются национальными
меньшинствами. Из-за своей малочисленности
они чаще всего не имеют возможности
быть представленными в органах государственной
власти своих регионов, а нередко даже
и в представительных органах местного
самоуправления. Как следствие, соответствующие
представительные органы иногда бывают
недостаточно знакомы с особенностями
коренных малочисленных народов, что объективно
нередко приводит к недостаточному учету
их обычаев, быта, прав и законных интересов.
Среди малочисленных народов
особое место занимают коренные малочисленные
народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Весь исторический опыт коренных малочисленных
народов Севера показывает, что традиционные
формы природопользования способствовали
сбережению для человеческой цивилизации
ценнейших в природном отношении
огромных экосистем Севера. И именно
эти народы острее чувствуют дисбаланс,
вносимый в их жизнь промышленной
цивилизацией. Веками они пасли оленей
на своей территории, но с приходом
горнорудных компаний они остались
без пастбищ, а значит – без
будущего для своих детей.
Положение малочисленных
народов Севера в последние десятилетия
осложнено неприспособленностью их
традиционного образа жизни к
современным экономическим условиям.
Низкая конкурентоспособность традиционных
видов хозяйственной деятельности
обусловлена малыми объёмами производства,
высокими транспортными издержками,
отсутствием современных предприятий
и технологий по комплексной переработке
сырья и биологических ресурсов.
Кризисное состояние традиционных
видов хозяйственной деятельности
привело к обострению социальных
проблем. Уровень жизни значительной
части граждан из числа малочисленных
народов Севера, проживающих в
сельской местности или ведущих
кочевой образ жизни, ниже среднероссийского.
Уровень безработицы в районах
Севера, где проживают малочисленные
народы Севера, в 1,5—2 раза превышает
средний по Российской Федерации. Нарушение
традиционного уклада жизни в 1990-е
годы привело к развитию целого ряда
заболеваний и патологий среди
представителей малочисленных народов
Севера. Значительно выше среднероссийских
показателей среди этих народов показатели
младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности,
заболеваемости инфекционными заболеваниями
и алкоголизмом.
Необходимо подчеркнуть,
что особую специфику имеет проблема
взаимоотношений хозяйствующих
субъектов, занимающихся освоением
природных ресурсов, с коренными
малочисленными народами Севера, Сибири
и Дальнего Востока, чья этническая
самоидентификация напрямую связана
с традиционным природопользованием,
традиционным образом жизни, подвергающимся
наибольшим трансформациям при масштабном
освоении природных ресурсов их территорий.
Важнейшими аспектами этой проблемы
являются выделение и юридическое
оформление территорий традиционного
природопользования, разработка порядка
возмещения ущерба и компенсационных
мероприятий, обязательная и жесткая
регламентация поведения персонала
добывающих компаний в местах проживания
и традиционной хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов.
Это обстоятельство особенно
важно, поскольку действующее российское
законодательство объявило территории
традиционного природопользования
особо охраняемыми природными территориями,
правовой режим которых достаточно
строг, тем более с учетом уязвимости
северных экосистем. В данном конкретном
случае, когда речь идет о территориях
традиционного природопользования
коренных малочисленных народов в качестве
особо охраняемых природных территорий,
режим природопользования должен быть
экологически обоснованным, социально
приемлемым и экономически эффективным.
Но, как показывает практика, значительную
сложность представляет собой реализация
этих условий. Задача состоит в том, чтобы
направить процесс развития территорий
традиционного природопользования в экологически
безопасное русло, попытаться эти территории
интегрировать в различные сферы жизни
коренных малочисленных народов, особенно
северных регионов, пока их грубо не интегрировали
исключительно в производственную сферу.
Трудности правового плана вызваны несогласованностью
отраслевого федерального и регионального
законодательства, затянувшейся процедурой
выработки статуса, режима и, особенно,
территориальных границ территорий традиционного
природопользования.
Уже давно стало очевидным,
что исконные территории и формы
традиционного природопользования
коренных малочисленных народов - это
основа жизнедеятельности и выживания
малочисленных этносов и создание
соответствующих условий реализации
прав этих народов на достойное существование
должны ставиться во главу угла при
решении любых экономических
задач освоения территорий традиционного
проживания и традиционного природопользования
этих народов.
- География коренных малочисленных народов Урала, Сибири и Пермского края
- Общая география
В настоящее время на территории
Урала и Сибири проживает более
половины коренных малочисленных народов.
Сибирь — малонаселённая территория, но
при этом здесь исторически проживали
представители многих языковых групп.
К тюркской группе относятся шорцы, долганы,
телеуты, тофалары, чулымцы, кумандинцы,
теленгиты, тубалары, тувинцы-тоджинцы,
челканцы, к тунгусо-маньчжурской – эвенки
и эвены, к чукотско-камчатской – чукчи.
Представителями самодийских народов
являются ненцы, селькупы, нганасаны, сойоты,
энцы, финно-угорских народов – ханты
и манси, а енисейских народов – кеты.
Урал в своем этническом разнообразии
не уступает Сибири. В этом регионе проживают
бесермяне, нагайбаки, относящиеся к финно-угорской
и тюркской группам соответственно, ненцы,
ханты, манси, селькупы.
- Коренные малочисленные народы в Пермском крае
Национальный состав Пермского
края весьма разнообразен. По данным переписи
населения 2002 года здесь проживает
25 и 47 коренных малочисленных народов.
Среди них выделяются манси, ханты,
ненцы и шорцы.
- Коренные малочисленные народы Севера в Пермском крае: манси
Манси (самоназвание, «человек»)
— коренной народ в Западной Сибири. Но
несколько человек проживает на северо-востоке Пермского
края на территории государственного
заповедника «Вишерский».
Как и у других народов,
этносоциальные проблемы манси связаны
с безработицей, состоянием здоровья населения,
снижением естественного прироста. Все
население, проживающее в лесных поселениях,
не имеет ни постоянной, ни временной работы.
Весьма ограничены здесь и возможности
самообеспечения за счет использования
таежных ресурсов. За последние 3 года
ни разу не проводился медосмотр коренного
населения. В целом можно констатировать
серьезное ухудшение положения манси
по всем аспектам их существования.
Однако менее уязвима
группа манси в экологическом
отношении, поскольку проживают
они на территории Вишерского заповедника,
а значит в пределах ООПТ, строгий контроль
за которой не позволит уничтожить жизнеобеспечивающую
среду манси.
Для стабилизации этнической
системы манси в будущем, безусловно,
нужна помощь государства. Той части
мансийской молодежи, которая стремится
к интеграции в индустриальное общество,
необходимо создать условия для
максимально безболезненного протекания
этого процесса (повышение образовательного
и профессионального уровня, работа
в регионе традиционного обитания
и т. п.). Для традиционно ориентированного
населения необходимо создать условия,
при которых промысловая деятельность
даст реальную возможность достойного
существования. Особенно важно восстановить
исторически сложившуюся систему
расселения рыбаков и охотников
в небольших, но социально обустроенных
поселках, создать в них малокомплектные
школы. Все это позволит обеспечить
нормальное воспроизводство этнически
полноценного населения, выживание
традиционной культуры манси в целом.
Заключение
Этнос – группа людей, обладающих
одним языком, единым происхождением
и комплексом обычаев, укладов жизни,
отличаемых от обычаев других групп.
Различие между этносом и народом
в историческом сознании народа. Эта
черта прослеживается в специфике коренных
малочисленных народов, которые, помимо
общих религии, культуры, правовой системы,
имеют историческую связь с территорией.