Куйбышевская область в годы «перестройки». Самара в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Территориальные рамки исследования ограничиваются Куйбышевской областью и обусловливаются необходимостью показать процессы социально-экономического и политического кризисного развития на региональном уровне.
Главной научной проблемой исследования является определение необходимости и эффективности перестроечных преобразований 1985-1991 гг. на территории Куйбышевской области.
Цель исследования – дать объективную и многоплановую историческую картину социально-экономического и политического развития в годы «перестройки» в Куйбышевской области, вскрыть причины, характер и направление эволюции этих преобразований для населения Куйбышевской области, на основе обобщенных, систематизированных и доказанных исторических фактах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1985 – 1991 ГГ………………..5
1.1 Кризисные явления в государственной экономике……………...……….5
1.2 Возникновение и развитие предпринимательской деятельности……...10
1.3 Тенденции развития предпринимательства в сельском хозяйстве…….13
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1985 – 1991ГГ…………………………………………………………...…..17
2.1 Кризисные явления в деятельности Куйбышевских областных организаций КПСС и ВЛКСМ…………………………….……………..17
2.2 Возникновение и развитие политической оппозиции………….………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

Региональная история ГОТОВО.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

В практику финансово-хозяйственной  деятельности кооперативов вошло оказание услуг предприятиям по безналичному расчету. Получаемые таким образом средства, кооператоры затем превращают в суммы наличных денег, используемые в основном также для оплаты труда. Стали выявляться случаи укрытия доходов кооперативами, уклонения их от уплаты налогов.

Вместо наполнения рынка товарами кооперативы наводняли его денежной массой, и покрывать ее соответственно надлежало государству.

По размаху развития кооперативной  и индивидуальной форм трудовой деятельности Куйбышевская область к концу 1989 года уже занимала третье место в  республике, те же из них что напрямую были завязаны с производством, имели  следующую особенность: возглавляли  их, как правило, руководящие работники  объединения. Используя помещение, оборудование, расходуя энергетические ресурсы объединения, кооперативы  не возмещали предприятию эти  расходы. Все сырье приобреталось  здесь же, в том числе строго фондируемые материалы. Рабочим  предприятия поручалось изготовление оснастки, которая затем использовалась в кооперативной деятельности, работы эти оплачивались также из средств  предприятия.

Естественным развитием событий  стало структурирование и организационное  оформление стремительно набирающего  силу кооперативного движения. Для  защиты интересов предпринимателей, развития связей и координации деятельности членов союза между собой, а также  государственными и общественными  организациями, 24 апреля 1991 года закончил работу учредительный съезд кооператоров и предпринимателей Самарской области, на котором был создан Союз кооператоров и свободных предпринимателей Самарской  области, выбран совет союза и  президент.

За два с половиной года действия Закона СССР «О кооперации в СССР»  количество кооперативов в области  увеличилось в 14 раз. На 1 января 1991 года было зарегистрировано свыше 3500 кооперативов.

1.3 Тенденции развития предпринимательства в сельском хозяйстве

 

В сельском хозяйстве процессы возникновения  и развития предпринимательской  деятельности в рассматриваемый  период в Куйбышевской области стали  проявляться в середине 80-х гг. с установления доплаты за продукцию  в размере 25%.

В результате многочисленных слияний  и преобразований колхозы и совхозы  превратились в огромные предприятия, где работник окончательно стал винтиком крупной административно управляемой  производственной ячейки. Для таких  предприятий и подряд, и аренда рассматриваются как способы  преодоления отчуждения работников от земли, от средств производства. Тем не менее, арендный подряд в Куйбышевской области внедрялся достаточно трудно. В 1989 году только 39% колхозов и совхозов Куйбышевской области в отдельных бригадах и фермах применяли его и только 11 хозяйств внедрили во всех подразделениях. При арендном подряде как будто и хозяин находился, однако самостоятельность его была ограничена, так как он по-прежнему не является собственником производственной продукции и не мог реализовать ее по своему усмотрению. В более выгодном положении оказались арендные кооперативы, которые сами распоряжались своим хозрасчетным доходом, сверху никто ими не командовал. Все они работали как бы в автоматическом режиме.

Что касается структуры сельского  хозяйства во второй половине 80-х  гг., то она характеризуется возникновением нескольких новых форм прежде всего  в кооперативном секторе: за 2-3 года успели появиться новые, независимые, т.н. «малые» сельскохозяйственные кооперативы, и кооперативные союзы  индивидуальных крестьянских хозяйств, и «коопхозы» – кооперативы малых  предприятий и кооперативов, возникшие  на базе бывших колхозов и совхозов. За 3-4 года возникло более десятка  новых элементов сельскохозяйственного производства – от крупномасштабных форм  до мелких. С принятием в 1987-1990 гг. законных актов, создающих правовую основу становления и развития новых типов хозяйств, возрождения многообразия форм производства – темпы преобразования в этой области значительно возросли. Подрядные формы в колхозах и совхозах базировались на договорах между работником (или коллективом) с администрацией хозяйства. Прав самостоятельного распоряжения произведенной продукцией работающие на подряде не имели. Подряд оказался эффективным там, где применялись технологии индустриального типа (на птицефабрике, откормочных комплексах и т.д.). Арендные формы основаны на временной передаче работнику или коллективу прав пользования землей и средствами производства. Произведенной продукцией арендаторы распоряжались самостоятельно, хотя при внутрихозяйственной аренде реально пользоваться распоряжением продукцией было крайне трудно.

Допущение аренды в сельском хозяйстве  страны (с мая 1988 г.) привело к появлению первых советских фермеров и к принципиально новым кооперативным формам на базе аренды земли у местных Советов.

Дело свелось к тому, что несколько  бывших высокоразвитых колхозов и совхозов приобрели новый социально-экономический  и юридический статус: независимость  от ведомственных управляющих структур АПК, право свободного ценообразования  на конечную продукцию (за пределами  госзаказа), право создания своей  сети реализации продукции и т.д. Для перехода в ранг агрофирмы  хозяйство должно быть не просто экономически крепким (большинство агрофирм возникло на базе колхозов-миллионеров), оно  должно ещё и отвечать ряду специфических  требований. Во-первых, в рамках хозяйства  должна функционировать достаточно развитая система промышленной переработки  производимой продукции, во-вторых, развитая подсобная, не связанная на прямую с  сельским хозяйством деятельность (как  источник финансовых накоплений – от традиционных народных промыслов до изготовления технологически сложных изделий), в-третьих, должна существовать своя собственная система реализации конечной сельскохозяйственной продукции (в виде фирменных магазинов в городах, торговых точек на колхозных рынках, своих кафе и даже ресторанов).

В 1989-1990 гг. сохранились традиционные методы государственного планирования из-за отсутствия реальных изменений  в базовых отношениях собственности  на уровне производителей продукции  АПК. Колхозы и совхозы как  органические элементы старой административно-командной  системы на микроуровне экономики  не являются фактически владельцами  произведенной ими продукции, т.к. почти все распорядительные права  сохранены за ведомственными организациями  управления АПК. В свою очередь новые  субъекты права – фермеры, арендаторы, кооператоры – в большинстве  случаев не могут быть по-настоящему независимыми, поскольку и земля, и материально-технические ресурсы, и налаженные каналы снабжения и  сбыта продукции имеются лишь в колхозах и совхозах.

РСФСР приняла решение вернуться  к отраслевому принципу государственного управления и восстановило Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

В аграрном секторе ведущим элементом  системы цен традиционно являются закупочные цены – особый вид государственных  оптовых цен, регулируемых на народнохозяйственном и республиканском уровнях.

В 1990 г. осуществлено административное повышение закупочных цен. Новые цены сработали не как стимул расширения производства зерна и мяса, а как тормоз выполнения договорных обязательств колхозов и совхозов перед государством. Рубль перестал быть стимулом в хозяйственных связях, и колхозы и совхозы стали заключать сделки по бартеру.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • В развитии государственной промышленности и сельского хозяйства Куйбышевской области в 1985-1991 гг. не отмечается кризиса как устойчивого падения объемов производства.
  • Кризисные явления промышленности отмечались в сокращении числа промышленных предприятий, последовательном сокращении числа работающих в промышленности, сокращении на 2% лишь в 1998 г. объемов производства в тяжелой промышленности Куйбышевской области, незначительном сокращении рентабельности в промышленности.
  • В сельском хозяйстве Куйбышевской области в период 1985-1990 гг. отмечается значительный рост производства в ведущих отраслях: мяса, молока, яиц.
  • Политика развития предпринимательства в промышленности проявлялась в развитии хозрасчетных и арендных отношений в государственной промышленности, что приводило с одной стороны к повышению производственной активности, а с другой стороны к перетеканию рабочей силы и капитала в частно - предпринимательский сектор.
  • С 1987 г. начала осуществляться политика активного формирования предпринимательского сектора в форме кооперативов. Развитие кооперации в Куйбышевской области вышло по показателям на третье место в РСФСР.
  • В сельском хозяйстве проведение политики по развитию предпринимательской деятельности активно шло в форме усиления хозрасчетных отношений, развития арендного подряда на селе, формирования с конца 80-х гг. полностью самостоятельных, основанных на групповой собственности аграрных фирм.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1985-1991 ГГ.

2.1. Кризисные явления в деятельности Куйбышевских областных организаций КПСС и ВЛКСМ

 

За 1987 год Куйбышевская партийная  организация выросла на 2600 коммунистов  и непосредственно перед началом  политических преобразований в нашей  стране и области объединяла 247464 члена и кандидата в члены  КПСС. Проведение политической реформы, тем не менее не могло подменить экономические преобразования. Только последние вели к реальным изменениям в социально-экономической структуре общества, к формированию самостоятельных, независимых социальных слоёв и групп, способных активно противостоять любым попыткам повернуть вспять общественные, в том числе политические, преобразования. Путь к этим изменениям лежал через минимизацию партийно-государственного вмешательства в экономические процессы, через разделение политической и экономической структур, поскольку именно сращивание их за годы советской власти явились главным тормозом действительно радикальных преобразований в экономике. Как следствие главными направлениями политической реформы на конференции были признаны разграничение функций партийных и государственных органов и децентрализация государственной власти. На XIX партконференции впервые провозглашалась цель создания в СССР механизмов свободного формирования и выявления интересов и воли всех классов и социальных групп. Решения конференции оказали огромное воздействие на современную государственно-политическую систему и в конечном итоге перевернули весь ход советской истории.

Начались альтернативные выборы сначала  в союзный, а затем в республиканские  парламенты и местные органы власти. По мере их приближения неформальные объединения и клубы, образованные преимущественно в середине 80-х  гг., стали превращаться в организационные  ячейки по выдвижению и поддержке  депутатов, оппозиционных партийно-государственной  бюрократии. В ходе выборов многие высокопоставленные кандидаты в  депутаты, «первые лица», с треском  провалились.

22 июня 1988 года на площади В.В. Куйбышева состоялся первый многотысячный митинг, в крайне негативной форме освещавший деятельность партийного руководства Куйбышевской области. Это было первое массовое выступление жителей области – реакция на наметившееся ухудшение уровня жизни, организованное и умело использованное в своих интересах пока еще незначительной группой неформальных объединений. Там же, через месяц, 21 июля состоялся многотысячный митинг «За ускорение процесса перестройки в соответствии с решениями XIX Всесоюзной партийной конференции», но организатором был уже горисполком, который сделал всё, чтобы митинг прошёл организованно, дисциплинированно. Площадь была радиофицирована. Порядок обеспечивался дружинниками, милицией. Но некоторые ораторы, забыв о теме дискуссии, допускали грубость, несдержанность, акцентировали внимание публики на негативных фактах социально-экономического развития страны и области. Итогом этих событий стал XII пленум Куйбышевского обкома КПСС, состоявшийся 30 июля.

В Куйбышевской области реакцией на возникновение различного рода неформальных объединений со стороны партийных  органов проявилась в нескольких качествах.

В конце 1988 года было проведено изменение  структуры аппарата обкома, горкомов, райкомов партии. Вместо ранее существующих в обкоме 16 отделов, создано семь. Численность работников в городском  и районном звене, за исключением  Куйбышевского и Тольяттинского горкомов партии, осталась прежней.

В 1988 году начался процесс уменьшения численности членов партии Куйбышевской области. Партия оказалась встроенной в созданную ею самой командно-административную систему. Отмечались также серьезные изменения, произошедшие в социальном составе вступающих в партию. Усилился приток в ее ряды представителей интеллигенции.

За 1990 год из рядов КПСС в области  вышли 32,7 тысячи человек, или около 14%. Обеспокоенные надвигающейся  угрозой развала СССР, а также  не всегда адекватными действиями партийного руководства часть коммунистов  на местах начала проводить работу по созданию общественных организаций  способствующих хоть какой-то стабилизации общества. Такой организацией в области  летом 1991 года стала Самарская областная организация Всероссийского патриотического движения «Отчизна», учредительная конференция которой прошла в филиале Центрального музея В.И. Ленина. В ней приняли участие более трёхсот делегатов от сорока девяти учредителей из городов и районов области. Начало движению было положено в мае на IV Съезде народных депутатов РСФСР, где впервые прозвучало название нового объединения депутатов – «Отчизна».

Дальнейшее развитие событий определило недолговечность подобных начинаний. Неудача попыток осуществления консервативной стабилизации в рамках существовавшего правового пространства толкнула часть руководства СССР на принятие чрезвычайных мер, вылившихся в попытку государственного переворота 19-21 августа 1991 года. Характерной особенностью путча была не только нерешительность его лидеров, но также и практически полное отсутствие социалистической терминологии в их заявлениях и докладах. Акцент делался на достижение стабилизационных целей, хотя сама экономическая программа, как она была официально заявлена 19 августа, была предельно популистской и практически нереализуемой. Провал августовского путча привёл к фактической ликвидации союзных органов власти вместе с уже существовавшей на том периоде времени КП РСФСР и, следовательно, СССР как целого государства.

После запрета компартии сторонники коммунистических идей разумеется не исчезли, но зарегистрировать партию под  тем же названием уже не представлялось возможным из-за имущественных прав, которые им не удалось реализовать  до сегодняшнего времени. Тем не менее, уже 11 октября 1991 года состоялось областное  учредительное собрание левых сил. В нем участвовали ветераны ВОВ  и труда, представители рабочего класса, интеллигенции, предприниматели.

Информация о работе Куйбышевская область в годы «перестройки». Самара в 90-е годы