Культура Латинской Америки в колониальный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Доля Латинской Америки и история европейской колонизации континента связанные с особенностями местной культуры и процессом заселения ее европейцами. Само название «Америка» появилась в 1507 году в результате случайного стечения обстоятельств. Ее ввел молодой ученый-космограф из Лотарингии - М. Вальдзеемюллер.

Содержание работы

•История географии Латинской Америки в колониальный период.
•Культура Латинской Америки.
•Система образования
•Развитие архитектуры, живописи, скульптуры
•Развитие литературы и музыки

Файлы: 1 файл

Лат Ам.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Фондовая биржа: организация  торгов,участники, методы регулирования  деятельности


 

Содержание

  • История географии Латинской Америки в колониальный период.
  • Культура Латинской Америки.
  • Система образования
  • Развитие архитектуры, живописи, скульптуры
  • Развитие литературы и музыки

 

История географии Латинской Америки в колониальный период

Доля Латинской  Америки и история европейской  колонизации континента связанные  с особенностями местной культуры и процессом заселения ее европейцами. Само название «Америка» появилась в 1507 году в результате случайного стечения обстоятельств. Ее ввел молодой ученый-космограф из Лотарингии - М. Вальдзеемюллер. Он увлекался написанными Америго Веспуччи письмами о путешествии в Америку в 1501-1502 годах и предложил назвать Новый Свет в честь автора этих текстов. Космограф не подозревал, что Колумб и Веспуччи побывали на одном и том же континенте. Топоним «Америка» впервые использовал фламандский картограф Меркатор в 1538 году. Что касается испанцев, то они вплоть до XIX века называли Америку Вест-Индией.

С именем Колумба традиционно  связывают начало колонизации Нового Света. На самом же деле Колумб был  основателем первого временного (Ла Навидад, 1492 г.) и первого постоянного (Изабелла, 1493 г.) поселений европейцев в Америке. Однако эти поселения-крепости сам Колумб рассматривал как первый шаг для создания факторий с целью осуществления обмена с индейцами или работорговли. Ведь господствующей идеей, которой руководствовались испанцы в походе, был поиск пролива, ведущей к Ост-Индии. Колонизация, или создание переселенческих колоний, эксплуатация и ассимиляция аборигенного населения, начала осуществляться скорее против его желания сначала посланником короны Бобадилья, а затем, с 1502 года - новым губернатором острова Эспаньолы (Гаити) Николасом Овандо.

Первые шаги по освоению Эспаньолы оказались не совсем удачными. Уже к концу первого десятилетия XVI века правители острова довольно пессимистично оценивали его  перспективы, как и будущее испанской  колонизации Америки вообще. Однако в 1508 году был захвачен остров Пуэрто-Рико, в 1509 - Ямайка, а через год началось завоевание Кубы. В 1511 году испанцы появились в Панаме, а в 1513 открыли Тихий океан. Однако золота они находили мало, индейцы, жившие на островах, были совершенно не приспособлены к европейским методам эксплуатации, оказывали ей сопротивление и их массово уничтожали. Испанцы же страдали от непривычного климата и пищи, умирали от местных болезней. Поэтому первым впечатлением от соприкосновения с Новым Светом стало всеобщее разочарование.

Новая волна интереса испанцев к Америке была связана с открытием и завоеванием городов-государств майя и государства ацтеков в 1519-1521 годах. Главный герой конкисты, основатель Вице-королевства Новая Испания Е. Кортес - типичный испанский идальго конца XV - начала XVI века.

В 1573 году специальным указом Филиппа II в официальных документах запрещалось использовать слово "конкиста". Испания объявила «пасификацию», т.е. мирную колонизацию захваченных территорий, хотя на практике завоевания и освоения земель шли рядом. Как правило, с разрешения короны, но за счет частных средств, небольшая группа испанцев организовывала захватническую экспедицию. Ее организатор становился всевластным аделантадо завоеванной территории, которую потом корона отбирала. На захваченных территориях строились поселения-крепости, их обживали переселенцы из метрополии. Затем начинался распределение земли, индейцев, поиск золота и серебра. Иностранцев в колонии не допускали. Исключением стал лишь немецкий торговый дом Вельзер, который за денежную компенсацию хозяйничал на побережье Венесуэлы во времена Карла V.

В административном отношении  американские колонии Испании, расположившихся на территориях Северной, Центральной, Южной Америки и островах Карибского бассейна, делились на вице-королевства Новая Испания, Новая Гранада, Перу, Рио-де-Лаплата и генерал-капитанства Гватемала, Куба, Венесуэла, Чили.

Европейская колонизация  глубоко возбудила индейский  мир. Она освящалась идеей борьбы с неверными насильственной христианизацией, культивировала неприкрытое, внеэкономическое принуждение к труду. Колонисты, не только дворяне, но и простой народ, оказавшись в Америке, чувствовали себя высшей кастой относительно индейцев, переставали работать, перекладывая на них всю тяжесть забот о своем существовании. Кроме того, Америка пережила разрушительные катаклизмы биологического характера вследствие разницы между биосферой Восточной и Западной полушарий. Болезни, завезенные из Европы, уничтожили сотни тысяч индейцев. Первая эпидемия оспы вспыхнула на Гаити уже в 1493 году. Затем настала очередь кори, дизентерии, проказы, чумы и т.д. Численность аборигенного населения за короткий период в результате войн, болезней, беспощадной эксплуатации уменьшилась в 10-20 раз.

То явление, которое сегодня называют «встречей» Старого и Нового миров, сначала представляло собой жестокое столкновение, закончившееся победой европейской цивилизации. Испанский конкистадор утверждал свою культуру, свои ценности как победитель. Этим и определялось сначала то место, которое заняли во взаимодействии различных цивилизационных слоев испанское начало и автохтонные культуры.

Автохтонные индейские  культуры из многих основных параметров (прежде всего характера религиозных  традиций) были несовместимы с христианской культурой метрополии. В то же время экономические и социально-политические нравы доколумбовых цивилизаций Нового Света имели определенные черты, которые оказались целесообразными. В системе господства испанских колонизаторов, говорится, главным образом, об интеграции общины в социально-экономическую систему, созданную после конкисты, а также использование общинного типа социокультурной организации при создании социально-политической системы испанского колониального общества в Америке.

Система образования

Процесс становления  образовательных систем в испанских и португальских колониях Латинской Америки происходил по-разному и шел параллельно с процессом освоения и колонизации территорий латиноамериканских стран. Первым очагом колонизации становятся территории Карибского бассейна и Центральной Америки, захваченные Испанией. Возникновение здесь первых школ последовало довольно скоро вслед за конкистой. Уже в 1505 г. испанцы открыли школу в Санто-Доминго (Доминиканская Республика), в 1513 г. в Пуэрто-Рико.

Вслед за конкистадорами, уже в 20-е годы XVI века в колонии потянулись миссионеры разных орденов. Особое внимание католики уделяли вопросам образования. Проникая на новые территории, они основывали города, становившиеся центрами экономической колонизации, распространения языка, европейского образа жизни, католической религии. Каждый город основывался по строго регламентированному и утвержденному испанской короной плану — эталону, в нем обязательно нужно было воздвигнуть церковь и школу. Начальное и среднее образование всецело находилось в руках духовенства и имело особый смысл для служителей церкви: первым делом школа должна была стать проповедником католической веры, первым успехом школы было обращение всех индейцев-язычников в верных католиков. При этом, под ударами конкистадоров доколумбовые цивилизации варварски разрушались. Разрушение материальной и духовной культуры сопровождалось истреблением коренного населения, что привело к опустошению обширных территорий. Особенно пострадали острова Карибского моря и Центральной Америки.

Необходимо отметить, что страны Карибского бассейна и Центральной Америки в первой половине XVI века и вплоть до начала XVIII века воспринимались в качестве периферийных из-за своей культурной изоляции и значительной отдаленности от главных центров испанской цивилизации — Мексики и Перу. Изоляция этих районов отрицательно сказывалась на развитии сети школ. Школьное образование не получило широкого распространения. Развитие системы образования в странах Карибского бассейна тормозилось и тем, что в XVII веке Голландия, Франция и Англия добились передела в колониальной монополии Испании в свою пользу и получили в свои владения территории Барбадоса, Тринидада и Тобаго, Ямайки, Гвианы. Территориальные конфликты между вновь пришедшими в Карибы колонизаторами приобрели очень острый характер и отдельные территории по несколько раз переходили из рук в руки. Очевидно, что такие условия не способствовали организации культурных и учебных заведений. И лишь с утверждением на этой территории Англии в конце XVII века значение Карибского бассейна возросло. 

Развитие архитектуры, живописи, литературы.

Во второй половине XVI столетия в Латинской Америке завершился в основном первый, завоевательный этап колонизации. В диких местностях или буквально на фундаментах уничтоженных индейских городов основывались новые города. Еще в первой половине XVI в. была установлена система городской планировки с прямоугольной сеткой улиц, с размещением в центре города главной площади, на которой находились собор и ратуша. Архитектурные типы и формы были импортированы из Испании, а условия стремительного и кровопролитного завоевания диктовали более упрощенный характер воздвигавшихся зданий, наделенных чертами крепостной архитектуры,— в первую очередь церквей, предназначавшихся и для обращения индейцев в христианство и для обороны. В архитектуре XVI в., так же как в живописи и скульптуре, художественные традиции европейских и американских народов существовали как бы независимо друг от друга. Процесс их более тесного и плодотворного слияния относится уже к XVII - XVIII векам.

В целом латиноамериканская культура отмечена печатью консерватизма, что вполне объяснимо, ибо господствующие классы Испании стремились всячески воспрепятствовать проникновению в колонии новых идей, насаждая здесь культуру метрополии в ее наиболее реакционных проявлениях. Особенно это сказалось в области литературы. За исключением очень узкого круга имен, литература Латинской Америки колониального периода носила всецело подражательный характер. В области архитектуры и изобразительного искусства католическая церковь принесла в Латинскую Америку весь богатый репертуар своего идейного и эстетического воздействия: великолепие пышных храмов и огромных резных алтарей, мистическую взволнованность образов скульптуры и живописи. Нет необходимости доказывать, насколько сковывало творческие возможности латиноамериканских народов насильственное навязывание им культуры, импортированной из Европы. И тем не менее в этот период, зачастую в трагически противоречивых формах, совершался процесс приобщения их к достижениям мировой науки, просвещения и искусства, имевший столь существенное значение в развитии самосознания молодых складывающихся наций. Вместе с тем то новое и подчас передовое, что, несмотря на ограничения и строжайшую цензуру, проникало в Латинскую Америку, попадало не на бесплодную почву.

Хотя развитие местной  культуры в колониальный период было подорвано, оно продолжалось подспудно. Особенно наглядно живучесть древних  традиций сказалась в пластических искусствах. В результате слияния элементов европейской и местной художественных культур в XVII - XVIII вв. возникло новое латиноамериканское искусство, отмеченное чертами своеобразия, свежести и оригинальности. Следует, однако, учесть, что сфера распространения этого искусства охватила далеко не в равной степени все колониальные владения. В тех областях, где индейское население составило большинство и где существовали высокоразвитые художественные традиции, были созданы наиболее интересные и самобытные произведения. Европейский элемент, напротив, преобладал там, где местное население было почти полностью истреблено. Вместе с тем не все разделы искусства развивались в этот период равномерно. Пожалуй, в наименее благоприятных условиях оказалась живопись. Сам круг ее сюжетов и образов, подчиненных церковному шаблону, ее изобразительная система и техника были здесь особенно чуждыми. Требовалось длительное время для создания местных профессиональных кадров. Однако и в латиноамериканской живописи XVII - XVIII вв., в которой, как и в живописи метрополии, господствовали картины религиозного содержания и портреты, заметна близость к народному творчеству. Своеобразие ее произведений раскрывается именно в их наивной «лубочности», непосредственности образного мышления и яркой декоративности красок, в которых использовались местные краски индиго и кошениль.

В XVI веке латиноамериканский живопись испытывал в основном влияния  итальянской школы; в XVII - начале XVIII века - испанской, которая расцвела там в этот период; в середине XVIII века в ней появляются черты, заимствованные из французской живописи.

Самые оригинальные школы живописи сформировались в  колониальный период в Мехико, Каракасе, Боготе, Кито, Куско, частично в Лиме. Эти города на территории трех основных вице-королевств (Новая Испания, Новая Гранада и Перу), были столицами или же вице-королевств, или провинций. Особое место в истории живописи принадлежит Куско, втором после Лимы городу колониального Перу, бывшей столице государства инков. Малярная школа Куско формировалась под непосредственным влиянием европейских художников: уже в 1533 году спутник Франсиско Писарро Диего де Мора написал здесь портрет последнего Инки - Атауальпы. 1565 года, как свидетельствуют архивы, здесь работали несколько испанских и итальянских живописцев. Для произведений школы Куско наиболее характерны индивидуальность и своеобразие, что во многом обусловлено этническим фактором - преимущественно метисная и индейским.

В Бразилии, португальской  колонии, поэтому развивалась несколько обособленно, колониальное искусство достигло своего апогея в творчестве гениального мулата Алейжадинью; ему принадлежат архитектурные и скульптурные работы. Живопись колониальной Бразилии не сформировался в определенную школу и фактически не дал оригинальных образцов.

Близость к народному  творчеству сказалась и в области  скульптуры. И здесь мастера принуждены были работать в сфере религиозной  пластики, создавая раскрашенные деревянные статуи святых, резные алтари, проповеднические кафедры. Столь присущее им развитое чувство пластической формы придавало особый характер многим произведениям, особенно выполненным из камня. Оно проявилось и там, где, казалось бы, оставались незыблемыми каноны церковного искусства. Мастера вносили в декоративные формы элементы своего языческого фольклора, а в изображение Христа, который стал для индейцев символом их собственных страданий, черты индейского этнического типа. Применялась иногда и сложная древняя техника. Церковь допускала все эти «вольности» в значительной мере потому, что она очень скоро поняла всю выгоду от широкого использования бесплатного труда искусных индейских мастеров. Не менее широко использовался их труд в строительстве и в прикладном искусстве.

Развитие литературы, музыки и театра.

Литература  стран Латинской Америки, существующая, в основном, на испанском и португальском языках, сформировалась в процессе взаимодействия двух различных богатых культурных традиций - европейской и индейской. Литература коренного населения Америки в некоторых случаях продолжала развиваться и после испанского завоевания. Из сохранившихся произведений доколумбовых литератур большая часть была записана монахами-миссионерами. Сохранились и шедевры литературы народов майя, записанные вскоре после конкисты: сборник исторических легенд и космогонических мифов Пополь-Вух и пророческие книги Чилам-Балам. Благодаря собирательской деятельности монахов до нас дошли образцы доколумбовой перуанской поэзии, бытовавшей в устной традиции. Первичный пласт латиноамериканской литературы на испанском языке составляют дневники, хроники и реляции самих первопроходцев и конкистадоров. В процессе открытия земель Нового Света в сознании конкистадоров возрождались и переиначивались старые европейские мифы и легенды, сплавленные с индейскими преданиями ("Источник вечной молодости", "Семь городов Сиволы", "Эльдорадо" и др.). Настойчивый поиск этих мифических мест определил весь ход конкисты и, до некоторой степени, раннюю колонизацию территорий. Ряд литературных памятников эпохи конкисты представлен подробными свидетельствами участников таких экспедиций.

Информация о работе Культура Латинской Америки в колониальный период