Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:01, курс лекций
1.Объект, предмет и задачи демографии
2. Источники информации о населении
3. Численность и структура населения
4. Брачность и разводимость. Брачное поведение
Демография
Курс лекций для студентов заочного отделения по специальности - «Государственное и муниципальное управление»
Составитель: А.Г. Оруджиева,
к.э.н., доцент
Нижний Тагил
2012
С начала 90-ых годов ХХ столетия Россия вступила в активную стадию демографического кризиса, хотя его скрытые формы начали проявляться двумя десятками лет ранее. Возросший интерес к демографическим проблемам обусловлен рядом обстоятельств.
Преподавание курса демографии в настоящее время ведется на всех гуманитарных факультетах высших учебных заведений.
Знание демографии, умение читать
и анализировать
Пособие подготовлено для студентов заочного обучения в соответствии с утвержденной программой курса «Демография» и учитывает специфику специальности 080504.- «Государственное и муниципальное управление»
Демография (от греч. Demos – народ и grafo – пишу) - наука о народонаселении (или о населении). В обыденном употреблении «население» – совокупность людей, проживающих на определенной территории. В научном понимании население – целостный социальный феномен, занимающий определенное место в системе общественных отношений, имеющей многообразные связи с другими общественными подсистемами, обладающий собственной структурой, динамикой и качественно-количественной определенностью.
Возникновение демографии как науки обычно связывают с появлением работы английского ученого-самоучки Джона Граунта Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, воздуху, болезням и другим изменениям названного города» (1662 г.). Уже из названия книги виден широкий социальный замысел ее автора. На основании данных о родившихся и умерших в Лондоне за 80 лет, он впервые установил важные демографические закономерности (превышение числа мальчиков среди новорожденных, зависимость смертности от возраста, мужчины умирают чаще, чем женщины и т.д.), высказал ряд соображений о причинах этих явлений и рассчитал первую, примитивную таблицу смертности.
В дальнейшем ее усовершенствовал Э Галлей, рассматривая таблицу смертности как важный инструмент в страховании жизни. При этом он обратил особое внимание на младенческую и детскую смертность.
Ученые, занимающиеся изучением населения, долго искали слово, которое стало бы названием их науки. Оно появилось примерно на двести лет позже – в 1855 г., когда в Париже вышла в свет книга бельгийского ученого А. Гийяра «Элементы человеческой статистики или Сравнительная демография…», в которой он определил демографию как «естественную и социальную историю человеческого рода» и как « математическое познание человеческих популяций, их общего движения, их физического, гражданского и морального состояния». Официально термин «Демография» был признан в 1882 г. на Международном конгрессе гигиены и демографами.
Объект изучения демографии - совокупность людей, проживающих на определенной территории и непрерывно воспроизводящихся в процессе смены поколений. Понимание предмета демографии и его содержание менялось по мере углубления знаний и дифференциации наук. К середине 20 в. было осознано, что демография имеет своим объектом определенную область человеческой действительности, которую не изучает никакая другая наука: - возобновление поколений людей, т.е. процессы взаимодействия рождаемости, смертности, брачности и разводимости и воспроизводство населения в целом. Все это называется демографическими процессами. Под влиянием демографических процессов изменяется численность, состав население, под влиянием миграции - его размещение по территории.
Демография как наука изучает: а) закономерности и социально-экономическую обусловленность рождаемости, смертности, воспроизводство супружеских пар и семей; б) исследует изменения демографической структуры ( половозрастной, брачной,, семейной); в) разрабатывает методы описания,, анализа и прогноза демографических процессов и демографической структур; г) выясняет как общие закономерности их протекания, так и особенности проявления этих закономерностей в определенных условиях, месте и времени.
Научное и практическое
значение Д. заключается в том, что
«народонаселение является основой
и субъектом общественного
С точки зрения уровней исследования выделяют следующие разделы демографии:
1). Демографическая теория
– трактовка движущих сил
2) Демографическая статистика:
сбор первичных данных о
3). Демографический анализ- изучение взаимосвязей между демографическими явлениями.
4) историческая демография и др.
Методы демографии
-метод когорт, применяемый при изучении того или иного демографического события. (Когорта - группа лиц, которые переживают одни и те же события в один и тот же период времени. Например, возрастная когорта, брачная и т.д.)
- метод потенциальной
демографии, при котором демографические
процессы выражаются не числом
событий или возрастом, а демог
-стандартизация
Связь демографии с другими науками. Исторические науки, экономические науки, социология, экономическая география, этнография, археология, социальная психология, социальная гигиена,
геронтология, правоведение и др.
Источниками информации в демографии являются:
Переписи населения. Перепись населения – это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения. Это краткое, но недостаточно полное и точное понятие. Более объемное определение дается экспертами ООН. «Перепись населения – это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части»
Достоинство этого определения в том, что, во-первых, оно перечисляет ряд существенных особенностей переписи населения, которые отличают ее от других подобных обследований. Во-вторых, раскрывает универсальный междисциплинарный характер переписи населения.
Основные принципы современной переписи.
1. Всеобщность охвата населения территории, на которой проводится перепись, т.е. – учет каждого жителя без исключения, где бы он ни находился. Этим перепись отличается от обследований.
Периодичность или регулярность проведения переписей через равные промежутки времени. ООН рекомендует всем странам проводить переписи в год, заканчивающийся нулем.
Безотносительность целей переписи населения к каким-либо частным интересам государства: налогообложения, распределения жилплощади и др.
Проведение переписи по единой программе и единым правилам по всей территории, охватываемой переписью. При этом важно соблюдение преемственности программы предстоящей переписи, по отношению к предыдущей для получения сопоставимых итогов.
Индивидуальность или иначе – поименность. В дальнейшем индивидуальные сведения суммируются в соответствии с программой обработки переписи.
Непосредственное получение сведений у населения. Хотя часть информации содержится в различного рода документах. Но они, во-первых создаются для определенных целей, а во-вторых, в них могут быть подделки и ошибки.
Анонимность сведений
Принцип самоопределения: запись ведется со слов опрашиваемого.
Одномоментность переписи, т.е. приурочение всех собираемых перепью сведений о каждом человеке к одному точному моменту времени, называемого критическим моментом переписи населения, или моментом счета населения.
Централизованное руководство проведением переписи.
Краткая история проведения переписей. История регулярных переписей населения начинается с переписи 1790 г. в США и с переписей, проведенных в 1801 г. в некоторых странах Европы. Первой , проведенной на научной основе, считается бельгийская перепись населения, проведенная под руководством выдающегося ученого-статистика А. Кетле. Она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживающее в том месте, где его застала перепись.
Прообразом современных перепис
Первая полномасштабная Всеросс
Проведение следующей переписи неоднократно переносилось, и окончательная дата назначена на январь 1937 г. По расчетам плановых органов к конце 1937 г. население СССР должно составить 180,7 млн. человек. Эта цифра бала озвучена с высокой трибуны. Но перепись насчитала всего 163,7 млн. В результате эта перепись была объявлена недействительной. Материалы подлежали уничтожению, а организаторы переписи были репрессированы.
Следующая перепись состоялась в 1939 г. По расчетам Госплана численность населения Союза к этому году должна составить 170 млн. человек. Памятуя о недавних репрессиях после переписи 1937 г., статистики очень старались, и в результате была показана цифра 170,5 млн. Обработке переписи помешала Вторая мировая война.