Лекции по "Демографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:01, курс лекций

Описание работы

1.Объект, предмет и задачи демографии
2. Источники информации о населении
3. Численность и структура населения
4. Брачность и разводимость. Брачное поведение

Файлы: 1 файл

Курс лекций по демографии.doc

— 5.77 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Демография

Курс лекций для студентов заочного отделения по специальности -   «Государственное и муниципальное  управление»

 

 

 

 

 

Составитель: А.Г. Оруджиева,

к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2012

Введение

 

С начала  90-ых годов  ХХ столетия Россия вступила в активную стадию демографического кризиса, хотя его скрытые формы начали проявляться  двумя десятками лет ранее. Возросший интерес к демографическим проблемам обусловлен рядом обстоятельств.

  1. Резкое ухудшение демографической ситуации в стране привлекает все большее внимание ученых, политиков, общественность, СМИ к проблемам развития населения.
  2. Росту популярности демографии способствовала и публикация многих демографических данных, доступ к которым в советский период имели ограниченный круг лиц.
  3. Необходимость более глубокого изучения демографических процессов связана с часто встречающимся представлением о простоте их изучения, возможности понимания сути происходящих явлений на базе «простых предположений» , основанных на динамике одного из показателей (общих коэффициентов рождаемости и смертности). Отсюда и часто неверное их использование в политических дискуссиях. Корректный результат и правильные выводы можно сделать на основе системы показателей, с четким представлением об их возможностях.
  4. Одной из серьезных  и малоизученных проблем, приобретающих сейчас особую значимость, являются многообразные и часто противоречивые последствия современных демографических тенденций, их тесная взаимосвязь с экономикой, их взаимовлияние, что представляет интерес при переходе к  новым формам хозяйствования.
  5. Важнейшее практическое  назначение углубленного изучения демографических процессов обусловлено необходимостью   проведения активной государственной демографической и социальной политики в Российской Федерации.

Преподавание курса  демографии в настоящее время  ведется на всех гуманитарных факультетах  высших учебных заведений.

Знание демографии, умение читать и анализировать демографическую  информацию необходимо как научным  работникам,  так и специалистам различных направлений практической деятельности.

Пособие подготовлено для  студентов заочного обучения в соответствии с утвержденной программой курса  «Демография»   и учитывает  специфику специальности 080504.- «Государственное и муниципальное управление»

  1. Объект, предмет и задачи демографии

 

Демография (от греч. Demos – народ и grafo – пишу)  - наука о народонаселении (или о населении). В обыденном употреблении «население» – совокупность людей, проживающих на определенной территории. В научном понимании население – целостный социальный феномен, занимающий определенное место в системе общественных отношений, имеющей многообразные связи с другими общественными подсистемами, обладающий собственной структурой, динамикой и качественно-количественной определенностью.

Возникновение демографии как науки обычно связывают с  появлением работы английского ученого-самоучки Джона Граунта  Естественные и  политические   наблюдения, перечисленные  в прилагаемом оглавлении и сделанные  на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, воздуху, болезням и другим изменениям названного города» (1662 г.). Уже из названия книги виден широкий социальный замысел ее автора. На основании данных о родившихся и умерших в Лондоне за 80 лет, он впервые установил важные демографические закономерности  (превышение числа мальчиков среди новорожденных, зависимость смертности от возраста,  мужчины умирают чаще,  чем женщины и т.д.), высказал ряд соображений о причинах этих явлений  и рассчитал первую, примитивную  таблицу смертности.

В дальнейшем ее усовершенствовал Э Галлей, рассматривая таблицу смертности как важный инструмент в страховании  жизни. При этом он обратил особое внимание на младенческую и детскую  смертность.

Ученые, занимающиеся изучением  населения, долго искали слово, которое стало бы названием их науки. Оно появилось примерно на двести лет позже – в 1855 г., когда в Париже вышла в свет книга бельгийского ученого А. Гийяра «Элементы человеческой статистики или Сравнительная демография…», в которой он определил демографию как «естественную и социальную историю человеческого рода» и как « математическое познание человеческих популяций, их общего движения, их физического, гражданского  и морального состояния». Официально термин «Демография» был признан в 1882 г. на  Международном конгрессе гигиены и демографами.

Объект изучения демографии   - совокупность людей, проживающих на определенной территории и непрерывно воспроизводящихся в процессе смены  поколений. Понимание предмета демографии и его содержание менялось по мере углубления знаний и дифференциации наук. К середине 20 в. было осознано, что демография имеет своим объектом  определенную область человеческой действительности, которую не изучает никакая другая наука: - возобновление поколений людей, т.е. процессы взаимодействия  рождаемости, смертности, брачности и разводимости и воспроизводство населения в целом. Все это называется демографическими процессами. Под влиянием демографических процессов изменяется численность, состав население, под влиянием миграции - его размещение по территории.

Демография как наука изучает: а) закономерности и социально-экономическую обусловленность рождаемости, смертности, воспроизводство супружеских пар и семей; б) исследует изменения демографической структуры ( половозрастной, брачной,, семейной); в) разрабатывает методы описания,, анализа и прогноза демографических процессов и демографической структур; г) выясняет как общие закономерности их протекания, так и особенности проявления этих закономерностей в определенных условиях, месте и времени.

Научное и практическое значение Д. заключается в том, что  «народонаселение является основой  и субъектом общественного процесса воспроизводства». Результаты демографических  исследований представляют существенную часть всей системы знаний о населении.

С точки зрения уровней исследования выделяют следующие разделы демографии:

1). Демографическая теория  – трактовка движущих сил воспроизводства  населения, его обусловленность  экономическими, социальными, социально-психологическими  и другими факторами; объяснение исторических тенденций развития режимов воспроизводства. Демографическая  теория служит исходным моментом для всех этапов научного изучения демографических процессов, начиная с формирования рабочих гипотез и кончая обобщением собранной информации.

2) Демографическая статистика: сбор первичных данных о населении  и демопроцессах (переписи, микропереписи,  текущий учет демографических  событий), обработка, описание, общая  характеристика численности и  состава населения. 

3). Демографический анализ- изучение взаимосвязей  между демографическими явлениями.

4) историческая демография  и др.

 

Методы демографии

  1. Общенаучные методы. 1. Принцип историзма – тенденции демографического развития. 2. Методы диалектики – научная абстракция,  восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукции и дедукции и др.
  2. Статистические методы, графические, картографические, социологические.
  3. Демографические методы:

-метод когорт, применяемый  при изучении того или иного  демографического события. (Когорта -  группа лиц, которые переживают одни и те же события в один и тот же период времени. Например, возрастная когорта, брачная и т.д.)

- метод потенциальной  демографии, при котором демографические  процессы выражаются не числом  событий или возрастом, а демографическими потенциалами – числом человеко-лет предстоящей жизни;

-стандартизация демографических  коэффициентов – процедура устранения  влияния возрастной  структуры  населения на величину общих  демографических коэффициентов.

  • передвижки по возрастам (прогноз);
  • метод реального и условного поколения и др.

Связь демографии с другими  науками. Исторические науки, экономические науки, социология, экономическая география, этнография, археология, социальная психология, социальная  гигиена,

геронтология, правоведение и др.

  1. Источники информации о населении

Источниками информации в демографии являются:

  • переписи населения, проводимые регулярно, обычно раз в 10, в некоторых странах – раз в 5 лет;
  • текущий  статистический учет демографических событий (рождений, смертей, браков, разводов), осуществляемый непрерывно;
  • текущие регистры (списки, картотек), функционирующие  непрерывно;
  • выборочные и специальные обследования.

Переписи населения. Перепись населения – это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения.  Это краткое, но недостаточно полное и точное понятие. Более объемное определение дается экспертами ООН. «Перепись населения – это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный  момент времени в стране или ее четко ограниченной части»

Достоинство этого определения  в том, что, во-первых, оно перечисляет  ряд существенных особенностей переписи населения, которые отличают ее от других подобных обследований. Во-вторых, раскрывает универсальный междисциплинарный характер переписи населения.

Основные принципы современной  переписи.

1. Всеобщность охвата населения  территории, на которой проводится  перепись, т.е. – учет каждого  жителя без исключения, где бы он ни находился. Этим перепись отличается от обследований.

Периодичность или регулярность проведения переписей через равные промежутки времени. ООН рекомендует всем странам  проводить переписи в год, заканчивающийся  нулем.

Безотносительность целей переписи населения к каким-либо частным интересам государства: налогообложения, распределения жилплощади и др.

Проведение переписи по единой программе  и единым правилам по всей территории, охватываемой переписью. При этом важно  соблюдение преемственности программы предстоящей переписи, по отношению к предыдущей для получения сопоставимых итогов.

Индивидуальность или иначе  – поименность. В дальнейшем индивидуальные сведения суммируются в соответствии  с программой обработки переписи.

Непосредственное получение сведений у населения. Хотя часть информации содержится в различного рода документах. Но они, во-первых создаются для определенных целей, а во-вторых, в них могут быть подделки и ошибки.

Анонимность сведений

Принцип самоопределения: запись ведется со слов опрашиваемого.

Одномоментность переписи, т.е. приурочение  всех собираемых перепью сведений о  каждом человеке к одному точному  моменту времени, называемого критическим  моментом переписи населения, или моментом счета населения.

Централизованное руководство проведением переписи.

Краткая история проведения переписей. История регулярных  переписей населения начинается с переписи 1790 г. в США и с переписей, проведенных в 1801 г. в некоторых странах Европы. Первой , проведенной на научной основе, считается бельгийская перепись населения, проведенная под руководством выдающегося ученого-статистика А. Кетле. Она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживающее в том месте, где его застала перепись.

Прообразом современных переписей в России  являются подушные переписи (ревизии), начало проведения которых, было положено Указом Петра 1 от 26 ноября 1718 г. За период с 1719 по 1859 гг. проведено 10 ревизий, каждая из которых продолжалась несколько лет.

Первая полномасштабная Всероссийская перепись населения была проведена в 1897 г. под руководством П.П. Семенова (в последствие – Тян-Шанского). Итоги переписи опубликованы в 1905 г. в 89 томах. После революции были проведены переписи населения в 1920 и 1923 гг. Наибольшего внимания заслуживает  первая Всесоюзная перепись населения, проведенная по состоянию на 17 декабря 1926 г.  Материалы переписи были опубликованы в 56 томах. На  основе ее материалов разрабатывался баланс народного хозяйства, выполнялись текущие расчеты численности и состава населения на ближайшие годы, строились демографические прогнозы.   

Проведение следующей переписи неоднократно переносилось, и окончательная  дата назначена на январь 1937 г. По расчетам плановых органов к конце 1937 г. население  СССР должно составить 180,7 млн. человек. Эта цифра бала озвучена с высокой трибуны. Но перепись насчитала всего 163,7 млн. В результате эта перепись была объявлена недействительной. Материалы подлежали уничтожению, а организаторы переписи были репрессированы.

Следующая перепись состоялась в 1939 г. По расчетам Госплана численность населения Союза к этому году должна составить 170 млн. человек. Памятуя о недавних репрессиях после переписи 1937 г., статистики очень старались, и в результате была показана цифра 170,5 млн. Обработке переписи помешала Вторая мировая война.

Информация о работе Лекции по "Демографии"