Лекции по "Основам демографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:59, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Демография как наука.
Лекция 2. Источники информации о населении и демографических процессах. Перепись населения.
Лекция 3. Численность и структура населения.
Лекция 4. Брак как социологическая и демографическая категория.
Лекция 5. Развод и разводимость.

Файлы: 1 файл

демография.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

Возраст угасания плодовитости отодвигается по мере улучшения условий жизни  и здоровья населения: у женщин к 50-55 годам, у мужчин - к 55-60 годам.

Между тем все чаще женщины в  экономически развитых странах прекращают деторождение до 35 лет, после рождения одного, максимум двух детей.

Понятие плодовитости связано с  рядом других понятий, которые раскрывают те или иные ее стороны. Эта совокупность включает в себя понятия бездетности, бесплодия, инфертильности и стерильности.

Бесплодие - это неспособность зрелого организма мужчины или женщины к воспроизводству потомства. Брак считается бесплодным, если в течение трех лет регулярной половой жизни и при условии неприменения контрацепции и искусственных абортов не происходит рождения живого ребенка или из-за отсутствия зачатия, или из-за самопроизвольного выкидыша, или рождения мертвого ребенка.

Бесплодие обусловлено:

    • Спонтанной стерильностью;
    • Спонтанной (недобровольной) невынашиваемостью;
    • Мертворождением.

В современных экономически развитых странах около 10-15% брачных пар  бесплодны абсолютно (т.е. не имеют  шансов на рождение ребенка) и столько  же - относительно (т.е. обладают пониженной плодовитостью).

Стерильность – это неспособность к зачатию. При этом различают стерильность постоянную (в старших возрастах, после достижения менопаузы), стерильность в репродуктивном периоде (как следствие заболевания или операции стерилизации), временную (в период беременности, послеродовая или послеабортная аменорея, как результат применения контрацепции), стерильность естественную (вызванную нормальными физиологическими причинами: возрастом, беременностью, кормлением грудью и т.п.), искусственную (контрацептивную) и т.д.

Инфертильность – отсутствие рождений. Она может быть следствием искусственного прерывания беременности, а также полного отсутствия сексуальных отношений (абстиненции) на протяжении всего репродуктивного периода или какой-то его части (из-за отсутствия брака, длительного разделения супругов или контрацептивного воздержания).

Инфертильность вместе с возможными случаями смертей детей является фактором бездетности, т.е. отсутствия детей в семье.

Взаимосвязь этих понятий отражена на рис 6.1

Взаимосвязь понятий, характеризующих  соотношение рождаемости, плодовитости и бесплодия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напрямую плодовитость измерить нельзя. Ее можно оценить или через  измерение оплодотворяемости (физиологической  способности к зачатию, которая приблизительно равна 0,2), или условно принимая за нее уровень естественной рождаемости

 Лекция 7. Репродуктивное поведение.

 

  1. Понятие и структура репродуктивного поведения.
  2. Влияние репродуктивного поведения на уровень рождаемости.

 

Репродуктивное поведение - система действий, отношений и психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения ребенка в браке или вне его.

Отказ от рождений, действия его реализующие, раскрываются через понятие контрацептивного поведения. Основными характеристиками которого является применение контрацепции, искусственный аборт и воздержание.

Структура репродуктивного  поведения:

  1. Репродуктивные потребности (потребность в детях);
  2. Репродуктивные установки;
  3. Репродуктивные мотивы;
  4. Решения;
  5. Действия.

Репродуктивные  потребности - это усвоенные человеком в процессе социализации бытующие в культуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы, или социальные нормы рождаемости (т.е. социальные образцы и принципы поведения, относящиеся к рождению определенного числа детей). Это главный двигатель «репродуктивного поведения».

Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий  жизни и их изменений. Величина потребности  в детях неизменна на протяжении жизни человека. В связи с этим различают малодетное, среднедетное и многодетное репродуктивное поведение.

Репродуктивные  установки – это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Они делятся на два класса:

  • Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей;
  • Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.

Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя предпочитаемых чисел детей:

Среднее идеальное число  детей – характеризует представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей. Этот показатель отражает представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях;

Среднее желаемое число  детей – это показатель, характеризующий индивидуальную потребность в детях, выявляет личностные предпочтения индивида в отношении числа детей, которое хотел бы иметь в своей семье, если бы ему ничего не мешало осуществить свое желание;

Среднее ожидаемое (планируемое) число детей – характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами.

Репродуктивные установки формируются  в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни  человека. Уменьшение среднего желаемого  числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением,  числе детей.

Среднее желаемое число детей указывает  тот предел, до которого можно поднять  уровень рождаемости с помощью  средств социальной политики.

Репродуктивные  мотивы – это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.

Репродуктивный мотив характеризует  личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Выделяют следующие репродуктивные мотивы:

  • Экономические мотивы рождения детей – это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус;
  • Социальные мотивы – это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить «как все» и иметь столько же «как и все» детей;
  • Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности.  (Например, иметь ребенка, чтобы опекать его, проявлять свою любовь к нему; стремление  продолжить себя в своих детях и т.п.)

В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.

2. Влияние репродуктивного поведения  на уровень рождаемости

В демографии принято различать  два основных подхода к измерению влияния репродуктивного поведения на уровень рождаемости:

  1. Нормативный подход;
  2. Эмпирический подход («анализ промежуточных (непосредственных) переменных (детерминант) рождаемости»)

Нормативный подход связан с представлениями о существовании некоего стандарта повозрастной брачной рождаемости, не ограничиваемой никаким вмешательством в репродуктивный цикл. Эта ничем неограниченная рождаемость (т.е. при отсутствии намеренного вмешательства в репродуктивный цикл) получила название естественной рождаемости. Сопоставив фактическую рождаемость со стандартом естественной рождаемости, можно оценить соотносительную роль поведения и демографической структуры. 

Разработка нормативного подхода  связана с именами французского демографа Л. Анри, американских демографов Э. Коула, Дж. Трассела и российского демографа В.А. Борисова. Их объединяет общее для нормативного подхода представление о существовании стандарта естественной рождаемости (ЕР), с которым сопоставляется рождаемость фактическая. Однако  первые исходят из представлений о максимуме ЕР, определяемой вне зависимости от наличных социально-экономических условий, а В.А. Борисов выдвинул идею о существовании минимума ЕР, обусловленного социально-экономическими и санитарно-гигиеническими условиями, которые ограничивают ЕР.

Э. Коул полагал, что в качестве стандарта ЕР необходимо принимать  реальную рождаемость населений, в  которых бы сочетались высокий уровень  социально-экономического развития, высокая  санитарно-гигиеническая культура, поголовная брачность, полное отсутствие какого-либо намеренного вмешательства в репродуктивный цикл, относительно короткий период грудного вскармливания, а также низкие уровни внутриутробной и младенческой смертности.

Именно поэтому Коул предложил  использовать в качестве стандарта ЕР показатели повозрастной рождаемости религиозной секты гуттеритов (браки, заключенные в 1920-х гг.). У гуттеритов уникально сочетаются хорошие санитарные условия, высокий уровень жизни, низкая смертность и неограничиваемая рождаемость.

Э. Коул разработал индексы рождаемости (индексы Коула) для сравнения  фактического уровня рождаемости со стандартом.

По расчетам Коула, население России использует максимальный потенциал  рождаемости лишь на 10 %.

Российский демограф В.А. Борисов, разрабатывая свой вариант нормативного подхода, исходил из того, что использовать рождаемость гуттеритов в качестве стандарта естественной рождаемости нельзя из-за уникальности этого субнаселения. По его мнению, таким стандартом может быть только стандарт, разработанный на основе математической модели репродуктивного процесса, так как только в этом случае можно использовать массовые фактические данные. По мнению В.А. Борисова, более правильно определять не максимум, а минимум ЕР, чтобы быть уверенным, что уровень естественной брачной рождаемости не опустится ниже этого минимума в нормальных санитарных условиях. Свой стандарт естественной рождаемости В.А. Борисов назвал гипотетическим минимумом естественной рождаемости, или ГМЕР. По его мнению, естественная повозрастная брачная рождаемость может быть ниже определенных значений только при наличии хотя бы одного из следующих факторов:

  1. Недоучет числа родившихся;
  2. Высокая доля бесплодных браков;
  3. Высокая доля раздельно живущих супругов;
  4. Намеренное ограничение числа рождений в браке (это основной фактор репродуктивного поведения).

Важным недостатком ГМЕР и индексов Коула является их нормативность, а  также возможность использования  только в годы, близкие к переписи населения, поскольку для их расчета  необходимы данные о брачной структуре  населения.

 

 

Лекция 8. Смертность.

 

  1. Понятие смертности.
  2. Смертность по причинам.

 

Смертность является вторым после  рождаемости важнейшим демографическим  процессом.

Смертность – процесс вымирания поколения. Смертность рассматривают как массовый статистический процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах и определяющих в своей совокупности порядок вымирания реального или условного поколения.

Смерть наряду с рождаемостью и  мертворождением является первичным  витальным событием. Статистика смертей, как и вообще анализ смертности, необходима и для целей демографических исследований, и для органов здравоохранения и социальной политики.

 

Показатели уровня смертности

Для измерения уровня смертности используется система показателей. Самым первым и простым из них является абсолютное число смертей. Однако этот показатель подобно всем абсолютным демографическим показателям сильно зависит от общей численности населения, его структуры, прежде всего возрастно-половой.

Первым относительным показателем  уровня смертности является общий коэффициент смертности. Он равен отношению числа случаев смерти за период времени Т к общему числу человеколет, прожитых населением за этот период:

,

где М – число случаев смерти за период времени Т, - общее число человеколет, прожитых населением за период времени Т.

Общий коэффициент смертности одновременно является и ее специальным коэффициентом, поскольку все люди смертны. Динамика общего коэффициента за ряд лет позволяет получить самое первое представление об изменениях уровня смертности.

Недостатком данного коэффициента является его зависимость от возрастно-половой  структуры населения, а также  от уровня рождаемости: при прочих равных условиях чем выше рождаемость, тем  выше и общий коэффициент смертности, т.к. тем выше и доля детей в возрасте до года, смертность которых выше, чем во многих других возрастах.

Информация о работе Лекции по "Основам демографии"