Лекции по "Основам демографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:59, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Демография как наука.
Лекция 2. Источники информации о населении и демографических процессах. Перепись населения.
Лекция 3. Численность и структура населения.
Лекция 4. Брак как социологическая и демографическая категория.
Лекция 5. Развод и разводимость.

Файлы: 1 файл

демография.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

Влияние возрастно-половой структуры  устраняется с помощью частных  коэффициентов смертности, т.е. коэффициентов  смертности для различных групп  населения (для мужчин и женщин, для города и села, для разных брачных состояний и др.)

Среди частных коэффициентов смертности важнейшее место принадлежит  ее повозрастным коэффициентам, которые рассчитываются отдельно для мужчин и женщин как отношение числа смертей в том или ином возрасте к среднегодовой численности мужчин или женщин в этом возрасте:

,

где ASMRx – повозрастные коэффициенты смертности; - численность умерших в данном интервале возраста (х+n) лет; - среднегодовая численность населения в данном интервале возраста.

Анализ повозрастных коэффициентов  смертности позволяет выявить различия в уровнях смертности по отдельным  возрастным группам.

Недостатком этих коэффициентов является их многочисленность (до сотни), а также некоторая зависимость от возрастной аккумуляции. Но эти недостатки устраняются расчетом коэффициентов не для одногодичных, а для 5-летних возрастных интервалов.

Среди повозрастных коэффициентов  смертности особое место занимает коэффициент младенческой смертности, т.е. показатель, измеряющий смертность детей в возрасте до года. Ранее этот коэффициент именовался коэффициентом детской смертности, но в настоящее время его называют коэффициентом младенческой смертности, чтобы отличить от показателя смертности детей в возрасте 0-4 лет или 0-15 лет, который и носит название коэффициента детской смертности.

Смертность в возрасте до года, с одной стороны, резко превышает  смертность  в других возрастах, кроме самых старших. С другой стороны, служит мощным показателям уровня социально-экономического развития страны.

Коэффициент младенческой смертности рассчитывают не так, как остальные  повозрастные коэффициенты. При его  вычислении число смертей детей  в возрасте до года делится не на их среднегодовую численность, а на число родившихся, т.к. нет данных о среднегодовой численности. К тому же вероятности смерти в начале и в конце первого года жизни сильно отличаются друг от друга.

Количественные индикаторы уровня смертности и его динамики являются важным инструментом анализа демографической ситуации в стране. Однако одних количественных индикаторов для полной характеристики как самой смертности, так и общей социально-экономической ситуации, условий труда и жизни населения, его образа жизни, поведения, связанного со здоровьем и продолжительностью жизни недостаточно. Коэффициенты смертности и показатели таблиц смертности должны быть дополнены качественными показателями, характеризующими причины смерти, - то, от чего умирают люди в том или ином возрасте.

Важность этого аспекта анализа  смертности обусловлена тесной связью причин, от которых умирают люди, с условиями их жизни и труда, с уровнем развития здравоохранения, с общим уровнем социально-экономического развития, наконец, с поведением самих людей, с их отношением к собственному здоровью, к жизни и смерти.

Под причинами смерти понимают болезни, патологические состояния или травмы, которые привели к смерти или способствовали ее наступлению, а также обстоятельства несчастного случая, вызвавшего травму со смертельным исходом, или насильственной смерти.

Источником информации о причинах смерти являются записи в медицинских  свидетельствах о смерти, составляемых врачом относительно заболевания, несчастного  случая, убийства, самоубийства и другого  внешнего воздействия, послуживших причиной смерти. Такие записи служат основанием для указания причины смерти в записях актов о смерти.

Первые сведения о средней продолжительности  жизни получены археологами и  антропологами в ходе археологических  раскопок. В результате, было выяснено, что в конце эпохи неолита (8-3 тыс. до н.э.) средняя продолжительность жизни составляла 20 лет. В эпоху бронзы и железа (4-1 тыс. до н.э.) средняя продолжительность жизни была немного больше и составляла приблизительно 30 лет.

В Древнем Египте средняя продолжительность жизни достигала 22,5 года в городе,  в провинциях - 25 лет.

В средневековье люди доживали в  среднем до 28,7 лет, причем женская  смертность была выше мужской.

В 1693 г. английский астроном Эдмунд Галилей  опубликовал научно обоснованную таблицу смертности для города Бреславль. С этого времени таблица смертности стала основой для вычисления продолжительности жизни.

В XIX веке в Европе средняя продолжительность жизни составляла примерно 40 лет, а в то же время в России – 32 года. Причина столь низкой продолжительности жизни заключалось в неизлечимых в то время различных инфекционных заболеваниях, пневмонии, бронхите, гриппе, а также диарее.

С победой над смертностью от острых респираторных заболеваний  связан рост средней продолжительности жизни в ХХ веке.

Раньше женская смертность многократно  превышала мужскую вследствие приниженного положения женщины в обществе и тяжелой физической работы, которую  приходилось выполнять женщинам, а также высокой материнской  смертности и отсутствием  заботы о новорожденных девочках.

В XIX веке смертность городского населения превышала смертность сельского населения. Это было связано с бурным развитием экономики и появлением мануфактур. В ХХ в. ситуация изменилась: смертность сельского населения в несколько раз превысила смертность городского. Эти изменения были связаны с отсутствием в сельской местности новейших достижений в области медицины.

Величина средней продолжительности  жизни свидетельствует об усилиях  общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения. (К концу ХХ века максимальная продолжительность жизни была зафиксирована в Японии и составляла 80 лет, а минимальная – в Центральной и Южной Африке – 47 лет).

В современное время важной проблемой  является высокая преждевременная  смертность населения трудоспособного возраста. Показатели смертности мужчин в 4-6 раз превышают показатели смертности женщин трудоспособного возраста.

Доля доживающих до начала трудоспособного  возраста  составляет для мужчин и женщин соответственно 97 % и 98 %. А  доля доживающих до конца трудоспособного возраста для мужчин и женщин соответственно равна 52 % и 82 %. В 2000 г. от несчастных случаев погибли 238,2 тыс. чел,  причем 40% из них составляли мужчины. Средний возраст умерших составил приблизительно 45 лет, т.е. почти середина трудоспособного возраста.

С 1992 г. все большее место среди  причин смерти занимают самоубийства. В России смерть от самоубийств превысила  в 2,5 раза показатели по Европе.

От болезни сердца умирают почти 30 % трудоспособного населения. Наблюдается процесс «омолаживания» данного заболевания. Если раньше средний возраст умирающих от болезни сердца составлял 75 лет, то теперь он равен 50 годам.

 

 

Лекция 9. Понятие и структура самосохранительного поведения.

 

Самосохранительное  поведение – это система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление сроков жизни в пределах этого цикла.

В понятии «самосохранительное  поведение» следует различать позитивную и негативную стороны. Позитивная сторона связана с действиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья, на реализацию стремления прожить долгую и здоровую жизнь. Примерами позитивных форм самосохранительного поведения являются получающие все большее распространение занятия физической культурой и спортом, отказ от злоупотребления пищей, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. - вообще все виды поведения, ассоциируемые с так называемым здоровым образом жизни. Негативные формы самосохранительного поведения связаны с сознательным или неосознаваемым предпочтением смерти возможной или условной перспективе неполноценной с точки зрения индивида жизни, неполноценной в физиологическом, психологическом, социальном или ином отношениях. Наиболее ярким примером негативного самосохранительного поведения является самоубийство, совершая которое, человек стремится сохранить свою «Я-концепцию», т.е. свое представление о самом себе. Однако в любом случае и позитивное, и негативное самосохранительное поведение в конечном итоге выражается в движении показателей уровня здоровья, заболеваемости, смертности и их структуры по причинам. Именно с этой стороны самосохранительное поведение и интересует демографию.

Понятие самосохранительного поведения  было введено в демографию именно в связи с осознанием того, что  в современных условиях все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, отношение людей к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни.

Структура самосохранительного  поведения:

  1. Потребность личности в самосохранении;
  2. Самосохранительные установки;
  3. Самосохранительные мотивы;
  4. Решения;
  5. Действия.

Ядром структуры самосохранительного  поведения является потребность личности в самосохранении. Эта потребность выражается  чрезвычайно сложной структурой,  включающей в себя практически все уровни пирамиды потребностей А. Маслоу, вплоть до потребности в самоактуализации. Верхним уровнем потребности в самосохранении является потребность личности в сохранении своего Я, своего социального статуса и лица. Средний уровень потребности в самосохранении образует потребность личности в психологическом самосохранении, сохранении определенности своего Я в коммуникациях с другими. Это потребность в уважении к себе со стороны других людей, потребность в общении и принадлежности к себе подобным. Нижний уровень потребности в самосохранении - это потребность в сохранении себя как физического, телесного существа. Это потребность в сохранении самой жизни и здоровья на всех стадиях жизненного цикла.

Весь комплекс потребностей третьего уровня фокусируется в потребности в конкретных сроках жизни, что позволяет ставить вопрос об измерении установок самосохранительного поведения.

Исследования самосохранительных установок начались с выявления идеальной продолжительности жизни, с измерения желаемого и ожидаемого числа лет собственной жизни.

Средняя идеальная продолжительность  жизни – характеризует представление индивида о наилучшем числе лет жизни вообще, не обязательно  своей.

Средняя желаемая продолжительность  жизни – это показатель, характеризующий представление индивида о длительности своей жизни при самых благоприятных условиях.

Средняя ожидаемая продолжительность  жизни – характеризует реальные намерения индивида прожить определенное число лет с учетом конкретных обстоятельств его жизни.

В результате проведенных исследований были выявлены статистически значимые различия в предпочитаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, противоположные, кстати, реальному соотношению мужской и женской смертности. Вопреки реальности и даже вопреки собственным представлениям о своем здоровье показатели желаемой и ожидаемой продолжительности жизни у мужчин оказались более высокими, чем у женщин. Точно также выявлена статистически значимая связь между семейным статусом респондентов и их представлениями о желаемой и ожидаемой продолжительности жизни. Семейные люди более оптимистически оценивают и свои желания, и свои ожидания относительно сроков своей жизни: соответственно 90,2 у семейных и 88,3 у одиноких по желаемой и 71,8 и 62,7 по ожидаемой продолжительности жизни.

В исследовании А.И. Кузьмина зафиксирована  значимая связь между показателями репродуктивного и самосохранительного  поведения: чем выше, например, детность опрошенных, тем более высокой  оказывается и их ожидаемая продолжительность  жизни. Аналогичной является и связь между ожидаемым числом детей в семье и ожидаемой продолжительностью жизни. В этой взаимосвязи репродуктивного и самосохранительного поведения ведущим, определяющим является репродуктивное поведение. Отсюда закономерным представляется вывод о том, что снижение рождаемости опасно не только само по себе, а как основной фактор депопуляции. Оно вполне явным образом препятствует при прочих равных условиях и снижению смертности, и повышению продолжительности жизни, поскольку ведет к уменьшению и установок на продолжительность жизни, вообще к неблагоприятным изменениям самосохранительного поведения.

Как и в случае с репродуктивным поведением, самосохранительные мотивы можно разделить на экономические, социальные и психологические. Такое разделение обусловлено средствами достижения индивидуальных целей.

Экономические мотивы – это мотивы, которые побуждают выбирать такую стратегию самосохранительного поведения (стремиться жить дольше или отказываться от этого стремления), которая способствует достижению ряда экономических целей, т.е. целей, связанных с повышением (сохранением) достигнутого экономического статуса, с желанием получить определенные материальные блага или избежать их потери. Например, выбор человеком опасной профессии, связанной с повышенным риском, может мотивироваться желанием получения высокого дохода и разного рода льгот и привилегий, которые в данном случае являются определенной компенсацией риска.

Социальные мотивы - это мотивы, которые побуждают выбирать такую стратегию самосохранительного поведения, которая способствует достижению определенных социальных целей, т.е. целей, связанных с повышением (сохранением) достигнутого социального статуса. Они являются реакцией на бытующие в культуре социальные нормы отношения к ценности человеческой жизни и ее продолжительности, к полноте и завершенности индивидуального цикла жизни и т.д. Социальные мотивы действуют там и тогда, где и когда действуют стимулы, символизирующие повышение социального статуса и престижа человека, прожившего долгую жизнь, прошедшего через все социально значимые стадии жизненного цикла (вступление в брак, приобретение статуса родительства и прародительства), отметившего все «положенные» юбилеи, отпраздновавшего все мыслимые символические события типа серебряных или золотых свадеб, выхода на пенсию и т.п. Там же, где нет таких стимулов, там нет и желания жить долго.

Информация о работе Лекции по "Основам демографии"