Мегаполисы мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы изучения на нынешней ступени развития мегаполисов состоит в том, что есть возможность следить за двойственностью процесса урбанизации. С одной стороны, дома и постройки создают среду более высокого качества, а с другой - увеличивается отрыв жителей от натуральной природной среды, то есть ее смена на ненатуральное окружение и загрязнения разных видов. Кроме прямого воздействия на здоровье людей, загрязнение окружающей природно-антропогенной среды отрицательно воздействует на все сферы экономики городских агломераций, тем не менее, на практике экономические и экологические стороны их формирования исследуются по отдельности. Цель предоставленной работы заключается в рассмотрении и изучении крупнейших мировых мегаполисов и их проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН МЕГАПОЛИСОВ 5
ГЛАВА 2. КРУПНЕЙШИЕ МИРОВЫЕ МЕГАПОЛИСЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ 7
2.1 Мехико 7
2.2 Сеул 8
2.3 Токио 9
2.4 Пекин 11
2.5 Бомбей 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы изучения на нынешней ступени развития мегаполисов состоит в том, что есть возможность следить за двойственностью процесса урбанизации.  С одной стороны, дома и постройки создают среду более высокого качества, а с другой - увеличивается отрыв жителей от натуральной природной среды, то есть ее смена на ненатуральное окружение и загрязнения разных видов. Кроме прямого воздействия на здоровье людей, загрязнение окружающей природно-антропогенной среды отрицательно воздействует на все сферы экономики городских агломераций, тем не менее, на практике экономические и экологические стороны их формирования исследуются по отдельности.

Бытующий эколого-экономический инструментарий сориентирован в большей степени на констатацию факторов отрицательного влияния и в меньшей степени - на исполнение комплекса исследовательских и практических работ по данным проблемам. На сегодняшний день при проведении экономической оценки воздействие экологических факторов на объект недвижимости учитывается формально.

Урбанизация (от латинского urbs - город) – это исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала.1

Еще один термин, который связан с задачей урбанизации - мегаполис. Первоначально данный термин (от греческих megas - большой и polis - город) был употреблен английским автором путевых очерков Т. Хербертом в XVII веке для обозначения столиц. Но понемногу термин устарел, и в настоящее время так называют особо крупные города.2

Цель предоставленной работы заключается в рассмотрении  и изучении крупнейших мировых мегаполисов и их проблем.

Для выполнения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи: проанализировать  феномен мегаполисов и дать краткую характеристику основным мегаполисам мира.

Объектом исследования является мегаполис, а предметом исследования являются   предпосылки, стадии и проблемы формирования мегаполисов.

Методологическую основу исследования составляет совокупность научных приёмов и методов  исследования социальных явлений и  процессов, в том числе, конкретно-исторический, диалектический, формально-логический, структурно-функциональный методы, а также методы абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза.

В этой работе будут затронуты наиболее актуальные проблемы, так как все разобрать подробно в границах одной работы невозможно.

Реферат состоит из введения, теоретической части, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН  МЕГАПОЛИСОВ

 

Мы все проходим, свидетелями одного из феноменов, оказывающего всё большее и большее воздействие на созревание культуры, политики и всего образа существования человечества. Идет, не только увеличение населения планеты, но и сосредоточение людей в отдельных крупных городских агломерациях - мегаполисах. Большие города не просто быстро увеличиваются, поглощая соседние поселения, но они еще объединяются друг с другом, образуя при этом мегаполисы с жителями во многие десятки миллионов человек. Эти территории, расположенные между Нью-Йорком и Бостоном или между Токио и Осака заселены целиком - на каждой из них проживает много десятков миллионов людей.

Отгородить один город от другого уже неосуществимо - это одно целое. Их различает лишь только административное деление. На миниатюрном пятачке, который расположен между Токио и Осака живет едва ли не половина всего населения Японии и вырабатывается существенно более половины её валового национального продукта.

Схожая агломерация появляется и в Московской области. Такие города, как Мытищи, Химки, Реутов и многие другие - это уже тоже Москва. И подобный рост сосредоточения населения неумолимо тянется, и будет продолжаться - он неизбежен.

В ближайшие годы надлежит ждать дальнейшего роста  крупных городов и постепенное угасание малых. Схожее явление связано, в том числе, с принципиальными техническими продвижениями и структурной преобразованием промышленности. Снижается важность добывающей промышленности, понижается объем металлургического производства и ряда других отраслей, которые до недавних  времен составляли базу индустрии и мощи государства. Внушительная часть населения до самого последнего времени жила в посёлках (городках) при этих производствах.

Переход к последним высокотехнологичным производствам повергает не просто к подвижкам жителей: население переезжает в большие города. Эта миграция, вначале из сел в рабочие посёлки, из рабочих посёлков в города, а из городов уже в мегаполисы, присуща для большинства регионов планеты и продолжается уже не первую сотню лет. Данная ориентированность вызвана основами нашей цивилизации.

Несомненно, что для формирования подобного процесса должны существовать довольно значимые предпосылки. Их исследование - основное направление зарождающейся научной дисциплины «экология городов»3. Собственно научной дисциплины, так как разрешать проблемы, которые возникают в связи с увеличением городов надо на высоком профессиональном, научном уровне. Всякие волевые или умозрительные заключения, которые не учитывают процессы естественной самоорганизации, не только малоэффективны, но и чрезвычайно опасны.

Многие полагают, что мегаполисы это несчастье, причём временное, что народы следующих поколений будут жить в коттеджах и экологически чистых деревнях. Существование там приятнее и более здоровое – это бесспорно. Потому многие считают, что прогрессивное формирование общества неминуемо приведет к исчезновению мегаполисов.

Необходимо всем уяснить то, что основную массу населения Земли ожидает и далее жить в мегаполисах. Это неизбежная  реальность. Села исчезают. И эта действительность объясняется степенью современной техники и многими другими факторами. Рост мегаполисов – «природное явление». Это не фантазирование отдельных людей, а следствие самоорганизации общества, вследствие которой, растет взаимосвязанность людей. Им «по делу» нужно быть рядом друг с другом. Необходимо принять эту явь и научиться строить мегаполисы, так, чтобы можно было проживать в этих «монстрах».

Это неподдельно трудная проблема. Слепое формирование мегаполисов недопустимо.

ГЛАВА 2. КРУПНЕЙШИЕ МИРОВЫЕ МЕГАПОЛИСЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Теперь  проанализируем некоторые самые крупные на сегодняшний день мировые мегаполисы, обратив особую внимательность на проблемы этих крупных агломераций4.

2.1 Мехико

 

Самый крупно-населенный и самый протяженный город мира Мехико не имеет ясно обозначенных границ, по нему можно ехать сто и более километров из конца в конец по немногочисленным скоростным автострадам, пробки на которых начинаются в 7 утра и время от времени продолжаются до 11 ночи.

Мехико размещен на огромном плато (2400м. над уровнем моря) в слое скопления смога, который висит над городом 9 месяцев в году. Сравнительное облегчение приходит в июле-сентябре, в сезон дождей. Существование в загрязненном воздухе рассматриваемого мегаполиса можно приравнять выкуриванию пачки сигарет в день.

Другая проблема   Мехико – это нищета. От нее невозможно спрятаться и в самых неповторимых и очаровательных, тонущих в садах и парках богатых районах города. Светофоры переключаются в два раза реже, чем в Европе, что позволяет многим  уличных торговцам и нищим обступать машины, которые стоят в столичных перекрестках.

В Мехико, как и по всей Мексике, количество нищих не уменьшается. Этот приход нищеты ряд обозревателей сопоставляют с «третьей мировой войной».

Разница между бедными и богатыми сферами населения в Мексике в 3-4раза превосходит соответственные сведения по развитым странам. Процентная численность мексиканского среднего класса неизменно снижается. Одновременно с тем как 10% самых богатых граждан обладают 50% национального богатства, на долю 10% самых бедных мексиканцев доводится менее 2% национального достояния.

Половина рабочей силы мексиканской столицы удовлетворяется зарплатами на уровне одной - двух минимальных зарплат, что разрешает им получить только лишь треть расходов официально признанного прожиточного минимума по товарам и услугам на семью из 4-5 человек.

Положение обостряется еще и тем, что Мексике доводится импортировать 43% ежегодного национального потребления зерна, цена которого на мировом рынке устойчиво увеличивается. Уменьшение озонового слоя Земли инициирует в Мехико увеличение количества кожных болезней. Солнце доставляет вреда больше, нежели химические загрязнения сточных вод.

2.2 Сеул

 

Народонаселение Сеула достигло 10 с половиной миллионов человек (точнее, на конец 2000 года - 10.373.234 человека). Это обозначает, что в Сеуле живёт каждый четвёртый кореец. Следует также принять во внимание и пригороды Сеула, которые с административной точки зрения не считаются частью Сеула, но по факту входят в тот же мегаполис.

Корейцы нередко говорят не столько о Сеуле, а сколько о так называемой «столичной зоне», включающей многие пригороды и города-спутники корейской столицы. Данную территорию можно показать в виде огромного круга, радиусом в 70-80 километров, и с центром где-то на южной окраине столицы.

Численность жителей «столичной зоны» составляет в настоящий момент более 19 миллионов человек, или попросту, примерно 40% всего населения страны. В мире можно выделить мало стран с такой высокой численностью населения в столице и ее округе.

Население Лондона, к примеру, составляет только лишь 13% населения Англии, а обитатели Токио - 10% населения Японии,5.

Даже по мировым меркам Сеул можно отметить тем, что сейчас в нем проживает каждый 500-й житель планеты. Быстрый рост жителей Сеула начался только в нашем веке. До этого в течение почти 5 столетий число жителей корейской столицы сохранялось сравнительно  стабильным.

Площадь города составляет 605 квадратных метров, что немного больше площади Токио, и гораздо больше площади Парижа.

Сеул по плотности народонаселения оставляет далеко позади многие крупные городов мира, так как плотность застройки в корейской столице редкостная, дома приближены друг к другу, сохраняя место только для узких переулков. Можно сказать, что главная проблема нынешнего Сеула – то транспортная.

Горожанам приходится затрачивать  в среднем по 3-3,5 часа на то, чтобы  добраться до своей работы и обратно, и это положение дел не способно исправить даже одна из самых эффективных городских транспортных сетей мира.

2.3 Токио

 

Японию во второй половине ХХ века можно охарактеризовать стремительным ростом народонаселения и городского населения в частности. В середине столетия, в 1950 году, в Японии было всего лишь три города с жителями более миллиона человек - Токио, Осака и Нагоя, но уже в начале  ХХI века таких городов насчитывалось уже 14. 6

Что же такое Токийский мегаполис? Столица Японии размещена приблизительно в середине Японского архипелага, что, вероятно, в свое время и определило ее судьбу. Большая часть Токио располагается на острове Хонсю. Главный город Японии простирается с востока на запад примерно на 88 км, а с севера на юг - на 44 км. В столичную префектуру входит  23 городских района, 27 городов, 5 поселков и одной деревни.

Формирование Токийской столичной префектуры давно реализовывается по планам. Их было достаточно, и даже перечислить их все не представляется реальным, тем более что у данных планов были разнообразные судьбы и не все из них были удачно осуществлены. Максимальную знаменитость получили планы, которые были разработаны в 1982, 1986 и 1990 гг.

Народонаселение Токио стало стремительно  увеличиваться сразу же после второй мировой войны. Данный процесс был определен высокими ступенями экономического умножения, созреванием промышленности и других чисто городских отраслей, которые создавали  новые рабочие места. Процесс проходил  спонтанно, и подталкивался значительными различиями в степени жизни в различных районах Японии.

Собственно данная разница, тянула тысячи людей из районов с низкими доходами в крупные города и в первую очередь в Токио. Проблем с трудоустройством в городе  не было. Новые рабочие места стабильно возникали особенно в новых отраслях. Все же понемногу обнаруживались не только плюсы, но и минусы массового притока рабочей силы. В скором времени   появились проблемы с жильем, водой, транспортом.

Выпускники  школ и вузов из Японии потянулись  в крупные  города страны в поисках работы. С работой, можно сказать,  проблем не было, но  с жильем проблема была весьма ощутимая. Считается, что схожее положение может сохраниться и в будущем. Так, долгосрочный план развития японской столицы исходит из того, что к 2014 году ночное население Токио составит 12, 21 млн., а дневное - 14, 61 млн. человек. Это означает, что почти 2, 5 млн. человек ежедневно будут обречены на маятниковую миграцию со всеми вытекающими отсюда последствиями.7

Можно подытожить, что  в сформировавшихся к началу ХХI века условиях перспективы экономического роста Токио все менее объединяют с планами расширения ежедневной массовой рабочей миграции из других префектур. Несомненно, надо отыскать какой - то другой выход из сформировавшегося положения.

Занятие по намывке и отсыпке новых земель остро встала еще и потому, что по мере увеличения народонаселения цена на землю беспрестанно увеличивалось. Во второй  половине ХХ века цена на землю в Токио возросла почти в 200 тысяч раз, в то время как в целом по Японии за тот же период - примерно в 13 тысяч раз.

Информация о работе Мегаполисы мира