Международная интеграция стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

В Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы интеграции 3
Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы
при вступлении в союзы 4
Экономические группировки в мире 5
Экономическая интеграция стран СНГ:
опыт, проблемы и перспективы 5
ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка 6
2.3 НАТО 7
2.4 Всемирная торговая организация (ВТО 9 Заключение 11
Список использованных источников 12

Файлы: 1 файл

Международная интеграция стран.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                      3

  1. Теоретические основы интеграции                                                   3
    1. Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы

            при вступлении в союзы                                                                                               4

  1. Экономические группировки в мире                                                5
    1. Экономическая интеграция стран СНГ:

        опыт, проблемы и перспективы                                                                                 5

    1. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка                             6

 2.3 НАТО                                                                                                  7

             2.4 Всемирная торговая организация (ВТО                            9        Заключение                                                                                                      11

Список использованных источников                                                         12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Декларации V Международной  конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную  политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться  делать, учиться быть и учиться  жить вместе. Это означает, что в  новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность  органично влиться в мировое  сообщество. В данном направлении  особую роль играют международные интеграционные процессы, так как, в рамках интеграционного  объединения у любого государства-участника  имеется значительно больше возможностей оказывать политико-экономическое  воздействие на общие условия  хозяйствования, нежели если бы это  государство пыталось самостоятельно действовать на мировом рынке.

 

 

1.Теоретические основы интеграции

 

Состояние современного мирового хозяйства характеризуется наличием в нем двух противоположных тенденций. Одна из них – возрастающая глобализация и превращение мировой экономики  в единое целое; другая – развитие процессов обособления, образования  отдельных экономических центров  мирового хозяйства, экономического сближения  и взаимовлияния ряда стран и  регионов, создание международных интеграционных группировок.

Международная экономическая  интеграция является основной характерной  чертой современной мировой экономики. Она представляет особый, новый этап в интернационализации мирового хозяйства.

Международная экономическая  интеграция – это высшая на современном  этапе ступень интернационализации  хозяйственной жизни. Между странами – участницами интеграции осуществляются более глубокое международное разделение труда, интенсивный обмен товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. Более интенсивно идет процесс концентрации и централизации производства и  капитала. Все это объективно требует  выработки единой экономической  политики в пределах интеграционной группировки государств. Международная  экономическая интеграции подразумевает  переплетение, взаимопроникновение  и сращивание воспроизводственных  процессов объединившихся государств [2, с.66].

Международная экономическая  интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения  стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных  уровнях и в различных формах. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических  объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

 

 

 

 

1.1 Цели и предпосылки интеграции.

Плюсы и минусы при вступлении в союзы

 

Основной целью экономической  интеграции является рост благосостояния наций, формирующих интеграционное объединение. Это становится возможным  потому, что благодаря интеграции происходит расширение размеров рынка, позволяющее снизить трансакционные издержки и извлечь другие выгоды от использования экономии на масштабе производства. Вместе с тем экономическая  интеграция может преследовать не только чисто экономические, но и другие цели (социальные, политические, военные, националистические) [7, с.16]. Все экономические  объединения всегда имеют и положительные, и отрицательные, экономические  последствия. Причем страны могут стремиться к экономической интеграции даже тогда, когда ожидаемые экономические  выгоды будут очень невелики и  даже когда с экономической точки  зрения интеграция в целом окажется невыгодной. С другой стороны, значительные потенциальные экономические выгоды какой-либо страны от участия в экономическом  блоке не приведут с необходимостью к ее членству в данном интеграционном объединении. Многие страны оценивают  свою независимость более высоко, чем возможность роста благосостояния в результате участия в интеграционном объединении [9, с.5].

Сегодня нет единого мнения о предпосылках интеграционных процессов  в мире. Одни считают, что все дело в стремлении некоторых стран  к преодолению фактора ограниченности своих ресурсов при производстве специфических дорогих науко- и  капиталоемких товаров либо в  желании расширить технологический  обмен, что дает возможность существенно  экономить средства на НИОКР.

Другие выдвигают в  качестве доминирующих предпосылок  внеэкономические факторы, например укрепление коллективной обороноспособности. Третьи считают, что создание интеграционных группировок позволяет их участникам легче и быстрее достигать  устойчивого роста производства, социальной стабильности и т. п.

К наиболее общим предпосылкам относят:

– интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между  странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы;

– географическая близость интегрирующихся стран, расположенных  в одном регионе и имеющих  общую границу;

– наличие между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое  значение имеет общность экономических  интересов и проблем [12, с.835].

Также следует отметить, что на процесс интеграции влияют успехи существующих интеграционных объединений, что приводит к желанию не входящих в них стран либо присоединиться к ним, либо создать собственный  интеграционный блок (так называемый демонстрационный эффект). Движущей силой  интеграции также является и "эффект домино": после вступления большинства  стран какого-либо региона в экономическую  группировку решения, принимаемые  данным региональным объединением, неизбежно  оказывают воздействие (зачастую негативное) на страны, не вошедшие в группировку, что вызывает стремление этих стран  присоединиться к господствующему  в регионе интеграционному объединению.

Выгоды и плюсы от интеграции имеют наибольшее значение для стран  желающих вступить в ту или иную группировку.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон: Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки. Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран–участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения [13, с.67].

Основные отрицательные  последствия, с которыми может быть связано присоединение к торгово-экономическому союзу, состоят в следующем:

– при определенном стечении обстоятельств может начаться отток  ресурсов из страны, перераспределяемых в пользу более сильных в экономическом  отношении членов союза. Страна в  этом случае может превратиться в "отсталый регион".

– в том случае, если интеграция способствует установлению более тесных интеграционных связей между отдельными фирмами стран-участниц, результатом  может быть более широкое распространение  олигопольного сговора, влекущего  за собой повышение цен на соответствующую  продукцию. Кроме того, может возрасти количество слияний, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление господства монополий.

 

.

2. Экономические группировки в мире

Согласно статистике, на страны, входящие в экономические  блоки, приходится 2/3 совокупного ВВП  мира, основная часть международной  торговли– около 7 трлн. долл. – и  межстранового движения капиталов - около 0,6 трлн. долл. США.  

 Интеграционным объединением  называют хозяйственную группировку,  созданную для регулирования  интеграционных процессов между  ее странами-участницами. В настоящее  время в мире насчитываются  десятки интеграционных объединений.  В развитых странах это в  первую очередь ЕС и НАФТА,  в развивающихся - МЕРКОСУР в  Латинской Америке и АСЕАН  в Юго-Восточной Азии, в странах  с переходной экономикой –  СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском  регионе – АТЭС. Наиболее крупные  интеграционные группировки включают  в себя десятки стран, так,  Африканское экономическое сообщество - более 30 стран, АТЭС – более  20, ЕС – 25.

Из понятий международной  экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что объединения  строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц.

 

2.1 Экономическая интеграция стран СНГ: опыт, проблемы и перспективы

Распад СССР стал одним  из крупнейших геополитических событий  в мировой истории XX столетия. Прекращение  существования Союза кардинальным образом изменило военно-политическую конфигурацию мира. Но и в социально-экономическом  отношении последствия этого  события имеют глобальный характер. Некоторые из них уже проявились в полной мере, другие пока не вполне очевидны и могут дать о себе знать  через какое-то время.

 

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве начались сразу же после распада Советского Союза. Решение о создании Содружества  Независимых Государств (СНГ) было принято  президентами России, Белоруссии и  Украины одновременно с подписанием  Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к  СНГ присоединились все бывшие советские  республики, кроме прибалтийских. В  Уставе СНГ были определены цели Содружества: "способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран содружества" [1,с.327-328].

Так, 24 сентября 1993 г. главами  государств-участников СНГ был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором провозглашались  следующие цели: формирование условий  стабильного развития экономик; поэтапное  создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; обеспечение  равных возможностей и гарантий для  всех хозяйствующих субъектов; снятие ограничений и барьеров в торговле; совместное осуществление экономических  проектов [6, с.71].

В 1994 г. в развитие этого  документа был подписан ряд соглашений, в числе которых такие важнейшие, как о создании Зоны свободной  торговли, Таможенного и Платежного союзов, о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих кредитно-финансовых, страховых и  смешанных транснациональных объединений.

 

 2.2 ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка  
 
Официально до 1 ноября 1993 г. Ведущая интеграционная группировка стран называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. Трех организаций:

  •  
    Европейского объединения угля и стали (ЕОУС); Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу 1951г.;
  •  
    Европейского экономического сообщества (ЕЭС); Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957г., вступил в силу с 1958г.;
  •  
    Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); договор вступил в силу с1958 г.

 
     Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС. В 1991 и 1992 гг. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союза (Маастрихтские соглашения). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки - Европейский союз. 
     В настоящее время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз. 
    Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введение единой валюты – евро. 
 
     С 1 января 1999 г. Евро функционирует как расчетная единица. Однако в валютный союз с 1 января 1999г. Вошли не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания, Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «Маастрихтским критериям» по величине государственного долга и темпам инфляции. 
 
 
     Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов: 
     - Европейская Комиссия 
     - Совет министров 
     - Европейский Парламент 
     - Суд 
     - Счетная палата 
    Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере, дважды в год) в рамках Европейского Совета для выработки стратегии развития Европейского Союза и определения общих политических принципов. 
                                          Критерии для вступления в ЕС.

Информация о работе Международная интеграция стран