Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:52, курсовая работа
В Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество.
Введение 3
Теоретические основы интеграции 3
Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы
при вступлении в союзы 4
Экономические группировки в мире 5
Экономическая интеграция стран СНГ:
опыт, проблемы и перспективы 5
ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка 6
2.3 НАТО 7
2.4 Всемирная торговая организация (ВТО 9 Заключение 11
Список использованных источников 12
По отношению к странам Центральной и Восточной Европы, собирающимися стать членами ЕС, Комиссия руководствуется следующими критериями, выработанными на заседании Европейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года:
2.3 НАТО (Организация Североатлантического договора)
- было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19.
Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поводом для создания договора был увеличивающийся размах холодной войны.
Поскольку Западноевропейские
страны чувствовали себя слишком
слабыми для индивидуальной защиты
от Советского союза, они в 1947 году начали
создавать структуру для
Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: "Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.
Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими со странами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор).
В 1949 году была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х годах, а вслед за тем доставки его к цели СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического паритета с США, которое произошло на рубеже 60-70-х годов.
Благодаря смене высшего руководства СССР и так называемой Хрущевской оттепели в 1954 году состоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и СССР. По ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов. Поскольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с предложением вступления СССР в НАТО и заключению договора о коллективной безопасности в Европе с участием США. Все эти предложения были отвергнуты западом.
С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 году роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направление деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к сотрудничеству с Европейскими организациями, как например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику с меньшей угрозой континентальной безопасности. Также НАТО работает в направлении включения в свой состав бывших стран-участников Варшавского договора и стран СНГ. С каждым годом организация планирует расширение с целью окружить Россию кольцом из своих баз и диктовать свои условия, а также скупать российское сырье по заниженным ценам. План действий по подготовке к членству в НАТО—ПДПЧ (NATO's Membership Action Plan), реализация которого началась в апреле 1999 г. , помогает странам, стремящимся к вступлению в НАТО, сосредоточить все свои усилия на достижении изложенных в нем целей и приоритетов. Теперь вопросы реализации ПДПЧ касаются не только министров иностранных дел и министров обороны. С началом межведомственных встреч на национальном уровне усилия, направленные на выполнение задач Плана, все больше принимают характер скоординированной системной работы, к которой привлекаются и другие государственные учреждения и ведомства.
Расширение НАТО послужило поводом закреплению соглашения между НАТО и Россией, в котором заключены основные принципы сотрудничества и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997г. :
Развитие на основе стабильного,
долговременного и
Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств.
Поддержание в каждом конкретном
случае миротворческих операций. Кризис
в Косово был в центре внимания
участников вашингтонской встречи
на высшем уровне в апреле 1999 г. Руководители
НАТО провели оценку сложившегося положения
с целью укрепления решимости
международного сообщества достичь
прочного политического урегулированияи
создать условия для
2.4 Всемирная торговая организация (ВТО)
Всемирная торговая организация (ВТО)( World Trade Organization (WTO)) – международная организация, созданная в 1995 году для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария).
На январь 2007 г. во Всемирной торговой организации состояли 150 стран. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации статус наибольшего благоприятствования в торговле.
Главой ВТО является Паскаль Лами.
Правила ВТО предусматривают
ряд льгот для развивающихся
стран. В настоящее время
Правила ВТО регулируют только
торгово-экономические вопросы. Попытки
США и ряда европейских стран
начать дискуссию касательно условий
труда (что позволило бы считать
недостаточную законодательную
защиту работников в качестве нелигитимного
конкурентного преимущества) были отвергнуты
(из-за протестов развивающихся стран)
Функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - это форум для переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.
Действие всех международных
соглашений, заключенных в рамках
ГАТТ и входящих в международную
торговую систему ВТО, основано на признании
государствами-участниками
Принцип защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов сформулирован в ст. 11 ГАТТ 1994 г. Она предусматривает запрещение применять количественные ограничения при регулировании внешней торговли, за исключением ограниченного числа случаев. Так, странам, испытывающим трудности с платежным балансом2, разрешается вводить количественные ограничения, чтобы они сохранили свои финансовые позиции на мировом рынке (меры таможенно-тарифного регулирования).
Принцип «не повышать пошлины» (связывания тарифов) сформулирован в преамбуле и в ст. 28-бис ГАТТ 1994 г. и лежит в основе проведения политики снижения таможенных тарифов. Сниженные ставки тарифов должны быть "связаны" во избежание их возможного дальнейшего повышения. Переговоры по присоединению к ВТО направлены на то, чтобы зафиксировать определенный уровень таможенных тарифов по отдельным видам товаров на момент вступления государства в ВТО. Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Ставки тарифов, принятые странами на переговорах, вносятся в так называемый перечень уступок. Каждая страна, участвующая в ВТО, имеет свой индивидуальный перечень уступок, который является неотъемлемой частью юридической системы ГАТТ/ВТО. Освободиться от тарифных ограничений и повысить тарифы сверх указанной в перечне уступок нормы возможно только в результате переговоров с соответствующим государством и предоставления в качестве компенсации государству, с которым данная уступка была согласована, тарифных уступок на другие товары.
Исключения из этого принципа
предусматриваются в
что процесс интеграции России
в международную торговую систему
и присоединение к ее основной
организационной структуре - ВТО
выглядит достаточно сложным и противоречивым.
Особенно опасной может стать
половинчатость решений как в
области экономических реформ, так
и в отношении либерализации
международной торговли. Процесс
вступления России в международную
торговую систему требует грамотных
и продуманных решений, прежде всего
при принятии экономических законов.
Опыт, накопленный индустриально
развитыми странами Запада за долгие
годы членства в системе ГАТТ/ВТО,
может показать России пример и помочь
быстрее пройти путь к полноправному
членству в системе, избегая ряда
возможных ошибок. Он подсказывает,
что создание единой системы экономического
законодательства, основанного на концепции
конкуренции, является необходимым
условием эффективного участия в
международной торговой системе.
Присоединение к ВТО стратегически необходимо
и неизбежно. Политики и правительственные
чиновники, ведущие переговоры о присоединении,
представители частного бизнеса, заключающие
внешнеторговые сделки, предприниматели
и работники предприятий, производящие
экспортоориентированную или импортозамещающую
продукцию, должны хорошо представлять
себе сущность, особенности и перспективы
развития международной торговой системы.
Заключение
Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – участниц интеграционных группировок. Тем не менее, экономическая интеграция – успешно реализуемый проект либерально-рыночной экономики в Западной Европе и других регионах мира - в постсоветских условиях сопряжена со значительными трудностями.
Договор о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.) в рамках СНГ во многом учитывал интеграционные принципы и подходы, которые использовались при формировании ЕЭС, и был направлен, прежде всего, на создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений. В последующие годы было принято более 80 соглашений, решений и других нормативно-правовых актов для развития интеграционных процессов в рамках СНГ. Однако существенных результатов в формировании новых межгосударственных структур не было достигнуто. До сих пор в Содружестве в формате двенадцати государств не создана даже зона свободной торговли - простейшая форма экономической интеграции и первый шаг на пути к единому экономическому пространству.
Список использованных источников
1. Авдокушин И. Международные экономические отношения. – М. – 2000.
2. Алексеев И.С. Управление
внешнеэкономической
3. Внешнеэкономическая политика
государства: Учебное пособие
для студентов вузов / Филькевич
И.А. – Гомель: УО "Белорусский
торгово-экономический
4. Давыденко В. Экономическая теория.- Мн.- 2002.
5. Конобеев В. ЕС-Россия-Беларусь: императивы взаимодействия // Мировая экономика и международные отношения.- №5. – 2003. – С.109-111.
6. Международная экономическая интеграция: Учебно-методическое пособие / М. Г. Баканова.- Мн.: БГУ.- 2002.
7. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебное пособие для Вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М.: Юнити. – 1997.
8. Михайлушин А. Международная экономика.- М.- 2002.
9. Мацнев Д. Макроэкономика СНГ: десятилетия реформ // Российский экономический журнал. – №5. –2001.- С.81-86.
1 См.: Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВО (МТЦ), Секретариат Содружества (CS). Женева: МТЦ/CS, 1995. XXXVIII. 392 с.