Международная интеграция стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

В Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы интеграции 3
Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы
при вступлении в союзы 4
Экономические группировки в мире 5
Экономическая интеграция стран СНГ:
опыт, проблемы и перспективы 5
ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка 6
2.3 НАТО 7
2.4 Всемирная торговая организация (ВТО 9 Заключение 11
Список использованных источников 12

Файлы: 1 файл

Международная интеграция стран.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

       По отношению к странам Центральной и Восточной Европы, собирающимися стать членами ЕС, Комиссия руководствуется следующими критериями, выработанными на заседании Европейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года:

    • страна-кандидат должна достичь стабильности институтов, гарантирующих демократию, правовые нормы, права человека, уважение и защиту меньшинств;
    • страна-кандидат должна иметь эффективную рыночную экономику, быть способной выдержать конкурентное давление и противостоять рыночным силам внутри ЕС;
    • страна-кандидат должна быть способной взять на себя обязательства членства в ЕС, в том числе строгое соблюдение целей политического, экономического и денежного союза.

 

      2.3 НАТО (Организация Североатлантического договора)

        - было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19.

Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это  был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами  Америки, и представлявший собой  союз капиталистических стран. Поводом  для создания договора был увеличивающийся  размах холодной войны.

Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком  слабыми для индивидуальной защиты от Советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран - Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой  для НАТО годом позже.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала  статья 5: "Стороны соглашаются, что  вооруженная атака против одной  или более из них, в Европе или  Северной Америке, будет рассматриваться  как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала  право коллективной самозащиты региональными  организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также  договор разрабатывался с целью  углубления политической, экономической  и социальной связи между его  членами.

Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся  его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими со странами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор).

В 1949 году была ликвидирована  атомная монополия США, что привело  к резкому усилению тенденции  соперничества и наращиванию  производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х годах, а вслед за тем доставки его к цели СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического  паритета с США, которое произошло  на рубеже 60-70-х годов.

   Благодаря смене высшего руководства СССР и так называемой Хрущевской оттепели в 1954 году состоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и СССР. По ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов. Поскольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с предложением вступления СССР в НАТО и заключению договора о коллективной безопасности в Европе с участием США. Все эти предложения были отвергнуты западом.

   С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 году роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направление деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к сотрудничеству с Европейскими организациями, как например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику с меньшей угрозой континентальной безопасности. Также НАТО работает в направлении включения в свой состав бывших стран-участников Варшавского договора и стран СНГ. С каждым годом организация планирует расширение с целью окружить Россию кольцом из своих баз и диктовать свои условия, а также скупать российское сырье по заниженным ценам. План действий по подготовке к членству в НАТО—ПДПЧ (NATO's Membership Action Plan), реализация которого началась в апреле 1999 г. , помогает странам, стремящимся к вступлению в НАТО, сосредоточить все свои усилия на достижении изложенных в нем целей и приоритетов. Теперь вопросы реализации ПДПЧ касаются не только министров иностранных дел и министров обороны. С началом межведомственных встреч на национальном уровне усилия, направленные на выполнение задач Плана, все больше принимают характер скоординированной системной работы, к которой привлекаются и другие государственные учреждения и ведомства.

Расширение НАТО послужило  поводом закреплению соглашения между НАТО и Россией, в котором  заключены основные принципы сотрудничества и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997г. :

Развитие на основе стабильного, долговременного и равноправного  партнёрства и сотрудничества с  целью укрепления безопасности в  Североатлантическом регионе. Отказ  от применения силы и угрозы силой  друг против друга.

Уважение суверенитета, независимости  и территориальной целостности  всех государств.

Поддержание в каждом конкретном случае миротворческих операций. Кризис в Косово был в центре внимания участников вашингтонской встречи  на высшем уровне в апреле 1999 г. Руководители НАТО провели оценку сложившегося положения  с целью укрепления решимости  международного сообщества достичь  прочного политического урегулированияи  создать условия для восстановления мира и гарантии безопасности региона  в будущем.

2.4 Всемирная торговая организация (ВТО)

 Всемирная торговая  организация (ВТО)( World Trade Organization (WTO)) –  международная организация, созданная в 1995 году для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария).

На январь 2007 г. во Всемирной торговой организации состояли 150 стран. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации статус наибольшего благоприятствования в торговле.

Главой ВТО является Паскаль Лами.

Правила ВТО предусматривают  ряд льгот для развивающихся  стран. В настоящее время развивающиеся  страны – члены ВТО имеют (в  среднем) более высокий уровень  таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки  США и ряда европейских стран  начать дискуссию касательно условий  труда (что позволило бы считать  недостаточную законодательную  защиту работников в качестве нелигитимного  конкурентного преимущества) были отвергнуты (из-за протестов развивающихся стран).

Функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - это форум  для переговоров между ее членами  по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся  как по вопросам соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих  соглашений.

Действие всех международных  соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную  торговую систему ВТО, основано на признании  государствами-участниками четырех  основных принципов регулирования  международной торговли1: защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов; обязательство государства-участника не повышать пошлины (связывание тарифов); предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ) и предоставление национального режима. Указанные принципы в уточненной редакции сформулированы в ГАТТ 1994 г.

Принцип защиты внутреннего  рынка с помощью таможенных тарифов  сформулирован в ст. 11 ГАТТ 1994 г. Она предусматривает запрещение применять количественные ограничения при регулировании внешней торговли, за исключением ограниченного числа случаев. Так, странам, испытывающим трудности с платежным балансом2, разрешается вводить количественные ограничения, чтобы они сохранили свои финансовые позиции на мировом рынке (меры таможенно-тарифного регулирования).

Принцип «не повышать пошлины» (связывания тарифов) сформулирован  в преамбуле и в ст. 28-бис  ГАТТ 1994 г. и лежит в основе проведения политики снижения таможенных тарифов. Сниженные ставки тарифов должны быть "связаны" во избежание их возможного дальнейшего повышения. Переговоры по присоединению к ВТО направлены на то, чтобы зафиксировать определенный уровень таможенных тарифов по отдельным видам товаров на момент вступления государства в ВТО. Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Ставки тарифов, принятые странами на переговорах, вносятся в так называемый перечень уступок. Каждая страна, участвующая в ВТО, имеет свой индивидуальный перечень уступок, который является неотъемлемой частью юридической системы ГАТТ/ВТО. Освободиться от тарифных ограничений и повысить тарифы сверх указанной в перечне уступок нормы возможно только в результате переговоров с соответствующим государством и предоставления в качестве компенсации государству, с которым данная уступка была согласована, тарифных уступок на другие товары.

Исключения из этого принципа предусматриваются в соглашениях  по сельскохозяйственной продукции, текстилю, а также в ст. 36(б) ГАТТ 1994 г., касающейся применения правила взаимности развивающимися государствами.

что процесс интеграции России в международную торговую систему  и присоединение к ее основной организационной структуре - ВТО  выглядит достаточно сложным и противоречивым. Особенно опасной может стать  половинчатость решений как в  области экономических реформ, так  и в отношении либерализации  международной торговли. Процесс  вступления России в международную  торговую систему требует грамотных  и продуманных решений, прежде всего  при принятии экономических законов. Опыт, накопленный индустриально  развитыми странами Запада за долгие годы членства в системе ГАТТ/ВТО, может показать России пример и помочь быстрее пройти путь к полноправному  членству в системе, избегая ряда возможных ошибок. Он подсказывает, что создание единой системы экономического законодательства, основанного на концепции  конкуренции, является необходимым  условием эффективного участия в  международной торговой системе. 
Присоединение к ВТО стратегически необходимо и неизбежно. Политики и правительственные чиновники, ведущие переговоры о присоединении, представители частного бизнеса, заключающие внешнеторговые сделки, предприниматели и работники предприятий, производящие экспортоориентированную или импортозамещающую продукцию, должны хорошо представлять себе сущность, особенности и перспективы развития международной торговой системы. 

 

 

Заключение

Международная экономическая  интеграция – характерная особенность  современного этапа мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения  конкурентоспособности на мировом  рынке стран – участниц интеграционных группировок. Тем не менее, экономическая  интеграция – успешно реализуемый  проект либерально-рыночной экономики  в Западной Европе и других регионах мира - в постсоветских условиях сопряжена со значительными трудностями.

Договор о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.) в рамках СНГ  во многом учитывал интеграционные принципы и подходы, которые использовались при формировании ЕЭС, и был направлен, прежде всего, на создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений. В последующие годы было принято  более 80 соглашений, решений и других нормативно-правовых актов для развития интеграционных процессов в рамках СНГ. Однако существенных результатов  в формировании новых межгосударственных структур не было достигнуто. До сих  пор в Содружестве в формате  двенадцати государств не создана даже зона свободной торговли - простейшая форма экономической интеграции и первый шаг на пути к единому  экономическому пространству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Авдокушин И. Международные  экономические отношения. – М.  – 2000.

2. Алексеев И.С. Управление  внешнеэкономической деятельностью.- М.- 2002.

3. Внешнеэкономическая политика  государства: Учебное пособие  для студентов вузов / Филькевич  И.А. – Гомель: УО "Белорусский  торгово-экономический университет  потребительской кооперации".- 2002.

4. Давыденко В. Экономическая теория.- Мн.- 2002.

5. Конобеев В. ЕС-Россия-Беларусь: императивы взаимодействия // Мировая экономика и международные отношения.- №5. – 2003. – С.109-111.

 

6. Международная экономическая интеграция: Учебно-методическое пособие / М. Г. Баканова.- Мн.: БГУ.- 2002.

7. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебное пособие для Вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М.: Юнити. – 1997.

8. Михайлушин А. Международная экономика.- М.- 2002.

9. Мацнев Д. Макроэкономика СНГ: десятилетия реформ // Российский экономический журнал. – №5. –2001.- С.81-86.

 

1 См.: Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВО (МТЦ), Секретариат Содружества (CS). Женева: МТЦ/CS, 1995. XXXVIII. 392 с.

Информация о работе Международная интеграция стран