Московская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является описание на основе литературных источников и изучение экономико-географической характеристики Московской области.
Экономико-географическая характеристика Московской области в курсовой работе включает в себя информацию о географическом положении области, истории развития, о природной среде как источнике ресурсов и среде трудовой деятельности человека. Включены также основные сведения о воспроизводстве населения, его этническом составе, характере его расселения и хозяйственной деятельности, о внешнеэкономических связях с другими странами и областями.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая Московск обл на проверку.docx

— 97.69 Кб (Скачать файл)

 

Уровень экономического развития области довольно высокий.  Промышленность – наиболее важный экономический блок, обеспечивающий социально-экономическое развитие области в целом. Удельный вес промышленной продукции в общем объеме промышленной продукции, произведенной в российской федерации, был равен в 2006 г. 3,8 %.

Ведущие отрасли: машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, а также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Машиностроение и металлообработка представлены подольским машиностроительным заводом по производству котлов для ТЭС – заводом «электростальтяжмаш» (электросталь), производящим прокатное оборудование, ногинским заводом топливной аппаратуры, коломенским станкостроительным заводом. Предприятия транспортного машиностроения – это Мытищинский машиностроительный завод, специализирующийся на выпуске вагонов для метро и трамваев, и Серпуховский автомобильный завод. Люберецкий завод производит сельскохозяйственную технику.

Одним из поставщиков сырья для отрасли является металлургический завод «электросталь», производящий 40% стали, 17% готового проката черных металлов ЦЭР.

Пищевая промышленность развивается на основе пригородной специализации сельского хозяйства. Область занимает 2-е место в стране по производству мяса и изделий из него, 3-е место по производству хлеба и хлебобулочных изделий, 4-е место по производству цельномолочной продукции. Кроме того, в области выпускают растительные и животные масла, виноградные вина.

Химическая и нефтехимическая промышленность представлена предприятиями в Воскресенске ( минеральных удобрений), Клину (химические волокна), Орехово-Зуеве (синтетических смол и пластических масс района), Сергиевом посаде (лаков и красок района).

Легкая промышленность в последние годы наращивает объемы производства. Предприятия отрасли размещаются в Орехово-Зуеве (хлопчатобумажные и льняные ткани), Ногинске (ткани), Павловском посаде, Люберцах (производство ковров), Купавне (шерстяные ткани).

По производству электроэнергии область уступает только Москве и Тверской области. На ее территории работают Калининская АЭС, Канаковская, Шатурская, Каширская ГРЭС, а также крупнейшая в электроэнергетике гидроаккумуляционная Загорская станция (ГАЭС). Однако все потребляемые топливные ресурсы московская область завозит из других районов РФ. В структуре потребления топливных ресурсов области преобладают газ и продукты нефтепереработки, доля угля незначительна.

Для области характерна высокая инфраструктурная обеспеченность территории. Она занимает срединное положение в ЦЭР, в ее центре расположена столица России. Эти факторы способствуют относительно благополучному финансовому состоянию области.

Сельское хозяйство имеет пригородную специализацию. Ведущая отрасль – животноводство, которое развивает молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. В растениеводстве выделяются выращивание кормовых трав, зерновых культур, картофелеводство и овощеводство. По посевным площадям картофеля и овощей область является лидером в ЦЭР. Крупные сельскохозяйственные предприятия обеспечивают своей продукцией московскую агломерацию.

Сельскохозяйственные угодья области составляют 1563,6 тыс. Га, в том числе пашни – 1160,1 тыс. Га. По объему производимой сельскохозяйственной продукции московская область занимает 6-е место в России.

Развитие всех основных видов транспорта в московской области предопределяет ее столичное положение. В радиальном направлении от Москвы по территории области расходятся ведущие авто- и железнодорожные магистрали, соединенные кольцевыми дорогами. По грузопотокам особенно выделяется пригородный транспорт, перевозящий население из областных городов в столицу и обратно.

По отправлениям различных грузов московская область лидирует в ЦЭР, ее доля в грузообороте железнодорожного транспорта в 2008 году составила 17%, автомобильного – 23%. Московская область занимает 1 -е место в РФ по густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, протяженность которых – 347 км на 1000 кв. Км территории области. Через систему водных каналов область обеспечивает выход к приграничным морям атлантического и северного ледовитого океанов.

По объему товарооборота в ЦЭР Московская область уступает только столице. Область импортирует значительный объем недостающей ей продукции и ресурсов.  В товарной структуре экспорта области преобладают продукция машиностроительного комплекса, химической промышленности, а также металлы. Большая часть импортируемой продукции приходится на дальнее зарубежье. Ввозимые товары – машины и оборудование, продовольствие и сырье для его производства, продукция нефтехимии.

 

          1. Сельское хозяйство

 

Объем продукции сельского хозяйства, производимый регионом, показывает уровень развитости сельского хозяйства. Наличие большого объема сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемом промышленного производства говорит о низкой развитости региона и относительно низком уровне жизни в регионе.

Выпуск продукции сельского хозяйства в Московской области всеми сельхозпроизводителями (сельхозпредприятиями, хозяйствами населения, фермерами) в 2008 году составил 20 млрд. рублей, что составляет 5,3% от объема промышленного производства области. По производству сельскохозяйственной продукции область занимает 5 место в России и 1 место среди регионов ЦФО.

Сельское хозяйство Московской области имеет пригородную специализацию. Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства, и включает в себя молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. В общем объеме производства картофеля доля личных хозяйств   граждан составляет 80%, по молоку – 46%, по овощам – 35%, по мясу – 31%.

Индекс производства продукции сельского хозяйства определяет динамику доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Поскольку потребности этой группы населения еще достаточно неразвиты, с ростом доходов этой группы населения существует большой потенциал для развития потребностей, и соответственно, для роста рынков, удовлетворяющих эти потребности.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в Московской области в 2009 году составил 94,5% к уровню предыдущего года. В 2008 году темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 96,5% по отношению к аналогичному периоду 2006 года. Падение темпа роста объема сельскохозяйственного производства в 2009 году по сравнению с 2007 годом вызвано существенным снижением объема производства по основным видам сельскохозяйственной продукции (снижение производства продукции растениеводства – на 7,5%, животноводства – на 0,1%).

 

          1. Транспорт

 

Транспорт Московской области – одна из важнейших отраслей экономики региона. Общественный транспорт Московской области представлен междугородными и внутригородскими транспортными системами. Междугородные перевозки осуществляются электропоездами и автобусами, для внутригородских перевозок обычно используются автобусы, в некоторых городах – троллейбусы, трамваи, электропоезда. Пересадочными узлами служат обычно районные центры и крупные железнодорожные станции.

Транспортная инфраструктура столицы включает: железнодорожный узел; систему федеральных и местных автодорог; авиационный узел; водно-транспортный узел; систему магистральных трубопроводов; систему городского транспорта Москвы и городов ее агломерации.

Железнодорожный транспорт обеспечивает: дальнее междугороднее и местное пассажирское сообщение, пригородные перевозки (до 70% всех связей Москва – область), до 40% местной грузовой работы.

Включает 11 магистральных направлений. Характерная особенность – наличие в ближнем Подмосковье и у его границ ответвлений, по которым осуществляется грузовое и пригородное пассажирское движение. Направления обслуживаются 10 вокзалами, четыре из которых принимают международные составы. За два последних десятилетия реконструированы Киевский, Белорусский, Павелецкий, Савеловский, Рижский, Ярославский и Казанский вокзалы. Их полезные площади выросли на 20%, а на некоторых вокзалах – более чем в 2 раза.

После 1999 года объемы пригородных перевозок снизились на 20 – 35%, что вызвано общим ухудшением социально-экономического положения в стране. Эти величины условны, так как выросло число безбилетников из-за резкого повышения тарифов. Увеличение интервалов движения и сокращение количества вагонов в составе привело к ухудшению качества обслуживания пассажиров. Следствием этого стало перераспределение пассажиропотоков в сторону автомобильного транспорта.

Существующее распределение грузовых перевозок отвечает в целом структуре и объемам производства области, однако объемы нерациональных и экономически неоправданных короткопробежных перевозок значительны, а восстановление экономики обострит нерешенные ранее проблемы технической модернизации отрасли.

Для совершенствования железнодорожного сообщения необходимо построить дополнительные главные пути, использовать для пассажирского движения Малое и Большое кольца МЖД, построить системы скоростных железнодорожных сообщений, реконструировать существующие и построить новые пассажирские станции и вокзалы, включенные в единую трансконтинентальную международную систему скоростных железных дорог.

Для улучшения обслуживания пассажиров предполагается увеличить интенсивность движения электропоездов в утренние часы «пик» – сначала до 130, а затем – до 140 пар по прибытию на вокзалы против существующих 116, а также построить новые остановочные пункты.

Московский авиационный узел представлен четырьмя аэропортами общего пользования: «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» и «Быково», из которых три – международные, и дополнен ведомственными аэродромами.

Проблемы авиационного транспорта связаны со срывами сроков реконструкции и нового строительства в аэропортах, что снижает объемы перевозок и ухудшает обслуживание пассажиров, а также отрицательно сказывается на авиационной безопасности.

Московский авиационный узел будет развиваться на базе существующих аэропортов и аэродромов, в основном, за счет модернизации аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево», в меньшей степени – «Внуково» и «Быково». Продолжится реконструкция аэродромов в Клину и Жуковском. Предполагается реконструкция и строительство новых взлетно-посадочных полос, расширение стоянок для самолетов, реконструкция зданий аэровокзалов.

Московский водный узел имеет два речных вокзала: Северный и Южный и три речных порта: Северный, Южный и Западный, а также 23 причала. Узел осуществляет грузовую работу и пассажирские перевозки, имеющие, главным образом, рекреационный характер. В Павельцах находится специализированный нефтеналивной причал при Павельцевской нефтебазе.

Объемы пассажирских перевозок, в том числе иностранных туристов, незначительны. Объемы грузоперевозок за последние 10 лет сократились примерно в 1,5 раза. Состояние водных путей и пропускная способность шлюзов по каналу имени Москвы не позволяет значительно увеличить пропуск грузовых судов.

Сдерживает развитие перевозок в Московском водно-транспортном узле отсутствие отведенных для добычи песка русловых пойменных месторождений на Москве-реке, в большинстве портов нет единого непрерывного плана-графика, координирующего взаимодействие между речным и другими видами транспорта, нет благоустроенных причалов и хороших подъездных дорог.

Трубопроводный транспорт. Для доставки нефти по территории Московской области, и частично через ближнее Подмосковье, проложены магистральные нефтепроводы Ярославль – Москва, Рязань – Москва, пропускная способность которых составляет 16,3 млн. т/год. Существующий в настоящее время объем перекачки нефти превышает 10 млн. тонн.

Участие трубопроводного транспорта в грузовой работе области активно растет (за 10 лет в 2 раза). Это следствие низкой стоимости и высокой устойчивости снабжения.

Один из крупнейших потребителей системы трубопроводного транспорта – сеть АЗС, получившая в последние 5 лет широкое развитие как на территории Москвы, так и ближнего Подмосковья.

Сеть автомобильных дорог представлена радиально-кольцевой системой дорог федерального и территориального значения. В Москве берут начало 15 радиальных магистралей. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 12 320 км, из которых 8 820 км – федерального значения. На территорию центральных районов Подмосковья приходятся 1 213 км дорог (федеральных – 268,5 км). Радиальная структура магистральных автодорог на территории ближнего Подмосковья своеобразно дополняется лучами, примыкающими к основным радиусам вблизи Московской кольцевой автодороги, но не входящими непосредственно в уличную сеть города.

На подходах к Москве в пределах ближнего Подмосковья степень загрузки радиальных направлений, использующих МКАД как основную распределительную магистраль, наиболее высока. Состояние улично-дорожной и магистральной сети характеризуется существенным отставанием дорожно-мостового хозяйства и темпов его развития и реконструкции от потребностей транспорта.

МКАД выполняет не только распределительные функции, но и заменяет отсутствующие кольцевые улицы внутри города и кольцевые дороги в ближнем Подмосковье. По мере роста транспортных потоков это повлечет увеличение перепробегов и неблагоприятную динамику эксплуатационно-экономических показателей работы автотранспорта.

Информация о работе Московская область