Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 14:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является описание на основе литературных источников и изучение экономико-географической характеристики Московской области.
Экономико-географическая характеристика Московской области в курсовой работе включает в себя информацию о географическом положении области, истории развития, о природной среде как источнике ресурсов и среде трудовой деятельности человека. Включены также основные сведения о воспроизводстве населения, его этническом составе, характере его расселения и хозяйственной деятельности, о внешнеэкономических связях с другими странами и областями.
Территориальные меж- и внутрирайонные дороги в основном имеют проезжую часть шириной 6,0 – 8,0 м (две полосы) и пропускают в сутки от 1 500 до 10 000 единиц транспорта.
Московский метрополитен обеспечивает более половины всего городского пассажирооборота. Отставание темпов его строительства от требований транспортного обслуживания осложняет взаимодействие метрополитена с другими видами транспорта. Система метрополитена работает с нагрузками выше критических или близкими к ним.
Наземный общественный транспорт максимально приближен к особенностям пассажирообразования. Его состояние также оставляет желать лучшего. Практически во всех предприятиях произошло сокращение подвижного состава (за 10 лет в 1,5 – 2 раза), что усугубляется снижением коэффициента выхода на линию (0,7 – 0,8). Это повлекло увеличение интервалов движения. Для межселенных территорий характерны значительные величины пешего подхода – 1,5 – 2,0 – 3,0 км.
Грузовой автомобильный транспорт. Столичный регион является крупным транспортно-распределительным центром, куда поступает огромная масса грузов, часть из которых складируется, а затем развозится по всей России и СНГ. Прогноз, выполненный в рамках программы «Московский терминал», предусматривает увеличение объемов перевозок в междугородном и международном сообщении с учетом наметившейся стабилизации и последующего экономического роста 2005 году на 40%.
Анализ изменения интенсивности на основных радиальных магистралях области показал резкое увеличение потоков – в среднем в 2 – 3,5 раза. Основные грузопотоки формируются на направлениях «Юг – Центр – Северо-Запад» и «Запад – Восток», где интенсивность грузового движения возросла особенно ощутимо. Основные грузонасыщенные магистрали: Москва – Челябинск (70% грузовых автомобилей), Москва – Минск и Москва – Казань (по 50%).
Внешнеэкономические показатели за 2008 год свидетельствуют о дальнейшем динамичном развитии внешнеторговых связей Московской области, несмотря на отрицательное влияние общемирового финансового и экономического кризиса.
Внешнеторговый оборот Московской области в 2008 году составил 25 665,2 млн. долларов США, что по сравнению с 2007 годом выше на 33,2%, в том числе экспорт вырос на 25,0 % (5 604,4 млн. долларов США), а импорт – на 35,7 % (20 060,8 млн. долларов США).
Общее количество стран-контрагентов Московской области по экспортно-импортным операциям составило 158. На долю 20 основных стран-контрагентов приходится более 80% внешнеторгового оборота, а ведущие позиции занимают Германия, Республика Беларусь, Украина, Китай, США, Италия, Франция, Швейцария, Индия и Казахстан.
Самыми крупными внешнеторговыми партнерами Московской области являются ФРГ (товарооборот с ней составляет свыше 4 млрд. долл. США) и Белоруссия (товарооборот – 2,66 млрд. долл. США).
Самый крупный импортер товаров из Московской области – Украина (1 329,4 млн. долл. США). Самый крупный экспортер товаров в Московскую область – Германия (3 602,7 млн. долл. США).
Отрицательное сальдо торгового баланса Московской области в 2008 г. достигло 14 456,4 млн. долларов США.
Основу экспорта Московской области составляет продукция машиностроения (22,9 % всего объема), химической промышленности, топливно-энергетического комплекса, пищевой промышленности, черной и цветной металлургии, древесина, печатная продукция. Следует отметить существенное увеличение экспорта топливно-энергетических товаров в страны СНГ. Удельный вес этой группы товаров составил 21,1 %.
На продовольственную группу товаров (молочная продукция, йогурты, сыры, шоколадные изделия и т.д.) в 2008 году приходилось 11,6 % всего объема экспорта.
В товарной структуре импорта на машиностроительную продукцию приходится 44,4 % всего объема, которая, в основном, поступает для модернизации и обновления основных фондов промышленности.
В Московскую
область поставляются также
Объем внешней торговли Московской области со странами СНГ
за 2008 год составил 5 500,0 млн. долларов США (рост на 32,4 %), экспорт увеличился на 38,4 % (3 024,7 млн. долларов США), импорт – на 25,7% (2 579,7 млн. долларов США).
При этом необходимо отметить значительные темпы роста экспортной составляющей товарооборота со странами СНГ и тот факт, что в последние три года сальдо внешнеторгового баланса со странами СНГ положительное (по итогам 2008г. оно составило + 549,4 млн. долларов США).
Увеличение объемов экспорта произошло в основном за счет роста продаж произведенных в Московской области товаров в Украину (в 1,7 раза или на 543,5 млн. долларов США), в Белоруссию (на 33 % или на 242,0 млн. долл. США) и Азербайджан (в 1,6 раза или на 40,5 млн. долларов США).
На увеличение импорта повлиял рост закупок в Белоруссии (на 33,6 % или на 433,0 млн. долл. США) и Молдавии (в 3,6 раза или на 62,7 млн. долларов США).
Доля стран – членов СНГ в стоимостном объеме внешнеторгового оборота области в 2008 году составила 21,43 %.
Товарооборот Московской области со странами Дальнего зарубежья за 2008 год составил 20 165,2 млн. долл. США и по сравнению с 2007 годом вырос в 1,3 раза. Экспорт в страны Дальнего зарубежья увеличился в 1,1 раза и составил 2 579,7 млн. долл. США.
Объем внешнеторгового оборота области за 2009 год составил 18.599,9 млн. долларов (72,5 % к уровню 2008 года).
Экспорт – 3.534,1 млн. долларов США (63,1 % к уровню 2008 года), импорт – 15.065,8 млн. долларов США (75,1 % к уровню 2008 года).
Основу экспорта Московской области составляла продукция машиностроения (34,9 %), химической промышленности, продовольственные товары и продукция черной и цветной металлургии.
Доля импорта машиностроительной продукции, поступающей для модернизации и обновления основных фондов промышленности, в 2009 году – 39,9 % (в 2007 году этот показатель достигал 48,0 %). При этом стала заметной тенденция роста доли импорта продовольственной группы товаров (с 11,7 % в 2007 году до 16,6 % в 2009 году).
Доля стран-членов СНГ в стоимостном объеме внешнеторгового оборота Московской области за 2009 год – 21 % (средний ежеквартальный показатель за последние несколько лет составляет 22 – 25 %).
В страны Содружества поставляется свыше 60 % всей экспортируемой продукции. Торговое сальдо Московской области со странами-членами СНГ положительное (+264,4 млн. долларов США). Положительный результат достигнут в основном за счет экспорта товаров в Украину.
Отрицательное сальдо торгового баланса Московской области за 2009 год – 11.531,7 млн. долларов США.
Общее количество стран-контрагентов Московской области по экспортно-импортным операциям в 2009 году составило 168. Вместе с тем, на долю 20 основных стран-контрагентов приходилось более 80 % внешнеторгового оборота, а ведущие позиции занимают Германия, Республика Беларусь, Китай, Украина, США, Япония, Италия, Франция, Швейцария, Индия и Казахстан.
Республика Беларусь продолжает оставаться самым крупным торговым партнером области среди стран Содружества, на неё приходится половина товарооборота Московской области со всеми странами СНГ (1,86 млрд. долл. США).
Германия прочно удерживает лидерство среди других стран-продавцов, на неё приходится 15,0 % всего объема импорта Московской области. В тройку ведущих стран-контрагентов по импорту также входит Китай (10,3 %) и Япония (7,7 %).
Несмотря на некоторое снижение внешнеторгового оборота Московской области вследствие мирового экономического и финансового кризиса в 2009 г. Правительством Московской области предпринимаются необходимые меры (в рамках действующих межрегиональных соглашений, протоколов и программ) для сохранения высокого уровня внешнеторгового оборота Московской области, в том числе со странами СНГ, сложившегося за последние годы, и опережающего роста экспорта в страны Содружества.
В 2010 г. внешнеторговые связи Московской области динамично развивались. Так, объем внешнеторгового оборота (с учетом Республики Беларусь и Республики Казахстан) увеличился по сравнению с 2009 годом на 43,9 % и составил 26 772,7 млн. долларов США. Объем экспорта составил 4 671,3 млн. долларов США (рост на 32,2 %), импорта – 22 101,4 млн. долларов США (увеличение на 46,7 %).
Таким образом, по основному показателю внешней торговли превзойден областной показатель 2008 г. (25.665,3 млн. долларов США).
Количество стран-контрагентов Московской области по экспортно-импортным операциям в 2010 г. - 163. Вместе с тем, основные объемы экспорта и импорта обеспечиваются за счет относительно небольших групп стран. На долю 20 ведущих стран-контрагентов Московской области приходится более 80 % общего объема экспорта и импорта.
Ведущие позиции занимают:
Основу экспорта Московской области составляла продукция машиностроения, химической промышленности, группа продовольственных товаров и продукция черной и цветной металлургии.
В товарной структуре импорта прослеживается тенденция возобновления роста закупок машиностроительной продукции (до 47,8 % в 2010 г., по сравнению с 39,9 % в 2009 г.), поступающей, в основном, для модернизации и обновления основных фондов промышленности.
Общее отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Московской области за 2010 г. составило 17 430,1 млн. долларов США.
Доля стран-членов СНГ в стоимостном объеме внешнеторгового оборота Московской области составила 21 %.
В страны Содружества поставляется почти две трети от всего объема экспортной продукции Московской области. Торговое сальдо со странами-членами СНГ за 2010 г., как и в предыдущие годы, является положительным (+169, 4 млн.долларов США).
Республика Беларусь продолжает оставаться самым крупным торговым партнером области среди стран Содружества, на неё приходится почти половина (48,1 %) товарооборота Московской области со всеми странами СНГ.
Следует отметить, что Германия незначительно, но впервые уступила Японии и Китаю «пальму первенства» среди поставщиков продукции в Московскую область. На тройку лидеров (Япония, Китай и Германия) приходится 36,8 % от всего стоимостного объема импорта Московской области.