Мягкая сила как механизм реализации интересов Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:04, реферат

Описание работы

Цели и задачи. Целью является выявление механизмов реализации интересов КНР на международной арене в рамках концепции «мягкой силы».
Для реализации выбранной цели были поставлены следующие задачи:
изучить историю возникновения термина «мягкая сила», сферы употребления;
проанализировать роль концепции «мягкой силы» во внешней и внутренней политике государства;
исследовать масштабные акции культурного характера, проведенные КНР на мировой арене;
исследовать сотрудничество КНР с другими странами в экономической, социальной сферах;
исследовать направления внешней политики КНР, позволяющие играть роль в глобальной стабильности и «гармонизации» международных отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Концепт «soft power».
История понятия
Роль «мягкой силы» в политике государства.

Глава 2. Стратегии реализации «мягкой силы».
2.1 Реализация в культурной сфере.
2.2 Реализация в области оказания помощи в экономической и социальной сфере.
2.3 Реализация в сфере укрепления глобальной политической и экономической стабильности.
Заключение
Список источников.

Файлы: 1 файл

МЯГКАЯ СИЛА РЕФЕРАТ.docx

— 60.65 Кб (Скачать файл)

Китайская комбинация в рамках данной стратегии «soft power» заключается в продвижении политики «оказания масштабной помощи в крупных социально значимых проектах» и «получения концессий на добычу природных ископаемых и сотрудничество в производственной сфере». Помогая реализации социальных проектов, Пекин тем самым, создает себе ненавязчиво благоприятный имидж среди населения и руководящих кругов. Как показывает историческая практика, подобный имидж более устойчив в массовом сознании. В этом плане показательным выглядит последний февральский визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Африку, в ходе которого он посетил четыре страны - Мали, Сенегал, Танзанию и Маврикий. Председатель КНР во время турне открыто объявил, что Пекин в условиях кризиса не оставит Африку без поддержки. В ходе визита в четыре африканские страны Ху Цзиньтао активно предоставлял китайские льготные кредиты, обещая активно инвестировать в социальные и инфраструктурные проекты. Даже Маврикий с населением 1,3 млн. человек получил льготный кредит в 260 млн. долларов на развитие аэропорта, беспроцентный заем в 6,5 млн. долларов и несколько миллионов просто получил в подарок. В Мали было обещано построить самый большой в регионе мост.1 Вместе с тем, экономическая помощь сопровождается параллельно с мерами по продвижению сотрудничеств в области культуры, здравоохранения и туризма – тех сфер, занимающих ключевые позиции в рамках стратегии «мягкая сила». Это наглядно представлено во взаимоотношениях Китая с Нигерией – крупнейшим экспортером нефти и сжиженного природного газа в Африке. Руководство Нигерии неоднократно выражало благодарность Китаю за помощь в борьбе с малярией и птичьим гриппом, в строительстве железной дороги, гидростанции и другой инфраструктуры, отмечая желание нигерийцев более широко заимствовать опыт Китая в социально-экономическом развитии.2

По подобной модели развиваются  отношения с такой важной в  геополитическом плане африканской  страной, как Кения. Китай уже  в течение нескольких лет оказывает  помощь в строительстве  инфраструктуры этой африканской страны, развитии культуры, образования, спорта и информационных технологий, охране окружающей среды. Результатом этого становится то, что Кения и Китай теперь фактически являются партнерами по обсуждению и согласованию актуальных вопросов мировой тематики на различных уровнях – от правительственного, в том числе в рамках ООН и других международных организаций, до частного обмена мнениями по таким темам, как управление государством, развитие экономики и улучшение жизни населения.3


1  Жэньминь жибао 26.03.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianpeople.com.cn

  1.       Жэньминь жибао 27.11.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianpeople.com.cn
  2.      Жэньминь жибао 26.11.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianpeople.com.cn

В Латинской Америке Китаем применяется  аналогичная схема, особенно в отношении  политических, экономических и энергетических региональных лидеров - Венесуэлы и  Бразилии. Так, Венесуэле Пекин пообещал вложить 8 млрд. долларов в социальные проекты, в обмен на что было подписано соглашение на добычу нефти в Венесуэле, создание компании по строительству танкеров и НПЗ в КНР по переработке венесуэльской нефти. Всего между двумя странами заключено уже более 300 соглашений.

С Бразилией Китай заключил соглашение, согласно которому бразильские поставщики будут экспортировать в КНР 60-100 тыс. баррелей в день. Китай уже стал вторым крупным торговым партнером  Бразилии и сегодня стремится  сбалансировать экономический аспект социокультурной составляющей.

Практическим воплощением заявлений  о предоставлении любой помощи странам  Латинской Америки является усилия Китая по увеличению объемов предоставляемой  гуманитарной помощи. Так, Китай оперативно среагировал на эпидемию «свиного гриппа»  в Мексике, и сразу же предоставил  этой стране срочную гуманитарную помощь в размере 5 млн. долл., включая помощь в виде наличных денег на сумму  1 млн. и материальную помощь на 4 млн. долл.1

Схожая ситуация наблюдается и  в странах юго-восточной Азии. Регион ЮВА непосредственно примыкая к границам Китая, служит как бы продолжением Южного и Юго-Западного Китая. Причем, собственно линия где заканчивается Китай и начинаются территории ЮВА нечетка, так как большая часть границы проходит по малонаселенным районам, где жители лишь формально признают себя подданными Лаоса или Мьянмы. Через эту


1 Жэньминь жибао 27.11.2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianpeople.com.cn

границу идет не только огромный поток законной и незаконной торговли, но также  легко распространяются воззрения  о Китае, как о процветающем государстве. В этих районах уже широко распространен  китайский юань, большинство сделок проходит с его использованием. Сегодня  Китай постепенно переводит свое неформальное влияние в пограничье во влияние реальное. В 2010 г. Было объявлено  о создании Китаем совместно с  Лаосом и Таиландом «международной туристической зоны» и «кольца  пограничной торговли» как районов  с особым юридическим статусом. В  эти зоны должны войти провинция  Юньнань, а также несколько провинций Таиланда и Лаоса. Нетрудно догадаться, что не лаосцы будут устанавливать свое влияние для юго-запада Юньнани, а уже КНР сможет доминировать в приграничных районах.1

Контроль над странами ЮВА необходим  расширяющемуся Китаю и сточки зрения геополитики, возможности выхода к  Индийскому океану, что кардинально  изменит его военно-стратегические возможности и укрепит претензии  на мировое господство. Успешные попытки  добиться этой цели происходят на наших  глазах, например строительство нефтяного  терминала, принадлежащего компании PetroChina на Андаманском побережье (Мьянма), по которому в Китай будет поступать нефть с Ближнего Востока.

В странах ЮВА Китаю гораздо  проще установить свое влияние по той причине, что в этом регионе  проживает большое количество этнических китайцев. В Сингапуре, Таиланде, Мьянме, Филиппинах, Малайзии, Индонезии китайские  диаспоры составляют большинство по сравнению с представителями  других народов. Без сомнения, эти  хуацяо как раз и есть тот слой населения, готовый пропагандировать и осуществлять те идеи, с которыми сюда приходит Китай.


1 Жэньминь жибао 17.01.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianpeople.com.cn

 

Однако, в этом же регионе, несомненно, наблюдается и попытки внедрения  США и Японии. И хотя официально конфронтация в ЮВА между США  и КНР не оглашается, в реальности борьба существует. В условиях противодействия  своим планам Пекин всеми силами старается сформировать в ЮВА  все компоненты мягкой силы. Сегодня  в китайском арсенале борьбы активно  задействуются привлекательная  внешняя политика и экономический  альтруизм.

Для того, чтобы укрепить доверие со своими странами-партнерами Китай подписал ряд документов, позволивших по-новому позиционировать его в регионе (в основном это декларации об экономическом сотрудничестве, сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности). В 2005 г. Китай, Вьетнам и Филиппины подписали договор о совместных геолого-разведочных работах в Южно-китайском море.1 Несмотря на скорый отказ Филиппин от проекта, Китай все же осуществил свои интересы, так как целью было показать готовность к равноправному сотрудничеству и поискам нефти и газа в спорных районах.

Образ Китая как друга и равноправного  участника политического процесса в Юго-восточной Азии подкрепляется  очень выгодным экономическим курсом Китая для остальных стран. Цель его – тесная зависимость от китайского рынка и экономики. Главный механизм его реализации – создание и развитие зоны свободной торговли. Начало его  можно отнести к 2002 году, когда  на саммите Китай – АСЕАН в  Брунее было подписано Рамочное соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве и создании в 2010 г. зоны свободной  торговли Китай – АСЕАН. Инициатива исходила из Пекина, который сделал правительствам стран АСЕАН «предложение от которого нельзя отказаться», так  как перспективы свободного выхода их продукции на китайский рынок  практически гарантировали им высокую  прибыль и процветание. Сегодня  Китай делает странам АСЕАН аналогичные  предложения: в 2009 г. о создании фонда инвестиционного сотрудничества Китай – АСЕАН на общую сумму 10 млрд долларов и о предоставлении со стороны Китая странам АСЕАН долгосрочных кредитов на 15 млрд долларов. В 2008 г. Китай первым внес 38 млрд долларов в антикризисный фонд АСЕАН.1

Изначально, зона свободной торговли была невыгодна Пекину, так как  экспорт товаров Китая в страны АСЕАН является несоизмеримо ниже, чем экспорт товаров АСЕАН  в КНР. Однако при более глубоком изучении выясняется, что прибыль  остается в руках тех же китайцев, но проживающих в странах АСЕАН. То есть зона свободной торговли является механизмом формирования единого рынка  китайского капитала в ЮВА.

В связи с вышеозначенными мероприятиями, проводимыми Пекином уже сейчас наблюдается серьезная зависимость  развивающихся стран от китайского капитала, что полностью удовлетворяет  принципам реализации интересов  КНР в рамках концепции «мягкой  силы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Жэньминь жибао 09.11.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianpeople.com.cn

2.3   Реализация в сфере  укрепления глобальной политической  и экономической стабильности.

 

Еще один механизм реализации «мягкой силы» КНР, заключающийся в проведении на мировой арене сбалансированной политики, оказывает растущее влияние на формирование позитивного имиджа страны. Внешняя политика также подчинена указанному принципу «гармонии мира». Если посмотреть на политику КНР последних лет, то фактически нет примеров, когда бы Пекин поддержал какие-либо действия, способные привести к возникновению новых военных конфликтов.

Нынешняя китайская политика в  рамках идеологической концепции «гармонии  мира» содержит в себе несколько  положений. В первую очередь провозглашается, что Китай всегда придерживается независимых и самостоятельных  принципов. Исходя из коренных интересов  китайского народа и народов мира и реальных событий, Китай вырабатывает свою позицию и политический курс по всем международным вопросам; он не подчиняется никакому внешнему давлению извне, не устанавливает никаких  стратегических отношений с крупными державами или блоками стран, не участвует в гонке вооружений, не проводит военную экспансию.

Китай также выступает против гегемонизма и защищает мир во всем мире. Китай считает, что государства, не крупные и малые, не сильные и слабые, не богатые и бедные, являются равноправными членами международного сообщества. Разрешение конфликтов между странами осуществляется мирным путем; не надо прибегать к оружию и угрожать друг друга силой, нельзя ни под какими предлогами вмешиваться во внутренние дела других стран. Китай никогда не навязывает другим странам свой социальный порядок и идеологию, и не позволяет другим странам навязывать их социальный строй и их идеологию Китаю.

На мировой арене Пекин, при  развитии сотрудничества с другими  странами, будет опираться на пять принципов мирного сосуществования, а именно: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства  во внутренние дела друг друга, равенства  и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

Таким образом, сегодня можно уже  уверенно констатировать появление  в мире нового китайского феномена «soft power», который стремится выйти на уровень, аналогичный влиянию американской и европейской «мягкой силы». Достоинством китайской «мягкой силы» является то, что она наряду со стремлением повысить геополитический рейтинг Китая, также стремится создать гармоничные неконфронтационные отношения с другими цивилизациями, что, безусловно, способствует укреплению международной стабильности, безопасности и взаимопонимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Стратегия «мягкой силы», без сомнения, уже является таким же важнейшим компонентом мирового политического, экономического и культурного развития, каким в прошлые эпохи была «hard power». За «мягкой силой» будущее, и поэтому, те страны мира, которые желают полноценно войти в глобальные процессы, нужно, конечно же, сделать больший упор на создание национальных концепций, основанных на принципах «мягкой силы». Это позволит не только снизить общий конфликтный потенциал в мире, но и в значительной степени определить прогресс в развитии страны, достигнуть которого сегодня уже невозможно без полноценного вхождения в глобальные процессы.  КНР также особое внимание придает продвижению  политики  «мягкой силы», чтобы любые экономические  или политические шаги   Китая, особенно в странах   Азии, Латинской Америки и  Африки,   вызывали   положительный морально-психологический  эффект. 

Информация о работе Мягкая сила как механизм реализации интересов Китая