Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 20:28, курсовая работа
В данной работе излагается характеристика национального населения Закавказья, где рассматриваются особенности численности населения, а также исторические особенности национальностей.
Целью работы является рассмотрение национального состава населения Закавказья, чем и обуславливается актуальность работы.
Данная курсовая работа состоит из трех глав, в которых решаются следующие задачи: рассмотрение национальностей Закавказья и их исторические особенности; народы, проживающие на территории данной страны; изучение численности населения Закавказья.
Этническая линия абхазов формировалась следующим образом: гениохи, населявшие территорию от современного г. Адлера на севере до границ Колхиды на юге, обитали там с родственными племенами кораксов в V в. до н. э., фтирофагами (с III в. до н. э. и до I в. н. э.), санигами, являвшимися одной из ветвей гениохов (I-IV вв. н. э.). Они-то и дали в I в. до н. э. начало новой народности - абсилам. Начиная с VIII в. абсилы получают новый этноним - абхазы, который существует и доныне на протяжении 14 веков. В IV в. комбинация народностей гениохов с санигами вызвала появление новой этнической группы - абазгов, которые как самостоятельный народ существовали до конца XIV в.
В XI в. на территории Абхазии в результате смешения двух национальных групп, в основном абазгов (поскольку эта ветвь с XII в. будет постепенно затухать) и абхазов, достигших в ту пору своего высочайшего национального и государственного развития, возникает новая ветвь - абазины. Этот народ существует с XII в. до настоящего времени. Вся эта этническая линия народов обладает одним языком, близкими к нему являются языки более северных народов, населяющих Северное Предкавказье, имеющих подобные обычаи и ведущих сходный образ жизни.
Таким образом, в Восточном Причерноморье уже с начала I тысячелетия н. э. сформировался самостоятельный абхазский этнос в составе нескольких десятков этнических групп, позже образовавших самостоятельные народности (субэтносы) в пределах северного, западного и южного Кавказа, сохраняющие этнические особенности, свою культуру и самобытность до настоящего времени. Начиная с IХ в., когда могущественное государство абхазов завоевало государства Центрального Закавказья, подчинив себе Картли, Кахетию, Тао-Кларджети и другие области и создало единое Абхазское царство, абхазский этнос оказал сильнейшее влияние на племена подчиненного региона, и на этой основе был создан новый суперэтнос с огромным ареалом, существовавший на протяжении четырех-пяти веков.
С I в. до н. э. в центральном районе Закавказья образуется новое национально-племенное образование, представленное иберийцами, или иверцами. Следует сказать, что различное написание этого этнонима связано с разночтением работ ранних историков. Примером может служить известное с древности слово "Вавилон". В латинском звучании это "Бабилон" (Babilon), но в более поздней (византийской) традиции этот звук стал звучать как "в", и в таком виде многие слова были заимствованы русским языком в отличие от западноевропейских, где сохранилось более старое звучание. В качестве примера можно привести некоторые имена: такие пары как Варвара - Барбара, Варфоломей - Бартоломей, Василий - Базиль, Вениамин - Бенджамин. Точно так же иверцы стали иберцами, а страна Иверия стала называться Иберией, после чего ее перенесли из Закавказья в Испанию, хотя речь идет не о ней. Племенное образование картов, или картлов, начавшее появляться с VIII в. н. э. в упоминаниях древних авторов как этноним и национальная группа, жившая на территории Иверии, существует и поныне как одна из народностей современной Грузии, наряду с кахетинцами, эрами, двалами и другими племенами Центрального Закавказья. Их язык существенно отличается от всех других европейских и азиатских языков своими лексическими и грамматическими особенностями [7] .
Здесь уместно сказать, что язык, которым пользовались картлы, принадлежит к картвельской группе кавказской семьи (раньше ее называли яфетической семьей). К языкам этой группы относятся: грузинский (картский, картули, картвели), занский (мегрело-чанский) и сванский, хотя все они отличаются своими наречиями и говорами [8] . Иногда эти языки называют южно-кавказскими (по географическому признаку), или иберийскими, языками [9] .
Меликишвили, а ему вторит Пайчадзе [10] , делает заключение: "С древнейших времен Западная Грузия была населена мегрело-чанскими (западно-грузинскими) племенами" [11] . В соответствии с тенденциозным подходом современных грузинских историков об абхазах, обитавших в этом районе, речь не идет, поскольку само упоминание о них потребовало бы объяснения, что это за этнос, откуда он появился здесь раньше всех других народов Закавказья и ответов на прочие, неудобные для историков Грузии вопросы.
Говоря о Грузии, распространявшей якобы свое влияние на Причерноморье, авторы пытаются притянуть этнос картлов и обосновать их родство с самостоятельными этнически племенами (например, колхами), располагавшимися в западной части Закавказья в VI в. до н. э., хотя картлы (предками которых являлись иверцы, упоминание о которых начинается с IV в. до н. э.) как этнос появляются, как мы уже говорили, несколько позже, примерно на рубеже начала VIII в. н. э. Тем более что такая связь не прослеживается с народами Восточного Причерноморья, поскольку и сами имеретинцы, гурийцы и мегрелы как этносы определились значительно позже картлов и на основе аборигенных народов Колхиды, Лазики и Абхазии. Похвально, но вывод исторически не верен. И еще, установлено, что язык картлов имеет серьезные отличия от мегрельского, сванского и других языков народов Западного Закавказья (да и сами мегрелы не считают себя картлами), что еще раз подчеркивает несходство картлов с остальными народами Закавказья и не свидетельствует в пользу принадлежности всех этих этносов к "Великой Грузии".
В истории Закавказья принято считать, что его заселение, происходившее с южных областей планеты через Малую Азию, шло по Восточному Причерноморью. Однако на территории Закавказья существует еще один проход в Малую Азию и регионы, где в древние века располагались высокоразвитые по тому времени цивилизации. Этот канал в области границы современных Армении и Азербайджана в исторически обозримое время использовался постоянно персами, хазарами и арабами для набегов на Закавказье. Но как путь переселения народов в эти края он почему-то не рассматривается. В то же время, учитывая обстоятельство, что заселение областей Причерноморья и образование на этой территории государства Колхида исторически подтверждено уже с V в. до н. э., а также то, что раннеабхазские племена появились в этом регионе раньше колхов (которые позже оттеснили их к северу в район нынешней Абхазии и бывшей Черкесии), а также то, что государства Причерноморья ограничились на востоке пределами Сурамского хребта, можно сказать, что этот край заселялся по западному каналу из районов Малой Азии, что и подтверждено летописными источниками. Об этом же пишет и В. Бочкарев [12] , свидетельствующий, что лазы и следующие за ними имеретинцы, гурийцы, аджарцы и отчасти мингрельцы, если и принадлежат к картвелам, то представляют собой разновидность, настолько отличающуюся от родового типа, что их можно выделить в особую группу.
Однако более поздняя фиксация племен в центральных областях Закавказья (иверцы - с I в. до н. э., эры, двалы, даки - с V-VI вв., картлы - с VIII в.), их антропологические и языковые отличия от народов Причерноморья, ограничение ареала тем же Сурамским хребтом, но с его западной стороны, наталкивает на мысль о более позднем заселении этого региона и о том, что этнические предки народов двух этих регионов отличались друг от друга. Естественно, это только предположение, гипотеза, но факты говорят о ее жизнеспособности, и, возможно, беспристрастные историки найдут здесь рациональное зерно.
Как я уже говорила, начиная с I в. н. э. на территории Колхиды образуется государство Лазика и впервые фиксируются письменными источниками лазы - предки современных мегрелов, у которых были особенно интенсивны матримониальные взаимоотношения с абазгами в контактной зоне по Ингуру. Этноним "лазы" полностью соответствует этнониму "колхи" и существует наряду с ним до конца XIII в. Этот народ соседствовал с территорией Абхазии, в пограничных областях совместно проживали колхи и абазги. Полагаю, что между ними существовала особая этническая группа, обладавшая своим языком, давшая начало современным мегрелам. Приняв к употреблению еще два языка - абхазов и колхов (лазов), занимая территорию, принадлежавшую ранее абазгам (абхазам), имевшая ранее или общих царей, или царей-родственников, эта этническая группа и территория, занимаемая ею, всегда оставалась объектом притязаний народов, располагавшихся южнее пограничной реки Енгур (Ингур), отделяющей Абхазию от современной Грузии. Инфильтрация мегрелов в юго-восточные области Абхазии продолжалась постоянно, а в конце XIII - начале XIV в. Мегрелия уже аннексировала восточные области Абхазского (Цхумского) княжества и борьба за них продолжалась до XVII в., когда итальянские и поздние грузинские источники зафиксировали западную политическую границу Мегрелии сначала по Келасури, затем по Кодору и, наконец, по Ингуру. В позднесредневековый период в итоге ассимиляционных процессов на завоеванных Мегрелией территориях (Верхняя Абхазия), переселений крестьян, в результате церковных дарений и бесконечных войн, абхазы и мегрелы в значительной мере сблизились генетически. Как народ мегрелы существуют до настоящего времени [13] .
На рубеже VII-VIII вв. в Центральном Закавказье, наряду с народом картлов, появляются обособленные народности - эры (Эретия) и двалы, обитавшие в срединной части южных предгорий Кавказа, и другие народности. С XII в. начинает прослеживаться народность кахетинцы, заселяющая восточную часть Центрального Закавказья. С IX-Х вв. встречается упоминание о лаках и аджарцах, которых некоторые историки называют джурджуанами, и т. д.
Народы Закавказья — Грузии, Армении, Азербайджана, входившие в состав еще Российской империи, — вместе с ее народами прошли длительный путь совместных преобразований и лишений. Эти народы наделены:
Как я уже сказала, в условиях повседневной
трудовой деятельности и общения с представителями
других национальностей у жителей Закавказья
заметна тенденция к образованию микрогрупп
по национальному признаку. Обладая хорошими
организаторскими способностями, коммуникативными
качествами, самостоятельностью, они стремятся
стать неформальными лидерами в коллективах.
В этом проявляются особенности семейного
воспитания мальчиков на Кавказе. С детства
они сориентированы на значимость социальной
роли мужчины, отца, брата, их с малых лет
приучают заботиться о младших братьях
и сестрах. В семьях культивируется особая
любовь к младшим, помощь им во всем. Дети
на Кавказе, мальчики в особенности, растут
самостоятельными, в условиях минимума
запретов, почти не подвергаются наказаниям.[14]
У всех народов
Закавказья популярны национальные виды
борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта,
а также народная педагогика с ранних
лет формируют сильную волю, развивают
физическую активность, постоянную готовность
к отпору. Такие качества представителей
разных народов Закавказья позволяют
им довольно быстро адаптироваться к разнообразным
условиям жизни и деятельности.
Весьма своеобразно здесь понимание старшинства.
Безоговорочное подчинение старшим проявляется
дифференцированно. Если жители считают,
что те или иные распоряжения руководителей,
принадлежащих к другим этническим общностям,
задевают их национальное достоинство
и самолюбие, то они способны воспротивиться
выполнению этих указаний. Встречая в
подобии случаях жесткую требовательность,
решительность и уверенность, в действиях
своего непосредственного начальства,
представители народов Закавказья быстро
осознают бесперспективность такого поведения,
однако перестраиваются с большим трудом.
Здесь большую роль играют терпение и
последовательность в действиях руководителя,
его способность найти пути продуктивного
взаимодействия со своими подчиненными,
учитывая их национально-психологические
особенности.
Грузины. Испокон веков в Грузии с особым уважением
относились к военному делу. В тяжелые
времена не раз в строй защитников страны
становились даже женщины. Каждый мужчина
считается воином, который должен защищать
свою Родину, близких, самого себя. Он должен
хорошо владеть оружием. Грузинам присущи
смелость и воинственность. В различных
ритуалах и обрядах часто используется
оружие как символ борьбы со злом. Распространены
различные амулеты. Существует культ креста,
шашки, кинжала; ношение холодного оружия
стало национальной традицией. Виноградная
лоза и меч в исторической символике Грузии
говорят о том почете и уважении, которыми
окружен человек и как воин-защитник, и
как труженик, всецело отдающий себя работе
на поле.
Грузины обладают обостренным чувством
национальной гордости и национального
достоинства, которые порождены осознанием
величия своей страны, опирающимся на
героическое историческое прошлое Грузии,
всегда побеждавшей своих врагов в борьбе
за национальную независимость.[14]
Высокое развитие
образования, культуры в Грузии способствовало
формированию в стране широкого слоя интеллигенции,
позволяло выращивать многочисленные
кадры высококвалифицированных научно-технических
работников. В сочетании с многовековыми
национальными традициями это привело
к развитию в психологии населения Грузии
таких черт, как уважение к людям, обладающим
знаниями, остроумие, находчивость, умение
применять в различных ситуациях цитаты
из народного эпоса, популярны? произведений
грузинских поэтов и писателей. Велика
у представителей этой нации и любовь
к народным мелодиям, пению.[14]
Грузины высоко ценят дружбу. Недаром
грузинская притча гласит: «Кто самый
бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга.
Кто самый богатый и счастливый? Тот, у
кого много верных друзей. Там, где поселились
дружба и терпение – в семье, во дворе,
в доме, на улице, в селе, в городе, в стране,
— там все человеческие радости собираются
вместе: мир и согласие, любовь и счастье».
Психология терпимости, такта и сотрудничества
в межнациональном общении характерна
для народа Грузии, несмотря на приписываемые
ему горячность и нетерпеливость. Грузины
с юмором относятся к себе и своим слабостям.
Одна грузинская пословица гласит: «Если
у тебя загорелся сарай и не можешь потушить
пожар, то хотя бы руки погрей». Оптимизм,
огромное жизнелюбие также являются их
важнейшими качествами.
Известно
грузинское гостеприимство. Во время застолья
прежде всего ценится умение сказать хороший
тост. Это своего рода искусство. Состязание
гостей в произнесении тостов на любом
торжестве вовсе не означает столь же
активного употребления спиртных напитков.
Здесь важно сохранить ясный ум, человеческое
достоинство в течение всего празднества.
На грузинских праздниках неизменны искреннее
веселье, витиеватая, но вполне понятная
игра слов, тонкий юмор, теплота, рыцарское
отношение к женщине.
Армяне. Жители Армении обладают острым умом,
высокой общеобразовательной подготовкой,
предприимчивы, привержены своей национальной
культуре, традициям.
Армянская семья характеризуются крепостью
уз, страстной привязанностью к детям,
ко всем родственникам без исключения.
Большим авторитетом в Армении пользуется
не только отец, но и мать, огромен авторитет
также и у бабушки. Женщина здесь практически
освобождается от участия в других работах,
в основном занимается домашним хозяйством,
воспитанием детей.
Это приводит к тому, что мужчины с пренебрежением
относятся к такого рода деятельности,
считая ее чисто женской. В Армении проявляют
уважительное отношение ко всем старшим
по возрасту. Молодые люди встают, если
в дом входит пожилой человек, и садятся
только после его предложения сесть. При
людях, более старших по возрасту, не принято
курить, громко разговаривать.
Умение относиться с уважением к другим
людям очень высоко ценится в Армении.
Для ее жителя нет человека, после общения
с которым он бы «никак» к нему не относился.
Мнение составляется полярное: или друг,
единомышленник, или чужой, «не наш», «враг»
— и никак иначе. Другу, товарищу выказываются
большая душевная щедрость и постоянное
внимание, с врагом отношения всегда непримиримые.
На эти качества следует обращать особе
внимание во взаимоотношениях с представителями
этой нации. Надо помнить и о том, что любое
общение армяне стремятся перевести в
плоскость неформальных межличностных
отношений. Они не терпят грубости, прямого
принуждения, давления, любят, чтобы все
было по-хорошему.
Армяне коммуникабельны. В профессиональных
и личных отношениях они, как правило,
придерживаются стиля, который характеризуется
большим дружелюбием и доброжелательностью.
Подобного же бережного отношения они
ожидают и от других. Армяне способны быстро
устанавливать деловые контакты с представителями
любой национальности. В личных взаимоотношениях
с последними они менее резки, чем азербайджанцы
и выходцы с Северного Кавказа. Вместе
с тем армяне чувствительны к неуважительности,
поверхностному отношению, очень обижаются,
когда их игнорируют.[14]
Информация о работе Национальный состав населения Закавказья