Национальный состав населения Закавказья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

В данной работе излагается характеристика национального населения Закавказья, где рассматриваются особенности численности населения, а также исторические особенности национальностей.
Целью работы является рассмотрение национального состава населения Закавказья, чем и обуславливается актуальность работы.
Данная курсовая работа состоит из трех глав, в которых решаются следующие задачи: рассмотрение национальностей Закавказья и их исторические особенности; народы, проживающие на территории данной страны; изучение численности населения Закавказья.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.01 Кб (Скачать файл)

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.  
Армянскаяпословица

Они умеют в различных ситуациях сдерживать чувства, но вместе с тем очень самолюбивы, болезненно переживают просчеты и упущения при достижении поставленных целей, падение своего авторитета. Вот почему во взаимодействии с армянами необходимо всегда разъяснять, для чего нужно выполнить ту или иную задачу и почему ее решение поручается именно им. В противном случае, даже выполнив то, что от него требуется, армянин остается при своем мнении и часто бывает неудовлетворен выполненным делом, что неизбежно приводит к дискомфорту во взаимоотношениях с ним в будущем. 
Азербайджанцы. По своему характеру представители этой этнической общности любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, характеризуются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми.[14] 
            Нельзя не учитывать большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношением к ним или к их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может вызвать острую ответную реакцию. При общении с азербайджанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательности, уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением. 
В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоздержанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чеченцы или осетины. Однако в такие минуты и они подчас склонны решать вопросы «с позиции силы», вступаются за своих земляков вне зависимости от того, правы они или нет в данном случае.

Лучший друг — мать, лучшая страна — Родина.  
Азербайджанскаяпословица

Отношение к труду в Азербайджане неоднозначно. Большинство людей в основном добросовестно осваивает профессию, свое дело, становится хорошими работниками. В то же время есть немало и таких, кто предпочитает лениться и найти «тепленькое место». Есть и люди, которые стремятся быть обеспеченными, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Азербайджанцы нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутными интересами. 
Они очень чувствительны к успеху, почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое честолюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркивают личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это внимание. 
Азербайджанцы охотно общаются и взаимодействуют с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изучение русского языка, хотя, как правило, достигают не очень больших успехов. Однако иногда, даже зная русский язык, азербайджанец в межнациональном общении скрывает это, пытаясь, когда нужно, использовать такое обстоятельство в своих интересах.

 

  1. Традиции, праздники и обычаи народов Закавказья.

Грузия имеет глубочайшие корни национальных традиций в хозяйстве, культуре и характере народов Грузии. Они живут в древних крепостях и храмах Мцхеты и Картли, поэзии Шота Руставели, именах Давида Строителя и царицы Тамары. Грузины известны как свободолюбивый, благородный, гостеприимный народ.

В Грузии были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в некоторых горных районах - выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (пишиоба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем . Еще более многолюдны (особенно в Западной Грузии ) были похороны, требовавшие еще больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Многие традиции достаточно устойчивы, в т.ч. обычаи свадебного и похоронно-поминального циклов. В традиционном общественном быту Грузии стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести , аталычества (в западной Грузии ) ,побратимства и посестримства. Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт Грузии. В феврале- марте отмечали праздник кееноба-берикаоба с ряжеными, осенью - Мцхетоба, Алавердоба и др. В наши дни некоторые традиции праздничного быта сохраняются. По окончании сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. Появилось много новых праздников, например, Тбилисоба, отмечаемый в столице Грузии Тбилиси в конце октября. [15]

 Обрядовые действия  и празднества, связанные с культами  плодородия земли и скота, были  распространены во всех областях  Грузии. Магическими действиями  были пронизаны и основные  этапы семейной жизни - брак, рождение ребенка, смерть. Среди верований семейного круга особое место принадлежало представлениям, связанным с очагом - вместилищем духов - охранителей дома и рода.

В Армении сохранилось много традиционных народных обычаев: благословление первого урожая в августе или жертвоприношение ягнят во время некоторых религиозных праздников.

Традиционным для армян праздником является Вардананк (день св. Вардана), отмечаемый 15 февраля в память о поражении армянских войск во главе с Варданом Мамикомяном в битве с персидской армией на Аварайском поле.

По дошедшим до нас данным, армяне имели 3 новогодних праздника: Аманор, Навасард или Каханд и 1 января.

 До 25 века до н. э. наши  предки Новый Год встречали 21 марта, когда продолжительность  дня равна продолжительности  ночи. Этот выбор не был случайным. В эти древние времена армянские  жрецы, основываясь на своих наблюдениях, убедились, что природа пробуждается  в начале весны. Этот день армяне  отмечали торжествами, в которых  прославляли пробуждение природы, труд земледельца, обращались к  богам, прося, чтобы год был урожайным.

 Второй новогодний  праздник у армян - это Навасард, который отмечался 11 августа. Главные  новогодние представления происходили  на обоих берегах реки Аратзани, на склоне горы Нпат. На торжествах  принимали участие царь и царица  со своей свитой, полководцы вместе  с армянским войском. Сюда приезжали  со всех концов Армении. Смысл  праздника был не только в  веселье, но и в единении народа. Празднества длились несколько  дней.[15]

 Армянские традиции  уходят далеко в глубь веков. В быту по сей день сохраняются  взаимопомощь, уважение к старшим, прочность семейных отношений  и родственных уз.

 В многовековых традициях  Армении дудук занимает, пожалуй, самое почетное место. Этот небольшой  духовой инструмент из корня  абрикосового дерева и диапазоном  всего в одну октаву уникален  и прекрасен по звучанию. Кажется, что его музыка полна печали  и тоски.

 Из глубин веков  традиционной осталась резьба  на камне. Наши зодчие сохраняли  древние традиции Армении, ее  христианскую историю, ее начало, ее душу.

 Армянский фольклор  содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл "Сасунские богатыри"). Из старинных песен выделяются  трудовые и песни тоскующего  по родной земле странника - пандухта. Эпос и песни исполняются народными  певцами - гусанами.

 Браки армян, как правило, не допускались между лицами , находящимися в родстве ближе  пятого-седьмого колена. При заключении  брака род юноши не платил  калыма, но матери невесты делалось  подношение, оно выразительно называлось - "цена молока" ("цицигин"). Род девушки готовил приданое, в которое входили постельные  принадлежности, занавес - "аратай", за которым во время свадьбы  должна была находиться невеста, домашняя утварь и иногда скот. Браки были нерасторжимы, измена  считалась преступлением. Свадьба  рассматривалась, как дело всей  общины. Кроме кровных родственников  жениха и невесты, в ней активную  роль играл целый ряд лиц, не  состоявших с ними в близком  кровном родстве. Главными из  них были посаженный отец - "кавор" и посаженная мать - "каворкин", свита жениха - "макары", глава  свадебного стола - тамада" и его  помощник "брат" жениха, "брат" невесты и др. Свадебное торжество, обычно занимавшие три дня, представляло  собой цикл архаических общественных  молений и магических действий, призванных обеспечить плодородие и благополучие новой семье. В этом цикле были и моление на кладбище - пережиток культа предков, и заклание быка - жертва духам рода невесты, и осыпание молодых сластями, зерном и монетами , и обряды "связывания", "замыкания", "отпугивания" злых духов. Церковное венчание и участие священника в свадебных обрядах не нарушало их общего языческого строя. Музыка, шум, многолюдье - все подчинялось единой цели - магическому воздействию на будущее молодых членов общины.

Национальные традиции и образ жизни населяющих Азербайджан народов, как и в других странах Закавказья, хранят много черт из далекого прошлого. Однако, в отличие от Грузии и Армении, здесь область исламской цивилизации. А длительное нахождение в сфере влияния Ирана определило близость с персидским культурным образцом. Азербайджан - светское государство, но в обществе существует характерная для Востока родовая иерархия, авторитет старшего в роду.[15]

Большую роль играют мусульманские обряды и праздники (жертвоприношения - курбан-байрам, разговения - ораза-байрам и др., особенно шиитские - ашура, или шахсей-вахсей, праздники посвященные

восьмому имаму Резе и "скрытому" имаму - махди ),а также домусульм. Традиции - новогодний праздник науруз-байрам (21-22 марта), культы огня, камней, деревьев, родников, колодцев и др.

  Сама процедура заключения  брака проходит по известной  схеме: предварительный сговор, сватовство, обручение и свадьба. Между отдельными  этапами нередко проходил весьма  длительный срок, что было связано  с необходимостью сбора средств  и подготовкой многочисленных  и дорогих подарков, которые подносились  от имени жениха невесте, и  которыми обменивались вступающие  в новое родство семьи. На всех  четырех этапах представители семей и старейшины селения находились на переднем плане, а будущим супругам отводилась роль послушных статистов.

 После обручения жениху, его родственникам - мужчинам и  друзьям категорически запрещалось  видеть невесту. Даже при совершении  мусульманского свадебного обряда, который в основном сводился  к составлению и подписанию  брачного договора, вместо вступающих  в брак присутствовали представляющие  их родственники. В течение первых  двух дней свадебного торжества, которое проходило в доме жениха, ни жених, ни невеста никакого  участия в нем не принимали, в это время они находились  в доме кого-либо из своих  родственников. На свадебный пир  жениха торжественно приводили  в дом только на третий день  и то на время. Невесту возвращали  в родительский дом только  перед приходом процессии, состоящей  из родственников жениха и  гостей, которая должна была увезти  её в новую семью.[15]

 Переезд невесты сопровождался  носившими ритуальный характер  играми и магическими действиями. Невесту сопровождал конный отряд  ее родичей и музыканты, по  пути следования кортежа молодежь  устраивала заслоны, через которые  он проходил только после шуточной  борьбы и выкупа. Перед ней  везли украшенную фруктами, сластями  и сдобным печеньем ветвь-"шах", символ благополучия и плодородия; встречавшая невесту мать жениха  осыпала ее зерном, монетами и  сластями. Шагнув в новый дом, невеста должна была сразу  же наступить на железный предмет, - железо, по поверью, являлось сильнейшим  оберегом. После переезда невесту  укрывали от всех за занавеской  в брачной комнате. Жених приходил  туда тайно и утром тайно  ее покидал. Лишь через несколько  дней молодые могли показаться  старейшинам селения и родственникам, но еще долго, до рождения первого  ребенка, молодая должна была  носить покрывало и сторониться  мужской родни мужа.

  1. Численность населения Закавказья.

Численность населения закавказских республик постоянно увеличивается. В Азербайджане самые высокие темпы роста (до 1 % в год), в Грузии примерно 0,01 %, а в Армении 0,1 %. Значительный естественный прирост за счет высокой рождаемости характерен только для Азербайджана 9 %о. Данный показатель оказывается почти нулевым в Грузии (0,1 %о). В Армении он чуть более 3%.

Территория выделяется высокой плотностью населения, причем в Армении она достигает максимальных величин в СНГ (128чел/км2).

В Грузии доля городского населения 56 %, Азербайджане 54 , в Армении — 68 %.

Основные титульные народы Закавказья относятся к разным языковым семьям. Грузины являются представителями картвельской языковой семьи картвельской группы, армяне составляют также собственную группу в индоевропейской языковой семье, азербайджанцы относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Большинство грузинского населения — христиане, азербайджанцы являются приверженцами ислама шиитского толка, армяне — христианам и монофиситами.[16]

Имея высокий естественный прирост - в Грузии - 7%, в Азербайджане - 21%, Закавказье отличается и высокой плотностью населения - 78,4 чел./км2, однако она не везде одинаковая. 90% населения проживает на территориях с абсолютной высотой до 2000 м, а такие районы занимают 46% площади. Высокая плотность на Колхидской низменности, в долине р. Куры, в Араратской долине, на Ленкоранской низменности и Апшеронском полуострове. Здесь проживает 50% населения с плотностью 82 чел./км2. В городах живет чуть более половины населения - 55%. Примерно такая же часть находится в трудоспособном возрасте. В связи с высоким естественным приростом населения существует проблема более полного использования трудовых ресурсов. Военные конфликты в этом районе привели к массовым внутренним и внешним миграциям.[16]

 

Заключение

 Можно сделать следующие выводы по этнической истории Закавказья. 
На территории Закавказья и Восточного Причерноморья к ХХ в. возникли и сформировались пять этнических линий народов: 
- гениохи –абсилы-абгазги-абхазы-абазинцы;

-мисимиане-зихи-черкесы-адыги;

-сваны;

-колхи-лазы-гурийцы-мегрелы;

- к востоку от территории, занимаемой  этой группой народов, полагаем, формировалась самостоятельная  этническая ветвь

-иверцы - картлы и другие, более поздние народы. 
        Народность, или этническая группа, "грузины" в историческом плане не просматривается. 
        С точки зрения этногеографии, эти перечисленные пять этнических групп народов обитали на локальных территориях, которые с течением времени расширялись или сокращались, но оставались постоянным местом расположения государств этих народов. 
Смешения этнических групп начиная с исторически обозримого периода (V в. до н. э.) не происходило.

Информация о работе Национальный состав населения Закавказья