СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------------3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО
МАКРОРЕГИОНА РОССИИ………………………………………………….4
2. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО МАКРОРНЕГИОНА СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ…………………………..6
3. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТОВ АГЛОМЕРАЦИИ,
МАГИСТРАЛИЗАЦИИ И ИМПЛОЗИИ…………………………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ---------------------------------15
ВВЕДЕНИЕ.
Опорный
каркас расселения - это генерализованный,
свободный от деталей географический
образ страны или региона, отражающий
основные черты территориального размещения
населения. Он включает в себя иерархически
построенную совокупность наиболее динамичных
и прогрессивных центров расселения разного
уровня – в основном крупных городов и
связывающих их магистралей.[5]
Наиболее
крупными частями, на которые обычно делят
территорию России, являются европейская
и азиатская части (Западный и Восточный
макрорегионы). При этом по площади азиатская
часть (3/4 общей территории) заметно преобладает
над европейской (1/4). По соотношению населения
картина обратная. Подавляющее большинство
населения России проживает в европейской
части страны. В то же время, именно в Восточной
зоне сосредоточены основные топливные,
металлорудные, лесные, гидроэнергетические
и другие ресурсы страны. Малая плотность
населения здесь связана с суровостью
природно-климатических условий, значительной
удаленностью от развитого европейского
центра страны, слабой освоенностью значительной
части этой территории. [8]
Роль региона
в экономике страны постоянно
возрастает, и это является фактором,
вызывающим необходимость заселения данных
территорий. Актуальность данной работы
состоит в том, что изучение в динамике
особенностей территориального размещения
населения, исторически сложившихся причин
такого размещения и тенденций его развития
способствует прогнозированию дальнейших
изменений в территориальной структуре
размещения населения региона и разработке
мер по оптимизации этих процессов в интересах
промышленного развития восточного макрорегиона.
Целью данной
работы является изучение структуры
и тенденций развития опорного
каркаса расселения восточного
макрорегиона России.
Задачами работы
являются:
- изучение исторических
аспектов расселения населения
восточного макрорегиона России,
- изучение особенностей и перспектив
развития опорного каркаса расселения
восточного макрорегиона современной
России, в том числе развитие узловых,
линейных элементов, имплозии городов.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО
МАКРОРЕГИОНА РОССИИ.
Период
активного освоения Сибири и
Дальнего Востока начался с
походов дружин казаков под
предводительством Ермака в 1581 году.
Одной из первых была основана небольшая
крепость Тюмень, которая впоследствии
стала крупным ремесленным и торговым
центром. Формирование опорного каркаса
расселения в восточном макрорегионе
России в конце 16 и в 17 веке шло вдоль крупных
рек в основном в меридиональном направлении,
а также в широтном направлении вдоль
реки Амура и по побережью Охотского моря.
В этот время были основаны города Тобольск,
Сургут, Березов, Обдорск (Салехард), Тара,
Туринск,Мангазея, Красноярск, Енисейск,
Томск, Кузнецк, Якутск, Иркутск, Верхнеангарский,
Верхнеундинский, Анадырь и многие другие
поселения.
В начале
18 века появились первые крупные рудники
и промышленные предприятия А. Демидова
на Алтае, был создан Алтайский горный
округ. Был основан Екатеринбург.
Характерным
для того периода заселения
Сибири была масштабное использование
на рудниках и промышленных
предприятиях труда ссыльных
и каторжников, которые также
сыграли свою роль в заселении Сибири.
После крестьянской реформы 1861 года началось
более активное переселение крестьян,
переезжавших на обширные неосвоенные
территории в поисках лучшей жизни.
В 1730 году
началось строительство Сибирского тракта, Новые поселения стали возникать
вдоль этого транспортного пути, на юге
региона в широтном направлении.
В 19 веке
Сибирская горнодобывающая промышленность
была сконцентрирована в южных, более
обжитых и удобных для жизни районах. Развивалась
золотопромышленность, а также другие
промышленные производства. На юге
Восточной Сибири были основаны Минусинск,
Чита, Кяхта. На Дальнем Востоке – Николаевск,
Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск, Влидивосток.
В 1890 — 1900-х
годах была построена Транссибирская
магистраль, которая связала Европейскую
часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
После этого начался новый этап экономического
развития этих регионов, их территории
стали более активно заселиться, заселение
шло вдоль этой магистрали, росли основанные
ранее и образовывались новые города и
села. В Томске в 1878году был основан университет. Городское
население Сибири с 1840 года до 1913 года
выросло в 6,2 раз. [1]
В начале 20
века во всем Восточном макрорегионе
России проживало менее 10 млн. человек,
из них на Дальнем Востоке
– менее 1 млн. человек.
После Октябрьской
революции 1917 года и установления
советской власти началась активная
индустриализация Дальнего Востока
и Сибири. Развитие угольной промышленности
в кузнецком угольном бассейне потребовало
привлечения рабочей силы из других регионов
страны. К 1939 году доля городского населения
Сибири выросла до 31,3 %. Была основана сеть
городов в районе Кузнецкого бассейна.
В
начале 30-х годов была достроена
Туркестано-Сибирская магистраль, связавшая
Сибирь и Среднюю Азию.
Во время
Великой Отечественной войны население
крупных городов Сибири резко выросло
за счёт эвакуации промышленности и людей
из Европейской части СССР. В 1941—1942 годах
в Сибирь прибыло около 1 миллиона человек.
Промышленное
освоение Сибири продолжилось с 1950-х годов.
В Сибири были построены крупные гидроэлектростанции:
Новосибирская ГЭС на реке Обь, Енисейский
и Ангарский каскады ГЭС. В 70-х годах
началось строительство Байкально-Амурской
магистрали. Одновременно вдоль нее строились
новые населенные пункты. При разработке
новых месторождений образовывались крупные
ПТК, предприятия которых играли градообразующую
роль. Масштабное освоение севера Западной
Сибири началось с разработкой там месторождений
топливных ресурсов. Возникло множество
новых городов, специализированных на
добыче и переработке нефти и газа.
[4]
Таким
образом процесс индустриализации
Сибири оказался причиной увеличения
численности населения Сибири, формирования
нового опорного каркаса расселения,
часть центров которого сложилась
исторически, другая часть была
сформирована вновь в виде
крупных индустриальных городов,
строившихся вблизи источников
сырья и энергии.
К
началу 50-х годов на территории
Сибири начали развиваться процессы
индустриального агломерирования,
которое проявилось в появлении
большого количества городов-спутников
вокруг крупных городских центров, процессы
магистрализации проявлялись в привязке
населенных пунктов к крупным транспортным
магистралям и рекам.
2. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО МАКРОРЕГИОНА В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
В
целом на территории современной
России существует зона наиболее
плотного заселения, которая охватывает
практически всю европейскую
часть страны, сужаясь к территории
Восточного макрорегиона, где занимает
только южную его часть и
сужается к востоку.
В обширных
северных областях региона характерен
очаговый тип размещения населения,
там расположены на больших
малоосвоенных территориях отдельные
города с узкой промышленной
специализацией, которые сформировались
вблизи крупных месторождений. Например,
это Билибино и Бодайбо, промышленной
специализацией которых является
добыча золота, г.Мирный – добыча
алмазов, Братск и усть-Илимск были построены
вблизи месторождений железной руды, в
Норильске разрабатывают месторождения
никеля, меди, каменного угля. Часть этих
городов получила свое развитие исторически,
так как сформировалась давно как торговые
и транспортные центры. Это Якутск, Анадырь,
Верхоянск и другие города.
На территории
севера Западной Сибири представлено
много новых городов, образованных
в связи с разработкой месторождений
нефти и газа. Это Новый Уренгой,
Ханты-Мансийск, Сургут, Нижне-Вартовск,
Мегион и многие другие. Часть
этих городов была образована
ранее, в период активного освоения
Сибири, и получила новое развитие
в связи с открытием вблизи
этих городов новых месторождений.
Города северной
части восточного макрорегиона
небольшие, численностью менее 500 и
менее 10 тысяч человек. Плотность
заселения этих территорий самая
низкая в России, часть территорий
вообще не заселена.
Опорный
каркас расселения южных областей
восточного макрорегиона имеет
другие признаки. Здесь продолжается
полоса плотного заселения, идущая с европейской
части России. Имеются крупные города
с численностью населения 4-5 миллионов
человек. Это Омск, Новосибирск, Екатеринбург
и Челябинск. Города с численностью населения
от 1 до 2 миллионов человек – это Тюмень,
Барнаул, Томск, Кемерово, Новокузнецк,
Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток.
Формирование опорного каркаса
расселения – это генерализованное
выражение географического хода
урбанизации, проявление центростремительных
и линейностремительных тенденций
в расселении.
Формирование
опорного каркаса расселения
проходит 3 основные стадии:
I – центровая («точечная») концентрация
– нарастание числа увеличение размеров
крупных городов.
II – агломерирование, когда
крупный город, становясь ядром
агломерации, формирует вокруг себя
плеяду спутников
III – регионализация, при
которой высокого уровня достигает
имплозия – экономическое сближение
взаимодействующих центров на
основе совершенствования транспорта.
В Восточном макрорегионе
в настоящее время появляются процессы
агломерации, магистрализации и имплозии
городов.
3. ОСОБЕННОСТИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТОВ АГЛОМЕРАЦИИ,
МАГИСТРАЛИЗАЦИИ И ИМПЛОЗИИ.
В районах Сибири и Дальнего Востока расположены
девять крупных агломераций - это Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск,
Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул,
Хабаровск и Владивосток.
Первое место занимает крупнейшая агломерация
макрорегиона — Новосибирская, затем
следуют близкие по численности населения
Омская, Новокузнецкая и Красноярская,
Иркутская, за ними следуют Барнаульская
и Томская ГА.
Вопрос агломерирования
на данном этапе очень актуален для Сибири
и Дальнего Востока. В этих регионах продолжается
естественная и особенно миграционная
убыль населения, что не отвечает потребностям
их экономического развития, ведь именно
в этих регионах сосредоточена основная
ресурсная база страны. Низкая плотность
населения в Сибири и на Дальнем Востоке
тормозит развитие промышленности. Приостановить
процесс убыли населения возможно, лишь
обеспечив приемлемые условия для жизни,
которые остановят процесс миграции в
западные районы и обеспечат миграционный
приток в восточные регионы. Это возможно
сделать путем развития крупных городских
агломераций. С помощью создания агломераций
также возможно повысить уровень управляемости
регионом и устранить перекосы в его развитии.
[9]
Одной из задач дальнейшего
развития региона является создание
и развитие городских агломераций,
объединение в них разрозненных
населенных пунктов, этот процесс
находится на разной стадии
развития в различных областях
региона.
Новосибирская
агломерация сформировалась в сильно
урбанизированном регионе Новосибирской
области, где доля городского населения
составляет 75 %, причем более половины
населения области сосредоточено в Новосибирске.
Причины создания Новосибирской агломерации:
1)необходимость
становления Новосибирска как крупнейшего
в Восточном макрорегионе инновационного
центра. Для решения данной задачи необходимо
развитие Новосибирска как одного из крупнейших
в стране городов, а также сопутствующих
ему поселений: наукоград Кольцово, наукоград
Краснообск, промышленно-логистический
парк в районе аэропорта Толмачево. Подобные
задачи не могут быть решены силами и в
пределах отдельно взятого крупного города.
Граница городской территории при такой
постановке оказывается ненужным сдерживающим
фактором.