2)Целесообразность
повышения управляемости и связанности
территории. Новосибирск исторически
формировался как город нескольких поселений,
находящихся рядом, с несколькими промышленными
зонами. Но административно он стал муниципалитетом
с большой территорией, внутри которой
есть свои пустоты, разрывы между заселенными
территориями. С течением времени город
все более поглощал территории и трудовые
ресурсы. В итоге он все более довлел над
городами-спутниками. В агломерации создана
ярко выраженная маятниковая миграция,
как внутри агломерации, так и внутри самого
города (между городскими районами).
[10,14]
Омская агломерация является межрегиональным центром
социально-экономического развития и
притяжения Западной Сибири и практически
всей Сибири, составляя конкуренцию Новосибирску.
В настоящее
время назрела необходимость присоединения
к городу Омского района, вплотную прилегающего
к мегаполису. Объединение сделает управление
пригородной зоной эффективнее. Генплан
города предполагает в перспективе присоединение
части Омского района: села Пушкино, деревень
Ракитинка и Давыдовка, поселка Иртышский,
северного участка вдоль Иртыша. Подобная
агломерация дает миллионному и стесненному
городу новые площади под современное
малоэтажное строительство, благоустроенные
зоны отдыха и садоводства. Пригородные
зоны будут интересны для инвесторов,
так как дают хорошую перспективу для
их комплексного освоения.
План
социально-экономического развития области
предполагает объединить участки, характеристики
которых приближены к городским, и довести
их инфраструктуру до хорошего уровня.
Сегодня вокруг Омска фактически сложилась
зона малой агломерации, которая включает
в себя областной центр, города-спутники
и крупные поселения: Азово, Калачинск,
Кормиловку, Красноярку, Красный Яр, Любинский,
Марьяновку, Москаленки, Таврическое,
Чернолучье. Но административно они пока
не объединены, что сдерживает развитие
агломерации. [14]
Новокузнецкая агломерация
возникла во времена индустриализации
Кузбасса благодаря большому количеству
городов-спутников и стала одной из немногих
миллионных агломераций при городах-немиллионерах.
В постсоветскую постиндустриальную эпоху
эта агломерация испытывает значительную
депопуляцию. Агломерация превосходит
агломерацию своего областного центра
Кемерово как по численности населения,
так и по промышленному потенциалу. [14]
В 2008 году
семь муниципальных образований Красноярского
края — города Красноярск, Сосновоборск,
Дивногорск, и четыре района — Емельяновский,
Манский, Сухобузимский, Березовский подписали
Соглашение об организации и осуществлении
межмуниципального инвестиционного проекта
«Комплексное развитие Красноярской агломерации на
период до 2020 года».
Этим Соглашением
предусматривается совместная работа
Правительства края и глав муниципалитетов
по ускорению промышленного, социально-экономического,
инфраструктурного, развития территорий,
расположенных вокруг финансово-делового
центра — Красноярска.
Территории,
вошедшие в состав Красноярской агломерации,
имеют преимущества за счет расположения
на пересечении транснациональных транспортных
магистралей, выхода к Северному морю
и доступа к природным ресурсам края.
[11,14]
Полицентрическая Иркутско-Черемховская
агломерация возникла в советские
индустриальные времена из нескольких
городов-спутников, ее особенностью является
то, что она является крупной агломерацией
при городе, не являющемся миллионером.
Основной целью создания Иркутской агломерации
является формирование на базе Иркутска,
Ангарска и Шелехова крупного постиндустриального
центра, с целью привлечения на территорию
области крупных инвесторов. Кроме повышения
инвестиционной привлекательности в планах
властей развитие инновационных технологий,
что связано с концентрацией специалистов
высокой квалификации, и формирование
единого научно-производственного пространства,
создание мощного развивающегося городского
образования, привлекающего и удерживающего
население.
Особенности формирования систем расселения
Иркутской области не вписываются в рамки
существующего административно-территориального
деления. Под влиянием внешних объективных
социально-экономических факторов складываются
сквозные территориальные системы (не
совпадающие с границами районов). На данном
этапе реально сформировалась Иркутская
городская агломерация с численностью
населения более 1 млн. чел. В данном случае
речь идет о формировании моноцентрической
агломерации с единым ядром в городе Иркутске,
вытянутой вдоль Транссибирской магистрали.
[12,14]
Томская агломерация — одна из крупнейших
городских агломераций Сибирского федерального
округа. Создание этой агломерации,
по мнению властей, позволит организовать
единое пространство для комфортного
проживания и перемещения, реализовывать
многие инвестиционные проекты региона.
Эта агломерация возникла в результате
естественного слияния в единое целое
Томска и Северска, а также освоение левобережных
территорий реки Томь, которые происходили
в течение десятилетий.
Создание в Томске особой экономической
зоны технико-внедренческого типа внесет
вклад в формирование новых стандартов
качества организации труда и жизни. Сейчас
к этим площадкам подведены все коммуникации,
размещающиеся здесь новые производства
будут освобождены от налогов на пять
лет. Власти предлагают переезжать туда
предприятиям их центральных районов
города. Томская особая экономическая
зона — это формирование нового рынка
труда. Это, безусловно, важно и актуально
для Томска, так как город по своему потенциалу
может претендовать на роль центра подготовки
кадров высокой квалификации для всей
Сибири. Томск — единственный в России
город, в Уставе которого написано, что
градообразующим является научно-образовательный
комплекс. [13,14]
Таким образом, процессы агломерации
происходят на территории Сибири
и Дальнего Востока, но в целях
повышения экономической эффективности
предприятий и транспортных путей,
предотвращения оттока населения,
требуют своего развития, которое
осуществляется разными темпами
в различных областях региона.
Для Сибири
и Дальнего Востока наиболее
характерен эффект магистрализации
опорного каркаса расселения
– развитие его линейных элементов.
Магистральный
характер расселения сформировался
с начала заселения этих территорий
в 16 – 17 веках, когда поселения возводились
вдоль крупных рек. В настоящее
время осями линейных элементов
опорного каркаса расселения
являются реки Тобол, Обь, Енисей,
Амур.
Другой тип линейного
расселения, в настоящее время основной,
сформировался вдоль крупных железнодорожных
магистралей, протянувшихся с запада на
восток. Около 200 ныне существующих городов
Восточного макрорегиона возникли как пристанционные
посёлки, они одержали победу в конкуренции
со старыми уездными и заштатными городами,
оставшимися в стороне от железных дорог.
Развитие и превращение их в города
существенно изменило рисунок городского
расселения. [7]
Самый
известный город, рождённый железной дорогой,
– Новосибирск (Новониколаевск), который
является фактически столицей Сибири.
Множество городов
и поселков возникло одновременно со строительством
БАМа, но в связи с стихийностью и хаотичностью
этого строительства многие города
не оправдали свое создание экономически
и не получили должного развития.
В настоящее
время сложившийся вокруг Транссиба
расселенческий пояс по мере движения
на восток постепенно снижает свой масштабные
характеристики, и по плотности населения,
и по ширине распространения. Территория
Кемеровской области является последним
регионом плотной расселенческой системы
вокруг Транссиба. Начиная с территории
Красноярского края пояс расселения приобретает
черты дискретности, появляются незаселенные
зоны. На участке между Читой и Благовещенском
длиной 1911 км система расселения из дискретной
превращается в очаговую — на нем нет
ни одного относительно крупного города
с численностью населения более 20 тыс.
чел. Только на территории юга Амурской
области, Хабаровского и Приморского краев,
Еврейского АО наблюдается относительно
плотная расселенческая система.
Строительство
в 70–80-е годы 3000-километровой Байкало-Амурской
магистрали (БАМ), теоретически призванное
сформировать северный пояс расселения
Сибири (вдоль трассы БАМ была запроектирована
цепь городов — центров освоения природных
ресурсов прилегающей территории: Звездный,
Ургал, Чара), до сих пор не смогла выполнить
возложенную функцию.
Для относительно
освоенных зон вдоль Транссиба характерными
стали также проблемы миграционного оттока
населения, деградации целого ряда хозяйственных
комплексов, в первую очередь машиностроения,
работавшего на нужды ВПК15, что еще более
закрепило ориентацию на эксплуатацию
доступных ресурсов, прежде всего сырья.
[6]
Для территории
Западной Сибири в меньшей степени свойственны
вышеперечисленные тенденции по причины
ее большей хозяйственной освоенности,
плотности населения, природно-климатических
факторов, дифференциации экономики. Однако
миграционный отток населения и снижение
доли обрабатывающих отраслей в сравнении
с добывающими отмечается и здесь.
Магистральное
расположение основных структурных
элементов опорного каркаса экономических
объектов и расселения Сибири
и Дальнего Востока экономически
обосновано, но требует своего
дальнейшего развития, с целью
более полного использования
возможностей ранее созданных
транспортных путей. Также требуется
создание новых осей расселения
путем строительства транспортных
путей, т.к. их отсутствие на большей
части территории восточного
макрорегиона является одним
из основных факторов, сдерживающих
процессы расселения.
Сближение городов (имплозия)
- это процесс относительного
сжатия пространства имплозией городов. Поскольку крупные
города сближаются (конвергируют) быстрее мелких, происходит
как бы относительное отдаление (дивергенция) крупных и мелких городов.
Быстрота и самоусиливающийся характер
пространственной имплозии являются основными
факторами современного быстрого роста
больших городов. [5]
Промышленность, ставшая важнейшим фактором урбанизации в
России, коренным образом изменила функциональную
структуру старых городов, вызвала их
территориальный рост и приток в них населения.
Она же явилась главной причиной
возникновения новых городов. Признаком
развитого опорного каркаса расселения
является сближение крупных городов, которое
сейчас наблюдается на территории Сибири
и Дальнего Востока.
Наиболее
крупная территория, на которой
прослеживается эффект имплозии
– это территория к востоку от реки
Обь в Южной части региона. Здесь в территориальной
близости расположены города Новосибирск,
Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул.
Вблизи
нижнего течения реки Енисей
такой эффект образуют близкорасположенные
города Красноярск, Ачиснк и Абакан,
на Дальнем Востоке – Владивосток
и Находка.
В границах данных территорий
наблюдается наибольшая плотность
населения по сравнению с остальной
частью юга макрорегиона, наибольшее
количество населенных пунктов,
как городов-спутников, так и городов,
возникающих на транспортных
путях, связывающих большие города.
[8]
Смещение
крупных городов в направлении территориальной
близости друг к другу в восточном
регионе было обосновано экономической
целесообразностью такого развития. Близкорасположенные
города имеют преимущества в транспортной
доступности друг друга, возможности совместного
экономического развития, что обусловливает
их более быстрый рост и развитие, чем
отдельно стоящих городов. Особенно это
характерно для Восточного макрорегиона
России, где крупные города расположены
группами, а отдельно расположенные населенные
пункты севера региона не отличаются большими
размерами и не имеют перспектив дальнейшего
развития после истощения запасов полезных
ископаемых, с целью разработки которых
они были созданы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе выполнения данной работы
проанализированы характерные черты расселения
и перспективы его развития на территории
Сибири и Дальнего Востока.
Рассмотрены
особенности развития узловых
элементов расселения восточного
макрорегиона, охарактеризованы имеющиеся
в регионе городские агломерации,
а также линейные элементы
размещения населения и эффект
имплозии городов. На основании
анализа особенностей современного
развития опорного каркаса населения
восточного макрорегиона России можно
сделать следующие выводы.
Несформированность
опорного каркаса расселения большей
части территории Сибири и Дальнего Востока
препятствует овладению потенциалом территории,
вызывает дополнительные экономические
издержки, так как пространство оказывается
разгороженные экономическими барьерами,
значительная часть ресурсов включается
в хозяйственный оборот. К тому же затрудняется
межрайонный обмен, возникают сложности
в использовании населением социально-культурного
богатства страны.
Развиваясь, опорный каркас
рационализирует территориальную структуру
хозяйства и расселение. Опорный каркас
способствует усилению территориально-хозяйственной
интеграции на разных территориальных
уровнях.