Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении особенностей отраслей пищевой промышленности странах Южной Америки.
Основными задачами, решаемыми в работе, являются:
1) изучить географию мировой пищевой промышленности;
2) изучить экономику стран Южной Америки;
3) определить особенности пищевой промышленности в странах Южной Америки.
САХАР.
Несмотря на падение производства в Бразилии, мировое производство сахара в 2011/12 году, вероятно, превысит потребление, создав большие излишки второй год подряд. Снижение спроса на импорт, согласно прогнозам, приведет к сокращению мировой торговли, а также к откату международных котировок сахара с высокого уровня 2011 года.
МЯСО.
Глобальные
рынки мяса в 2012 году, как ожидается,
будут характеризоваться
МОЛОКО.
Мировые цены на молочную продукцию снижаются в условиях роста производства. В то же время спрос на импорт остается высоким, в силу чего цены по-прежнему намного выше средних многолетних значений.
РЫБА И РЫБНЫЕ ПРОДУКТЫ.
Устойчивый спрос на рыбу и рыбную продукцию стимулирует рост производства продукции аквакультуры во всем мире и ведет к еще большему росту цен.
Ожидается, что общий объем производства вырастет в 2012 году как минимум на 2%, поддерживаемый высоким ростом производства продукции аквакультуры. Торговля, как ожидается, в 2012 году вновь покажет высокую динамику, а экспорт опять вырастет.
Основной результат пространственных сдвигов отрасли — ее рост в Азии и Южной Америке: на эти два региона приходится почти 3/4 добываемых в мире морепродуктов [9]. Примечательно, что государства, имеющие выход в Тихий океан, дают более 70% продукции отрасли. Среди 10 ведущих государств по добыче рыбы и морепродуктов в мире 9 расположены в Тихоокеанском бассейне. Среди них нет ни одной западноевропейской страны, хотя они ведут активный лов в этом отдаленном океане. Беспрецедентным стало лидерство КНР в этой отрасли, давшей более 1/5 ее продукции в мире. Происшедшие сдвиги в отрасли отражают и роль государств Азии, где проживает большая часть населения планеты, и значение Тихого океана как важнейшей рыбопромысловой акватории.
Продуктом отрасли является и масло коровье (животное). Его производство претерпело во второй половине XX в. сильные колебания. За послевоенным ростом изготовления в 80-е гг. последовала стабилизация, обусловленная резким сокращением его потребления в целом ряде стран, особенно в США. Это отразилось и на сдвигах в размещении производства масла по регионам и странам мира.
Региональные сдвиги в размещении производства масла приняли после Второй мировой войны и в 90-е гг. большой размах. В первый период они ознаменовались мощным ростом отрасли в Восточной Европе, а затем — в Азии, которая стала лидером в получении этого продукта. Причины происшедших сдвигов заключаются в изменении структуры питания в США, резком уменьшении, как производства, так и потребления масла. В прошлом, вплоть до Второй мировой войны, США были крупнейшим в мире его продуцентом. В Западной Европе традиции питания сохранили роль масла до настоящего времени, но его производство практически не растет. Бурный рост производства и потребления масла в Восточной Европе обусловлен, как и в северных странах Западной Европы, необходимостью восполнения энергетических затрат человека в условиях сурового климата. Поэтому вплоть до 90-х гг. СССР был лидером в изготовлении животного масла. Превращение Азии (особенно Индии и Пакистана, дающих 1/4 масла в мире) в лидера по производству обусловлено необходимостью переработки молока (Индия — третий в мире его производитель) в более ценные продукты питания. Технология изготовления масла проще, чем сыра. Однако уровень потребления масла в Индии (1,4 кг на человека) остается все еще на среднемировом уровне (1,2 кг) [12,13].
Самым важным результатом развития масложировой промышленности был рост маргаринового производства. Маргарин — пищевой продукт, смесь животных жиров, растительных масел, молока, ароматических веществ. Сырьевая база для его получения очень широкая, а технология переработки сырья позволила изготовлять продукт, равноценный по всем показателям животному маслу, и разных сортов и областей применения. Небольшие затраты на его производство сделали маргарин конкурентом животного масла.
Еще более высоки различия по странам даже в пределах одного региона, где проявляется влияние экономических причин, национальных традиций в производстве и потреблении масла и маргарина. Так, в Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах с их развитым молочным хозяйством масла животного вырабатывается меньше, чем маргарина (в Нидерландах в 3 раза), а во Франции, наоборот, масла больше, чем маргарина в 3 раза. В США и Канаде получение маргарина также опережает изготовление масла. Примечателен сдвиг маргариновой промышленности в Индию, ставшую после США вторым продуцентом (7% мировой продукции).
Внешняя торговля продукцией пищевой промышленности имеет преимущественно характер ассортиментного обмена разными ее видами. Исключение составляет сахар, экспорт и импорт которого определяется балансами потребления и производства в каждой стране. Это обусловило специализацию отдельных государств на производстве и внешнеторговых поставках тех или иных видов продукции, например, Новая Зеландия — крупнейший экспортер (20% мирового экспорта) животного масла — вывозит 83% этого продукта, а Нидерланды — даже 136% (включая реэкспорт масла).
В пищевкусовой промышленности большинство ее продуктов (чай, кофе, какао, различные специи) имеют свои потребительские достоинства. Их производство растет, и оно обычно привязано к определенным природным зонам планеты, где сельское хозяйство многих стран специализируется на их получении.
Экологические, социальные и экономические проблемы обусловлены в данной отрасли только изготовлением алкогольных напитков и табачной продукции. Их влияние на здоровье людей вызывает все большее беспокойство медицинской науки, общественных движений (например, «зеленых»); принимаются административные меры по регулированию этой продукции в рекламе, продажах и т.д.
Тенденция сокращения потребления алкогольных напитков затронула не только крепкие, но и слабоалкогольные — виноградные вина. ПРОИЗВОДСТВО ПИВА.
География отрасли также мало изменилась: основное количество пива вырабатывают США и многие западноевропейские государства (суммарно до 1/4 мировой продукции). Очень быстро развивалось пивоварение в КНР, которая вышла на второе место среди продуцентов напитка после США.
После 2 лет падения рынок пива в Чехии в 2011 продемонстрировал рост производства.
В 2011 потребление пива в Латвии на душу населения достигло среднеевропейского уровня – 81л. (в 2010 – 70л.). Для сравнения – в Чехии этот уровень находится на отметке 150л., в Германии – 109л. и в Австрии – 108л. По данным официальной статистки латвийский рынок пива в 2011 достиг 1,63 млн.гкл., что на 4% выше показателя 2010.
Потребление пива в Германии за первые 2 месяца 2012 выросло на 1% до 12,8 млн.гкл.
В 2011 экспорт пива из Украины сократился на 6% (главным образом из-за резкого спада поставок в Беларусь) до 2,8 млн.гкл. при одновременном увеличении импорта на 81,7%. Производство пива в Китае в 2011 выросло на 9,3% до 48,99 млн.гкл. на фоне 20% увеличения спроса на импортные сорта. Потребление пива на душу населения в Канаде снизилось в 2011 на 5,3 л. При одновременном росте розничных продаж пивной и алкогольной продукции на 2% на сумму 20,3 млрд.к.долл.
Особенно быстро увеличивается потребление минеральной и родниковой воды, различных соков и тонизирующих напитков типа «Кока-Кола». В наиболее развитых государствах их потребление на душу населения уже превышает традиционные алкогольные напитки, включая пиво (в США — до 100 л пива и более 200 л вод и соков).
Вопреки задачам экологии, охране здоровья людей продолжается быстрое увеличение выпуска табачных изделий.
Центром происхождения табака считаются предгорные области современных Боливии и Перу, районы древних индейских цивилизаций. Многие тысячелетия индейцы выращивали табак на обширной территории Южной и Центральной Америки, на Антильских островах, в южной части Северной Америки. Табак одним из первых растений был завезен в Европу из Америки и быстро распространился по всему миру.
В настоящее время распространен по всему миру и общие посевные площади под табаком составляют более 4 млн га, средняя урожайность — 1,2-1,3 т/га, валовое производство сырья — около 5 млн т.
Основное производство сырья сосредоточено в Азии, где посевные площади превышают 2 млн га (Китай — 700 тыс. га, Индия — 450 тыс., Индонезия — 160 тыс. га). На Американском континенте табак занимаетоколо 900 тыс. га, наибольшие площади — в США, Канаде, Мексике, Бразилии и на Кубе. В Африке посевные площади табака составляют около 300 тыс. га, крупными производителями сырья и курительных изделий являются Нигерия, Зимбабве, Танзания, ЮАР. В Европе под табаком занято более 500 тыс. га. Наиболее значительные площади сосредоточены в зоне Балкан: в Болгарии, Югославии, Греции и Турции.
Рисунок 1
Районы возделывания табака
Россия по выпуску многих пищевых продуктов в расчете на душу населения значительно отстает от ряда развитых стран. Это подчеркивает остроту и актуальность продовольственной проблемы в нашей стране. Продукции сельского хозяйства не хватает. Поэтому приходится импортировать значительное количество зерна, мяса, плодов, овощей, сахара, растительного масла и некоторых других продуктов.
Пищевая промышленность
характеризуется сложной
Используя сырье
растительного и животного
Продовольствие, поступающее населению, в основной своей массе подвергается промышленной обработке и переработке. Так, перерабатывается около 3/4 мяса и молока, практически все зерно. В дальнейшем спрос на продукцию сельского хозяйства, которая прошла глубокую технологическую переработку в промышленности, будет возрастать. Поэтому очевидны сдвиги в структуре пищевой промышленности, направленные на расширение производства полуфабрикатов и готовых к употреблению продуктов.
Для улучшения
снабжения населения
1) строительству элеваторов, хранилищ и холодильников;
2) развитию тарного производства.
Специализированный характер приобретает холодильная промышленность. Расширяется применение искусственного холода при обработке и хранении сельскохозяйственной продукции.
В основном пищевая промышленность ориентирована на весьма распространенное сырье. Еще более широки границы потребления пищевых продуктов. В связи с этим находится одна из характерных особенностей производства - повсеместность размещения, что резко выделяет пищевую промышленность среди других отраслей промышленности.
Пищевая промышленность
располагает самым большим
Наиболее крупные
предприятия типичны для
Обычное явление в ряде отраслей пищевой промышленности - сезонность производства. Она только отчасти сглаживается благодаря возможности перерабатывать несколько видов сырья, например, в сахарной промышленности - дополнительно кубинский тростниковый сахар-сырец, в крахмалопаточной - картофель и кукурузу.
Пищевая промышленность
органически входит в состав любого
районного территориально-
Процесс реконструкции
пищевой промышленности сопровождался
приближением производства к источникам
сырья и местам потребления готовой
продукции, был связан с комплексным
развитием экономических
Ориентация на сырьевые базы обусловлена материалоемкостью пищевой промышленности. В большинстве ее отраслей расход сырья намного превышает вес готовой продукции. Помимо этого надо учитывать низкую транспортабельность сельскохозяйственного сырья, что объясняется ухудшением его качества при длительных перевозках и хранении, а также большим содержанием воды, которая составляет 75-80% веса сахарной свеклы, 80% -картофеля и т.д. В то же время массовость и повсеместность использования, скоропортящийся характер и относительно низкая транспортабельность выпускаемой продукции притягивает производство к местам потребления, сочетая его с размещением населения, особенно городского.
Информация о работе Особенности отраслей пищевой промышленности стран Южной Америки