Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 11:51, реферат
Говоря об этническом составе стран Латинской Америки, мы в первую очередь, подразумеваем испанцев и португальцев, Однако не нужно забывать, что Латинская Америка – это гигантское географические образование, населенное многочисленными народами и народностями, которые находятся в тесном контакте друг с другом, давая ростки новым этническим образованиям.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Особенности развития общества Латинской Америки.............................1
Народ Латинской Америки..........................................................................6
Метисы...........................................................................................................6
Мулаты...........................................................................................................6
Кечуа...............................................................................................................7
Аймара............................................................................................................8
Майя..............................................................................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................12
Министерство по образованию и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Алтайский Государственный Университет»
Факультет социологии
КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Социальная история
Тема: «Особенности
развития общества Латинской Америки»
Барнаул 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Говоря об этническом составе стран Латинской Америки, мы в первую очередь, подразумеваем испанцев и португальцев, Однако не нужно забывать, что Латинская Америка – это гигантское географические образование, населенное многочисленными народами и народностями, которые находятся в тесном контакте друг с другом, давая ростки новым этническим образованиям.
Для этнического расового состава населения Латинской Америки характерна большая сложность, что связано с особенностью её исторического развития. В формировании представителей крупных этносов участвовали три главных элемента: коренное индейское население, эмигранты из стран Европы и рабы, вывозившиеся из Африки.
Латинская Америка – это гигантское географические образование, населенное многочисленными народами и народностями, которые находятся в тесном контакте друг с другом, давая ростки новым этническим образованиям.
В 1819 г. был созван в Венесуэле по инициативе Симона Боливара Ангостурский конгресс, который провозгласил равенство всех жителей бывших испанских колоний независимо от их этнической принадлежности. Благодаря таким революционным для своего времени решений, страны Л.А. отличаются терпимостью к разноплемённости своего населения, а самобытная латиноамериканская культура развивается на равноправном сосуществовании различных традиций и питается их взаимообогащением. Более половины ее населения - потомки смешанных браков: метисы (потомки от браков белых и индейцев), мулаты (потомки от браков белых и негров). На Гаити, Ямайке и Малых Антильских островах основную часть населения составляют негры. В большинстве Андских стран преобладают индейцы, а в Бразилии, помимо мулатов и негров, велика доля «белых».
В андских (кордильерских) странах, за исключением Коста-Рики, и Парагвае преобладают индейцы и Метис, причем наиболее "индейской" среди них есть Боливия, где народы кечуа и аймара составляют 54% населения. В соседних Перу и Эквадоре кечуа составляют около 40% населения, в Гватемале половина жителей – индейцы - майя и очень много метисов.
В Бразилии и странах Карибского бассейна (Венесуэла, Колумбия, Панама, острова Вест-Индии), куда в XVI-ХVIII вв. для работы на плантациях было завезено несколько миллионов негров из Западной Африки, много людей с темным цветом кожи. Почти 45% бразильцев - мулаты и негры, в Доминиканской Республике, Гаити, Ямайке и на Малых Антильских островах этот показатель порой превышает 90%.
В странах поздней колонизации, массовое заселение которых началось во II пол. ХIХ века, - Аргентине, Уругвае и Коста-Рике - преобладают потомки европейских иммигрантов; индейцы, метисы и мулаты составляют в них менее 10% населения. Причем в отличие от андских стран, в колонизации которых принимали участие в основном выходцы из Испании, состав переселенцев из Европы здесь был разнообразным: приезжало немало итальянцев, немцев, славян. Они отдавали предпочтение компактному поселению, создавая замкнутые национальные колонии.
От бывших испанских и португальских колоний по этническому составу заметно отличаются Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго, где 35-55% населения составляют выходцы из Индостана. В латиноамериканских странах можно встретить и людей с арабскими фамилиями, которые, несмотря на немногочисленность благодаря собственной активности (большинство из них - торговцы и предприниматели) смогли добиться высокого положения на новой родине. В частности, сыновьями иммигрантов-арабов были в 90-е гг президенты Аргентины (Карлос Саул Менем) и Эквадора (Джамиль Мауад Витт). Все активнее в последнее время заявляют о себе японцы, которые оказались в Л.А. в 30-40-е гг ХХ века, один из них - Альберто Фухимори - в 1990 и 1995 избирался президентом Перу.
Одним словом, сегодня абсолютное большинство стран Л.А. многонационально. В населении каждой из них в тех или иных пропорциях встречаются такие этнические группы:
Мети́сы (фр. métis, от позднелат. misticius — смешанный, от лат. misceo — смешиваю) — потомки от межрасовых браков. В антропологическом отношении метисы обычно занимают промежуточное положение между смешивающимися расами. В Америке метисами называют потомков от браков европеоидов и индейцев. В Средней Азии монголоидов и европеоидов. Бразильские метисы от браков португальцев с индейцами тупи, составившие большинство населения страны, известны под названием «мамелюкос».
Географическое распределение
Метисы присутствуют практически во всех странах Западного полушария, в том числе составляют большинство населения таких стран, как Мексика, Никарагуа, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Парагвай, Панама, также в Средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Казахстан и др.).
Мула́ты — потомки от смешанных браков представителей европеоидной и негроидной рас. Мулаты составляют значительную часть населения Латинской Америки и стран Карибского бассейна (Доминиканская Республика — 73 %, Куба — 51 %, Бразилия — 38 %), а также некоторых стран Африки (ЮАР, Намибия). Это слово впервые появляется в испанских документах XVI века и предположительно имеет испанское или португальское происхождение. Существует две версии происхождения слова mulato: согласно первой из них, оно представляет собой искаженное арабское муваллад, которым обозначали нечистокровных арабов; согласно второй версии, mulato происходит от испанского mulo — мул, которым некогда обозначали не только потомство осла и кобылы, но и любые гибридные виды.
Существуют и такие термины, как квартерон, то есть имеющий 1/4 негритянской крови, окторон — 1/8 негритянской крови. Кроме того (в скобках — доля негритянской крови) — мюлатр (1/2), мюстиф (1/8), грифф (3/4), марабу (7/8), мусти (1/8) и мустафино (1/16). Два последних — местные ямайские названия. Сейчас эти термины утрачивают или утратили своё значение.
Ке́чуа (кечуа Qhichwa runa) — индейский народ, проживающий в Южной Америке (Перу, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбия, Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся данным около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбии и 8.480 человек в Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Многие кечуа (особенно в северных и центральных частях Перу и в Эквадоре) перешли на испанский язык, поэтому приводимая здесь численность представителей народа кечуа может не совпадать с численностью носителей языка кечуа в соответствующих странах. Так, численность носителей кечуа в Эквадоре оценивается в 2.137.520 человек, а также в 2,2 млн чел., но никак не более 2,5 млн.
В советской этнографии были приняты цифры, по которым получалось, что в 80-е и 90-е годы XX века кечуа составляли 34 % населения в Перу, 39 % в Эквадоре и 33 % в Боливии. Но с тех пор новые данные не приводятся, и в энциклопедиях застыла цифра 14,87 миллиона человек, являющаяся оценочной на конец 80-х — начало 90-х годов. Если применить такое же процентное соотношение к современным данным, получилось бы население кечуа в этих трёх странах на 2009 год в количестве 19 миллионов 129 тысяч человек, к которому необходимо прибавить население кечуа в Аргентине, Чили и Колумбии (на конец 80-х — начало 90-х годов оно оценивалось в 0,4 миллиона человек). В отношении Перу эти данные подтвердились результатами переписи 1993 года, по которым кечуа в этой стране составляли свыше 36 % населения, или около 8 миллионов человек, при том что численность носителей языка кечуа по данным этой переписи не доходила и до 4 миллионов человек.
К моменту завоевания испанцами — наиболее могущественный из народов Америки. По критериям археологии Старого Света, культура кечуа стояла тогда на большей высоте, чем культуры ацтеков и майя в Мексике, так как, в отличие от последних, находившихся в халколите, вступила в бронзовый век.
В основе социальной организации кечуа лежит община-айлью (ayllu), называемая также индейской общиной (comunidad indígena) и крестьянской общиной (comunidad campesina), которую объединяет кровное родство, общая территория и трудовая взаимопомощь членов общины (ayni) и общинное распределение плодов матери-земли, а также культ почитания общего тотемного предка (wak’a). Древнейшими общинами кечуа, о которых сохранилась память, были Янауара, Чумпиуилька, Котанера, Котапампа и Умасуйю. Ныне насчитывается много тысяч общин кечуа. Только в Перу в 2007 году насчитывалось свыше 6 тысяч официально признанных крестьянских общин кечуа и аймара, и число их постоянно увеличивается (в 1940 году их было 4.623, в 60-е годы XX века больше 5 тысяч, а перепись 1993 года зарегистрировала 5859 крестьянских общин с населением 807.834 человека). В Боливии в 1950 году было 3779 общин.
Основные занятия — земледелие и скотоводство, отчасти работа по найму в горнорудной отрасли, а также в качестве домашней прислуги.
АЙМАРА - индейский народ в пограничных районах Боливии, Перу и Чили. Живут в районе озера Титикака, на Боливийском плато, южном департаменте Пуно (Перу), департаменте Ла-Пас и Оруро (Западная Боливия). Численность 2550 тыс. человек, в том числе в Боливии 1800 тыс. человек, Перу - 720 тыс. человек. Язык аймара, или оруро группа кечумара андо-экваториальной семьи. Диалекты: кольяуайа, хакаручауки, лупака (лежит в основе литературного языка), убина. Распространены также испанский и кечуа языки. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики.
В древности ареал Аймара охватывал значительную часть Андской области. Расцвет культуры Аймара - 11 - начало 15 века: предгосударственные объединения, крупнейшие - Колья, Лугана. Во 2-й половине 15 века Аймара были подчинены инкам. Часть племён (особенно к северо-западу от озера Титикака) испытала сильное влияние кечуа и была ассимилирована ими. Завоёваны испанцами в 1542.
Основные занятия - орошаемое пашенное земледелие. Основная культура - картофель, другие клубнеплоды (ока, ульюко), зерновые - киноа, каньиуа, кукуруза и ячмень, овощи - лук, бобовые, тыква. Скотоводство (альпаки, ламы), подсобное значение имеет рыболовство. Часть Аймара живёт в городах, занята в промышленности (преимущественно горнорудной), но продолжает заниматься сельским хозяйством на полях, окружающих город.
Информация о работе Особенности развития общества Латинской Америки