Отраслевая и территориальная структура хозяйства, транспортный комплекс как важнейшая часть хозяйства страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:36, реферат

Описание работы

Современное предприятие представляет собой слож¬ную социоэкономическую систему, для успешного функ¬ционирования и развития которой необходима научно обоснованная база, отражающая множественность про¬изводственных, управленческих и финансовых процес¬сов. Являясь одной из отраслей экономической науки, экономика предприятия связана с другими отраслями науки - правоведением, маркетингом, менеджментом, статистикой, экономико-математическим моделирова¬нием, бухгалтерским и управленческим учетом и рядом других.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Отраслевая и территориальная структура хозяйства, транспортный комплекс как важнейшая часть хозяйства страны.
1.1. Отраслевая структура хозяйства: понятие и основные элементы
1.2. Понятие территориальной структуры хозяйства и ее элементы
1.3. Понятие транспортного комплекса.
1.4. Влияние транспорта на территориально-отраслевую структуру хозяйства
Глава 2. Понятие предприятия. Точка безубыточности предприятия и ее расчет.
2.1. Предприятие – основное звено экономики
2.2. Организационно-правовые формы предприятий
2.3. Цели и функции предприятия в условиях рынка
2.4. Точка безубыточности предприятия и ее расчет.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по практике2.docx

— 70.61 Кб (Скачать файл)

 

Строительные  полигоны – это территории, которые заняты строительством объектов производственной и непроизводственной сфер экономики или жилищным строительством. Они могут быть самых разных масштабов: от площадки под строительством торгового киоска в городе до территории, отведенной под строительство крупной железнодорожной магистрали.

 

Ареалы  непроизводственного характера  – это территории школ, больниц, курортных городов, природоохранных территорий, жилые массивы в городах; территории, занятые под автосервис и автостоянки; парки, скверы, сады и другие рекреационные территории; лесные массивы, земля «под паром» и прочие сельхозугодия несельскохозяйственного назначения и прочие территории.

 

1.3. Понятие транспортного комплекса.

 

Транспортный  комплекс – это совокупность нескольких отраслей хозяйства, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров. В него входят все отрасли транспорта, а также все то, что обслуживает транспорт.

 

Все отрасли (или виды) транспорта, входящие в  транспортный комплекс можно сгруппировать  следующим образом:

 

  • наземный транспорт (железнодорожный и автомобильный);
  • водный транспорт (речной и морской);
  • воздушный транспорт (авиационный и космический);
  • трубопроводный транспорт (нефтепроводы, газопроводы и другие виды трубопроводов).

 

К отраслям, обслуживающим транспорт относятся:

 

  • транспортное машиностроение,
  • производство приборов для транспорта и навигации,
  • транспортное строительство,
  • материально-техническое обеспечение перевозок (в том числе электроэнергетика и топливная промышленность, закупки, заготовки и складирование, ремонтные предприятия и т.д.),
  • учреждения по подготовке транспортных кадров и
  • учреждения по проведению научно-исследовательских работ на транспорте.

 

 

 

 

 

По назначению выделяют две группы транспорта:

 

1. Транспорт  общего пользования представляет  собой совокупность отраслей  экономики страны, обеспечивающих  потребности хозяйства и населения  в перевозках грузов, багажа, пассажиров  и в перевозке почты. 

2. Транспорт  не общего пользования – это  внутрипроизводственный и промышленный  транспорт, а также транспортные  средства всех видов, принадлежащие  нетранспортным предприятиям (в  том чисел личный транспорт).

 

Связь транспорта общего пользования с промышленными  и торговыми предприятиями осуществляется через подъездные пути, входящие в  систему промышленного транспорта.

 

1.4. Влияние транспорта на территориально-отраслевую структуру хозяйства.

 

Не только производство оказывает влияние  на транспорт, транспорт тоже способен влиять и на производственный процесс, и на размещение производства, и  на эффективность его развития. 

 

Именно поэтому   производство и транспорт постоянно  взаимодействуют.

 

Транспорт порождается географическим разделением труда и развивается неразрывно с ним. Размер грузооборота зависит от уровня экономического развития района, концентрации производства, порайонного баланса производства и потребления. Объем перевозок находится в прямой зависимости от количества выпускаемой продукции и от размещения производства по экономическим районам страны, характера межрайонных экономических связей.

 

Размещение  и объемы производства, характер межрайонного обмена сырьем, топливом, готовой продукцией самым непосредственным образом связаны с перевозочной работой транспорта, так как только транспорт может осуществить такой обмен.

 

В отличие от других отраслей хозяйства, транспорт является необходимым  условием производства. Регион может  обойтись без сырьевых ресурсов, как  Япония, или сосредоточиться только на добыче  сырья, как Аравийские страны, но без транспорта экономическое  развитие невозможно.

 

 Развитие транспорта  способствует эффективному функционированию  всего рыночного хозяйства, а  не удовлетворяемый уровень транспортного  обслуживания препятствует осуществлению  товарообменного процесса, тормозит  развитие внутреннего рынка и  участие страны в международном  разделении труда. Сооружение транспортной линии увеличивает стоимость земли, хозяйственных объектов и жилья пропорционально их близости к транспортным объектам, а значит, увеличивает и национальное богатство страны или региона. Транспортные затраты зависят от дальности перевозок и условий их осуществления, материально-технической оснащенности и технологического обеспечения перевозочного процесса.

 

Постоянно взаимодействуя, транспорт и производство оказывают  друг на друга существенное влияние. Во взаимодействиях транспорта с  производством В.Е. Шувалов выделяет три стадии.

 

На первой – производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.

 

На второй – они сформировали самостоятельные системы, функционирующие  и развивающиеся практически  автономно. Транспорт выделился  в самостоятельную отрасль хозяйства  со сложившейся внутренней структурой и собственными критериями и показателями работы.

 

На третьей стадии –  производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они  взаимодействуют в качестве отдельных  подсистем. При этом меняются целевые  функции обеих подсистем, критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии

 

Главный результат транспортной деятельности, отмечает Д.А. Мачерет, –  это увеличение выигрыша потребителей и производителей за счет роста объемов  производства и потребления, а также  изменения издержек и цен Именно возможность регулярной доставки товаров  на большие расстояния, которую дает современный транспорт, делает эффективным массовое товарное производство.

 

Товарообмен, осуществляемый при посредстве транспорта, дает возможность  регионам сосредоточить ресурсы  на выпуске наиболее эффективных  товаров, имеющих меньшую себестоимость  производства, чем в других регионах.

 

Транспорт, удешевляя посредством  этого товары, расширяет круг их потребителей, кроме того, транспорт  делает возможным потребление ранее  недоступных товаров. Это выгодно  для потребителей товаров. Но есть еще  и прямая выгода производителя товаров: транспорт, расширяя зону распространения  продукции, дает возможность увеличивать  производство и выигрыш производителя. Кроме того, он позволяет каждому  региону сосредоточиться на производстве тех товаров, в отношении которых  он имеет относительные преимущества по сравнению с другими регионами, обусловленные природными условиями или производственными традициями.

 

Распределение эффекта  от использования транспорта может  быть и неравномерным. Это связано  с тем, что производители в  менее эффективном регионе понесут  ущерб, так как  их товары полностью  вытесняются импортными. Однако в  долгосрочном периоде транспорт  в большей степени выравнивает  развитие различных регионов, нежели способствует его неравномерности, заставляя местных производителей приводить стоимость и качество выпускаемых товаров в соответствие с мировым уровнем.

 

Транспорт ускоряет социально-экономическое  развитие общества, сокращая расстояния и соединяя между собой различные  территории, районы и страны в единое экономическое пространство. Не всякий, а только хорошо функционирующий  транспорт, экономит время обращения  продукции и людей. Он создает  условия для формирования местного, общегосударственного и мирового рынков.

 

Обеспеченность транспортом  территорий – это неотъемлемая характеристика уровня развития их рыночной среды, так  как рынок не мыслим без обмена товарами между различными территориями.

 

Транспорт предоставляет  возможности для повышения эффективности  размещения общественного производства, так как только с его помощью  можно осуществить кооперирование, концентрацию и специализацию производства. Благодаря транспорту осуществляется географическое разделение труда между  районами и странами, специализация  их на производствах, наиболее выгодных в данных экономико-географических условиях.

 

Хорошо развитый транспорт  создает определенные преимущества, например, для размещения производств  на значительном расстоянии от сырьевых баз (размещение лесоперерабатывающей промышленности в Поволжье, черной металлургии в Череповце и  проч.).

 

Транспортный фактор имеет  особое значение в нашей стране в  связи с обширной территорией  и неравномерным распределением ресурсов и населения. Это особенно хорошо видно на примере освоения новых территорий богатых природными ресурсами. Так, топливные богатства  европейского севера России были открыты  задолго до появления здесь железных дорог, но только после строительства  Печорской магистрали (1939-1941г.г.). Коноша – Котлас – Сосногорск – Воркута, соединившей природные кладовые с уже существующей системой железных дорог Севера России, стала возможной  промышленная эксплуатация этих богатств. Во время Великой Отечественной  войны уголь Заполярья составил 70% общего поступления твердого топлива в блокадный Ленинград, а в 70-е годы железная дорога сыграла решающую роль в создании здесь Тимано-Печорского ТПК – топливно-энергетической и сырьевой базы страны.

 

Подводя итог выше сказанному, можно сформулировать основные направления  влияния транспорта на территориально-отраслевую структуру хозяйства:

 

  • без транспорта невозможно развитие ни одного  производства, ни одной отрасли;
  • транспорт способствует развитию территориального разделения труда, а значит, формирует территориальную структуру хозяйства,
  • от уровня развития транспорта зависит уровень развития рыночной среды в экономике,
  • развитый транспортный комплекс приносит выгоду не только производителям, но и потребителям товаров и услуг, а это значит, что под влиянием транспорта отраслевая структура хозяйства меняется в сторону наиболее эффективных своих пропорций,
  • транспорт способствует выравниванию уровней развития различных регионов,
  • только с помощью транспорта можно осуществить кооперирование, концентрацию и специализацию производства,
  • без опережающего развития транспорта невозможно освоение новых территорий, богатых природными ресурсами,
  • развитие транспорта способствует эффективному изменению как территориальной, так и отраслевой структуры хозяйства.

 

Именно поэтому Третья Международная евроазиатская конференция  по транспорту [2], сформулировавшая стратегические цели в области транспорта, подчеркнула  инфраструктурную природу транспорта и его системообразующую роль в экономике и социальной сфере  нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Понятие предприятия. Точка безубыточности предприятия и ее расчет.

    1. Предприятие – основное звено экономики.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли. 
 
Предприятие представляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений. 
 
В силу своей обособленности предприятия самостоятельны:

 

  • в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить)
  • в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать , распределять);
  • в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

 

Из вышеизложенного следует, что  предприятия – это основное звено  экономики. Эффективная работа предприятий – важнейшее условие успешного развития экономики страны.

 
Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными  параметрами выступает численность  работников и годовой оборот капитала.

 
В соответствии с критерием численности  занятых выделяют:

  • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
  • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
  • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек). 

В соответствии с качественными  параметрами предприятия классифицируются: 

  • по типу собственности (частные, государственные);
  • по характеру и содержанию деятельности;
  • по ассортименту выпускаемой продукции;
  • по способу и методам ведения конкурентной борьбы;
  • по способу вхождения в различные союзы и объединения;
  • по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности.

Информация о работе Отраслевая и территориальная структура хозяйства, транспортный комплекс как важнейшая часть хозяйства страны