Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 20:17, курсовая работа
Актуальность. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера - составная часть этнокультурного многообразия мировой цивилизации. В современном мире почти нет однонациональных государств, везде существуют сообщества малочисленных народов, вносящих неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие. Поэтому актуальной задачей является поиск путей сохранения и развития традиционной культуры северных этносов, включающей бережное отношение к природе и ее дарам.
Введение ………………………………………………………………………
3
Методы исследования………………………………………………….
6
Обзор литературы………………………………………………………
8
Похоронно-поминальный обряд коренных народов Крайнего Севера ………………………………………………………………….
11
Чукчи …………………………………………………………….
11
Ненцы ……………………………………………………………
14
Эвенки …………………………………………………………...
19
Эскимосы ………………………………………………………..
23
Алеуты …………………………………………………………...
24
Ханты …………………………………………………………….
26
Погребение шамана ……………………………………………………
30
Выводы ………………………………………………………………………..
33
Заключение ……………………………………………………………………
34
Список использованной литературы и источников ……
Неизменным средством получения обширной как комплексной, так и подробной информации, остаются атласы и карты. Данные широко использовались при написании работы.
На современном этапе, в процессе написания работы нельзя было не воспользоваться данными всемирной сети, в которой накоплено большое количество материала о похоронно-поминальном обряде народов Крайнего Севера.
Таким образом, в ходе написания курсовой работы использовался обширный материал, представленный научными, учебно-методическими, публицистическими, картографическими источниками, материалами сети «Интернет», что позволяет назвать работу научной, информационно-привлекательной, а содержание карт и иллюстраций делает ее наглядной, удобной для восприятия.
Крайнего Севера
В последнее время жители Крайнего Севера начали принимать христианскую веру, но среди чукчей, эвенков, эскимосов и т.д. еще много язычников. Их религия – это система верований о том, что Землю населяют различные духи – хозяева вещей, явлений и стихий. Какого- то «центрального» божества у северных народов нет, а модели мира, в том числе загробного, различаются только в мелких деталях. По их понятиям существует несколько загробных миров: для хороших людей, для плохих и самоубийц, а также мир, в котором живут Бог и ангелы, так интересно в этих верованиях язычество переплелось с христианством. Эти народности верят, что хороший человек после смерти попадет туда, где нет голода, бедности, зато есть много оленей и рыбы. Что самое интересное, даже язычники осуждают самоубийство и считают души людей, наложивших на себя руки, «нечистыми». Обычаи, связанные с погребением у народов этого региона различны.
Всевозможные предосторожности и предохранительные заклинания во время похорон у чукчей имеют особое значение в цикле похоронно-поминальной обрядности. Страх перед мертвецами и необходимость принимать различные предосторожности их возвращения глубоко укоренились в сознании чукчи.
Вредоносным считается мертвое тело, частицы взятые от мертвого тела, используются при создании порчи, болезни. Человек, идущий по тундре, и увидевший труп подвергается опасности навлечь на себя несчастье, если он вернется или отправится обратно, труп пойдет следом за ним, вскоре перегонит его и преградит дорогу. Тогда чукча не сможет спастись.
Сразу же после смерти с умершего снимают всю одежду, включая ожерелья и амулеты, и кладут его во внутренний полог. Подстилкой и покрывалом служат две шкуры. Считается неприличным показывать мертвое тело дневному свету. Обитатели шатра удаляются из полога.
Похоронный обряд совершается на следующий день после смерти. Ночью возле трупа перед похоронами должны остаться два человека.
У чукчей существовало два способа погребения: сжигание трупа на костре и оставление его в тундре (рис.1). Мертвого одевали в похоронную одежду, чаще из белых шкур. Когда труп оставляли в тундре, то при этом убивали оленей (у оленных) или собак (у приморских чукчей), считая, что покойник совершает на них путь в землю мертвых. Похороны сопровождались многочисленными магическими обрядами.
Прощальный круг вокруг тела покойника. Люди один раз обходят вокруг тела, лежащего на шкурах, при этом переступают через ноги покойника, пинают их, как бы отталкивая его из этого мира – с тем, чтобы он не задержался здесь и при этом издают звуки, похожие на рычание медведя, для того, чтобы умерший человек не мог позвать или захватить кого-нибудь из присутствующих с собой в дорогу. У изголовья стоит деревянное блюдо с сушеным мясом, его берет каждый, кто совершает круг – тогда умерший в верхнем мире не будет голодать.
о тех пор пока на костер не положат тело покойника – считается, что злой дух – «келе» может проникнуть в костер и помешать. Костровище оберегают сначала две женщины с травяными повязками на рукавах и на поясе – люди-вороны. Любой человек ставший на это место – становится вороном и защищает от духов это место. Он должен оставаться на месте и издавать звуки, которые издают вороны. Тогда для келе он будет только птицей, а не человеком.
На чукотских похоронах есть люди, которые наблюдают за тем, как сгорает покойник и есть мужчины, которые следят за тем, чтобы костер равномерно. Их задача – подкладывать дрова и смотреть за тем, чтобы костер не обрушился.
На чукотских похоронах не принято грустить. Чтобы умершему человеку в верхнем мире – людей и оленей – было легко – на земле его провожают с весельем и играми. в этом случае берут золу из костра (но не из погребального, а из того, где кипятили воду для чая), измазывают ей себе руки – и начинаются погони. Задача нападающих – догнать и измазать лицо золой, убегающих – спрятать его или просто убежать.
Один из последних ритуальных обрядов – при возвращении у входа в дом всех присутствовавших на погребении очищают водой – из ковшика каждому человеку дают сделать глоток, а затем поливают спину и голову (рис.2).
По представлениям чукчей, в царстве мертвых лучшие места для обитания предоставлялись людям, умершим добровольной смертью. Добровольная смерть была широко распространена среди чукчей. Человек, желающий умереть, заявлял об этом своему родственнику, и тот должен был исполнить его просьбу, т. е. удушить или убить ударом копья. Чаще всего добровольную смерть предпочитали старики, но нередко поводом для нее служила тяжелая болезнь, сильное горе, обида.
Похоронный обряд ненцев условно можно разделить на три основных цикла: 1) действия, связанные с фактом смерти и подготовкой покойника к захоронению; 2) непосредственно погребение; 3) поминальные обряды.
Сразу после смерти человека ненцы начинали готовить доски для гроба. Гроб должен стать для покойника вторым домом, тем пространством, в котором он ныне будет обитать. Ненцы также хоронили своих покойников в половинках лодок, колодах или сооружении, напоминающем половинку лодки.
Стремление устроить покойника поудобнее объясняется и частично сохранившимся в похоронном обряде расширением погребального пространства путем сооружения невысокого сруба. Ненцы думают, что покойник после погребения имеет те же потребности и занятия, что и при жизни. Поэтому кладут в могилу предметы обихода, а подле нее сани, копье, устраивают очаг, приносят котел, нож, топор, дрова и другую утварь, с помощью которой покойник может достать и приготовить пищу. Как во время погребения, так и несколько лет спустя родственники умершего приносят в жертву оленей.
Похороны стараются провести как можно быстрее, как правило — на следующий день после смерти, если нет уважительных причин для их откладывания. В последнем случае они могут состояться и через два-три дня после смерти, и это не осуждается. Покойника одного не оставляют. У ненцев горел огонь в течение ночи, пока он находился в чуме. С внешней стороны двери у каждого чума клали топор, а с внутренней стороны — кусочек угля. Наутро молодые мужчины стойбища отправляются за досками для гроба. Прежде чем рубить дерево для гроба, ненцы приносили в жертву оленя. Как только привозили материал к чуму, тут же забивали другого оленя. После трапезы приступали к сооружению гроба.
Готовить умершего к похоронам начинают на следующий день и оставляют его в той одежде, в которой он умер. Ненцы тело покойного не мыли. Обычай обмывания у большеземельских и таймырских ненцев распространился под влиянием русских. Ямальские ненцы переняли его уже у большеземельских ненцев и коми-зырян.
Крещеные ненцы проводили похороны по православному обряду. Покойника в полном одеянии ненцы укладывали головой в сторону двери, ногами к стене. На лицо умершего клали кусок сукна. Иногда всю голову зашивали в суконный мешок. После этого труп заворачивали в покрытие чума - мюйко , после чего он напоминает своим видом мумию». Обвязывали веревками.
Как только тело было готово к погребению, ненцы выносили умершего через дыру у спального места головой вперед. Напротив места, где находился покойник, переламывали шесты и раздирали чумовое покрытие.
У ненцев тело покойного мужчины везли на мужских легковых нартах. Тело прикрепляли к нартам веревкой. Справа к планке подвешивали колокольчик. Похоронная процессия состояла из трех нарт, каждую из которых вез отдельный олень. Вещи, которые предназначались для покойника, и доски для гроба везли на отдельных нартах.
Когда покойника выносили из дома, все жители предпринимали меры, чтобы закрыть вход душе умершего в их жилище. Для этого ненцы в кончик рукавицы засовывали огниво. Пускали собак, которые гнали оленей вокруг чума по часовой стрелке три круга. В это время находящиеся в чуме закрывали все входные отверстия и не должны были спать, пока ушедшие не возвращались с кладбища. Похоронная процессия совершала прощальный объезд вокруг чума против движения солнца. Как только процессия выходила со стойбища, оставшихся оленей собирали вместе. И вновь пускали собак, которые гнали оленей вокруг чума по часовой стрелке три круга. Это магические круги для защиты: например, чтобы предотвратить нападение или защитить чум от вторгающихся злых духов и духа покойного. После прощания с покойным оставшиеся в стойбище приступали к обряду очищения.
Во время пути нельзя было садиться на нарты с покойником и его имуществом. Прибыв на кладбище, старые женщины разрезали ремни на нартах, которыми был опутан покойник, при этом делали прорехи на его одежде. У ненцев участники похорон три раза обходили против часовой стрелки могилу, каждый из них ударял в колокольчик или цепочку, подвешенную на деревянной планке. После того как женщины снимут ремни, покойника помещают в приготовленный сруб. Тело обычно клали на левый бок, глазами на запад, и тем как бы хотят показать, что жизнь человека исчезает за могилой, как солнце за небосклоном.
В гроб покойника клали с вытянутыми вдоль тела руками. Если умерший был мужчиной, то в гроб его укладывали мужчины, женщину укладывали женщины.
На кладбище гроб устанавливали, ориентируясь с востока на запад. С умершим в гроб клали все вещи, которыми он пользовался при жизни. После того как покойный был устроен, а все вещи уложены рядом, его закрывали досками, а сверху покрывали куском бересты или ткани.
Ненецкая традиция избрала единственно надежную форму маркирования наследственных земельных владений - хальмер , т. е. традиционные захоронения предков, носили родовой характер. Если человек умирал далеко от своих родовых мест, то родственники должны были похоронить его на родовом кладбище, если на то была его воля [9].
Шамана хоронили отдельно, строили подмостки из бревен, огороженные сверху со всех сторон против вторжения диких животных; хоронили в лучшей одежде, а подле него помещали его лук, колчан, топор и т.п.; далее привязывают также оленя - одного или двух, если покойник имел их при жизни, и оставляют таким образом этих животных на привязи.
Исследователями и путешественниками XVIII - начала XX в. были отмечены у ненцев разные способы захоронений. Погребальная обрядность ненцев, включающая типы и варианты захоронений, имеет некоторые аналоги с деталями погребальных конструкций ряда северных народов: энцев, эвенков, эвенов, нганасан. Для ненцев характерны наземные захоронения (рис.3).
Умерших детей хоронили в дупле дерева или колоде, буквально возвращая в «породившее» их лоно, так как считали безгрешными.
Конструкция погребального сооружения в основном однотипна для всех групп ненцев.
После того как выполнены все действия, возле могилы разжигают огонь, куда бросают пахучие растения, чтоб окурить не только могилу, но и присутствующих на кладбище. Затем возле захоронения убивают оленей, на которых был привезен умерший. Умерщвление животных у могилы производилось закалыванием кольями, ударом обуха по голове и т. д.
Характерной особенностью погребального обряда ненцев является участие шамана, хотя его присутствие было необязательным. Ненцы перед уходом с кладбища в «покойника пускают три стрелы», чтобы умерший не вернулся в мир людей. Ездовых животных удаляли раньше от кладбища на большом расстоянии. Старались не оглядываться, чтоб умерший не украл чью-нибудь тень, то есть душу.
По возращении с похорон, начинали окуриваться оленьим жиром или бобровым волосом. Прежде чем распрячь оленей, поджигали огнем шерсть ездовых животных на груди. Чум оставался на старом месте только одну ночь после «погребения», а потом переносился на другое место. На месте чума устанавливали три палки высотой 1,5 метра, которые покрывали сукном или меховым покрытием. В жертву душили оленя и мазали этот символический чум кровью, а оставшуюся выливали на землю рядом. Голову и копыта оленя оставляли, а мясо и шкуру забирали. При этом говорили: «Вот твой чум, из этого чума не ходи по нашим следам, здесь твоя жертва».
Специальных дней поминовения у ненцев нет. Кладбище посещают по случаю: в дни похорон или «всякий раз, как после этого придется проезжать мимо могилы». Старались устраивать посещение весной, пока не распустились листья. Долго ухаживать за могилами не принято. Могилы не подправлялись, не обновлялись. Объясняют это тем, что тело покойного давно разложилось, превратившись в жука «си», а могилы зарастают травой. От тела не остается никакого следа.
После похорон родственники соблюдали траур. В первые дни траура запрещено было шуметь, смеяться, петь, громко говорить. Во время траура ничего нельзя было делать острыми предметами - ножом, кайлом, лопатой, иглой и т. д., заниматься домашними делами - стирать, мыть полы, выбрасывать мусор. В это время мужчинам нельзя валить деревья, переходить воду; женщинам - шить или чинить вещи, ходить в гости. У ненцев, как только в чуме появлялся усопший, женщины распускали волосы, развязывали завязки, пояса, мужчины снимали с шеи металлические цепочки, пока «душа умершего» не будет переведена в мир теней.
Информация о работе Похоронно-поминальный обряд народов крайнего севера