Похоронно-поминальный обряд народов крайнего севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера - составная часть этнокультурного многообразия мировой цивилизации. В современном мире почти нет однонациональных государств, везде существуют сообщества малочисленных народов, вносящих неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие. Поэтому актуальной задачей является поиск путей сохранения и развития традиционной культуры северных этносов, включающей бережное отношение к природе и ее дарам.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
3
Методы исследования………………………………………………….
6
Обзор литературы………………………………………………………
8
Похоронно-поминальный обряд коренных народов Крайнего Севера ………………………………………………………………….

11
Чукчи …………………………………………………………….
11
Ненцы ……………………………………………………………
14
Эвенки …………………………………………………………...
19
Эскимосы ………………………………………………………..
23
Алеуты …………………………………………………………...
24
Ханты …………………………………………………………….
26
Погребение шамана ……………………………………………………
30
Выводы ………………………………………………………………………..
33
Заключение ……………………………………………………………………
34
Список использованной литературы и источников ……

Файлы: 1 файл

курсовая похоронно-поминальный обряд.docx

— 3.87 Мб (Скачать файл)

Душа - основная носительница жизни - представляется у хантов в виде комара - кайоных. Если человек болен, то душа-комар может покинуть тело, но не надолго. В случае смерти кайоных покидает тело навсегда, но не сразу уходит наверх, а еще некоторое время вьется рядом. Если умерший был грешен, то его душа-комар навсегда остается с ним.

 Гробы были трёх  видов: гроб-колода, гроб-лодка и  дощатый. Лодку распиливали на  две части (гроб и крышка) или  отпиливали от неё нос и  корму, края заделывали досками, сверху покойника закрывали берестой, обломки лодки клали в могилу. Положение умершего в гробу  - на спине с вытянутыми руками вдоль тела (позднее - с руками на груди), иногда правую руку клали за пояс. В гроб клали мелкие личные вещи: трубку, табакерку, кисет, чашку, ложку; женщине - пояс стыдливости, мешок с рукоделием и пр. Нельзя было класть трут, кремень, точильный камень, нож, ножны, железные предметы, изделия из мамонтовой кости (умерший боится камня, а железо - тяжёлое). Детям клали игрушки, шаманам - изображения духа-покровителя, богатым - деньги в кулак. От каждого кушанья, положенного около покойника, кусочек клали в гроб, в гроб лили вино, клали туда продукты питания. Перед выносом гроба проводили обряд проводов (изгнания) души умершего из дома - «обметание»: беличьим хвостом старейшая женщина обметала гроб 4-5 раз или 4-5 ветками шиповника, или 4-5 раз дула в сторону двери. Проводили также обряд гадания, чтобы узнать причины смерти, дальнейшую судьбу родственников, «волю» умершего: сколько принести в жертву животных, каким духам, какие вещи класть с умершим. Для этого гроб ставили на топор, старые люди поднимали его и задавали вопросы. Если гроб как бы прилипал к полу, ответ считался найденным. Такие обряды проводили дома. Перед выносом гроба прощались с умершим: открывали покрывало, смотрели на умершего или целовали его покрывало на месте рта, груди, пол перед гробом, кланялись умершему, по крышке гроба били прутиком 3 раза; иногда это делали на кладбище. Несли гроб на специальных жердях, их, как и верёвки, на которых гроб опускали в могилу, бросали туда же. Выносили гроб через отверстие в стене (в чуме) или в окно, гроб окуривали чагой, бобровой струёй. Если его несли через дверь, касались им порога и потолка. После выноса гроба из дома на место, где он стоял, клали точильный камень, нагретый в печи, кремень, сыпали ячмень, на порог клали топор, нож острием наружу, набивали железо или подкову, прислоняли к стене бревно или полено. Затем мыли пол. В доме шумели, стреляли, звонили в колокольчик, стучали топорами, окуривали помещение головёшкой, ветвями можжевельника, пихты, оленьим салом, паром, чагой; подстилку, на которой лежал покойник, прутья после обметания гроба, уносили в лес или на кладбище.

Проводили обряд «закрывания отверстия», через которое выносили гроб: убивали жертвенное животное, мазали его кровью отверстие, место, где лежал умерший, иногда и гроб, при этом свистели в отверстие, приговаривая: «Дом-дыра закрываем». В прошлом ханты покидали жилище, в котором кто-либо умер, или переносили его на новое место, жилище шамана сжигали. Если кладбище было близко, умершего несли на руках, но чаще везли на лодке или на нартах. Способы захоронения были наземные, подземные, воздушные. После похорон с кладбища уходили, не оглядываясь, перегораживая дорогу сзади, около дома очищались, перешагивали через огонь, тлеющую тряпку, окуривались бобровой струёй, горящими серой, перьями, мыли руки, на ночь у двери ставили полено, ночью не выходили из дома. Сроки траура совпадали со сроками поминок или соблюдались 4-5 дней, 40-50 дней, 4-5 месяцев, лет. Во время траура нельзя было работать острыми орудиями, мыть пол, стирать, выбрасывать мусор, шуметь, смеяться и петь; в это время не подпоясывались, не подвязывали сапог, женщины носили верхнюю одежду и платки наизнанку, расплетали косы и распускали волосы, не расчёсывая их (4-5 дней), затем (4-5 месяцев) носили косы на груди несвязанными, не носили ложных кос, иногда заплетали третью косу. Женщины на ноге, а мужчины на шее или руке носили нитку с 1-2 бусинами или нить, снятую с умершего, пока она не рвалась, или до женитьбы. В течение срока траура хранилось и изображение умершего (иттарма).

Поминки на кладбище и даже просто его посещение сопровождаются оградительными обрядами. Ханты, покидая кладбище, обращаются к мертвым со словами: «Есть каменный медведь, есть живой. Я пойду к живому. Живой живет, где солнце всходит, каменный живет, где солнце садится. Каменный у мертвых, живой у живых». Так уговаривают мертвых оставаться на своем стойбище-кладбище и не ходить за живыми. Несмотря на обилие оградительных обрядов, нельзя сказать, что общение с умершими обусловлено лишь чувством страха, не меньшую роль играет и уважение к умершим родственникам, существует поверье о добром расположении мертвых к живым. Если ночь застала путника недалеко от кладбища, где похоронены его родственники и знакомые, он может безбоязненно переночевать возле их могилы, в то время как ночлег в заброшенном доме или лабазе запрещен.

Умершие могут предупреждать своих родственников о болезнях и несчастьях, давать им советы. Ханты рассказывают о том, что духи покойных родственников подсказывали им способы лечения болезней.

 

  1. Погребение шамана

 

Уход шамана из мира живых - процесс довольно сложный, требующий специального ритуала с открытием печной трубы или проделыванием дыры в потолке юрты. Во время отхода души шамана, по преданиям, обычно начинается буря, ураган. В некоторых традициях шаман не может уйти в мир предков, не оставив после себя другого шамана. У северных народов бытует мнение, что шамана уносят служившие ему духи или Мать-Хищная-Птица. В шаманской традиции очень распространена идея души как птицы. «После смерти душа шамана превращается в птицу», - говорят они (рис.8). У некоторых племен шаманов хоронили, подвешивая высоко на деревьях в специально сооруженный для этого помост. Это символизировало, что шаман после смерти уходил в небесный мир. Похороны шамана-нанайца отличались большими почестями и пышным убранством. Кроме того, в могильный холм со стороны головы и в ногах втыкали в землю два невысоких шеста. Между ними натягивали тонкую нить с маленьким бубенчиком, который при ветре издавал чистый звон. Место для погребения выбирали недалеко от дома и непременно с подветренной стороны. Считалось, что тот, кто утром первым услышит звон колокольчика, может претендовать на статус дянгиан - очень уважаемого человека, даже если у сородичей есть авторитетный человек для решения спорных дел. Шаманов-коряков одевали в богатую погребальную одежду. Рядом клали все его прижизненные атрибуты. После кремации шамана коряки выполняли ряд охранительных от его духа обрядов. У разных племен использовались разные ритуалы очищения. Чукчи обычно одевали умершего шамана как живого, обвязывали тело веревками, на спину и поясницу клали речные валуны. В иных местах покойным шаманам крепко связывали руки. Уникально погребение медвежьего шамана из рода Кызым-хой. Голова, отделенная от тела, была помещена в отдельную коробку, перед ней стоял металлический ковшик. Особенность здешних шаманских погребений также в присутствии в составе их инвентаря специфичных атрибутов, таких как бубен, меч или крюк, идолы. Так, в одном погребении шамана нашли набор из 7 идолов без «одежды», но с зарубками на деревянном туловище, отделенном от лица.

Эвенки умерших шаманов хоронили, как и всех крещеных, погребением в земле. Исключения делались для особо заслуженных из них и в случае завещания умершего. Имеются предания о том, что обряд погребения покойного шамана совершался и должен был совершаться людьми чужими, неродными, относившимися по происхождению к экзогамному роду, противоположному тому, к которому принадлежал шаман. Места для могил вообще выбирались на возвышенных местах. Для умершего шамана могилу копали глубокую. Существовали правила, определяющие глубину могил для захоронений покойников: для умерших молодых людей и детей глубина могилы должна быть по пояс взрослому человеку, для старых - по плечо, для «высокопоставленных» – выше роста человека. В отличие от других, рядовых похорон гроб с телом умершего шамана, прежде чем быть опущенным в могилу, ставился на небольшой помост, специально устраиваемый рядом с могилой, с правой стороны. Он своими размерами соответствовал гробу. Вслед за гробом, после покрытия его частью покрышки чума шамана, опускался и этот помост, и затем могила засыпалась землей. После заполнения могилы до половины в ногах умершего ставился православный крест (кирэс), после чего могилу закапывали полностью, до образования холмика. Надмогильные христианские кресты, как правило, эвены делали семиконечными (похожими на старообрядческие), первые две перекладины ставились прямо, параллельно друг другу, а третья – наискось. На верху основной стойки креста вырезали фигурку птички в стилизованном резном изображении – символ отлетевшей души умершего. Нередко такие вырезанные из дерева фигурки птицы прикреплялись на обоих концах первой перекладины креста».

Могила шамана была запретна для посещения, особенно после трех лет со дня смерти. Мимо нее в сумерках и ночью ходить было нельзя, так как злые духи мертвых - аринкал - могли напугать, наделать вреда. Проходя днем мимо могилы, надо было принести дар духам, чтобы их отвлечь: кинуть монету, посыпать табачком, побрызгать водой, вином, повесить на крест красивую ленточку, ткань и т.д.

Таким образом, погребения шаманов отличались от рядовых погребений. Похоронам шаманов уделялось больше внимания, так как люди очень боялись шаманов. Главная функция этих обрядов – не допустить «возвращения» умершего шамана в образе злого духа в мир людей. Таким образом, можно сказать, что погребальные обряды эвенов и других народов Якутии были довольно сложные. В них входили представления о душе, посмертном существовании, жизни и смерти и т.д.

 

 

 

Выводы:

Из всего вышеизложенного можно сделать ряд следующих выводов:

- в  похоронных обрядах малочисленных народов Крайнего Севера, несмотря на различия в социально-бытовом укладе и родовых традициях, отмечается значительная схожесть.

- общим было то, что похоронные ритуалы совершались, как правило, в два приема. Первый цикл сводился к погребению тела и обычно включал:

    • манипуляции над покойным (обряжение, нанесение на тело разрезов, связывание частей тела, срезание волос и т.д.); 
    • ритуал выноса тела (часто не в дверь, а в специальное отверстие); 
    • жертвоприношения животных, вложение гроб или могилу личного имущества для новой жизни; 
    • тризну на могиле и (или) в доме, сопровождающуюся церемониальными обменами пищей; 
    • возвращение с похорон, сопровождающееся оградительными мерами от покойного и злых духов.

- вторым общим циклом у народов Крайнего Севера являлось поминовение погребенных, хотя и с определенными особенностями;

- ни один северный народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, говорящий о погребении, сопровождаемом обрядами;

- похоронно-поминальный обряд для умерших шаманов у всех народов Крайнего Севера был особенным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В зоне вечной мерзлоты аборигены проживают на территориях за Полярным кругом, где ночь длится шесть месяцев в году и свирепствуют морозы до -63 градусов (г. Верхоянск). Ни один народ в мире не подвергается таким природным испытаниям. Несмотря на то, что солнце не заходит на небосвод 180 дней в году, а почва никогда не оттаивает, коренные народности развили и сохранили свою заповедную культуру памяти усопших и воспитывают детей в духе трепетного уважения прародителей. Эти правила поклонения перед умершими сородичами незыблемы и строго передаются из поколения в поколение. Традиция, которая во многом утеряна в современном российском обществе. Культура погребения у наших северных аборигенов - пример того, как можно побороть забвение усопших.

Различие культур разных народов заключается в понимании жизни и смерти, в отношении к мертвым, в особенностях обрядов и ритуалов, и они столь существенны, что по ним можно судить о культуре отдельного народа и духовной культуре всей нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников:

 

 

    1. Белич И.В.  История становления учебно-воспитательных учреждений для детей народов северо-западной Сибири: Монография. Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. – 127 с.
    2. Богораз В. Г. Чукчи. Материальная культура. – М.: Либроком, 2012. – 264 с.
    3. Богораз В. Г. Чукчи. Социальная организация. – М.: Либроком, 2011. – 216 с.
    4. Булгаков М. Б. Народы Европейского Севера России в XVII веке. Управление и хозяйство. – М.: Институт российской истории РАН, 2008 . -204с.
    5. Вахтин Н. Б. Языки народов Севера в XX веке. -  М.: Дмитрий Буланин, 2001. – 342с.
    6. Вдовин И.И. Памятники культуры народов Сибири и Севера. Сборник музея антропологии и этнографии. Выпуск 33. – М.: Наука, 1977. – 232с.
    7. Вениаминов И. Замечания об алеутах (из Записок об островах Уналашкинского отдела). – М.: Либроком, 2011. – 336с.
    8. Головко Е. В., Вахтин Н. Б., Асиновский А. С. Язык командорских алеутов. Диалект острова Беринга. – М.: Наука, 2009. – 356с.
    9. Головнев А.В. Кочевники тундры. Ненцы и их фольклор. – Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – 424с.
    10. Горбачева В.В. Обряды и праздники коряков. – С.-П.: Наука. Ленинградское отделение, 2004. – 319с.
    11. Городенко Д.В. Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийского автономного округа: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. 1997.— 84 с.
    12. Гурвич И.И. Этническая история народов Севера. –М.: Наука, 1982. – 268с.
    13. Копцева Н.А. Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций. – Калуга: Эйдос, 2011. – 176с.
    14. Кривошапкин А. В. Эвены. – М.: Просвещение, 1997. – 80с.
    15. Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Неведомые земли и народы Севера. – М.: Вече, 2009. – 288с.
    16. Лисова Н.Г. Мифы и легенды эскимосов. – М.: Центрополиграф, 2007. – 368с.
    17. Мурашко О. А., Кренке Н. А. Культура аборигенов Обдорского Севера в XIX веке. – М.: Наука, 2001. – 156с.
    18. Нансен Ф. На лыжах через Гренландию. Жизнь эскимосов. – М.: Главсевморпуть, 1937. – 404с.
    19. Огрызко В. Лица и лики. Литература малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. – М.: Литературная Россия, 2013 . – 1136с.
    20. Расы и народы. Выпуск 28. – М.: Наука, 2002. – 318с.
    21. Сергеев М.А. Малые народы советского Севера. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1957. – 156с.
    22. Сирина А.А. Эвенки и эвены в современном мире. – М.: Восточная литература, 2012. -606с.
    23. Сказки народов Севера. – М.: Просвещение, 1992. – 336с.
    24. Слезкин Ю.В. Арктические зеркала. Россия и малые народы Севера. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 512с.
    25. Соколова З.П. Арктика - мой дом. Народы Севера Земли. – М.: Северные просторы, 2001. – 188с.
    26. Соколова З.П. Ханты и манси. Взгляд из XXI века. – М.: Наука, 2009. – 792с.
    27. Суслов В. В. Путевые заметки о севере России и Норвегии. – М.: Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 76с.
    28. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М.: Либроком, 2011. – 400с.
    29. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. – М.: Издательство МГУ, 1958. – 616с.
    30. Уварова Т.Б. Нерчинские эвенки в XVIII - XX веках. – М.: ИНИОН РАН, 2005. – 172с.
    31. Увачан В.Н. Переход к социализму малых народов Севера. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. – 184с.
    32. Халанский С.В. Народы Чукотки / Native People of Chukotka. – Магадан: Дикий Север, 2005. – 296с.
    33. Харючи С. Н., Филант К. Г., Антонов И. Ю. Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции, мифы, нормы морали, нормы права. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. – 280с.
    34. Хомич Л. В. Ненцы. – М.: Дрофа, 2003. – 126с.
    35. Чукчи // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с
    36. http://anton-klyushev.livejournal.com (похоронный обряд чукчей)
    37. www.admhmansy.ru (официальный портал администрации г. Ханты-Мансийск)
    38. www.arcticportal.ru (эскимосы)
    39. www.beringisland.ru (алеуты)
    40. www.chukchablog.ru (чукчи)
    41. www.dic.academic.ru (эвенки)
    42. www.ethnomuseum.ru/ (Таежные охотники и оленеводы Сибири: эвенки и эвены)
    43. www.evenkiteka.ru (эвенки)
    44. www.finno-ugry.ru (ханты)
    45. www.letopisi.ru (ненцы)
    46. www.my-article.net (ханты)
    47. www.sibhistory.edu54.ru (алеуты)

 


Информация о работе Похоронно-поминальный обряд народов крайнего севера