Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 20:17, курсовая работа
Актуальность. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера - составная часть этнокультурного многообразия мировой цивилизации. В современном мире почти нет однонациональных государств, везде существуют сообщества малочисленных народов, вносящих неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие. Поэтому актуальной задачей является поиск путей сохранения и развития традиционной культуры северных этносов, включающей бережное отношение к природе и ее дарам.
Введение ………………………………………………………………………
3
Методы исследования………………………………………………….
6
Обзор литературы………………………………………………………
8
Похоронно-поминальный обряд коренных народов Крайнего Севера ………………………………………………………………….
11
Чукчи …………………………………………………………….
11
Ненцы ……………………………………………………………
14
Эвенки …………………………………………………………...
19
Эскимосы ………………………………………………………..
23
Алеуты …………………………………………………………...
24
Ханты …………………………………………………………….
26
Погребение шамана ……………………………………………………
30
Выводы ………………………………………………………………………..
33
Заключение ……………………………………………………………………
34
Список использованной литературы и источников ……
Душа - основная носительница жизни - представляется у хантов в виде комара - кайоных. Если человек болен, то душа-комар может покинуть тело, но не надолго. В случае смерти кайоных покидает тело навсегда, но не сразу уходит наверх, а еще некоторое время вьется рядом. Если умерший был грешен, то его душа-комар навсегда остается с ним.
Гробы были трёх
видов: гроб-колода, гроб-лодка и
дощатый. Лодку распиливали на
две части (гроб и крышка) или
отпиливали от неё нос и
корму, края заделывали досками,
сверху покойника закрывали
Проводили обряд «закрывания отверстия», через которое выносили гроб: убивали жертвенное животное, мазали его кровью отверстие, место, где лежал умерший, иногда и гроб, при этом свистели в отверстие, приговаривая: «Дом-дыра закрываем». В прошлом ханты покидали жилище, в котором кто-либо умер, или переносили его на новое место, жилище шамана сжигали. Если кладбище было близко, умершего несли на руках, но чаще везли на лодке или на нартах. Способы захоронения были наземные, подземные, воздушные. После похорон с кладбища уходили, не оглядываясь, перегораживая дорогу сзади, около дома очищались, перешагивали через огонь, тлеющую тряпку, окуривались бобровой струёй, горящими серой, перьями, мыли руки, на ночь у двери ставили полено, ночью не выходили из дома. Сроки траура совпадали со сроками поминок или соблюдались 4-5 дней, 40-50 дней, 4-5 месяцев, лет. Во время траура нельзя было работать острыми орудиями, мыть пол, стирать, выбрасывать мусор, шуметь, смеяться и петь; в это время не подпоясывались, не подвязывали сапог, женщины носили верхнюю одежду и платки наизнанку, расплетали косы и распускали волосы, не расчёсывая их (4-5 дней), затем (4-5 месяцев) носили косы на груди несвязанными, не носили ложных кос, иногда заплетали третью косу. Женщины на ноге, а мужчины на шее или руке носили нитку с 1-2 бусинами или нить, снятую с умершего, пока она не рвалась, или до женитьбы. В течение срока траура хранилось и изображение умершего (иттарма).
Поминки на кладбище и даже просто его посещение сопровождаются оградительными обрядами. Ханты, покидая кладбище, обращаются к мертвым со словами: «Есть каменный медведь, есть живой. Я пойду к живому. Живой живет, где солнце всходит, каменный живет, где солнце садится. Каменный у мертвых, живой у живых». Так уговаривают мертвых оставаться на своем стойбище-кладбище и не ходить за живыми. Несмотря на обилие оградительных обрядов, нельзя сказать, что общение с умершими обусловлено лишь чувством страха, не меньшую роль играет и уважение к умершим родственникам, существует поверье о добром расположении мертвых к живым. Если ночь застала путника недалеко от кладбища, где похоронены его родственники и знакомые, он может безбоязненно переночевать возле их могилы, в то время как ночлег в заброшенном доме или лабазе запрещен.
Умершие могут предупреждать своих родственников о болезнях и несчастьях, давать им советы. Ханты рассказывают о том, что духи покойных родственников подсказывали им способы лечения болезней.
Уход шамана из мира живых - процесс довольно сложный, требующий специального ритуала с открытием печной трубы или проделыванием дыры в потолке юрты. Во время отхода души шамана, по преданиям, обычно начинается буря, ураган. В некоторых традициях шаман не может уйти в мир предков, не оставив после себя другого шамана. У северных народов бытует мнение, что шамана уносят служившие ему духи или Мать-Хищная-Птица. В шаманской традиции очень распространена идея души как птицы. «После смерти душа шамана превращается в птицу», - говорят они (рис.8). У некоторых племен шаманов хоронили, подвешивая высоко на деревьях в специально сооруженный для этого помост. Это символизировало, что шаман после смерти уходил в небесный мир. Похороны шамана-нанайца отличались большими почестями и пышным убранством. Кроме того, в могильный холм со стороны головы и в ногах втыкали в землю два невысоких шеста. Между ними натягивали тонкую нить с маленьким бубенчиком, который при ветре издавал чистый звон. Место для погребения выбирали недалеко от дома и непременно с подветренной стороны. Считалось, что тот, кто утром первым услышит звон колокольчика, может претендовать на статус дянгиан - очень уважаемого человека, даже если у сородичей есть авторитетный человек для решения спорных дел. Шаманов-коряков одевали в богатую погребальную одежду. Рядом клали все его прижизненные атрибуты. После кремации шамана коряки выполняли ряд охранительных от его духа обрядов. У разных племен использовались разные ритуалы очищения. Чукчи обычно одевали умершего шамана как живого, обвязывали тело веревками, на спину и поясницу клали речные валуны. В иных местах покойным шаманам крепко связывали руки. Уникально погребение медвежьего шамана из рода Кызым-хой. Голова, отделенная от тела, была помещена в отдельную коробку, перед ней стоял металлический ковшик. Особенность здешних шаманских погребений также в присутствии в составе их инвентаря специфичных атрибутов, таких как бубен, меч или крюк, идолы. Так, в одном погребении шамана нашли набор из 7 идолов без «одежды», но с зарубками на деревянном туловище, отделенном от лица.
Эвенки умерших шаманов хоронили, как и всех крещеных, погребением в земле. Исключения делались для особо заслуженных из них и в случае завещания умершего. Имеются предания о том, что обряд погребения покойного шамана совершался и должен был совершаться людьми чужими, неродными, относившимися по происхождению к экзогамному роду, противоположному тому, к которому принадлежал шаман. Места для могил вообще выбирались на возвышенных местах. Для умершего шамана могилу копали глубокую. Существовали правила, определяющие глубину могил для захоронений покойников: для умерших молодых людей и детей глубина могилы должна быть по пояс взрослому человеку, для старых - по плечо, для «высокопоставленных» – выше роста человека. В отличие от других, рядовых похорон гроб с телом умершего шамана, прежде чем быть опущенным в могилу, ставился на небольшой помост, специально устраиваемый рядом с могилой, с правой стороны. Он своими размерами соответствовал гробу. Вслед за гробом, после покрытия его частью покрышки чума шамана, опускался и этот помост, и затем могила засыпалась землей. После заполнения могилы до половины в ногах умершего ставился православный крест (кирэс), после чего могилу закапывали полностью, до образования холмика. Надмогильные христианские кресты, как правило, эвены делали семиконечными (похожими на старообрядческие), первые две перекладины ставились прямо, параллельно друг другу, а третья – наискось. На верху основной стойки креста вырезали фигурку птички в стилизованном резном изображении – символ отлетевшей души умершего. Нередко такие вырезанные из дерева фигурки птицы прикреплялись на обоих концах первой перекладины креста».
Могила шамана была запретна для посещения, особенно после трех лет со дня смерти. Мимо нее в сумерках и ночью ходить было нельзя, так как злые духи мертвых - аринкал - могли напугать, наделать вреда. Проходя днем мимо могилы, надо было принести дар духам, чтобы их отвлечь: кинуть монету, посыпать табачком, побрызгать водой, вином, повесить на крест красивую ленточку, ткань и т.д.
Таким образом, погребения шаманов отличались от рядовых погребений. Похоронам шаманов уделялось больше внимания, так как люди очень боялись шаманов. Главная функция этих обрядов – не допустить «возвращения» умершего шамана в образе злого духа в мир людей. Таким образом, можно сказать, что погребальные обряды эвенов и других народов Якутии были довольно сложные. В них входили представления о душе, посмертном существовании, жизни и смерти и т.д.
Выводы:
Из всего вышеизложенного можно сделать ряд следующих выводов:
- в похоронных обрядах малочисленных народов Крайнего Севера, несмотря на различия в социально-бытовом укладе и родовых традициях, отмечается значительная схожесть.
- общим было то, что похоронные ритуалы совершались, как правило, в два приема. Первый цикл сводился к погребению тела и обычно включал:
- вторым общим циклом у народов Крайнего Севера являлось поминовение погребенных, хотя и с определенными особенностями;
- ни один северный народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, говорящий о погребении, сопровождаемом обрядами;
- похоронно-поминальный обряд для умерших шаманов у всех народов Крайнего Севера был особенным.
Заключение
В зоне вечной мерзлоты аборигены проживают на территориях за Полярным кругом, где ночь длится шесть месяцев в году и свирепствуют морозы до -63 градусов (г. Верхоянск). Ни один народ в мире не подвергается таким природным испытаниям. Несмотря на то, что солнце не заходит на небосвод 180 дней в году, а почва никогда не оттаивает, коренные народности развили и сохранили свою заповедную культуру памяти усопших и воспитывают детей в духе трепетного уважения прародителей. Эти правила поклонения перед умершими сородичами незыблемы и строго передаются из поколения в поколение. Традиция, которая во многом утеряна в современном российском обществе. Культура погребения у наших северных аборигенов - пример того, как можно побороть забвение усопших.
Различие культур разных народов заключается в понимании жизни и смерти, в отношении к мертвым, в особенностях обрядов и ритуалов, и они столь существенны, что по ним можно судить о культуре отдельного народа и духовной культуре всей нации.
Список использованной литературы и источников:
Информация о работе Похоронно-поминальный обряд народов крайнего севера