Полевые исследования в среднем течении реки Большой Зангинсан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:11, реферат

Описание работы

Цель исследовательской работы: комплексное изучение реки Большой
Зангинсан.
Задачи:
- провести гидрологические исследования
- дать описание фауны
- воспитывать бережное отношение к природе своего края;

Содержание работы

Введение 1
Полевые исследования 2
Гидрологическая характеристика р. Большой Зангинсан 3
Биогеографические наблюдения. Описание типичных
растительных сообществ 7
Заключение 10
Литература

Файлы: 1 файл

созвездие Света.docx

— 7.70 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РБ

Тункинский район

МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа»

 

Всероссийская открытая Олимпиада «Созвездие - 2014»

Номинация: «Наш дом – Земля»

Тема: «Полевые исследования в среднем течении реки

Большой Зангинсан»  

 

 

 

Автор:  Каминская Светлана, ученица 7 класса

МБОУ «Горхонская СОШ»  Тункинского района

Домашний адрес: с. Кырен, ул.Саянская, 20

Телефон: 89500678919

Руководитель: Каминская Татьяна Георгиевна

Телефон: 89024528116

 

 

 

 

с. Кырен

2014г.

Оглавление

 

          Введение                                                                                                       1                  

  1. Полевые исследования                                                                              2
  2. Гидрологическая характеристика р. Большой Зангинсан                   3
  3. Биогеографические наблюдения. Описание типичных

  растительных сообществ                                                                          7

Заключение                                                                                                 10

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Любовь к природе – чувство  не абстрактное. Она складывается  из тысячи конкретных связей, обстоятельств, причин. Она имеет  свою историю в каждом сердце, подвержена развитию, критике, переоценкам. И если она сознательна, то  трудно оспорить значение этого  компонента: знать, изучать природу  своего края, чувствовать себя  ее частицей – это не лозунги, это одна из составляющих  современного  школьника.

         Знакомство с природой родного  края обычно начинается с изучения  характерных для региона природных  экосистем, которые наиболее доступны  для посещения в процессе туристско-экскурсионной  деятельности учащихся. Обычно это  происходит во время проведения  практических занятий на туристических  маршрутах, в походах, на отдыхе с родителями. Эколого-просветительская работа на природе дает возможность не только узнать, изучить, исследовать природные объекты и комплексы, закрепить знания, полученные в школе, но и оказывает сильнейшее влияние на личность каждого, взаимоотношения. Мы учимся, самостоятельности и ответственности, коллективной работе, не на словах, а на деле познаем, что такое сопереживание и взаимопомощь.

Цель исследовательской работы: комплексное изучение реки Большой

Зангинсан.

Задачи:

-  провести гидрологические  исследования

-  дать  описание фауны

- воспитывать  бережное отношение к  природе  своего края;

  Актуальность изучаемой проблемы очевидна. Экологическое состояние водоема оставляет желать лучшего. Причинами обострения проблемы является следующее:

  • на берегах реки ведутся лесозаготовки
  • мусор, банки, пластиковые бутылки и пакеты, костровища  на берегу, пятна мазута после мойки автомашин.
  1. Полевые исследования.

 

Полевые исследования не только активизируют почти все стимулы интереса, но и тут же показывают ощутимый результат, позволяя туристу ясно почувствовать значимость своей работы. Конечный результат полевых работ может появиться после многолетней аналитической работы, но для ученика важнее понимание, что именно он провел данные наблюдения. В полевых условиях первичный результат виден школьнику здесь и сейчас, а не в какой-то отдалённой перспективе. Это также является дополнительным стимулом интереса и фактором, закрепляющим интерес. Нас детей, надо выводить, вывозить и "вытаскивать" в дикую природу! Давать нам возможность познакомиться с окружающими растениями и животными, изучать водоемы, почвы, рельеф, минералы и горные породы, всё "пощупать", "поизучать" и, в конечном счете, - почувствовать Природу. В подтверждение всего вышеизложенного приведу отчет о полевых исследованиях, которые были проведены в начале июня 2013 года группой туристов Горхонской средней школы.

Информация о районе исследования.

Исследования проводились в южной части Туранской котловины, в среднем течении реки Большой Зангинсан. Рельеф местности горно-равнинный. Перепады высот от 850 до 1120 м. средняя температура воздуха 3,10 С ниже ноля. Средняя температура воздуха января -260С. Средняя температура воздуха в июле 170С. Среднегодовое количество осадков более 400мм. Почвы – дерново-подзолистые, серые лесные. Непреодолимых естественных препятствий нет.

В целях изучения местности были проведены гидрологические и биогеографические исследования. Велась фотосъемка. Результаты полевых исследований приведу ниже.

 

 

 

 

  1. Гидрологическая характеристика реки Большой Зангинсан.

 

                Река Большой Зангинсан правый приток  реки Иркут. Берет начало в отрогах Хамар-Дабана.  В верхней и средней части  бассейн р. Большой Зангинсан сложен известняками. Почвы серые лесные дерново-подзолистые. Растительность преимущественно  таежная, местами встречаются островки березы, осины. Питание реки главным образом  снеговое. Уровень воды колеблется в зависимости от таяния снегов весной, от количества выпадающих осадков и от испаряемости. Ясно выраженное половодье приходится на конец мая, начало июня. Увеличение уровня воды влечет за собой увеличение скорости течения, возрастание мутности, перемещение наносов.

          Зимой река сковывается ледяным покровом. По своему химическому составу, вода относится к маломинерализованной, принадлежащей к группе кальциевых вод.

Гидрологические наблюдения.

Цель: описание внешнего вида водного объекта, определение скорости течения реки, определение расхода воды.

Характеристика реки Большой Зангинсан

Название реки: Большой Зангинсан.

Куда впадает: р. Иркут.

На какой стадии водного режима находится: половодье.

Дата: 1 июня.

 

№ Точки

Адрес

точки

 

Тип грунта

Глубина,

м

Ширина,

м

Водная

растительность

 

1

 

Известковая

яма

 

Валуны

 

От 0,5

До 3,5

 

1,5 - 2

 

Отсутствует

 

2

 

200 м выше по течению от Известковой ямы

 

Валуны,

галька

 

От 0,2

До 1,20

 

20

 

 

Отсутствует




 

Расчет расхода воды. (Приложение 1)

Расход воды – это количество воды (объем), протекающее через поперечное сечение реки в 1с. Расход воды мы определяли простым объемным способом. Для этого нашли участок русла, где образуются маленький водопадик. Подставляли сосуд известного объема и одновременно включали секундомер. Когда сосуд наполнился, секундомер отключали, результаты заносили в дневник.

Расчет расхода воды определяем по формуле:

Q = Т / V,

 где  Q – расход воды;

Т – время наполнения емкости;

V – объем емкости.

Для более точного измерения в каждой точке замеры производим по три раза и вычисляем среднее значение расхода воды.

Точка № 1. Известковая яма.

  1. Q1 = 1,7 / 2 = 0,35 м3/с
  2. Q2 = 1,5 / 2 = 0,25 м3/с
  3. Q3 = 1,7 / 2 = 0,35 м3/с

Q ср. = 0,35 + 0,25 + 0,35 = 0,31 м3/с

Точка № 2. 200м выше по течению от  Известковой ямы.

  1. Q1 = 3,0 / 2 = 1,5 м3/с
  2. Q2 = 3,0 / 2 = 1,5 м3/с
  3. Q3 = 2,4 / 2 = 1,2 м3/с

Q ср. = 1,5 + 1,5 + 1,2 = 1,4 м3/с

 

Определение скорости течения реки. (Приложение 1)

Изменение скорости течения реки производили с помощью поплавков. Для этого выбрали участок реки и наметили гидрометрический створ (10м), натянули трос для определения расстояния от берега, на котором будут проходить поплавки. Запускали поплавки, в момент прохождения поплавка через верхний створ, включали секундомер, в момент прохождения поплавка через нижний створ, секундомер выключали. Результаты измерений заносили в таблицу. Затем рассчитали скорость течения каждого измерения – измеренное время хода поплавка разделили на расстояние (10м). Определили наибольшую скорость течения, наименьшую скорость течения и среднюю скорость течения.

Наименьшая скорость течения реки – 1,6 м/с

Наибольшая скорость течения реки – 2,6 м/с

Средняя  скорость течения реки – 1,8 м/с

№ п/п

Расстояние от правого берега, м

Измеренное время хода поплавков, с

Скорость течения реки на данном участке, м/с

1

10

25,1

2,5

2

11

17,4

1,7

3

9

23,6

2,3

4

5

16,0

1,6

5

8

19,3

1,9




 

Определение температуры воды.

              Измерение температуры воды можно  проводить с помощью любого термометра, важно при этом достичь постоянства показания термометра. При использовании ртутного термометра необходимо хранить его в футляре, а на резервуар с ртутью надеть отрезок резиновой или силиконовой трубки. От температуры воды зависят многие параметры состояния водоемов и водотоков: содержание в воде растворенного кислорода, скорость протекания биологических и физико-химических процессов и, в конечном итоге, видовое разнообразие. Кроме того, при изучении водотоков, протекающих по территориям промышленных агломераций, разность температуры воды на разных участках дает информацию о существующих промышленных или бытовых выбросах в реки и озера (особенно в зимний период).

                Температура  воды измеренной  с помощью  бытового термометра  в реке Большой Зангинсан +50 С.

Определение прозрачности воды.

           Прозрачность воды характеризует фотосинтетическую активность в водоеме. В стеклянный цилиндр (можно просто в бутылку белого прозрачного стекла) налили исследуемую воду так, чтобы высота составляла 20 см, и дали ей отстояться 25 минут. Оценивают прозрачность по следующим характеристикам: а) вода сильно мутная; б) слабопрозрачная (слегка мутная); в) прозрачная; г) очень прозрачная.

         Вода    реки  Большой Зангинсан - прозрачная.

Определение запаха воды.

           Налили в колбу воду, плотно закрыли пробкой и оставили  на несколько часов. Затем открыли  и понюхали. Запах может быть землистый, сероводородный, гнилостный, болотный, аммиачный, резиновый, хлорный и др.

          Оценивают запах по следующей шкале: 1 балл — нет запаха, 2 балла — чуть заметный запах, 3 балла - устойчивый (вода для питья непригодна), 4 балла — сильный запах.

         Вода в  реке  Большой Зангинсан  запаха не имеет, вода пригодна для питья.

 

 

 

  1. Биогеографические наблюдения.

Описание типичных растительных сообществ.

 

Цель: описать типичные растительные сообщества изучаемой территории.

Задачи: Выделить типичные растительные сообщества. Описать составляющие их растения и условия их обитания. Подготовить фотогербарий. (Приложение 2)

 

Описание типичных растительных сообществ.

Правобережье р. Большой Зангинсан, в 4,5 км южнее АБЗ. На описываемом участке характерно выражена вертикальная ярусность.

1 ярус – деревья;

2 ярус – кустарники и подлесок;

3 ярус – травяно-кустарничковый.

ДРЕВЕСНЫЙ ЯРУС. Высота деревьев преимущественно 15-18 м. неравномерно сомкнуты кроны. Нарушена кора, обломаны сучья. Встречается сухостой. Наблюдается большое количество поваленных деревьев, результат выпавшего снега 2 июня 2007 года. Преимущественно встречается лиственница h max – 18 м, h min – 3 м. Так же наблюдается большое количество березы h max – 15м, h min – 1-2 м, осина - h max – 15 м, h max – 3 м, возобновление происходит через березу (подрост).

ПОДЛЕСОК (КУСТАРНИКОВЫЙ ЯРУС). Вырубленные участки и участки с поваленными снегом деревьями зарастают кустарником и березовым подростом, предполагаем вероятность того, что через десятилетие на данном участке будет преобладать береза. Среди кустарников преобладают такие виды как шиповник, лесная малина, черемуха. Кустарниковые растения находятся в периоде цветения.

Информация о работе Полевые исследования в среднем течении реки Большой Зангинсан