Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 08:55, реферат
Геоурбанистика как наука. Сущность, сходства и различия терминов «геоурбанистика» и «география городов». Место геоурбанистики среди остальных наук, геоурбанистика как составная часть географии человека (антропогеографии).
История зарождения геоурбанистики. Геоурбанистика возникла на базе классической географии городов. В разных странах переход от географии городов к геоурбанистике происходил в разное время
Введение.
1. Основные исторические этапы развития городов
2. Главные понятия, особенности и перспективы современной урбанизации
3. Города и территориальная организация производительных сил
4. Агломерация поселений. Мегалополис
5. Экономико-географическое положение – фундаментальное понятие географической теории города.
6. Экономические, демографические и экологические проблемы городов
7. Основы проектирования городов
Заключение
Список литературы
Хотя преобладающим в городах в конце 50-х, в 60-х и 70-х годах было массовое жилищное строительство, широко осуществлялось также строительство общественных зданий. В архитектуре этих зданий возобладал стиль, основанный на широком использовании стандартных конструкций из стекла, алюминия, пластических масс, железобетона.
Градостроительные поиски концепции города будущего. Много проектов городов будущего было разработано в 60—70-е годы. Некоторые ведущие идеи в проектировании городов будущего:
1). Поднять будущий город ввысь, используя каркас их металлических конструкций, опирающийся на землю, но оставляющий максимум территории для зеленых насаждений, сельского хозяйства, отдыха. В некоторых случаях обширные пространственные конструкции проектировались над существующими городами (или их районами), над горами, реками, морскими акваториями.
В проектах Ионы Фридмана (Франция) пространственные структуры предлагалось воздвигнуть над землёй и водой (например, город над р. Сена в Париже, город-мост над Ла-Маншем, города соединяющие континенты). В многочисленных вариантах пространственный город представлялся в виде гигантского конуса (Поль Меймон, Франция) или, наоборот, воронки, расширяющейся кверху с минимальными размерами опорной части (Вальтер Монас, Швейцария; Intrapolis Уолтера Джонаса), а также в виде других сооружений причудливой формы, подчиненных идее в максимальной степени высвободить территорию, устремив город вверх, в пространство.
2) Другая важная идея проектов городов будущего — их мобильность, стремление предусмотреть динамичное развитие города.
Группа английских архитекторов «Аркигрэм» создает ряд проектов, среди которых выделяется система «Плагин сити». В гнезда, располагающиеся на несущих конструкциях, обновляемых один раз примерно в 40 лет и содержащих основные коммуникации, вставляются сменяемые жилые ячейки, физический и моральный износ которых может составлять от 3 до 15 лет. Японские метаболисты (Кензо Танге, Арата Исозаки, Кисё Курокава и Кийонори Кикутаке), выдвигают идею постоянного метаморфизма, трансформации города в связи с изменениями в нем условий и образа жизни, разрабатывают сложные структуры, допускающие постоянное развитие и обновление. Они воспринимают город как живой организм, со всеми свойственными живому организму процессами.
2. Главные понятия, особенности и перспективы современной урбанизации
Определение урбанизации. Урбанизация как экстенсивный и интенсивный процесс. Урбанизация как фактор формирования объединений городов – агломераций.
Для современной урбанизации характерны следующие особенности:
1) Концентрация и рост разнообразия городских видов деятельности в городах и агломерациях.
2) Развитие в первую очередь крупных городских агломераций.
3) Усложнение форм урбанизированного расселения: переход от точечных агломераций к линейным, узловым, полосовым.
4) Увеличение радиусов расселения в пределах агломераций и расширение городских территорий.
5) Распространение городского образа жизни в сельскую местность (рурбанизация) и пригороды (субурбанизация).
Первого миллиарда число горожан достигло в 1960 году (население мира тогда составляло 3 млрд. человек), второго миллиарда - в 1985 году, то есть за 25 лет. На увеличение численности городского населения до 3-х миллиардов человек потребовалось 17 лет (к 2002 году), а до 4 миллиардов потребуется, согласно прогнозу, 15 лет (к 2017 году).
В 1950 г. в мире были лишь две сверх агломерации с населением выше 5 млн. человек: Нью-Йорк и Лондон, к 1990 г. уже 20, из них 14 в развивающихся странах. В результате слияния агломераций, вдоль транспортной магистрали возникают мегалополисы.
Отличительные особенности процесса урбанизации в развитых и развивающихся странах. Развитые страны являются высоко урбанизированными странами, однако отличаются низкими темпами урбанизации. Во многих развитых странах мира наряду с процессами субурбанизации характерен и процесс эксурбанизации.
Для большой группы развивающихся стран напротив характерна низкая урбанизированность и очень высокие темпы урбанизации.
Быстрый рост урбанизации во многих развивающихся странах во второй половине XX века сопровождался исключительно высоким уровнем концентрации населения в очень крупных городах. Подавляющая часть горожан развивающихся стран - вчерашние сельские жители, которые способствуют «деревенизации» города, привнося в него нормы поведения и системы ценностей, свойственные сельской местности. Рост населения в городах, значительно опережая спрос на рабочую силу, сопровождается не только абсолютным, но подчас и относительным увеличением тех социальных слоев, которые не участвуют ни в современном производстве, ни в современном потреблении и остаются неурбанизированными. Урбанизация сопровождается ростом безработицы; в городах наряду с современным сектором растет неорганизованный сектор с массой мелких кустарных предприятий в сфере производства и обслуживания; городское хозяйство не справляется с растущими потребностями. Образуются обширные районы трущоб. Наблюдается явление, обозначаемое в литературе как «ложная урбанизация».
3. Города и территориальная организация производительных сил
Системный подход в геоурбанистике. Из достаточно широко разработанной методологии системного анализа для геоурбанистики важно выделить следующие два момента:
1). Во-первых, любую реальную систему можно охарактеризовать огромным числом переменных (например, в систему городских поселений входят такие элементы, как: население, экологичность, удаленность друг от друга, этнический состав, функциональность и т.д.). Любая система, таким образом, является бесконечно сложной, и можно анализировать лишь модель, полученную в результате упрощения реальной системы.
2). Во-вторых, география и геоурбанистика обычно имеют дело со сложными системами, т.е. такими, некоторые элементы которых сами представляют собой системы, выступая как подсистемы сложной системы. Это положение в полной мере относится к городам.
Город представляет сложную систему, включающую подсистемы населения, производства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сферы обслуживания, культуры и др. Одновременно город является элементом в большой системе более высокого ранга, которая, в свою очередь, может быть включена в еще более крупную систему. Выделяются локальные, региональные, национальные (общегосударственные) и межгосударственные системы городов.
Модели урбанизированных систем. Одним из первых попытался описать иерархию населенных мест Иоганн Коль (1850). Он предложил схему сходящихся к главному центру ветвящихся транспортных систем, каждая из которых занимает свой сектор окружающего этот центр пространства.
Немецкий ученый Вальтер Кристаллер опубликовал в 1933 г. докторскую диссертацию по городской системе Южной Германии. В ней Кристаллер предположил, что при соблюдении условия изотропности территории главный пункт должен располагаться в центре (центральное место), а соподчиненные ему пункты в углах шестиугольной решетки (дополняющие районы). Каждый такой шестигранник с семью населенными пунктами вместе с шестью другими входит в более обширную зону, насчитывающую 49 пунктов (7X7). Размещение городов в модели Кристаллера обеспечивает оптимальное перемещение потребителей товаров и услуг между населенными пунктами, а рыночная, транспортная инфраструктура и административная структура оптимизируются.
Немецкий ученый Август Лёш (1954 г.) придал больше гибкости и достоверности идее Кристаллера, увеличив набор рассматриваемых видов обслуживания и предположив, что каждый из них может иметь собственную гексагональную систему, накладывающуюся на остальные. Вся эта структура, более сложная и дифференцированная, чем у Кристаллера, была названа Лёшем экономическим ландшафтом.
Американский географ и один из основателей региональной науки Уолтер Изард модифицировал схему В.Кристаллера и А.Лёша, исходя из влияния городских агломераций. По мере удаления от главного центрального места система равномерного распределения городов в пространстве, согласно Изарду, преобразуется в секторальную структуру.
Наряду с так называемыми «горизонтальными» схемами, раскрыть иерархию населенных мест пытались при помощи «вертикальных» схем, анализирующих соотношение между рангом и размером городов. Наиболее известно правило Ципфа согласно которому в простейшем случае население любого города стремится быть равным числу жителей самого крупного города, деленного на порядковый номер (ранг; по численности) данного города.
Правило Ципфа выведено эмпирически и иногда отвечает не совокупности всех городов страны, а лишь ее части или нескольким стран. Отклонения распределения городов от правила "ранг-размер" связаны с историей и особенностями развития экономики, природными условиями, нарушениями естественного хода формирования государственного пространства.
Другим основополагающим свойством урбанизированных систем является их пространственная неравномерность. Модель Кларка исходит из предположения, что плотность населения в городе экспоненциально падает с удалением от центра города. Однако неоднородность условий в городе, особенно транспортных, приводит к отклонениям распределения плотности населения от этой модели. Если же в качестве меры расстояния использовать не геометрическое расстояние до центра, а время его достижения центра, то она будет лучше соответствовать распределению плотности населения в городе.
При углубленном исследовании территориальной структуры американских городов и мозаики цен на земельные участки в них были предложены дифференцированные модели, отвечающие особенностям разных городов: концентрическая (Е.Барджес), секторная (X. Хойт), многоядерная (Ч. Гаррис, Е. Ульман).
Классификации и типологии городов. Классификации и типологии городов требуются для углубленного анализа особенностей каждого конкретного города или системы городов, что необходимо для определения наиболее эффективной стратегии их развития.
Примеры классификаций и типологий городов:
I. Классификация городов по численности населения.
II. Типология городов по их экономико-географическому положению.
III. Классификации и типологии городов по народнохозяйственным функциям.
По функциональному признаку можно выделить пять типов городов.
1). Многофункциональные, сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции, имеющие развитую промышленность и транспорт.
2). Города с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения.
3). Города с преобладанием других функций, кроме промышленных и транспортных.
4). Города-курорты, выполняющие рекреационную функцию.
5). Города — научно-экспериментальные центры общесоюзного и международного значения.
IV. Типология городов по степени их участия в территориальном разделении общественного труда.
V. Типология городов по типам перспективного развития. На основе анализа основных факторов роста городов.
VI. Типология городов по генетическим признакам.
Опорный каркас расселения. Термин ОКР введен в обращение Б.С.Хоревым, большую роль в разработке ОКР сыграл Г.М.Лаппо. Исключительная важность опорного каркаса для России обусловливается прежде всего следующими географическими обстоятельствами.
1. Характерные для страны огромные расстояния могут быть перекрыты влиянием только очень крупных многофункциональных комплексных центров.
2. Территория России отличается большой хозяйственной дифференциацией (связанной с природными, историческими, демографическими различиями), что требует системы мощных скрепляющих узлов и соединяющих их транспортных линий.
На формирование ОКР СССР сильное воздействие оказало создание системы общесоюзных баз: а) тяжелой индустрии; б) научно-технического прогресса; в) курортных. Формирование ОКР СССР было тесно связано с развитием единых систем инфраструктуры - транспорта, энергетики, газоснабжения, связи.
Узлы и линии ОКР создают вершины экономического рельефа и составляют костяк территориальной структуры народного хозяйства. Узлы ОКР – это города и агломерации. Линейные элементы ОКР – это транспортные артерии одного вида имеющие высокую грузопассажирскии провоза способность, которые соединяют узлы.
Важным результатом формирования ОКР СССР явилось создание опорных районов. В итоге Россия вошла в XXI век, располагая созданными в течение XX столетия экономико-географическими предпосылками развития. Однако к моменту распада СССР формирование ОКР окончательно не было завершено. Вся огромная Азиатская часть страны имела лишь одну сквозную магистраль — Транссиб. Поэтапно осуществлявшийся сдвиг производительных сил на восток остановился в Прибайкалье. Затормозилось развитие зоны БАМ.