Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 08:55, реферат
Геоурбанистика как наука. Сущность, сходства и различия терминов «геоурбанистика» и «география городов». Место геоурбанистики среди остальных наук, геоурбанистика как составная часть географии человека (антропогеографии).
История зарождения геоурбанистики. Геоурбанистика возникла на базе классической географии городов. В разных странах переход от географии городов к геоурбанистике происходил в разное время
Введение.
1. Основные исторические этапы развития городов
2. Главные понятия, особенности и перспективы современной урбанизации
3. Города и территориальная организация производительных сил
4. Агломерация поселений. Мегалополис
5. Экономико-географическое положение – фундаментальное понятие географической теории города.
6. Экономические, демографические и экологические проблемы городов
7. Основы проектирования городов
Заключение
Список литературы
Министерство Образование и Науки Республики Казахстана
Евразийского Национального
Факультет Естественных Наук
Кафедра "Управления и инженеринга в сфере окружающей среды"
Реферат
Проверила: доцент кафедры управления
Содержание
Введение.
1. Основные исторические этапы развития городов
2. Главные понятия, особенности и перспективы современной урбанизации
3. Города и территориальная организация производительных сил
4. Агломерация поселений. Мегалополис
5. Экономико-географическое положение – фундаментальное понятие географической теории города.
6. Экономические, демографические и экологические проблемы городов
7. Основы проектирования городов
Заключение
Список литературы
Введение.
Геоурбанистика как наука. Сущность, сходства и различия терминов «геоурбанистика» и «география городов». Место геоурбанистики среди остальных наук, геоурбанистика как составная часть географии человека (антропогеографии).
История зарождения геоурбанистики. Геоурбанистика возникла на базе классической географии городов. В разных странах переход от географии городов к геоурбанистике происходил в разное время. В советской географии этот переход начался в конце 60-х начале 70-х гг. Юлиан Глебович Саушкин (1973) впервые использовал термин «геоурбанистика» и дал анализ основных направлений географического изучения городов в СССР в послевоенный период.
Системный подход к городу и совокупности городов явился одной из основ развития геоурбанистики как современной научной дисциплины. Второй основой становления современной геоурбанистики стали исследования процесса урбанизации, поскольку этот процесс определяет системную основу расселения.
Изучение города и урбанизации имеют многовековую историю. Среди выдающихся ученых, обозначивших важнейшие вехи становления географического изучения городов России, первым следует отметить Константина Ивановича Арсеньева (1789 - 1865). В своих трудах им впервые использованы такие основополагающие понятия, как градообразующая база («твердая опора для продолжительного существования города»), экономико- географическое положение («выгодность положения для торговли и городской промышленности»). Исключительный интерес сохраняют труды Иоганна- Георга Коля (1808-1878). Им были опубликованы социально-географические описания ряда городов России и некоторых европейских стран.
Новый этап географического градоведения был связан с работами Александра Ивановича Воейкова (1842-1916) и его ученика Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского (1870-1942). А.И.Воейков первым проанализировал различия в доле городского населения по странам мира, охарактеризовал условия распределения населения между селами и городами и условия появления городов-миллионеров (этот термин принадлежит ему же).
Последней из выдающихся работ начала XX в. России явилась «Антропогеография» А.А.Крубера (1914), которой значительное место отводилось изучению города.
К 1917 г. в России был накоплен весьма значительный комплекс интересных идей в области географии городов. Этот научный потенциал еще сказывался в 20-х - начале 30-х гг., обеспечивая не только развитие теории географии городов, но и потребности развернувшегося крупномасштабного градостроительства.
В конце 20-х начале 30-х гг. зарождается советская география городов как ветвь экономической географии. Усилиями Николая Николаевича Баранского (1881 – 1963), О.А.Константинова, их коллег и учеников в 30-40-х гг. складывается советская школа географического градоведения, которая стремилась вобрать в себя все лучшее, что появилось в России за последнее столетие, начиная с трудов К.И.Арсеньева, а также частично и за рубежом.
В тоже время изучение урбанизации как социольно-культурного и ярко выраженного пространственного процесса развивалось очень рваным ритмом. Только ближе к концу 60-х - началу 70-х гг. наступила пора нового витка исследований.
Центр тяжести в исследовании урбанизации географами в СССР в 70-80-х гг. постепенно смещается с анализа факторов развития на выявление пространственных закономерностей самого процесса.
Из работ этого периода следует выделить работы В.Ш.Джаошвили о Грузии, В.М.Харитонова о США, А.Салиева о республиках средней Азии, Ю.Г. Саушкина о городах СССР, теории и методике экономической географии.
Распад СССР и последующий социально-экономический кризис повлек за собой и деформацию в развитии многих научных дисциплин. Геоурбанистика не стала исключением. В постсоветский период в объяснении прошлого, настоящего и будущего развития урбанизации, первое место начинает отводиться культуре. Выделение высокой значимости культуры в процессе урбанизации рядом современных ученых (Г.А. Гольц, А.С. Ахиезер, Ю.Л. Пивоваров) нашло отражение в становлении антропокультурной парадигмы урбанизации.
Сущность антропокультурной парадигмы урбанизации заключается в подходе к человеку как к высшей ценности, самоцели и главному условию развития общества. Считается, что не экономика, а разносторонняя культура человека позволяет ему получить ощутимые результаты в основных видах деятельности и определяет возможности решения большинства проблем, в том числе урбанистического развития и разумного освоения территории и ресурсов.
1. Основные исторические этапы развития городов.
История городов и история человеческого общества неразделимы. Города возникли на заре рабовладельческого строя, пережили упадок, а затем медленное развитие при феодальном способе производства и вступили в период интенсивного роста при капитализме.
Основные исторические типы городов:
1). Древний город (до IV в. н. э.). Социально-экономическая основа развития — рабовладельческий строй. При большом количестве вариаций существенно различаются два подтипа древних городов — древневосточный (Египет, государства Месопотамии, Индия, Китай и др.) и античный (Древняя Греция, Древний Рим и др.), основанные на фактическом рабстве крестьян в восточных деспотиях и на рабстве в его классическом виде в античных государствах. Уже в Древнем мире происходит отделение земледельческого труда от ремесла и образование городов. Общественное разделение труда, в том числе и географическое, еще крайне слабо ввиду преобладания натурального хозяйства. Город создан земельными собственниками, и пашня является территорией города. Лишь в отдельных пунктах большого стратегического значения, господствующих над окружающей территорией, где к экономическим функциям добавляется (и часто становится определяющей) административная, город оказывается средоточием могущественной государственной власти (правительство, чиновники, полиция, армия), стягивающей вокруг себя и другие виды деятельности (ремесла, торговля), что создает предпосылки для возникновения крупнейших городов. Население мира на рубеже новой эры — около 230 млн. человек, доля городского населения крайне незначительна.
2). Средневековый город (V — середина XVII в.). В Европе после глубокого упадка, который переживают города с крушением рабовладельческого строя и падением Римской империи, они вновь оживают лишь в X — XI вв. Это города феодального общества. Усиливается общественное разделение труда. Население мира в условиях медленного развития производительных сил, войн и эпидемий растет низкими темпами: 1000 г.— около 355 млн. человек, 1500 г.— 440 млн., 1650 г.— 550 млн. Рост городов, крайне слабый в раннем и более интенсивный в позднем средневековье — по мере формирования в недрах феодализма капиталистических отношений, в целом ограничен. В городах проживает не более 3—5 % населения. Даже большие по тому времени города насчитывают 5—20 тыс. жителей. Лишь немногие столичные и крупнейшие торговые города достигают к концу эпохи больших размеров (в Европе — Париж, Москва, Венеция, Лондон, Севилья, Мадрид, Лиссабон и др.— до 200— 500 тыс. человек, в Азии — Чаньян, Кайфын, Гаунчжоу, Дели — до 0,5—2 млн. человек). В период позднего средневековья развиваются географические, архитектурные и философские представления о городах и теориях города. В Северной Италии достигают своего расцвета города-центры эпохи Возрождения (Флоренция, Милан, Генуя, Венеция). Период великих географических открытий влечет за собой изменение старых торговых маршрутов и наращивание объемов торговли между Европой и другими частями света. Развиваются города являющиеся центрами этой торговли (Севилья, Лиссабон и т.д.).
3). Город нового и новейшего времени. С середины XVII в. по мере развития капитализма начинается стремительный, все ускоряющийся рост городов, урбанизация мира в полном смысле этого слова. Возрастает демографический потенциал человечества: население мира увеличивается до 952 млн. в 1800 г. и до 1656 млн. человек в 1900 г. Машинная индустрия, в отличие от ремесленного производства и мануфактуры, создает мощную градообразующую базу. Углубляется общественное, в том числе географическое, разделение труда. Капитализм в огромных масштабах концентрирует производительные силы, добиваясь увеличения скорости оборота капитала. Доля городского населения возрастает, но в начале XX в., в большинстве стран еще не превышает 10—20 %, лишь в немногих наиболее урбанизированных странах составляет около 40—70 % (Англия — 70, США, Франция, Германия — 40 %): урбанизационный, как и демографический, взрыв еще впереди. Появляются, но на принципиально новой, чем в Древнем мире и в средневековье, основе, миллионные города: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Петербург, Москва, Вена, Чикаго. Быстро расширяющиеся города обрастают поясом промышленных предместий; возникают богатые и бедные кварталы в разных частях и поясах города; усиливается загрязнение среды; по мере роста городов и автомобилизации возникает транспортный паралич города, растут безработица, преступность, наркомания, другие спутники урбанизации. Проблемы и противоречия городов уже к середине XX в. достигают большой остроты, хотя это лишь пролог к кризису городов во второй половине XX в., пути выхода из которого человечество до сих пор пытается найти.
К настоящему времени каждый второй человек планеты - горожанин (городское население в наиболее развитых промышленных странах - Англии, ФРГ, Нидерландах, США, России составляет 75-80%), в больших городах сосредоточена четверть городских жителей, а число городов-миллионеров превысило 200 (в 1900 г. их было 12, в 1940 - 42, в 1960 - 88). Городское население в последнее время растет вдвое более высокими темпами, чем население Земли в целом.
Советский город: этапы формирования. В области планировки городов в 20-х — начале 30-х годов в СССР была сформулирована концепция регионального расселения, тесно связанная с планом ГОЭЛРО (Б. Сакулин). Был разработан ряд оригинальных концепций развития городов («парабола» Н. Ладовского; схемы линейных городов Н. Милютина; план «Новой Москвы» А. Щусева и И. Жолтовского и др.).
В архитектуре жилых и общественных зданий главенствующее значение приобретают идеи конструктивизма, провозглашенные в первые послереволюционные годы. Им соответствовала ясность и чистота конструктивных и объемно-пространственных решений, которые должны были строго отвечать функциональному назначению зданий.
Среди прозрений градостроительной мысли 20-х годов следует отметить генеральный план Новосибирска 1928 г. — уникальный в истории градостроительных проектов, предсказавший с почти неправдоподобной точностью на 50 лет вперед расчетную численность населения Новосибирска в 1350 тыс. человек (близкую к фактически достигнутой этим городом в 1978 г.).
В 1926—1939 гг. городское население. СССР увеличилось в 2,5 раза и достигло 56 млн. человек. Широко развертывавшаяся индустриализация страны и беспрецедентные по масштабам процессы урбанизации сопровождались планомерным созданием многих сотен новых городов и переустройством существующих. В 30-е годы начались большие работы по переустройству центра Москвы, застройке юго-запада Ленинграда, формированию центров столиц союзных и автономных республик, а также важнейших промышленных центров.
После Великой Отечественной войны в архитектуре усилилось стремление к парадности, триумфальности, а нередко и помпезности.
Были успешно проведены огромные работы по составлению проектов планировки восстанавливаемых городов. Сотни городов были подняты из руин. Многие центры крупных городов получили достойные решения, сформировавшие их современный облик (Крещатик в Киеве, А.Власов и др.: улица Ленина в Минске, М. Парусников и др.; центр Волгограда, В. Симбирцев и др.).
Тем не менее, контраст между потребностями в жилье растущего населения городов и концентрацией усилий архитектуры на сооружении уникальных зданий становился все острее. В середине 50-х годов произошел резкий перелом — быстрое наращивание темпов массового строительства на индустриальной основе, сопровождавшееся требованиями решительного отказа от «украшательства» в архитектуре. Крупносборное строительство на основе монтажа конструкций, изготовленных на домостроительных комбинатах, стало определяющим.