Принципиальные различия между городом и сельской местностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Городские поселения — населенные пункты, выполняющие сле¬дующие народнохозяйственные функции (одну или несколько в раз¬личных сочетаниях): 1) промышленную; 2) транспортную; 3) органи¬зационно-хозяйственную, культурно-политическую и администра¬тивную; 4) функции организации отдыха и лечения (курорты). Для определения городских поселений необходимо исходить из совокуп¬ности признаков: численности населения, его занятости, экономи¬ческого и культурного значения населенного пункта — с учетом мест¬ных особенностей различных стран и районов.

Содержание работы

1.Принципиальные различия между городом и сельской местностью
в России...............................................................................................................................3
2.Перспективы развития газового комплекса..................................................................6
3.Факторы размещения отраслей промышленности.......................................................8
4. Инфраструктурный комплекс........................................................................................12
5.Список использованных источников.......................................................................

Файлы: 1 файл

Эк.географ..docx

— 58.39 Кб (Скачать файл)

Водный фактор

Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики. Затраты на весь комплекс водохозяйственных мероприятий (водоснабжение, отведение и очистка сточных вод) составляет от 1–2% до 15–25% стоимости строящегося предприятия в водоемких производствах. Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, Европейском Севере, где стоимость 1 м3 свежей воды в 3–4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части.

Трудовой фактор

Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности приборостроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предприятий других отраслей. Так как затраты труда на 1 т продукции и доля заработной платы в себестоимости не дают правильного представления о трудоемкости продукции, то при организации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на абсолютную потребность каждого предприятия в рабочей силе.

Земельный фактор

Земельный фактор приобретает особую остроту при отводе площадок для промышленного строительства (размеры их для крупных предприятий достигают сотен га), в районах интенсивного сельского хозяйства и городах в условиях ограниченности городских коммуникаций и инженерных сооружений. Наиболее рациональным вариантом в этом случае является групповое размещение предприятий в виде промышленных узлов.

Сырьевой фактор

Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на  
1 т продукции) относятся черная и цветная металлургия полного цикла, целлюлозно-бумажная, гидролизная, фанерная, цементная, сахарная отрасли промышленности. При этом особого внимания требуют предприятия, удаленные от источников снабжения сырьем, предприятия с многотоннажной продукцией (металлургические, химические, целлюлозно-бумажные комбинаты). При их размещении необходимо правильное определение районов потребления готовой продукции и расходов по ее перевозкам.

Транспортный фактор

Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение. Несмотря на систематическое снижение доли транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, в ряде отраслей она остается весьма высокой — от 20% по рудам черных металлов до 40% по минерально-строительным материалам. Транспортабельность сырья и готовой продукции зависит от материалоемкости производства, транспортоемкости перевозимых грузов, качественных свойств сырья и готовых продуктов с позиций возможности их перевозок и хранения. При индексе материалоемкости более 1,0 производство тяготеет к сырьевым базам, менее 1,0 — к районам и местам потребления готовой продукции.

Агроклиматические условия

Агроклиматические условия играют определяющую роль в размещении сельскохозяйственной деятельности населения. Специализация и эффективность аграрного сектора экономики России напрямую связана с естественным плодородием почв, климатом, водным режимом территории. Сельскохозяйственная оценка климата основана на сопоставлении агроклиматических условий территории с требованиями различных культурных растений к их факторам жизни и имеет значительные региональные различия.

Экологические факторы размещения производительных сил на современном этапе экономического развития играют особую роль, так как непосредственно связаны с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения. Значительные экономические потери от антропогенного загрязнения природной среды, возрастающие негативные последствия для здоровья населения обусловили острую необходимость постоянного учета экологического фактора в размещении производства. 
Особенности общественно-исторического развития. К ним относят: характер общественных отношений, особенности современного этапа развития государства, стабильность экономической и политической системы, совершенство законодательной базы и др.

  Из всего многообразия факторов размещения хозяйства одни из них свойственны многим отраслям производственного комплекса и непроизводственной сферы, другие присущи лишь какой-то одной отрасли или группе отраслей .Однако каждая отрасль хозяйства имеет свойственный именно ей набор факторов ее размещения. Причем даже общие с другими отраслями факторы в каждом конкретном случае проявляются с различной силой, и если для одних отраслей какой-либо фактор оказывает решающее воздействие на размещение отрасли, то в другой отрасли он имеет второстепенное значение.[4]

4 ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, производящие разнообразные услуги. Услуги могут быть самыми разнообразными по своему характеру, периодичности потребления, широте круга потребителей и т.п. Инфраструктурный комплекс обеспечивает нормальную работу различных звеньев экономики и во многом определяет качество жизни населения. 
Доля инфраструктурного комплекса в ВВП России составляет 54%.  Для сравнения: в США – 73%, Великобритания – 71%, Франция – 70%, Германия – 63%. 
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общепит, наука, искусство, образование и т.п.), именуемую социальной инфраструктурой.

  Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача – перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов. 
Транспортный комплекс (ТК) России – это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами. 
Транспортные узлы - это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов, крупнейшим из которых является город Москва.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны: широтное «восток — запад»; меридиональное центральноевропейское «север -юг» с выходом наУкраину, Молдову, Кавказ; меридиональное Волго-Кавказское «север — юг» по реке Волге и около нее.

  Ведущим транспортом в России является железнодорожный. Достоинства этого вида транспорта: большая грузоподъемность, невысокая себестоимость перевозок, независимость от погоды. В европейской части страны конфигурация железных дорог напоминает гигантское «колесо», центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей. На восток от «колеса» протянулись широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу).

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и маневренность. Доля автомобильного транспорта в общей массе перевезенных грузов довольно высока, а грузооборот его составляет около 40 млрд. т-км (0,5 %). Низкий грузооборот этого вида транспорта объясняется, прежде всего, небольшим средним расстоянием перевозок (28км). Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных, восточных и горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.

Трубопроводный транспорт-это молодой вид транспорта. По нему передается 97% нефти, весь газ, многие нефтепродукты. Структура перевозок грузов трубопроводным транспортом выглядит следующим образом: 56% грузов составляет газ; 42,5 – нефть и 1,5% - нефтепродукты. На этот вид транспорта приходится более 50% грузооборота, а вот его доля в массе перевезенных грузов значительно меньше, так как среднее расстояние перевозок превышает 2000км.  
Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью. Преимуществами этого вида транспорта также являются: всесезонность , высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления. 
По общей протяженности трубопроводов Россия уступает только США. Наиболее крупные нефте- и газопроводы проложены из Западной Сибири в Европейскую часть России, в Белоруссию и Украину, в страны Восточной Европы.  
Основные нефтепроводы:

  • «Дружба»: (Альметьевск – Самара – Пенза – Липецк – Орел – Унеча – Мозырь – Брест – Новополоцк). По протяженности это крупнейшим в мире трубопровод. По нему осуществляется поставка нефти в Польшу, ФРГ, Словакию, Чехию, Венгрию. 

  • Поволжье – Центр – Северо-Запад (Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва – Ярославль – Кириши).

  • Коми – Центр (Усинск – Ухта –Ярославль).

  • Поволжье – Сибирь (Альметьевск – Уфа – Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Томск – Ачинск – Красноярск – Ангарск).

 

Основные газопроводы:

  • «Союз» (Оренбург – Фролово – Ужгород).

  • «Сияние Севера» (Уренгой – Медвежье – Игрим – Вуктыл – Ухта – Вологда – Ярославль – Москва).

  • Западная Сибирь – Центр (Уренгой – Медвежье – Сургут – Тюмень – Челябинск – Уфа – Казань – Нижний Новгород – Владимир – Москва).

  • Западная Сибирь – Западная Европа (Уренгой – Медвежье – Серов – Пермь – Ижевск – Помары – Елец – Курск – Ужгород). 

Морской транспорт — один из самых дешевых благодаря огромной грузоподъемности судов, относительно прямолинейным трассам движения. Но требуются значительные затраты на строительство судов и портов. Кроме того, морской транспорт сильно зависит от природных условий. В России 39 портов, но только И относительно крупных. 60% портов мелководны и не могут принимать большие суда. Собственные морские порты обеспечивают потребности страны лишь наполовину. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна(Восточный, Ванино, Владивосток, Находка). Здесь сосредоточено около 25% российского флота.Балтийский бассейн (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград) имеет очень выгодноегеографическое положение, но портов здесь мало, невелика их суммарная мощность. Через порты Черноморского бассейна (Новороссийск) в основном идет экспорт нефти. По морям Северногобассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера

Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки (главным образом на Севере). По рекам выгодно перевозить грузы, не требующие быстрой доставки (лес,нефть, зерно). Основной судоходный бассейн — Волго-Камский. Наиболее крупные порты бассейна — три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. На втором месте по объему выполняемой работы Западно-Сибирский бассейн (Обь с притоками). Крупные порты есть также в Новосибирске, Омске, Томске, Тобольске, Тюмени, Сургуте, Уренгое, Лабытнанге. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн Европейского Севера (Северная Двина, Сухона, Вычегда.

Воздушный транспорт дает большой временной выигрыш на средних и больших расстояниях. В слабоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока это единственное средство сообщения. Наиболее массовые пассажиропотоки направляются из Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому, Западному. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом в России. Крупные авиатранспортные узлы — Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург,Минеральные Воды, Сочи, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Важнейшие виды связи в России — почтовая и телефонная. Сеть почтовой связи достаточно развита (свыше 50 тыс. предприятий, в том числе 2/3 в сельской местности). По обеспеченности населения услугами телефонной связи Россия существенно уступает развитым странам. Быстро развивается сеть мобильной сотовой связи, что позволит смягчить остроту проблемы. Перспективно развитие спутниковой связи.

Сфера услуг (сфера обслуживания), являясь важнейшим элементом инфраструктуры хозяйства представляет собой комплекс отраслей, удовлетворяющих социальные запросы населения. Она относится к третичному сектору экономики. 
Важнейшее значение сферы услуг состоит в повышении производительности труда за счет подготовки высококвалифицированных кадров, полноценного отдыха, сокращения потерь рабочего времени по болезни и т.п. Сфера обслуживания включает:

  • Жилищно-коммунальное хозяйство: (эксплуатация жилья; электроснабжение; теплоснабжение; газоснабжение и др.);

  • Здравоохранение: (поликлиники; больницы; медпункты; станции «скорой помощи»; аптеки и др.);

  • Бытовое обслуживание (ателье; ремонтные мастерские; прачечные, химчистки);

  • Общественное питание (столовые; кафе; рестораны);

  • Розничная торговля: (магазины; рынки; киоски);

  • Учреждения культуры (театры; музеи; библиотеки);

  • Образование: (детские сады; школы и колледжи; вузы);

  • Рекреационное хозяйство (санатории; дома отдыха; турбазы);

  • Кредитно-финансовое обслуживание (Страховые компании; Банки).

Информация о работе Принципиальные различия между городом и сельской местностью в России