Природно-климатический фактор в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 03:49, контрольная работа

Описание работы

Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, - природу его страны. Влияние природно-климатического и географического факторов на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса.
В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории. Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же общие для всех стадии и путь. Историки-профессионалы избегают использовать применительно к истории России понятие «отсталость», предпочитая другой термин – «задержка» движения русской истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Читинский институт (филиал) ГОУ ВПО

«Байкальский государственный  университет экономики и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Природно-климатический фактор в истории России

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы зЭПиПД 1-12-076

Ботников А. С.

Проверил: к.и.н., доцент

кафедры

«Истории и политологии»

Севостьянова Е. В

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2013 

Содержание

 

Введение.

Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, - природу его страны. Влияние природно-климатического и географического факторов на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса.

В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории. Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же общие для всех стадии и путь. Историки-профессионалы избегают использовать применительно к истории России понятие «отсталость», предпочитая другой термин – «задержка» движения русской истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России.

Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель П.Н. Милюков.

Итак, представители трех подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Тем не менее, все они признают воздействие на развитие России неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории западных обществ. В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории: природно-климатический; геополитический; конфессиональный (религиозный); социальной организации.

Работы последнего десятилетия по истории социально-экономического развития России стали учитывать громадную роль в судьбе российского социума природно-климатического, и шире - географического фактора. Однако конкретно-исторический механизм влияния этого фактора нуждается в изучении. Проблема определения места России в мировом историческом развитии не случайна, и возникла она не сегодня. Прежде всего она рождена уникальностью нашей страны как крупнейшей евроазиатской державы, моста между Западом и Востоком, где переплелись самые различные цивилизационные потоки, а также особым циклическим типом исторического развития нашего Отечества.  В чем и заключается актуальность выбранной тематики.

 

 

 

Глава 1. 
Подход к проблематике Л.В. Милова.

Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса. Последним по времени остановился на этой проблеме Л.В. Милов, который при ее решении опирался, пожалуй, на наиболее солидную фактическую базу. По его мнению, в центральной России, составившей историческое ядро Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ – всего 125-130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября по старому стилю). В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота. Находясь в таком жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т.д.). Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким  (декабрь-январь). Конечно, это обеспечивало более благоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4–6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между Россией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий. Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считал Милов, оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующие слои создавали жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом. 
Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права в России.

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Многовековой опыт общинного сожительства крестьян-земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение. Земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские «помочи» сохранились в России вплоть до 1917 года. Общинные уравнительные традиции сохранились и после первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации. Думается, и колхозная система смогла утвердиться в русской деревне лишь благодаря общинным традициям. С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования. Именно эта ситуация во многом способствовала становлению в среде «слуг общества» того типа работника умственного труда, который известен как тип «русского интеллигента». В целом можно даже сказать, что русское патриархальное, не по экономике, а по своему менталитету, крестьянство капитализма не приняло.

Обобщая, можно сделать вывод, что все рассуждения Милова сводились к тому, что климат сильно влиял на историю развития народа.

 

Глава 2. 
Трактовка влияния фактора В.О. Ключевским.

Рассмотрим вторую точку зрения влияния природно-климатического фактора на историю России.

Природа восточно-европейской равнины уже с 13 века, как говорит В.О. Ключевский, занавес истории закрылся, появилась новая российская цивилизация. Восточно-европейская равнина: климат резко-континентальный, суровый. И почва неблагоприятная - всего 3% чернозема, в основном - глинистые и другие неплодородные почвы. Соловьев говорил, что русская природа стала мачехой для русского человека.

Во-первых очень плохое качество почв. Однако качество почв еще не главное. Тем не менее, урожай зависит не столько от качества почвы, сколько от качества обработки. Для качественной обработки у русского человека не было времени. Так как сельскохозяйственный год в среднем длился 135 -147 дней в году. С 12 по 18 века на территории Европы был так называемый малый ледниковый период. Среднемесячная температура была минус 37 градусов (в Москве).

В феодальную эпоху, сельскохозяйственных год был 140 дней в году. Поэтому было необходимо спешить, что привело к изменению, к своеобразию структуры хозяйства. Выращивали лишь самое необходимое. Поэтому основным становится злаководство - выращивались культуры, которые устойчивы к засухе, не требуют ухода. Огородничество не практиковалось. Сажали только то, что само вырастет: репу, брюкву, горох.

Города всегда были окружены садами (дачами). Горожане летом были огородниками - сами заботились о пропитании. Это повлияло на характер ремесла. На Руси летом огородник, а зимой - ремесленник. Три месяца в году он был крестьянином, а в остальное время был ремесленником. Отсюда и качество, и характер ремесла. Торговля носила разносной характер. Лавки возникли лишь с конца 18 века. До этого купцы ходили, меняли, разносили. Поэтому каждое ремесленное изделие изготавливалось на абстрактного потребителя.

Природно-климатический фактор оказал влияние и на убыточность животноводства. При наступлении весны сеять было не на чем, крестьянин впрягался сам. Сельское хозяйство давало низкий прибавочный продукт. Урожайность на Руси до 20 века мерили самами. Сам=2-3 было на Руси. Как следствие - низкий прожиточный уровень. Это породило особенность государственной структуры - налоги. На Руси существовало деспотическое государство. Менялась социальная структура. Отсутствовал прибавочный продукт, следовательно, общество не могло содержать интеллигенцию. Однако, потребности в здравоохранении, искусстве, науке были. Поскольку не было  интеллигенции, эти функции выполняла религия.

Поэтому в России, пока не начал расти прибавочный продукт, не было интеллигенции, не было светской литературы, музыки. Русская культура до 18 века имела религиозный характер.

Природно-климатический фактор повлиял и на социальную структуру. Страны первого эшелона от первобытности ушли к 11 веку, община была изжита, и пришло индивидуальное хозяйство. В России же общинное устройство сохранилось вплоть до 20 века. Даже реформа Столыпина не смогла ничего изменить. Иными словами в России существовала общинная организация. В этих сложных условиях усилия наших реформаторов, направленных на создание фермерских хозяйств не привели ни к чему.

Также природно-климатический фактор повлиял на психологию - в России складывается общинная психология. Так в русской истории был блат, что возникло со времен Киевской Руси. Была борьба с этим.

Еще одно следствие общинной психологии - это уравниловка. Она была всегда. Уравниловка - рычаг к самосохранению общин. Община ломается, если сосед разбогател. Но русский человек был зависим от природы и погоды (можно было с утра до вечера работать на пашне, однако ранняя засуха или заморозки могли погубить все труды).

Таким образом, В.О. Ключесвкой определял зависимость природно-климатических факторов на развитие эпох истории России.

 

Глава 3. 
Территориально-географическое пространство России, интеграция племен.

Уникальная особенность нашей государства - это его огромная территория, занимавшая в XX в. одну шестую всей земной суши. Исторической прародиной, место развитием славян была Восточная - Европейская равнина.

Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, а затем Российская империя преимущественно  находилась в зоне сплошных, величайших в мире лесов, заболоченных земель, со сравнительно небольшими тепловыми  ресурсами, подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами. На севере, вдоль всего Северного Ледовитого океана, простиралась тундра, а южнее лесостепь, переходящая в огромные степные пространства.

Расширение  в 40 раз территории российского государства  в XVI-XIX вв. сделало ландшафт страны более разнообразным, что благоприятно сказалось на процессах этногенеза российского суперэтноса. К лесной Восточно-Европейской равнине на юге и юге-востоке примыкали горы и степи; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке равнины пересекались или окаймляли горными хребтами и плоскогорьями.

Присоединение к российскому государству степных районов позволило собирать более высокий урожай зерновых и овощей, разводить табуны лошадей, отары  овец. Евразийцы считали степь  стержнем, скелетом России.

Необъяснимые просторы России были «благом и проклятьем». Они определили экстенсивный характер развития ее экономики, вплоть до конца XX столетия. Громадность территории, своеобразии природы и ландшафта  оказали влияние на формирование русского национального характера: любовь к широким просторам, свободе, вольности. Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры.

Возможность найти безопасное убежище в лесах, горах, степях обусловила у части населения склонность к бродяжничеству, авантюризму, психологию «рыцарей удачи», бегству от хозяев, семьи, постоянного труда, привязанности и т.д. Любовь к свободе и вольности нередко принимала формы анархии, бунта.

Сухопутные границы российского государства формировались на протяжении столетий, многие из них были постоянными, закрепленными  международных договорах. Многие народы, вошедшие в состав России, не имели государственности, границы их обитания не уточнялись и юридически не оформлялись. И в царской России, и в СССР произвольно устанавливались границы губерний, республик.

Россия  имела самую большую протяженность  сухопутных границ (около 20 тыс. км). На Западе до 1918 г. она граничила с Романо-германским миром. После 1918 г. между ним и Россией (СССР) образовался пояс буферных государств, не имевших сильной государственности, развитой экономики и демократии, ставшей ареной борьбы за влияние на них Западной и Центральной Европы и России. Обе стороны (Россия и Запад) враждебно относились к экспансии друг друга в Восточной Европе.

Информация о работе Природно-климатический фактор в истории России